Горелова Э. М., Кирилова В. А., Распопов И. М. Ладога. — Л.: Лениздат, 1974. — С. 112—119
ГОРОДА ПРИЛАДОЖЬЯ. ПАМЯТНЫЕ МЕСТА
Многие столетия насчитывает история русского государства. Ее начинают многочисленные славянские племена, рассеянные по территории русской равнины, по берегам ее крупных рек — Дона и Днепра, Волги, Оки, Ладожского и Онежского озер. На берегах Ладожского озера самые ранние следы славянских поселений относятся к VI—VIII векам. Восточные славяне широко расселялись по территории Приладожья. Они основали на берегах Ладожского озера укрепленные поселения — Ладогу, Корелу, Сердоболь, Олонец, которые в течение нескольких столетий охраняли рубежи русского государства.
Старая Ладога
История Старой Ладоги насчитывает более тысячи лет. Первое поселение находилось здесь на мысу, образованном реками Ладожкой и Волховом. Время его возникновения относят к VII веку. Tyт была построена земляная крепость, южная часть которой сохранилась до наших дней под названием Земляного городища.
Старая Ладога. Вид на крепость.
Археологические раскопки в Старой Ладоге были начаты еще в 80—90 годах XIX века. В 1909—1913 годах здесь работала экспедиция Петербургского этнографического музея под руководством Н. И. Репникова. В 1938—1950 годах раскопки городища вел Институт материальной культуры Академии наук СССР. Руководили раскопками В. И. Равдоникас и Г. П. Гроздилов.
Старая Ладога. Воротная башня крепости.
Археологи обнаружили трехметровый слой, где последовательно залегали остатки деревянных сооружений от VII до XI веков. Такой пласт в археологии называют культурным слоем. Обычно при раскопках среди найденных предметов почти не бывает деревянных, так как дерево и другие органические вещества быстро перегнивают. В Старой Ладоге культурный слой оказался лежащим на водоупорной глине. Грунтовые воды не могли сквозь нее просочиться и удерживались в верхних слоях. Они преграждали доступ воздуху, процессы гниения протекали очень медленно, поэтому деревянные предметы хорошо сохранились, хотя и пролежали в земле многие столетия.
Староладожское городище занимало площадь 150 на 150 метров. Одной стороной оно выходило к крутому берегу Волхова, а остальные три стороны защищались рвом и земляным валом. По краю вала был поставлен частокол из толстых дубовых бревен. Позднее его заменили срубами, заполненными землей и камнями.
По сообщениям Новгородской и Ипатьевской летописей, с 862 года Ладога стала столицей первого российского князя Рюрика, который «срубил град» в Ладоге, то есть построил деревянные стены вокруг поселения, бывшего здесь до него. Вскоре после смерти Рюрика центр молодого русского государства переместился в верховье Волхова, где был основан город Новгород. С этого времени Ладога считалась «пригородом» Новгорода, крепостью, защищавшей новгородские владения, и административным центром новгородских земель на берегах Ладожского озера. Управлял Ладогой новгородский посадник. Город был богатый, имел свое войско.
Ладога была крупным экономическим центром русского государства. Здесь проходил главный торговый путь с Запада на Восток, из моря Варяжского (Балтийского) в море Хвалынское (Каспийское). Расположенная на перекрестке двух великих водных путей — волжского и днепровского, Ладога была первым русским городом на пути из Балтийского моря в Россию и дальше на Восток и основным перевалочным пунктом на этом пути. Здесь товары перегружали с морских судов на речные, здесь нанимали лоцманов для прохода через волховские пороги.
Город быстро рос, ему становилось тесно за земляным валом, и XIX—Х веках появилось околоградьепосад за пределами Земляного городища. К концу ХII века Ладога достигла почти современных размеров. Городской посад делился на пять «концов» с несколькими улицами: Варяжской, Прогонной, улицами Даниславля, Митина, Федорова. На Варяжской находились лавки иноземных купцов, главным образом шведов. Улицы были покрыты деревянными мостовыми.
В 1114 году при Владимире Мономахе в Ладоге была заложена каменная крепость: «Павел посадник Ладожский заложил Ладогу город камян,— записал летописец. Для сооружения крепости собрали население со всех новгородских земель, Крепостные стены возводились из сцементированного булыжного камня и известняковых плит и имели толщину 2,5—3 метра. Крепость имела форму вытянутого треугольника, по углам которого и в середине его длинных сторон — восточной и западной — были расположены пять башен. С восточной стороны крепостная стена омывалась водами Волхова. Здесь посреди стены возвышалась Тайничная башня. Внутри нее был колодец для снабжения крепости питьевой водой во время осады, сообщавшийся с Волховом керамическими трубами. С крепостного двора в Тайничную башню вела широкая каменная лестница, остатки которой видны и сейчас.
Угловая юго-восточная башня называлась Раскатной. На открытой площадке башни стояла пушка. Из Раскатной башни вдоль Волхова тянулся подземный коридор (он обрушился при устройстве здесь в XIX веке ямы для гашения извести). Северный угол крепости оканчивался Стрелочной башней. Юго-западная башня называлась Клементовской. Она находилась рядом с Земляным городищем, где стояла соборная церковь города Ладоги — церковь Климента.
Башня западной стены крепости носила название Воротной. Под ней находился единственный вход в крепость, закрывавшийся двойными дубовыми воротами. Все башни были устроены на «три боя», то есть состояли из трех этажей с бойницами. В настоящее время в башнях сохранились лишь два яруса. В конце XIX века еще существовали нижние части верхнего, третьего боя, но со временем они полностью разрушились. Стены башен имели толщину до 4 метров. Общая высота стен с башнями достигала 10 метров. С северо-западной стороны крепость выходила на берег реки Ладожки, впадающей в Волхов, а с юга была ограничена глубоким рвом, отделяющим крепость от Земляного городища. Ров в случае осады заполняли водой. В виде глубокой балки этот ров существует до сих пор. Ладожане называют балку «тайником», так как местные легенды рассказывают о таинственных подземных ходах, ведущих из крепости через балку в Земляное городище. Археологические исследования не подтверждают этих рассказов. Раскопки, проведенные в каменной крепости, обнаружили лишь тайный выход из Климентовской башни, но не под землю, а на поверхность земли. Этот выход использовался для неожиданных вылазок против неприятеля.
Начиная с X века на протяжении ряда столетий северные славяне вели упорную борьбу с племенами, населявшими современную Скандинавию. На Руси они назывались общим именем — варяги. Первое письменное сообщение о борьбе ладожан с варягами найдено в древних скандинавских сагах. В одной из них рассказывается, что в 997 году норвежский вице-король Эрик осадил Альдейгобург (то есть Ладогу), разорил окрестности и захватил «много добра».
В 1164 году ладожскую крепость осадили шведы. Новгородский летописец сообщал: «В лето 6672 (1164). Придоша Свее (шведы) под Ладогу и пожыгоша ладожане хоромы своя и сами затворившиеся в граде с посадником с Нежатою». С помощью новгородского войска шведы были разбиты. Из 55 шведских судов захвачено 43.
Новгородская летопись наполнена подобными свидетельствами военной истории Ладоги. Новгород не всегда мог оказывать помощь своей пограничной крепости, и ладожанам часто приходилось в одиночку отражать нападение врагов.
В течение долгого времени ладожская крепость была основным оборонным пунктом для защиты западных новгородских границ. Крепость много раз обновлялась и укреплялась. В 1446 году в Новгородской летописи отмечено, что архиепископ Евфимий, управлявший Новгородом, «в городе Ладоге стену каменную понови». В XVI веке была расширена линия обороны. Для этого на месте древнего Земляного городища был создан деревянный город. Земляной вал увеличили, на его вершине из срубов, заполненных землей, построили деревянную стену высотой около 5 метров. По углам крепости соорудили земляные бастионы для обстрела флангов. Жилые постройки с территории городища были убраны. Длина деревянных укреплений достигла 463 метров, а вместе с каменной крепостью линия обороны составляла более 800 метров.
В начале XVII века ладожская каменная крепость впервые попала в руки врага. Шведы обманом захватили Ладогу и Корелу, изменив союзу, заключенному с Москвой. Ладога была освобождена в 1617 году после подписания Столбовского мира. Шведы сильно разрушили и опустошили город: взорвали сооружения каменной крепости, уничтожили 3 каменные церкви, построенные в ХII веке.
После освобождения Ладоги от шведов в крепости начались ремонтные работы. Был восстановлен земляной город, надстроены деревянные укрепления,каменную крепость перестроили применительно к новому огнестрельному оружию. В башнях сделали амбразуры для пушек и приспособили их для лобового и флангового обстрелов, а стены обложили валунами и облицевали известняковой плитой.
Несмотря на постоянные распри между Россией и Швецией торговые связи со скандинавскими странами в ХII—XVII веках были очень оживленными. Через Ладогу новгородские купцы везли в Стокгольм (они называли его Стекольной) меха, кожу, лес, воск. Из Швеции привозили сукно, пряности, металлические изделия. В Ладоге была переправа через Волхов, и здесь же все суда проходили тщательный таможенный досмотр: из России запрещалось вывозить порох, свинец, хлеб, мясо и строго запрещалось привозить табак.
Петр I, готовясь к Северной войне, вновь перестроил стены каменной крепости. Он соорудил в них пороховые погреба и устроил склады оружия. На месте деревянного города появился земляной бастион со стенами высотой 10—12 метров.
После окончания Северной войны, когда берега Невы и Ладожского озера были возвращены России, древняя ладожская крепость потеряла свое оборонительное значение. Политическим и административным центром приладожских земель стала Новая Ладога, основанная Петром I в 1704 году в устье реки Волхова. Туда же по приказу Петра переехали и все «именитые» люди. С этих пор древний крепостной город стал называться Старой Ладогой. За ним сохранилась роль крупного религиозного центра.
По писцовым книгам 1500 и 1555 годов в Ладоге и ее окрестностях было 6 монастырей. В отличие от церквей монастыри имели право владеть землей и крепостными крестьянами, поэтому приходские церкви усиленно добивались монастырских прав. Только внутри каменной крепости находились два монастырских центра. Они назывались Георгиевский и Дмитриевский застенные монастыри.
Старая Ладога. Башня монастырской стены.
Георгиевская церковь в каменной крепости — один из лучших образцов древнерусского церковного зодчества ХII века. На протяжении семи столетий церковь не раз ремонтировалась, перестраивалась, и к концу XIX века она имела вид, очень мало напоминавший первоначальную постройку.
Церковь Георгия создана по типу древних русских церквей. Это небольшая, почти кубическая постройка с одним куполом, имеющим характерную для новгородских церквей шлемовидную форму. Купол поддерживается четырьмя столбами, разделяющими внутреннее помещение на 3 пролета. От столбов к стенам переброшены низкие арки. Фасады церкви оформлены тремя лопатками в соответствии с внутренним делением здания. Строгая простота внешней отделки подчеркивается решетчатыми узкими окнами.
Внутренние стены Георгиевской церкви были покрыты фресковой живописью, исполненной неизвестными мастерами. Впоследствии древняя роспись оказалась скрытой более поздними наслоениями штукатурки и была обнаружена лишь в 1780 году. Поверх росписи были найдены надписи без даты, по стилю и правописанию соответствующие ХII—ХIII векам. Это и позволило датировать роспись концом ХII века.
Фрески писались клеевыми красками по сырой штукатурке. Штукатурка делалась из белой извести с небольшой примесью мелкого просеянного песка. В эту смесь добавляли расщипанную и измельченную пеньку и волос. Такая штукатурка была гладкая и прочная, долго удерживала влагу. Даже отстав от кладки стен, она много лет могла держаться большими пластами, не рассыпаясь.
Фрески Георгиевской церкви являются уникальным образцом самой древней русской настенной живописи. До нашего времени уцелела лишь небольшая часть росписи. Общий колорит ее красновато-коричневый, характерный для новгородской школы. В нише с правой стороны алтаря живописец изобразил святого Георгия Победоносца, именем которого названа церковь.
Старая Ладога. Церковь Дмитрия Солунского.
Рядом с Георгиевской церковью, там же„внутри каменной крепости, стоит деревянная церковь Дмитрия Солунского. Она была срублена в ХVII веке по типу широко распространенной древней клетской постройки. Церковь состоит из трех клетей — алтарной, центральной и сеней, перекрытых двускатными крышами. Кровля — из «красного» теса, концы которого вырезаны в виде усеченной пики. Центральная, более высокая часть церкви увенчана главкой, крытой лемехом. Окна забраны коваными решетками красивого волнистого рисунка.
Церковь Дмитрия Солунского, которую мы видим сейчас, это третья по счету постройка, ночная копия прежних.
Старая Ладога. Церковь Успения.
Совершенно в том же стиле, что и Георгиевская, и почти одновременно с нею в ХII веке построена Успенская церковь. У нее несколько другие пропорции, она более приземиста и поэтому кажется тяжеловесной. Успенская церковь также несколько раз перестраивалась. Реставрационные работы, проведенные в 1964—1966 годах по проекту архитектора А. А. Драги, вернули ей первоначальный облик. На внутренних стенах еще в 1921 году были расчищены отдельные фрагменты росписи. Новые пробные расчистки недавнего времени дают надежду на интересные находки.
В южной части Старой Ладоги в XV веке сооружена огромная церковь Никольского монастыря. Успенский и Никольский монастыри были крупнейшими в Ладоге. Они привлекали множество богомольцев, особенно во время торговых ярмарок, приуроченных к религиозным праздникам. При Никольском монастыре была единственная в Ладоге школа.
В северном конце Старой Ладоги, на Малышевой горе, высится церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1675 году. Позднее при ней также образовался монастырь — Ивановский.
Часть монастырских земель вокруг Старой Ладоги в конце XVIII века была роздана дворянам, и по обеим сторонам Волхова выросли помещичьи усадьбы, от которых остались лишь аллеи старых парков. В 1880 году в Старой Ладоге вспыхнул пожар, уничтоживший почти все деревянные постройки города.
Старая Ладога. Новый Дом культуры
В последние годы наряду с археологическими раскопками в Старой Ладоге проводятся большие реставрационные работы, восстанавливается каменная крепость, ремонтируются церкви. Народ бережно хранит древнюю славу старого русского города.
1 | ... | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |