ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


«ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ», путь, по к-рому с 9 в. шла торговля Руси и народов Прибалтики с Византией. Начинаясь от Балтийского м., путь шёл по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до Зап. Двины, волоком до Днепра, далее по Днепру в Чёрное м. На этом пути находились крупнейшие древнерусские города — Киев, Новгород Великий и др.

 

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980


ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ», древний вод. торг. путь из Балт. в Чёрное м., по к-рому в 9—12 вв. шла торговля Руси и Сев. Европы с Византией. От Балт. м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Зап. Двина, волоком до р. Днепр и далее в Чёрное м. На этом пути находились крупнейшие рус. гг. Новгород Великий, Киев и др.

 

 

Культура Ленинградской области. Энциклопедия


ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ». В IX-XI вв. связывал Русь и Сев. Европу с Византией по маршруту: Балтийское море – р. Нева – Ладожское оз. – р. Волхов – оз. Ильмень – р. Ловать – волоки до р. Западная Двина – волоки до р. Днепр, далее по его течению в Черное море.

«Заморские гости». Н. К. Рерих. 1901

Воен.-торг. путь соединял древнерус. города (Ладога, Новгород, Смоленск, Киев) с Константинополем и центрами европ. торговли (Дорестад, Хедебю, Бирка и др.). «Повесть временных лет» (нач. XII в.) описывает П. в связи с апокрифическим преданием о путешествии ап. Андрея из Причерноморья до «гор Киевских» и места будущего Новгорода, далее до Рима. Плавания русов сер. X в. описаны Константином Багрянородным. В наши дни парусно-весельные суда экспедиции «Нево» (1985-95) прошли 2720 км от о. Большой Тютерс в Финском зал. до о-ва Березань в днепро-бугском лимане за 90-95 дневных переходов (всего с дневками – 110-115 дней).

«Волокут волоком». Н. К. Рерих. 1915

Преодоление волоков в ловатско-двинском и двинско-днепровском междуречьях заняло ок. двух недель. Вдоль трассы располагались 110 древнерус. опорных пунктов (320 археол. памятников): города, открытые торг.-ремесл. поселения, сторожевые крепости, навигационные ориентиры, сел. поселения. Сквозные контакты между Балтикой и Черным морем прослеживаются с 825-39. С XI в. юж. часть П. у днепровских порогов подвергалась нападениям кочевников. На терр. Лен. обл. отмечены археол. свидетельства прокладки и функционирования П.: у гавани о. Б. Тютерс в Финском заливе; близ устья р. Нева, в Петергофе и Галерной гавани; на р. Волхов, вокруг гавани гор. поселения в Старой Ладоге (с сер. VIII в.); а также в зонах порогов у дер. Новые Дубовики, Вельсы – Гостинополье, Городище – Подсопье.

Лит.: Повести Древней Руси / Пер. и ред. Д.С. Лихачева. Л., 1980. С. 126; Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарии / Под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосильцева. М., 1989. С. 44-51; 291-332 (коммент.); Лебедев Г.С., Жвиташвили Ю.Б. Дракон «Нево»: На Пути из Варяг в Греки: Археолого-навигационные исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземноморьем. 2-е изд. СПб., 2000.
К.М. Плоткин

 

 

 «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» // Большая российская энциклопедия. Том 10. — Москва, 2008. — С. 733—734


«ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ», закрепившееся в историографии летописное название трёх европ. водных путей, соединявших Балтийское и Средиземное моря: 1) морского пути через Северное м. и Бискайский зал.; 2) речного Балтийско-Волжского пути – от Финского зал. Балтийского м. через «озеро Нево» (р. Нева и Ладожское оз.), р. Волхов, оз. Ильмень, р. Мста и др., р. Волга до Каспийского м.; 3) речного Балтийско-Днепровского пути – от Финского зал. Балтийского м. через «озеро Нево», р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать в Зап. Двину и её притоки (позднее также от Рижского зал. Балтийского м. в Зап. Двину и её притоки), оттуда в Днепр к Чёрному («Русскому») м. и далее до визант. портов. Балтийско-Днепровский путь имел ответвления: от Днепра через реки Угра, Ока до Волги; от Днепра через реки Припять, Березина, Неман до Балтийского м.; от Днепра через реки Припять, Буг и Висла до Балтийского м.; от Днепра через реки Припять, Случь или Горынь в реки Збруч или Серет, затем Днестр до Чёрного моря.

«Повести временных лет» все три пути объединены в единый водный путь вокруг Европы. Он упоминается в этногеографич. введении; фрагменте, специально посвящённом пути «Из в. в г.»; рассказе о путешествии ап. Андрея Первозванного. Часть Балтийско-Днепровского пути от Верхнего Поднепровья до Византии описана Константином VII Багрянородным в трактате «Об управлении империей» (сер. 10 в.).

Мор. путь из Балтийского м. в Средиземное м. вокруг Зап. Европы был проложен поэтапно, в ходе грабительских набегов викингов на Англию, Францию и Испанию на протяжении 9 в., но уже в 10 в. он стал использоваться для торговых целей и превратился в одну из осн. коммуникаций Сев., Зап. и Юж. Европы.

Освоение Балтийско-Волжского и Балтийско-Днепровского путей происходило на протяжении 8–10 вв. (хотя нижнее течение р. Днепр было известно уже в античности). Оно сопровождалось возникновением в узловых пунктах торгово-ремесленных поселений, в них явно отмечается присутствие варягов. К древнейшим поселениям со значит. концентрацией сканд. древностей относятся Ладога (см. в ст. Старая Ладога), Рюриково городище, Тимирёво (см. в ст. Тимирёвское поселение и могильник). На месте перехода из Днепра в Зап. Двину возникло Гнёздово, ставшее в 10 в. крупнейшим торгово-ремесленным и воен.-адм. центром. В узловых пунктах пути отмечены топонимы Волок, Перволок, Переходцы.

С кон. 9 в. на сев. часть Балтийско-Волжского (до впадения р. Кама в р. Волга) и практически на весь Балтийско-Днепровский путь распространялся контроль киевских князей. Исключением являлся участок южнее притоков Днепра (правого – р. Рось и левого – р. Ворскла): он проходил по территории кочевников (печенегов, затем половцев), регулярно нападавших на суда во время их разгрузки для преодоления Днепровских порогов (во время такого набега погиб кн. Святослав Игоревич). Для безопасности корабли собирались в караваны. В 11–12 вв. киевские князья нередко высылали охрану к Днепровским порогам.

Балтийско-Днепровский путь сыграл важнейшую роль в развитии вост. славян, становлении Др.-рус. гос-ва, его политич. и экономич. жизни, с кон. 9 в. он связывал два осн. центра – Новгород и Киев и стягивал вокруг себя земли завоёвываемых киевскими князьями вост.-слав. племенных образований. Его экономич. значение неуклонно возрастало по мере роста внутр. торговли в рус. княжествах и землях. В 12 в. в Смоленском кн-ве и, возможно, значительно раньше в Новгородской республике возникли волоковые службы для проведения судов по опасным для навигации местам и перегрузки товаров; в договорах Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 и Новгорода с нем. городами и Готландом 1269 определялись оказываемые купцам услуги и их стоимость.

В кон. 12 – 13 вв. в результате усложнения обстановки в степной зоне (активизация половцев, а затем приход монголо-татар) и изменения торговой конъюнктуры на Чёрном и Средиземном морях (в результате образования государств крестоносцев на Ближнем Востоке и возобновления торговли с Левантом, монополизированной Венецией и Генуей) значение Балтийско-Днепровского и Балтийско-Волжского путей ослабело.

Лит.: Загоскин Н. П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской России. Казань, 1910; Рыбаков Б. А. Торговля и торговые пути // История культуры Древней Руси. М.; Л., 1948. Т. 1; Noonan T. S. The Dnieper Trade Route in Kievan Russia (900–1240 A. D.). Ann Arbor, 1967; Авдусин Д. А. Гнездово и днепровский путь // Новое в археологии. М., 1974; Лебедев Г. С. Путь из варяг в греки // Вестник ЛГУ. Сер. История, язык, литература. 1975. Вып. 4.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиолет.). Другие торговые пути VIII—XI веках показаны оранжевым цветом.

Путь «из варя́г в гре́ки» (также Варя́жский путь или Восто́чный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.

Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в начале X века — середине XIII века. Как пишет академик Д. С. Лихачёв, этот торговый путь «был в Европе наиболее важным вплоть до XII века, когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад».

География

«Путь из варяг в греки» упоминается в источниках один раз — в легенде о путешествии апостола Андрея из Крыма в Рим через Ладогу, вставленной в «Повесть временных лет» игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году по приказу Владимира Мономаха. Автор «Повести временных лет» описал путь таким образом... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024