ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Большая российская энциклопедия. (2017)
Культура Ленинградской области. Энциклопедия
Э. М. Горелова, В. А. Кириллова, И. М. Распопов. ЛАДОГА. 1974
Санкт-Петербургские Ведомости
Ссылки
В мире занимательных фактов

 

ШЛИССЕЛЬБУРГ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия

ШЛИССЕЛЬБУ́РГ, город в Рос­сии, в Ленинградской области, в Кировском районе. Нас. 14,8 тыс. чел. (2016). Расположен на левом берегу р. Нева, в месте её истока из Ладожского озера, в гор. черте – ряд каналов. Ближайшая ж.-д. станция – Петрокрепость (на правом берегу Невы, напротив Ш.). По юж. окраине Ш. проходит федеральная автотрасса «Кола».

Шлиссельбург. Вид крепости Орешек. Фото А. И. Нагаева

Основан на Ореховом острове новгородцами в 1323 как крепость Орешек (первоначально деревянная с одной каменной башней). В ней был подписан рус.-швед. Ореховский мир 1323. В 1348 захвачена шведами, вскоре отбита новгородцами. В 1352 в вост. части острова под руководством новгородского архиеп. Василия Калики возведена каменная крепость в виде четырёхугольника (100× 90 м) с несколькими башнями. В зап. части острова, отделённой от крепости каналом (ширина 3,3–4,8 м; в 16 в. засыпан), возник посад, в 1410 обнесённый каменной стеной. В 1514–25 крепость полностью перестроена, стала представлять в плане многоугольник (300× 150 м) с 7 внешними башнями и внутр. 3-башенной цитаделью. Первоначальная высота стен 12 м, 3-ярусных башен 14–16 м (верхние части кладок сломаны в 1815–1817). По берегам р. Нева, на Корельской и Лопской сторонах, сформировались неукреплённые посады. Крепость выдержала осады швед. войск в 1555, сент. – нояб. 1579, в 1582 и 1611. Весной 1612, в ходе Шведской интервенции начала 17 в., после длительной осады город захвачен шведами, переименован в Нотебург (Ореховый город), стал центром Нотебургского лена пров. Ингерманландия. По Столбовскому миру 1617 остался в составе Швеции. В 1619–41 и 1686–97 проведён ремонт крепости. В 1656, во время рус.-швед. войны, осаждался рус. войсками под команд. П. И. Потёмкина, но взят не был.

11(22).10.1702, в Северную войну 1700–21, взят рос. войсками под команд. царя Петра I. Переименован в Шлиссельбург (Ключ-город). Развивался на территории быв. посада на левом берегу р. Нева у её истока из Ладожского оз. В нач. 18 – нач. 20 вв. крепость – гл. политич. тюрьма России, среди отбывавших здесь заключение: Е. Ф. Лопухина, Иван VI Антонович, Э. И. Бирон, Н. И. Новиков, декабристы, польск. революционер В. Лукасиньский (в 1830–1868), М. А. Бакунин, Н. А. Ишутин, Н. А. Морозов (в 1882–1905), В. Н. Фигнер (в 1884–1904). В 1703–15 вокруг башен сооружены земляные бастионы, соединённые куртинами (в 1741–58 облицованы камнем), в 1812 снято арт. вооружение крепости. По территории города прошли Староладожский (1719–31), Малоневский (1800–06) и Новоладожский (1861–66) каналы Мариинской водной системы. Уездный город С.-Петерб. (с 1914 Петроградской) губ. (1755–1923). В 1881–83 в крепости построена «Новая тюрьма», в 1907 размещён каторжный централ (в 1911 завершено строительство нового здания). Все заключённые освобождены в ходе Февральской революции 1917.

Сов. власть установлена в окт./нояб. 1917. Входил в состав Петрогр. (с 1924 Ленингр.) уезда (1923–27), Ленингр. округа Ленингр. обл. (1927–30), Ленингр. Пригородного р-на (1930–36), в 1936–59 и 1993–2006 город областного подчинения. В Вел. Отеч. войну, во время Ленинградской битвы 1941–44, Ш. оккупирован герм. войсками 8.9.1941, при этом крепость осталась под контролем Красной Армии, служила форпостом левого фланга Ленингр. фронта, подвергалась массиров. арт. обстрелам и налётам герм. авиации, в результате чего сильно пострадала. Город освобождён частями Красной Армии 18.1.1943. В 1944–92 назывался Петрокрепость. Входил в Мгинский (1959–60) и Тосненский (1960–63) районы, в 1963–64 в подчинении Тосненского гор. совета, в 1964–93 – Кировского гор. совета, с 2006 в составе Кировского р-на.

На Ореховом острове – крепость Орешек (филиал Гос. музея истории С.-Петербурга). Сохранились: цитадель, стены с 6 башнями и 6 бастионами, руины казарм (1717–19, арх. И. Устинов) и собора Рождества Иоанна Предтечи (1826–1831, арх. А. Е. Штауберт), тюремные корпуса (18 – нач. 20 вв.). В центре города – ансамбль Красной пл. с барочным Благовещенским собором (1763–64, колокольня 1788–95), ц. Свт. Николая Чудотворца (1768–70) и часовней Казанской иконы Божией Матери (1845–1847, арх. Г. Ершов); быв. Присутственные места (1805), Гостиный двор (сер. 1890-х гг., инж. В. Н. Бобров), здание гор. администрации (нач. 20 в.). У выхода в Неву Староладожского канала сохранились мост (1832) и гранитный шлюз (1836). Памятники: Петру I (1957, скульптор М. М. Антокольский), С. Л. Рагузинскому-Владиславичу (2011, скульптор Г. Лазич). Музей истории города (основан в 1990, открыт в 1995).

Осн. предприятие – Невский судостроительно-судоремонтный завод.

Лит.: Новорусский М. В. Путеводитель по Шлиссельбургу. М.; П., 1923; Колосов Е. Е. Государева тюрьма Шлиссельбург. 2-е изд. М., 1930; Узники Шлиссельбургской крепости. Л., 1978; Кирпичников А. Н., Савков В. М. Крепость Орешек. 2-е изд. Л., 1979; Шлиссельбургская крепость. Л., 1986; Игнатьева Г. П. Новая тюрьма Шлиссельбургской крепости // Краеведческие записки. СПб., 1993. Вып. 1; Овсяников Ю. В. Шлиссельбург. 310 лет. СПб., 2012.

 

 

Культура Ленинградской области. Энциклопедия


ШЛИССЕЛЬБУРГ (в 1944—92 – Петрокрепость), город в Кировском р-не. В 1996—2005 — отд. муниц. образование. Нас.— 12,4 тыс. чел. Расположен у истока р. Нева, на ее левом берегу. Ш. связан автобусным сообщением с Кировском и СПб. Ближайшая ж.-д. ст. Петрокрепость находится на правом берегу Невы, в период навигации перевоз осуществляют теплоход и частные катера. Начало Ш. положила крепость Орешек, построенная новгородцами в 1323 (здесь в 1323 был заключен Ореховецкий мирный договор, определивший рус.-швед. границу на Карельском перешейке). В швед. период Орешек, переименованный в Нотебург (Ореховый город),— центр Нотебургского лена Ингерманландии. В 1702 Орешек отвоеван Петром I, переименован в Шлиссельбург («Ключ-город»), получил статус города. В 1780 Ш.— уездный гор. С.-Петер. губ. В 1784 разработан первый ген. план Ш., предусматривающий создание регулярной планировки. Во время Вел. Отеч. войны в 1941—43 Ш. был оккупирован, сильно пострадал во время боев (крепость Орешек оставалась под контролем сов. войск). В янв. 1943 в р-не Ш. была прорвана блокада Ленинграда. В 1763 в Ш. возникла ситценабивная ф-ка, впоследствии — Шлиссельбургская мануфактура, к-рая работала до 1941. Ныне Ш.— центр судостроительной и судоремонтной промышленности. В гор. находятся Невский судостроит. и судоремонт. з-д, опытный судостроит. з-д «Нордстрой», Охтинская верфь (стр-во и ремонт яхт и катеров водоизмещением до 100 т). Работает швейная ф-ка «Волна». В Ш. начинаются Ладожские каналы.

 

Шлиссельбург. Крепость Орешек

Шлиссельбург. Здание городской администрации

Четырёхкамерный гранитный шлюз

Гостинный двор

Шлиссельбург. Фото до 1917 г.

Шлиссельбург

Гранитный арочный водоспуск на Староладожском канале

 

У выхода в Неву Староладожского кан. сохр. гранитная наб., четырехкамерный шлюз (1836) и Петровский мост на колоннах (1824-32), на Малоневском кан. в 1839-41 построен Горбатый мост, по к-рому в XIX в. проходила Архангелогородская дорога. Работы по перестройке шлюзов Ладожского кан. в 1820-е изображены на литографиях худ. К.П. Беггрова. Пам. культовой архитектуры Ш. являются Благовещения Пресвятой Богородицы собор (к нему приписана часовня в честь Казанской иконы Божией Матери перед вост. фасадом собора), Николая Чудотворца Святителя ц., на терр. крепости Орешек – Иоанна Предтечи Рождества собор. В 1909—10 в Ш. был построен кам. католический храм Воздвиженья Креста Господня (закрыт в 1930-е, взорван в 1978). В 1957 в сквере у пристани установлен пам. Петру I (по модели скульп. М. М. Антокольского). Работают Шлиссельбургская библиотека городская, Музей истории города Шлиссельбурга, Лен. обл. мор. лицей, дет. худож. школа, культурно-спорт. комплекс «Невский», в здании к-рого размещаются концертный зал, дет. муз. школа. В крепости находится Шлиссельбургская крепость «Орешек», музей. Издается газ. «Невский исток».
См.: Шлиссельбурга города герб, Шлиссельбургская крепость.
 
Лит.: Новорусский М. В. Путеводитель по Шлиссельбургу. М.; Пг., 1923; Гоголицын Ю. М., Гоголицын Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 272-279; Официальное представительство администрации г. Шлиссельбург. – http://www.shlisselburg-lenobl.ru/
А. Ю. Чистяков

 

 

Э. М. Горелова, В. А. Кириллова, И. М. Распопов. ЛАДОГА. — Л.: Лениздат, 1974


Петрокрепость

У истоков Невы, разделив ее на два рукава, расположен остров Ореховый. Всю его небольшую территорию занимает полуразрушенная ныне Шлиссельбургская крепость. Против острова, на левом берегу реки, раскинулся город Петрокрепость, который прежде именовался Шлиссельбургом (Ключ-город). И город и крепость, названные так Петром I, действительно являлись ключом к прибалтийским землям: тот, кто ими владел, был хозяином близлежащих земель.

С давних времен здесь проходил торговый путь из Новгорода к Балтийскому морю — по Волхову, Лaдожскому озеру и Неве. Шведы непрестанно предпринимали походы, пытаясь овладеть Невой.

В 1323 году московский князь Юрий Данилович попытался завладеть Выборгом, но это ему не удалось. Возвращаясь из неудачного похода, он, чтобы утвердиться на Неве, основал на Ореховом острове крепость. По имени острова крепость была названа Ореховцом, а позже — Орешком.

Шлиссельбургская крепость.

В 1347 году шведский король Магнус завладел крепостью на Ореховом острове. Орешек стал называться Нотебургом (Ореховый город)... Читать в книге главу — Петрокрепость

 

 


Выпуск № 117 от 30.06.2001


Уголок Петербурга на заброшенном канале

Наталья СЕДОВА

Это сооружение называется просто: Петербургский водоспуск. Но если вы думаете, что находится оно в Петербурге или неподалеку от города, то сильно ошибаетесь: до него добираться нужно долго! Петербургский водоспуск расположен на Ладожском (ныне Староладожский) канале, при Петербургском резервуаре, хранившем некогда запас воды для поддержания ее уровня в канале.

Петербургский водоспуск. Фото 1909 г.

На снимке служебный барказ МПС "Заря", на котором Прокудин-Горский совершил путешествие по Староладожскому каналу.

Петербургский водоспуск. Фото с той же точки в 2017 г.

Самый первый, деревянный, водоспуск был построен на этом месте еще до 1743 года. Потом его не раз перестраивали, обновляли, а в 1786 году составили проект нового — гранитного. Строительство по этому проекту вела в 1793—1794 годах Экспедиция Ладожского канала. На века строили: деревянные сваи забивали копром, использовали смолу и просмоленный войлок, забутовку делали из плиты и извести. Гранитные камни клали на "семент", а их железные связи заливали свинцом. "Панели с тумбами", щитовое стойки по лекалам вытесывали из гранита подмастерья — ученики каменного дела, состоявшие в то время при Экспедиции. Руководили работами премьер-майор Филипп Астафьев, полковник Тихон Аничков, майор Иван Муравьев, капитан Федор Петров...

Как похож этот водоспуск на знаменитые петербургские мосты! Да это и есть арочный мост, но только с гранитными "крыльями" со стороны канала, с четырьмя щитовыми стойками в центре. Между этими стойками когда-то крепились валы с "баранами", с помощью которых караульные солдаты на цепях поднимали деревянные щиты-шандоры, пропуская летом резервную воду в канал.

С 1869 года старый водоспуск использовали уже только как бечевой мост, а в 1912—1913 годах его обновили — поэтому-то он и сохранился до наших дней.

В прежние годы при водоспуске находилось целое селение — Петербургская слобода. Известно, что в 1838 году числилось здесь 15 душ обоего пола — отставные солдаты ведомства путей сообщения и мещане с семействами. В середине ХIХ века было в слободе 24 двора и 78 душ, а в 1912 году в "деревне Петербургская слобода" проживали 68 человек...

Потом изменилось название слободы — она стала Ленинградской, а затем исчезла вовсе, а вот Петербургский водоспуск так и стоит на заброшенном канале, по которому некогда проходил в северную столицу почти весь торговый груз.

И по сей день на фасаде полуразрушенного водоспуска, над самой аркой, висит старинная медная доска с позолоченными буквами: "Петербургский водоспуск. Построен в 1794 году".

 

 


Выпуск № 056 от 28.03.2008


Трудности переезда

Наталья СЕДОВА

Любое переселение – дело хлопотное, тем более переезд в другой город. Так что героиням нашего рассказа 300 лет назад пришлось совсем нелегко, когда бесконечные вереницы колымаг, повозок и подвод с их громадной прислугой и обозами с вещами в конце марта 1708 года потянулись из Москвы в Петербург.

Это из угождения государю Петру Алексеевичу решилась царица Прасковья Федоровна, вдова его брата Ивана Алексеевича, поменять свою привольную жизнь в подмосковном Измайлове на едва ли привлекательный для нее Петербург. Она догадывалась о тех неудобствах и лишениях, с которыми связана столь дальняя поездка по плохой дороге в полудикую бедную местность, вконец опустошенную войной. Но городок, возникавший среди болот в устье Невы, стал любимым детищем царя, и Прасковья Федоровна, здраво рассудив, долгом своим сочла выполнить указы, повелевавшие именитым москвичам переселяться на невские берега.

Все же поездка эта была не особенно скучна ни для самой царицы, ни для ее дочерей – царевен Екатерины, Анны и Прасковьи: разве есть время скучать, когда едешь в большой компании? С ними были вдовствующая царица Марфа Матвеевна – вторая супруга царя Федора Алексеевича и младшая сестра царя Петра Наталья Алексеевна, а также его сводные сестры царевны Мария Алексеевна и Федосья Алексеевна. Ехали в Петербург царевич Алексей Петрович, князь-кесарь Ф. Ю. Ромодановский, генерал-майор И. И. Бутурлин, дядька царя князь Б. А. Голицын, «протчие министры, которые еще в Питербурхе не бывали».

Путь их лежал по старой Ладожской дороге, ведущей из Новгорода к Шлиссельбургу, где гостей уже нетерпеливо дожидался царь. Еще 19 апреля Петр выехал на буере из Петербурга «встречать свою фамилию, Цариц и Царевен, которые тогда с Москвы приехали». А когда «Его Величество в Шлютенбурх прибыл, тогда еще их не было». 20 апреля, как сообщает походный журнал, была «получена ведомость, что они к Шлютенбурху приближаются, тогда изволил к ним ездить на встречу, от Шлютенбурха 8 верст, сухим путем, и тут встретили, и потом приняты оныя персоны в город (крепость Шлиссельбург) с пушечною стрельбою и кушали все в доме губернаторском (А. Д. Меншикова)».

Царь Петр и «протчие все» из-за плохой погоды и ледохода пробыли в Шлиссельбурге с 19 по 25 апреля и «между тем по городу гуляли и смотрели крепости, артилерии и протчаго». Согласитесь, что крепостная артиллерия вряд ли представляла для дам, выросших в теремах, большой интерес. «Квартиры» же гости имели в крепости: Прасковья Федоровна с детьми в доме губернатора, царевны Мария и Федосья Алексеевны в доме капитана Аксакова, князь Б. А. Голицын в доме у майора Геника, а остальные разместились «по домам офицерским». Его Царское Величество, как известно, не мог терпеть тараканов, поэтому, по привычке, предпочел остановиться вдали от жилых хоромов. Вместе с сестрой Натальей Алексеевной он обосновался в доме У. А. Синявина, стоявшем на небольшом островке возле крепости.

Пять дней пробыли царицы и царевны в Шлиссельбурге. Здесь они впервые увидели широкую покрытую ладожским льдом холодную Неву. Неугомонный братец решил сразу же начать приучать свое семейство к водным просторам, поэтому Его Величество «с оными приезжими из Москвы гостьми на 9-ти буерах от Шлютенбурха пошли...»

Флотилия с царицами и царевнами, порядком натерпевшимися на невских порогах, в тот же день прибыла в Петербург. Государь с гордостью возил сестер, снох и племянниц по городу, катал их вокруг Кронштадта, потом пожелал, чтобы они проводили его в Нарву. Под петербургскими дождями их согревали воспоминания о дорогой Москве, но нужно было привыкать к ассамблеям и прочим столичным затеям. Так царственные москвички постепенно становились петербурженками.

Казалось бы, полузабытый исторический факт – прибытие ближайших родственниц Петра I на берега Невы, но с этих пор Романовы стали постоянными петербургскими жителями, а это 300 лет назад закрепило статус Петербурга как столичного города.

 

 


Выпуск № 152 от 17.08.2007


«Понеже судно старое...»

Наталья СЕДОВА

Знаменитый ботик, найденный молодым Петром в 1688 году в селе Измайлове, как известно, сперва хранился в Москве. В январе 1722 года Петр I поручил доставить ботик из Москвы в Петербург гвардии сержанту Кореневу: «Ехать тебе с ботиком и везть до Шлиссельбурга на ямских подводах, и будучи в дороге смотреть прилежно, чтоб его не испортить, понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять, и где есть выбоины спускать потихоньку».

Указ царя запрещал ставить ботик во дворах и на улицах городов и деревень «для опасения от пожаров», а ставить его на полях, вдали от строений и под охраной часовых. «А приехав в Шлиссельбург, объявить оный коменданту, чтобы его поставить в городе (крепости) на площади против церкви и велел бы его накрыть и ему сержанту с капралами и с солдатами остаться до указу в Шлиссельбурге при том ботике и беречь от всяких случаев».

Подорожная Кореневу, данная вместе с указом, гласит: «Отправлен от нас гвардии нашей сержант Коренев с ботиком в Шлиссельбург и при том ботике капрал и 12 человек солдат и 2 матроса. Того для от Москвы до Твери, от Новгорода и до Шлиссельбурга везде по городам и по ямам, под помянутый ботик и обретающимся при нем людям, давать по 16 подвод без всякого задержания...».

В тот же день шлиссельбургскому коменданту Бухгольцу дан был высочайший указ: «Послан от нас от гвардии сержант Коренев в Шлиссельбург с ботиком старинным, и когда он тот ботик в Шлиссельбург привезет, тогда поставить его в городе на площади против церкви, как возможно далеко от деревянных строениев, дабы от пожару безопасно было, и вели оный накрыть, и смотри прилежно, чтобы тот ботик чем не был поврежден».

домик петра

Шлиссельбургъ. Домикъ Петра I, въ которомъ находится его ботикъ.

29 и 30 мая 1723 года в Петербурге проходили празднества, в которых участвовал ботик «Св. Николай». 27 мая Петр I отправился за ним на яхте в Шлиссельбург, а императрица с министрами и генералитетом 29 мая прибыла в Александро-Невский монастырь в сопровождении Невского флота. В семь часов вечера из Шлиссельбурга император прибыл на ботике к монастырю. С ним находились вместе бас Головин и капитан-командор Сенявин. Ботик сопровождала яхта, на которой Петр ездил в Шлиссельбург, и девять галер.

Суда, находившиеся у монастыря, приспущением флагов, пушечными выстрелами, звуками труб и литавр приветствовали «дедушку русского флота». Был произведен салют из орудий, стоявших на монастырских стенах. А ботик отвечал тремя выстрелами из своих пушечек, на галерах тоже стреляли и били в барабаны. К ботику был поставлен почетный караул от Преображенского полка.

Утром 30 мая после заутрени в Невском монастыре их величества и знатные особы отправились с ботиком к Троицкой площади...

После ботик был отправлен в Адмиралтейство, а капитан-командор Сенявин 2 июня объявил царский указ, чтобы в случае пожара на верфи бот спускать на воду. В августе почетный прием ожидал ботик в Кронштадте. Потом ботик был поставлен «на вечное хранение» в Петропавловской крепости, а ныне находится в Центральном военно-морском музее.

 

 

Ссылки


 

 

Б. Земляной, Ю. Чевокина. В мире занимательных фактов. — Алма-Ата, изд. Казахстан, 1965. — С. 114—115

IV. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ПИСАННЫЕ И НЕПИСАННЫЕ

...
200 лет назад самолетами назывались самоходные паромы, движущиеся силой течения. На таком «самолете» Петр I в боях за крепость Орешек и город Шлиссельбург поддерживал связь между войсками, расположенными по обе стороны Невы. Подобные паромы применяются иногда при переправах и сейчас. Интересно, что до сих пор саперы называют их «самолетами».
...

 

 

« НАЧАЛО



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024