Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 252
ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Преображенский монастырь), мужской монастырь, основан, предположительно, в начале 14 в. (по некоторым данным, в 12 в.) на берегу острова Валаам (Ладожское озеро), на границе новгородских и шведских земель. Являлся русской пограничной крепостью. Разорён шведами в 1611. В 1715 восстановлен по приказу Петра I. Несмотря на суровый климат, на землях Валаамского монастыря было хорошо поставлено сельское хозяйство.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 191
ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Преображенский), мужской, на острове Валаам в Ладожском озере. Основан новгородцами не позднее начала 14 в. Множество раз отражал нападения шведов, в 1611 разорён ими. Восстановлен в 1715. Архитектурный памятник 18—19 вв.
Большая российская энциклопедия. Том 4. — Москва, 2006. — С. 523-524 // Электронная версия |
Валаамский монастырь. Свято-Никольский скит.
ВАЛАА́МСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Валаамский в честь Преображения Господня ставропигиальный мужской монастырь). Точная дата основания В. м. неизвестна; первые христианские приходы появились на берегах Ладожского оз. не позднее 12 в.
Основателями монашества на о. Валаам считаются святые Сергий и Герман Валаамские. Наиболее ранние документальные свидетельства о В. м. относятся к 14 в. Монастырь неоднократно разорялся шведами. В 18 в., при игумене Назарии (1782–1801; подвижник из Саровской пустыни), на Валааме был введён Саровский монастырский устав. Наибольшего расцвета В. м. достиг в 19 в. при игумене Дамаскине (Кононове; 1839–81). В 1-й пол. 19 в. учениками прп. Паисия Величковского на Валааме возрождено старчество.
До 1917 В. м. был одним из самых крупных рос. монастырей, его называли Северным Афоном. Из В. м. вышли подвижники и основатели монастырей: Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий и др. Монастырь посещали императоры Александр I (1819), Александр II с вел. кн. Александром Александровичем (1858). С Валаамом связано творчество мн. деятелей рус. культуры и иск-ва: художников И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. К. Рериха; писателей Н. С. Лескова, И. С. Шмелёва, Б. К. Зайцева и др. К 1917 на Валааме насчитывалось: 21 храм (15 каменных и 6 деревянных) с 26 престолами, 22 часовни; общее количество братии составляло 600 монашествующих и 86 трудников; существовали небольшие производства (смоляной, кирпичный, свечной, кожевенный заводы, разл. мастерские), ферма, процветали садоводство, огородничество, рыболовство, кустарные промыслы. В. м. владел обширными архивом и библиотекой, славился певческими традициями (известное «Валаамское пение», «Валаамский распев»). В 19 – нач. 20 вв. в С.-Петербурге и Москве были устроены подворья В. м. с храмами.
После 1917 В. м. оказался на территории, отошедшей к Финляндии. Приобретение Финл. православной церковью самостоятельности и переход на новый стиль вызвали раскол среди монахов В. м. Несогласных с решениями финских гос. и церковных властей в 1925–27 выслали с Валаама. В 1930 в В. м. насчитывалось 278 чел. братии. В марте 1940, после советско-финляндской войны 1939–40, о. Валаам отошёл к СССР. Тогда же В. м. был закрыт; часть насельников переехала в Финляндию, где основала Нововалаамский мон., существующий и поныне (в юрисдикции Финл. православной церкви). С 1940 на территории В. м. размещались сначала школа юнг, затем совхоз, а в 1952–84 интернат для инвалидов войны и престарелых. В результате хозяйств. использования были погублены мн. памятники на территории монастыря, разорены все скиты, уничтожены дерев. храмы и часовни.
В сент. 1989 состоялось офиц. открытие монастыря; началось возрождение монашеской жизни на Валааме. В 1990 В. м. присвоен статус ставропигиального. С 1991 в ведение Рус. православной церкви Московского патриархата начали передавать сохранившиеся здания монастырского комплекса. В мае 1991 были обретены мощи валаамского подвижника иеросхимонаха Антипы (в 1992 причислен к лику святых). В 1992 издан Указ Президента РФ «О Валаамском архипелаге и Спасо-Преображенском монастыре». В нач. 21 в. в В. м. – более 200 насельников.
Первоначально постройки В. м. были деревянными; самое раннее их изображение имеется на миниатюре из Жития прп. Александра Свирского (17 в.). Каменное строительство началось в 1785 по плану, составленному игуменом Назарием и восходящему к монастырям Афона. При игумене Дамаскине гл. архитектором В. м. стал А. М. Горностаев, который в своих проектах ориентировался на рус. зодчество 16–17 вв.; эти традиции были позднее продолжены Г. И. Карповым, В. И. Баранкеевым и др., что придало стилистич. цельность всему комплексу монастыря и скитов. Здания В. м. с келейными зданиями образуют 2 каре: внутреннее (1785–1801) с Успенской ц. (1785) и внешнее (с мастерскими, больницей, 2-я пол. 19 – нач. 20 вв.). Центром ансамбля является 5-главый Спасо-Преображенский собор в русско-византийском стиле (1887–96, архитекторы А. В. Силин, Г. И. Карпов и Н. Д. Прокофьев), возведённый на месте старого (кон. 18 в.), – с верхним престолом Преображения Господня и нижним престолом Преподобных Сергия и Германа Валаамских; его колокольня (самая высокая точка архипелага) напоминает рус. шатровые звонницы 17 в. (росписи и иконостасы исполнили монастырские художники). Сохранились также Святые врата (кон. 18 – нач. 19 вв.) и надвратная ц. Святых апостолов Петра и Павла (1802–09), ц. Живоначальной Троицы (1814, 1837), гостиница (1852, арх. Горностаев), работный дом (1871, арх. Карпов); игуменское кладбище с ц. Преподобных отцов (освящена в 1876).
За пределами осн. архит. ансамбля располагаются скиты (Святоостровский, с дерев. ц. Александра Свирского, 1855; Авраамиевский, Сергиевский, Германовский, Коневский, Тихвинский и др.), часовни, поклонные кресты. В кон. 19 – нач. 20 вв. возникли сооружения, напоминающие о святынях Иерусалима: мраморная часовня с подобием Гроба Господня в ц. Воскресения Господня (1901–1906, арх. В. И. Баранкеев) Воскресенского скита, Успенская ц. Гефсиманского скита и др. Деревянная ц. Смоленской иконы Божией Матери (1915–17) Смоленского скита была выстроена в «древнем новгородском» стиле по проекту вел. кн. Петра Николаевича в память о рус. воинах, павших в 1-й мировой войне.
В 1979 о. Валаам присвоен статус историко-архитектурного и природного музея-заповедника, началась реставрация отд. памятников. В 1999 на территории о. Валаам создан природный парк «Валаамский архипелаг». Организуются паломнические поездки.
Лит.: Описание Валаамского монастыря и скитов его. М., 1913; Рывкин В. Р. Композиционные особенности Валаамского комплекса // Архитектурное наследство. М., 1981. № 29; Левиаш Т. Л. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Валаам»: Путеводитель. Петрозаводск, 1989; Тропами Валаама: Путеводитель / Сост. Б. Е. Казанков. СПб., 1994; Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. СПб., 2004; Онуфрий (Маханов). Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. СПб., 2005.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.1907—1909
Валаамскiй Преображенскiй мужской монастырь, 1-го класса, Выборгской губ., сердобольскаго уѣзда, въ 40 в. къ В. отъ Сердоболя и въ 200 в. отъ С.-Петербурга, въ сѣв.-зап. части Ладожскаго озера, на южномъ берегу острова, называемаго финнами Валамо (высота), при заливѣ Монастырскомъ. Основателями монастыря считаются препод. Сергiй и Германъ, мощи которыхъ нынѣ покоятся въ соборномъ храмѣ; память ихъ чтится 28 iюня и 11 сентября. Когда былъ основанъ монастырь — неизвѣстно; нѣкоторые считаютъ, что онъ существовалъ уже въ Х вѣкѣ и въ немъ принялъ иночество пр. Авраамiй — ростовскiй чудотворецъ. Другiе говорятъ, что монастырь основанъ въ XII в., когда здѣсь подвизался Корнилiй, основатель Полюстровскаго Рожд. мон. Находясь на границѣ новгородскихъ и шведскихъ владенiй, монастырь часто былъ сжигаемъ и раззоряемъ шведами, но возникалъ вновь. Въ послѣднiй разъ онъ былъ разоренъ въ 1611 г. и оставался въ запустенiи до 1715 г., когда, по приказанiю Петра I, былъ возобновленъ. Въ 1822 г. монастырь сдѣланъ первокласснымъ. Мощи преп. Сергiя и Германа съ 1611 по 1721 гг. находились въ Николаевскомъ Староладожскомъ монаст. Къ монастырю приписано 7 скитов: Авраамiевъ, Всѣхъ-Святскiй, Ильинскiй, Iоанно-Предтеченскiй, Коневскiй, Николаевскiй и Александро-Свирскiй-Святоостровскiй; всѣ они находятся отъ монастыря въ разстоянiи отъ 1 до 10 в. Изъ этихъ скитовъ заслуживаютъ особаго вниманiя Александро-Свирско-Святоостровскiй, въ 7 в. отъ Валаамского мон. Онъ расположенъ на островѣ Святомъ, имѣетъ до 140 ф. высоты. Тутъ, по преданiю, принявшiй иночество на Валаамѣ пр. Александръ-Свирскiй спасался въ пещерѣ, изсѣченной въ скалѣ (XV ст.). До сихъ поръ сохраняются въ этой пещерѣ маленькiй очагъ, крестъ и образъ, очень древнiе. Въ память преподобнаго здѣсь устроена въ 1855 г. церковь и 3 домика для братiи. Нижнiй храмъ Iоанно-Предтеченскаго скита высѣченъ въ гранитной скалѣ. Въ Николаевско-Валаамскомъ скитѣ особенно почитается рѣзное изображенiе св. Николая.
Монастырю принадлежатъ около 40 острововъ: всѣ они въ сложности занимаютъ до 3100 дес. земли. Изъ этой земли до 20 дес. подъ монастырскими зданiями. Удобной земли для посѣвовъ и сѣнокоса около ста тридцати десятинъ. Климатъ довольно суровый: по метеорологическимъ наблюденiямъ станцiи 2-го разряда, существующей на Валаамѣ уже нѣсколько лѣтъ, средняя температура года 3,1°, января — 9,6°, апрѣля +1,6°, iюля +15,7°, октября +4,0°. Несмотря на суровость климата, на Валаамѣ есть плодовые сады, въ которыхъ созрѣваютъ яблоки и вишни. У монастыря прекрасно поставлено молочное хозяйство, и продукты его идутъ на пропитанiе братiи и многочисленныхъ богомольцевъ. Жизнь въ Валаамскомъ монастырѣ для братiи строгая, но многiе не удовлетворяются ею и уходятъ въ скиты. Особенность скитской жизни заключается въ чередномъ чтенiи Псалтыри. Въ свободное отъ чтенiя время скитники исполняют черныя работы, рубятъ дрова и т. д. Женщины въ скитъ Всѣхъ Святыхъ могутъ входить только разъ въ годъ, а въ скитъ Iоанна Предтечи (самый строгiй изъ всѣхъ) доступъ имъ вовсе запрещенъ. Трапеза скитниковъ всегда постная и состоитъ изъ однихъ овощей. Монахи вырѣзываютъ крестики, образа, ложки и занимаются мастерством иконописнымъ, столярнымъ, слесарнымъ, малярнымъ, кузнечнымъ и т. д. Мощи св. Сергiя и Германа и слава о строгой жизни иноковъ привлекаютъ въ монастырь массу богомольцевъ. Въ дни постовъ Петровскаго и Успенскаго число богомольцевъ достигаетъ до 4 тысячъ человѣкъ. Пароходное сообщенiе Петербурга съ монастыремъ продолжается не болѣе 5-ти мѣсяцевъ, отъ конца мая до конца октября. Зимою иногда можно ѣздить по Ладожскому озеру недѣли три, а иногда, по случаю сильныхъ вѣтровъ, сообщенiе по льду совсѣмъ прекращается. Литературу см. въ книгѣ В. В. Звѣринскаго: «Матерiалъ для историко-топографическаго изслѣдованiя о православныхъ монастыряхъ» (СПб., 1890). А. С.
Э. М. Горелова, В. А. Кириллова, И. М. Распопов. Ладога. — Л., Лениздат. 1974
В центральной, самой глубокой части Ладожского озера громадной каменной скалой встает Валаам. Издали кажется, что это единый большой остров, на самом же деле он состоит из 50 островов. Самый большой из них — Валаам, давший название всему архипелагу. В Валаамский архипелаг входят также Байевые острова, Крестовые, Хонка-сари и Ханхипаси.
Остров Валаам.
«Валамо»— слово финское, в переводе означает высота. Скалистые острова поднимаются над озером на 61 метр. Местами берега отвесно уходят в воду на десятки метров. На Никоновском острове такая каменная стена опускается в глубину на 200 метров. Сложены острова темно-серым и красноватым гранитом. Иногда встречается почти черный гранит с зеленоватыми и красными крапинками. Отполированный, он дает при солнечном свете великолепную игру красок.
К острову Валаам вплотную прилегает другой большой остров — Скитский. Лишь узкий пролив разделяет их. Восточная часть этого пролива называется Монастырской бухтой. В глубине ее высоко на горе стоят соборная церковь и другие постройки бывшего Преображенского мужского монастыря... Читать в книге главу — Валаам