ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

 

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Избирательное право — Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Выборы — Большая российская энциклопедия. 2016
Избирательное право — Большая российская энциклопедия. 2016
День Выборов — открытки

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


стр. выборы

Избирательное право  • Избирательный округ
Избирательные комиссии  Избирательный участок
Избирательные списки  •  Избирательный ценз

ВЫБОРЫ, см. Избирательная система.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, установленный государством и закреплённый в законодательстве порядок выборов в органы государственной власти. Важнейшую часть избирательной системы составляет избирательное право, определяющее круг избирателей, устанавливающее, кто может участвовать в выборах и быть избранным в представительные органы государственной власти. Только в СССР и странах народной демократии избирательная система носит подлинно демократический характер. В СССР на основе Конституции СССР (статьи 134—140) введено всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Порядок выборов изложен в Положениях о выборах в Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик и в местные органы государственной власти.

В капиталистических странах избирательная система направлена против свободного волеизъявления широких народных масс, права которых грубо игнорируются и урезываются различными цензами (возрастной, имущественный, образовательный, цензы по признакам расы, национальности, оседлости и др.), особой системой выделения избирательных округов и т. п.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, см. Избирательная система.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ, в СССР образуют из представителей общественных организаций и обществ трудящихся для проведения выборов в Советы депутатов трудящихся. Наблюдают за точным выполнением избирать, закона и подводят итоги выборов. При выборах высших и местных органов власти учреждаются центральные, окружные и участковые избирательные комиссии.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ, в СССР списки избирателей, в которые включаются по избирательным участкам все проживающие постоянно или временно на территории данного избирательного участка граждане, достигшие ко дню выборов 18 лет. Каждый избиратель вносится только в один список.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ, в СССР территория, охватывающая определённое число населения, от которого выбирается 1 депутат в соответствующий орган государственной власти.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, в СССР часть избирательного округа, выделяемая для удобства проведения выборов и подсчёта голосов. Образуются исполнительными комитетами соответствующих Советов депутатов трудящихся (городских, районных).

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ, в буржуазных странах условие допущения граждан к участию в выборах в представительные органы (парламент), направленное на ограничение или полное лишение политических прав трудящихся. Существуют избирательные цензы: имущественный, образовательный, оседлости, по признакам расы, религиозных убеждений и др.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, 1) совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов в представительные органы данного государства; 2) право граждан избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в представительные органы власти. См. также Всеобщее избирательное право.

ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, предоставление права участия в выборах представительных органов государственной власти всем гражданам, достигшим определенного возраста без каких-либо ограничений избирательными цензами (см. Цензы избирательные). В СССР и других социалистических странах всеобщее избирательное право закреплено и гарантировано конституциями.

ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ, установленные законом условия, необходимые для приобретения права участвовать в выборах представительных органов государственной власти. В буржуазных государствах наиболее аспространены цензы избирательные: имущественные, оседлости, грамотности. Устанавливая цензы  избирательные буржуазное государство стремится ограничить участие в выборах трудящихся масс. В социалистических государствах нет цензов избирательных, кроме возрастного (как правило, 18 лет). См. также Всеобщее избирательное право.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ, в СССР комиссия в составе представителей общественных организаций, коллективов предприятий, учреждений и организаций. образуемая для организации и проведения выборов в Советы народных депутатов и выборы народных судей.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ, см. Список избирателей.

СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ, официальный документ, в который вносятся все граждане данного избирательного округа, имеющие право участвовать в выборах.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ, документ, выдаваемый избирателю при проведении выборов. Содержит фамилии, имена (в СССР и отчества) кандидатов в депутаты представительного органа, судьи и т. п.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ, основное звено терр. организации населения для проведения выборов в представительные органы государственной власти. От каждого округа выдвигается установленный законом количество кандидатов в депутаты.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, в СССР часть избирательного округа, где голосует определённое количество избирателей.

 

 

ВЫБОРЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

ВЫ́БОРЫ, формализованная процедура отбора путём голосования определённых лиц для единоличного или коллегиального руководства коллективом (обществом, территориальным публичным коллективом, общественным объединением, коммерч. объединением и др.). В государстве избираются президент, парламент, иногда – суды, некоторые должностные лица, главы субъектов федерации, иногда – и политич. автономий, их представительные органы, главы муниципальных образований и их представительных органов. Путём В. формируются комитеты, бюро, правления в политич. партиях, кооперативных объединениях, учёные советы н.-и. учреждений, худож. советы в театрах, выбирается староста прихода верующими и т. д. Законодательно урегулированы (и особенно формализованы) процедуры В. органов государства, органов муниципальных образований и их должностных лиц. В. в добровольных обществ. объединениях регулируются их уставами.

В демократич. странах В. определяют состав органов и должностных лиц, которые в течение определённого срока будут управлять государством. В условиях тоталитарных и авторитарных режимов В. не имеют существенного значения: кандидаты и состав выбираемых органов заранее определены правящей верхушкой. В странах мусульм. фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар и др.) к В. относятся отрицательно, заменяя их аш-шурой – советом правителя с наиболее авторитетными мусульманами и лучшими знатоками священных книг – Корана и Сунны.

Различаются В. междунар. характера (В. непостоянных членов Совета Безопасности ООН Генеральной Ассамблеей ООН, В. Европарламента гражданами государств, входящих в Европейский Союз), всеобщие В. в государстве (президента, парламента), региональные В. (в субъектах федерации, политич. и иных территориальных автономиях, местные В. в муниципальных образованиях). В. могут быть полными (обновляется весь состав избираемого органа) и частичными (довыборы), очередными и внеочередными, альтернативными (есть соперничающие кандидаты) и неальтернативными, прямыми (граждане непосредственно избирают коллегиальный орган или должностное лицо), косвенными (граждане избирают выборщиков, а те – орган или должностное лицо), многостепенными, или многоступенчатыми (граждане сначала избирают низовые органы, а те избирают делегатов в вышестоящий орган и др.). Организация В. включает много составляющих: подготовку и проверку списков избирателей (лиц, имеющих право голосовать), создание избират. округов (избират. единиц) и избират. участков (пунктов голосования), формирование избират. комиссий, выдвижение и регистрацию кандидатов, предвыборное информирование населения и предвыборную агитацию, голосование в назначенный день (в некоторых странах – два дня, в Индии иногда до пяти дней), подсчёт голосов, определение результатов В., подготовку и сдачу в архив необходимых документов.

В подавляющем большинстве конституций стран мира названы принципы избират. права: всеобщие, равные, прямые В. при тайном голосовании. В ряде государств установлены ограничения на участие в В.: так, в некоторых мусульм. странах (Кувейт и др.) избират. прав лишены женщины, во многих странах существует ценз оседлости: для того чтобы получить право голосовать, необходимо проживать в низовом муниципальном образовании (иногда – в стране) определённое время (в Японии – 3 мес, во Франции – 6, в разных штатах США – от 1 дня до 30 дней). В некоторых странах существуют куриальные В.: население делится на определённые группы (курии) в зависимости от социального положения, рода занятий и др., и законом заранее от каждой курии устанавливается определённая численность депутатов в представительные органы, что нарушает равенство избирателей. Прямые В. практикуются во всех странах. В единичных странах используются косвенные (для избрания Президента США) и многостепенные (Китай) В. Свобода В. означает, что избиратель подаёт свой голос только по своему желанию, подкуп, насилие, шантаж и др. караются по закону. Избиратель в подавляющем большинстве стран участвует в В. добровольно, но во многих странах (Италия, Египет, Турция, Бразилия и т. д.), согласно конституциям, участие в В. рассматривается как гражд. долг. За неявку на В. судом может быть наложен штраф (в некоторых странах, напр. в Люксембурге, довольно значительный). Во всех странах, где не установлено законом обязат. голосование, существует значительный абсентеизм избирателей. Иногда В. из-за неявки избирателей признаются несостоявшимися. Для противодействия этому, помимо установления обязат. голосования, снижается планка явки избирателей, т. е. устанавливается довольно низкий процент явки, при котором В. признаются состоявшимися (в России на выборах в Гос. думу достаточно 25%, в Великобритании В. признаются состоявшимися, если пришёл хотя бы один избиратель).

Порядок определения результатов В. зависит от того, какая избират. система действует в данной стране (пропорциональная, мажоритарная, смешанная и др.) и какие именно разновидности данных систем применяются. При мажоритарной системе (от франц. majorite – большинство) побеждает получивший большинство голосов (квалифицированное, абсолютное или относительное в зависимости от того, что установлено законом). 

При пропорциональной системе партии получают места пропорционально полученным голосам. Действует принцип избират. квоты, или избират. метра: поданные голоса избирателей делятся на число замещаемых мандатов, и каждая партия получает такое число мандатов, сколько избират. квот содержится в полученных ею голосах. При данной системе избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за ту или иную политич. партию. Партия обычно передаёт эти мандаты по порядку кандидатов в парт. списке, но в некоторых странах допускается т. н. преференциальный вотум (при открытых парт. списках): в избират. бюллетене имеются имена кандидатов от партий, и, отмечая партию, за которую избиратель голосует, он одновременно может указать и наиболее предпочтительных для него кандидатов.

В России при выборах парламента и законодат. собраний субъектов Федерации с 2004 применяется пропорциональная система.

Лит. см. при ст. Избирательное право.

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия


ИЗБИРА́ТЕЛЬНОЕ ПРА́ВО, 1) совокупность правовых норм, регламентирующих обществ. отношения, связанные с организацией и проведением выборов в органы гос. власти и местного самоуправления: принципы И. п.; требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам на выборные должности; порядок формирования и деятельности органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, образования избират. округов, регистрации избирателей; способы выдвижения кандидатов; процедуры избират. кампании и голосования; порядок определения результатов выборов; способ обжалования нарушений в ходе избират. кампании и опротестования результатов выборов; 2) право избирателя голосовать (активное И. п.) и баллотироваться в качестве кандидата (пассивное И. п.).

Во многих странах специально оговаривается законодат. регламентация института выборов (ст. 31 Конституции Дании, ст. 26 Конституции Австрии, ст. 10 Конституции Болгарии). В ряде стран (Франция, Бельгия, Аргентина, Коста-Рика) действуют избират. кодексы – комплексные акты, в которых содержится осн. масса норм И. п. В конституц. праве Португалии предусмотрено, что новый избират. закон или поправки к действующему закону могут быть приняты не позднее чем за 5 мес до выборов, иначе они будут действовать только в отношении последующих выборов. В Италии в отношении законопроектов по избират. вопросам запрещено применять сокращённую процедуру рассмотрения в парламенте (ст. 72 Конституции).

В Рос. Федерации осн. принципы И. п. закрепляются в Конституции РФ и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002), порядок избрания федеральных органов гос. власти регламентируется в спец. актах – федеральных законах «О выборах Президента РФ» (2003), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2005).

Осн. действующими лицами на выборах являются избиратели, которые непосредственно определяют результат голосования, и кандидаты на замещение выборных должностей, чья дальнейшая судьба зависит от поддержки избирательного корпуса. В законодательстве всех стран детально регламентируются требования, необходимые для осуществления активного и пассивного И. п. (см. Избирательные цензы). В большинстве государств в качестве необходимых условий для участия в голосовании закрепляются достижение установленного возраста, вменяемость, наличие гражданства, включение в списки избирателей. В РФ избирателем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет.

Во многих странах допускается ограничение И. п. в связи со вступлением в силу приговора суда. При этом законодатель может увязывать подобные санкции с фактом вынесения наказания в виде лишения свободы (Россия), с определённым сроком данного наказания (более одного года – Австрия), конкретным составом преступления (Италия). В законодательстве ряда государств предусматривается наказание в виде лишения И. п. В Финляндии оно применяется к лицам, осуществлявшим продажу и покупку голосов избирателей, путём насилия или угрозы препятствовавшим реализации права голоса др. гражданами либо проголосовавшим более чем в одном избират. округе на парламентских выборах.

Общие требования, предъявляемые к кандидатам, как правило, содержат дополнит. условия по сравнению с активным И. п. Так, не могут быть кандидатами граждане РФ, имеющие гражданство иностр. государства либо документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностр. государства. Действуют также спец. предписания о неизбираемости или несовместимости должностей. Неизбираемость – это запрет или ограничение возможности баллотироваться в качестве кандидата. Различают абсолютную (невозможность баллотироваться во всех избират. округах) и относительную неизбираемость (запрет баллотироваться в определённых избират. округах). Как правило, неизбираемость связана с осуществлением определённой деятельности или занятием конкретных должностей. Цель абсолютной неизбираемости – обеспечение независимости члена представительного органа (напр., в Испании запрет баллотироваться в парламент членам королевской семьи, внесённым в гражд. реестр). Цель относит. неизбираемости – охрана свободы избирателя, ограничение возможности кандидата использовать служебное положение при проведении избират. кампании (напр., запрет губернаторам штатов в Мексике баллотироваться на выборах в Палату депутатов по округу подведомственного им штата в течение всего срока полномочий и после выхода в отставку). Нарушение условий неизбираемости во всех случаях влечёт недействительность выборов и лишение мандата.

Несовместимость должностей – это запрет лицам, получающим посты в результате выборов, занимать определённые должности в течение всего срока полномочий. Так, депутаты Гос. думы в соответствии с Конституцией РФ не могут находиться на гос. службе, заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творч. деятельности (ст. 97). Этот запрет направлен на более последовательное осуществление принципа разделения властей в рамках гос. механизма, а также на обеспечение юридически равных возможностей для участия кандидатов в избират. кампании. Требование несовместимости должностей означает необходимость выбора между двумя должностями, который необходимо сделать либо до, либо после выборов. Напр., в Бразилии министры и губернаторы штатов, намеренные баллотироваться в парламент, должны оставить свой пост за 6 мес до выборов. Во Франции депутат Нац. собрания, подпадающий с момента своего избрания под один из случаев несовместимости, должен сложить с себя др. обязанности в течение 15 дней после избрания или после решения Конституционного совета, если его избрание опротестовано.

Лит.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 2003; Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2006; Избирательное право. М., 2007.

 

 

Ссылка


  • Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) — Гос. думы... Википедия

 

 

День Выборов — открытки


выборы

26 июня 1938 — день Выборов в Верховный Совет РСФСР. Открытка

 

выборы 1946

10 февраля 1946 — День выборов в Верховный Совет СССР

 

выборы 1946

10 февраля  1946 — День выборов в Верховный Совет СССР

 

выборы 1951

18 февраля 1951 — День выборов в Верховный Совет РСФСР

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024