ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Санкции в международном праве — Юридический словарь. 1953
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

Норма права — Юридический энциклопедический словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
Википедия

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 164


САНКЦИИ, 1) С. договорные — предусмотренные договором или законом неустойки, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств. 2) С. кредитные — меры воздействия, применяемые Госбанком СССР в случае нарушения хоз. органами кредитно-расчётной дисциплины. 3) С. международные — меры, применяемые государством или группой государств в отношении государства — нарушителя международно-правовых договоров.

САНКЦИЯ, 1) утверждение высшей инстанцией к.-л. акта, придающее ему юридич. силу. 2) Часть нормы права, устанавливающая правовые последствия её нарушения. См. Санкции.

 

 

 Юридический словарь. — М.: ГОСЮРИЗДАТ, 1953. — С. 585—586


САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ — система принудительных мероприятий военного, экономического и политического характера, применяемых по отношению к государству, нарушающему международные соглашения.

В отличие от системы санкций во внутригосударственном праве, где принуждение осуществляется органами государственного аппарата, С. в м. п. проявляются в особых формах. С. в м. п. могут быть применены государством либо по его собственной инициативе в качестве ответного действия на неправомерные акты (см. Реторсия и Репрессалии), либо по решению полномочной международной организации, вынесенному в соответствии с уставом данной организации.

Созданная после первой мировой войны Лига наций (см.) в ст. 16 своего Устава предусматривала применение против государства, совершившего акт агрессии, двух видов санкций — с применением вооружённых сил и без применения таковых, причем в качестве обязательных предусматривались только экономические санкции, т. е. без использования вооруженных сил. Все члены Лиги обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения, а Совет Лиги уполномочивался определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых членами Лиги «для поддержания уважения к обязательствам Лиги». За время существования Лиги наций ею было разобрано около 50 международных конфликтов, многие из к-рых, перерастая в агрессию, требовали немедленного применения санкций со стороны членов Лиги. Однако санкции были применены лишь один раз (против Италии в итало-абиссинской войне), причём были проведены только экономические санкции, да и то не в полном объёме и не всеми государствами.

Империалисты западных держав, проводя политику умиротворения агрессора, стремились всеми средствами не допустить проведения в жизнь ст. 16 Устава Лиги. Серьёзнейшим препятствием на путч к применению санкций по Уставу Лиги нации являлось требование единогласия всех членов Ассамблеи или Совета при вынесении ими решений о применении санкций, так как это требование давало возможность заинтересованному члену Лиги тормозить или прямо срывать намечавшиеся решения. Лига оказалась бессильной в принятии мер против агрессивных держав, у к-рых всегда имелась возможность найти себе пособника в составе членов Лиги. В результате политики правящих кругов Англии, Франции и других капиталистических государств, выразившейся в их отказе от коллективной безопасности, от коллективного отпора агрессорам, в переходе их на позицию невмешательства, гитлеровская Германия развязала вторую мировую войну.

Устав международной организации, созданной после второй мировой войны (см. Организация Объединённых Наций) с целью поддержания международного мира и безопасности, устанавливает применение санкций с использованием вооруженных сил и без использования таковых. Санкции, не связанные с использованием вооружённых сил, могут включать в себя полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41). В случае если эти меры воздействия оказываются недостаточными, то против государства, нарушающего международный мир и безопасность, могут быть применены санкции с использованием вооружённых сил, к-рые могут включать в себя демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42).

Каждая из указанных санкций может быть применена в качестве самостоятельной меры либо в совокупности с одной из них или со всеми вместе.

Совет Безопасности (см.), согласно Уставу ООН, является единственным органом Организации Объединенных Наций, в компетенцию и обязанность к-рого входит определение существования условий, требующих применения санкций. Только Совет Безопасности может принимать решения о применении санкций. Генеральная Ассамблея обязана передать в Совет Безопасности обсуждаемый ею любой вопрос о поддержании международного мира и безопасности, в случае если по этому вопросу требуется принятие санкций. Когда Совет Безопасности разбирает какой-либо спор или ситуацию, Генеральная Ассамблея не может делать ему рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.

В целях быстрого и эффективного применения санкций с использованием вооружённых сил ст. 43 Устава обязывает членов ООН «предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода». Указанные соглашения должны определять численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи. Переговоры о заключении таких соглашений должны предприниматься Советом Безопасности и заключаться между Советом Безопасности и членами организации. Впредь до вступления в силу этих соглашений и в случае, если Совет Безопасности найдёт необходимым, согласно ст. 42 применить санкцию с использованием вооружённых сил, Устав предоставляет право СССР, Китаю, США, Англии и Франции «консультироваться друг с другом и, в случае необходимости, с другими членами Организации с целью таких совместных действий от имели Организации, какие могут оказаться необходимыми для поддержания международного мира и безопасности» (ст. 106). В этих же целях ст. 45 Устава обязывает членов ООН «держать в состоянии немедленной готовности контингенты национальных военно-воздушных сил для совместных международных принудительных действий».

Созданный Уставом ООН при Совете Безопасности Военно-штабной комитет «несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, представленными в распоряжение Совета Безопасности» (ст. 47).

Решения Совета Безопасности, устанавливающие наличие фактов, означающих угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, дача рекомендаций и решения о применении международных санкций считаются принятыми, если за них подано 7 голосов членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета (см. Принцип единогласия великих держав).

Грубым нарушением Устава ООН явилось «решение», принятое в июне 1950 г. на заседании Совета Безопасности в отсутствие представителей СССР и Китайской Народной Республики, санкционировавшее американскую интервенцию против корейского народа под видом «международных санкций». Принятие этого «решения» и неоднократные попытки империалистов протащить через Совет Безопасности другие незаконные решения свидетельствуют о том, что империалисты стремятся использовать Совет Безопасности в качестве орудия прикрытия агрессии, подавления национально-освободительной борьбы и закабаления других народов и государств. Однако все эти попытки неизменно наталкивались на решительное сопротивление Советского Союза и стран народной демократии. Верные своей политике мира и укрепления дружественных взаимоотношений между народами, СССР и страны народной демократии неуклонно разоблачают действия представителей ряда капиталистических стран, направленные на подрыв всеобщего мира и международной безопасности.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1178


САНКЦИЯ (от лат. sanctio — строжайшее постановление), 1) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные С., направл. против отступления от социальных норм, и позитивные С., стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм. Формальные С. налагаются офиц. обществ. или гос. органом; неформальные — реакция чл. группы, друзей и т. д. 2) Гос. мера, применяемая к нарушителю установл. норм и правил. 3) Часть правовой нормы, содержащая указание на меры гос. воздействия на нарушителя данной нормы. 4) В международном праве — меры воздействия, применяемые к гос-ву при нарушении им своих междунар. обязательств или норм междунар. права. 5) Утверждение чего-нибудь высшей инстанции, разрешение.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986. — С. 605


СА´НКЦИЯ, -и, ж. (книж.) 1. Утверждение чего-н. высшей инстанцией, разрешение. Получить санкцию директора. 2. Мероприятие против стороны, нарушивший соглашение, договор. Экономические санкции.

САНКЦИОНИ´РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что (книж.).  Дать (давать) сонкцию (в 1 знач.) чему-н. С. чье-н. решение.

 

 

Юридический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1987. — С. 253—254


САНКЦИИ (от лат. sanctio — строжайшее постановление), см. в ст. Норма права.

НОРМА ПРАВА, вырастающие волю господствующего класса (в социалистов. обществе — всего народа), установленное или санкционированное гос-вом и обеспечиваемое его принудительной силой правило, регулирующее взаимоотношения отд. лиц, органов и орг-ций. Регулирующая роль Н. п. выражается как в том, что субъект пpaвa действует в соответствии с её предписаниями или требует от др. лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение её требований вызывает применение мер воздействия гос-ва в лице его органов к правонарушителей.

В социалистич. обществе Н. п. выполняются, как правило, добровольно и сознательно в силу того. что их требования соответствуют интересам и потребностям трудящихся. Вместе с тем, будучи государственно-обязательными велениями, Н. и. обеспечиваются и принудит. мерами, в случае их нарушения.

Санкции «штрафного», карательного свойства состоят в лишении правонарушителя определённых благ (лишение свободы и т. д.), в возложении особых обязанностей (штраф и др.), во властном осуждении, отрицании его противоправного поведения (выговор, обществ. пoрицание и т. д.). Такие санкции делятся на уголовные, адм., дисциплинарные и иные.

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного состояния (отмена незаконного акта, признание сделки недействительной, взыскание долга и т. д.).

Регулируя определённый вид общественных отношений и представляя собой типовой масштаб поведения людей, Н. п. носит общий характер и этим отличается от правовых предписаний индивидуального характера. Так, статьи КЗоТ РСФСР формулируют правовые нормы, в то время как решение суда, основанное на этих нормах, является индивидуальным актом и относится к конкретным лицам. Н. п. касается неопределенного круга лиц и органов и не ограничиваются однократным исполнением, а действует постоянно и восполняется многократное во всех случаях, тогда налицо условия, предусмотренные этой Н. п.

В праве имеются нормы положительного регулирования, устанавливающие права и обязанности позитивного свойства (т. е. возможность либо необходимость что-либо делать), а также правоохранительные нормы, обеспечивающие действие др. норм и устанавливающие меры ответственности за их нарушение, нормы-определения, нормы-принципы и т. д.

Нормы положительного регулирования состоят из г и п о т е з ы (указанные на условия, при наличии к-рых эта норма должна действовать) и  д и с п о з и ц и и (само правило поведения, права и обязанности субъектов регулируемых нормой отношений). Так, ст. 196 ГК РСФСР устанавливает, что заложенное имущество, за исключением строении, передаётся залогодержателю, если иное не установлено законом или договором. Гипотеза этой нормы — если иное не установлено законом или договором; диспозиция — правило передачи заложенного имущества, за исключением строений, залогодержателю.

Правоохранительные нормы также делятся на две части: д и с п о з и ц и ю (указание на запрещённое правом действие) и  с а н к ц и ю (меры ответственности за нарушение диспозиции). Напр., ст. 83 УК РСФСР устанавливает ответственность за незаконное пересечение границы СССР. Диспозиция этой Н. п.— запрещение выезда за границу, въезда в СССР или перехода границы без установил. паспорта или разрешения надлежащих властей. Санкция — лишение свободы на срок от 1 года до 3 лет.

Одно из оснований классификации Н. п. — это отрасли права. Имеются нормы гос., гражд., уголовного права и др. Можно выделить нормы на материального права и процессуального права, а также основные (предусматривают общие исходные положения регулирования определённых отношений) и конкретизирующие Н. п. (развивают исходные положения, регламентируют более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках общих Н. п.). В правовой системе имеются Н. п., устанавливающие новые самостоятельные правила и непосредственно направленные на регулирование общественных отношений (нормы прямого регулирующего действия), и нормы, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта (нормы вспомогательного действия). Н. п. различаются также в зависимости от органа, их издавшего (нормы закона и подзаконных актов, общесоюзные, республиканские и местные нормы, нормы, содержащиеся в законах СССР, в законах союзных республик, в указах Президиума Верх. Совета СССР, в актах местных Советов и т. д.).

В зависимости от действия в пространстве Н. п. делятся на Н. п. общего действия (действуют на всей территории, на к-рую распространяется компетенция органа, издавшего норму) и  Н. п. местного действия (действуют на определенной указанной в самом акте местности).

По действию во времени различаются нормы постоянного действия и временные, по действию по лицам — общие (касаются всех граждан или всех юридич. лиц и т. д.), специальные (распространяют своё действие на чётко очерченный круг лиц, органов, орг-ций, напр. на работников милиции, пенсионеров, органы Мин-ва финансов СССР и т. д.), и нормы, касающиеся конкретного субъекта права (Верх. Совета СССР, Генерального прокурора СССР и пр.).

Имеет значение также деление Н. п. на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающая Н п. определяет правомочия граждан и др. субъектов права, т. е. возможность действовать определенным образом. Обязывающая Н. п.— это установленная в нормативном акте и обращённая к субъектам права необходимость совершить какие-либо положительные действия. Запрещающая Н. п. обязывает воздерживаться от поступков, к-рые вредны для социалистов. общества, противоречат интересам трудящихся. Выделяются в особый вид т. н. поощрительные Н. п., используемые для стимулирования полезных для общества действий, воспитания масс на положительных примерах.

Н. п. делятся также на императивные (точно определяются права и обязанности субъектов права), диспозитивные (действуют в случае, если стороны правоотношения не установили свои права и обязанности путём соглашения) и бланкетные (отсылают к установленный в других актах правилам, к-рые необходимо исполнять).   А. С. Пиголкин.

 

 

САНКЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


СА́НКЦИЯ (от лат. sanctio – строжайшее постановление), элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Государство, устанавливая в нац. праве соответствующее правило поведения, обеспечивает его принудительное исполнение санкцией.

Свои особенности имеет понимание С. в междунар. праве, где правонарушителем является не физич. или юридич. лицо конкретного государства, а сами государства и др. субъекты междунар. права. В междунар. праве С. – правомерная принудительная мера, предпринимаемая в ответ на междунар. правонарушение. Целью С. является прекращение междунар. правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности. С. должны применяться любым субъектом междунар. права в строгом соответствии с Уставом ООН и др. междунар. договорами. В зависимости от обстоятельств С. могут осуществляться в порядке самопомощи или с помощью междунар. организаций. Основанием применения С. является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов. С. могут применяться только в ответ на междунар. правонарушение и только в том случае, когда в результате поведения субъекта-правонарушителя отсутствует возможность или исчерпаны все средства урегулирования конфликта. Международно-правовые С. должны применяться потерпевшими субъектами в пределах тех полномочий, которыми каждый из них обладает в соответствии с междунар. правом.

Устав ООН устанавливает применение С. (мер) с использованием вооруж. сил и без использования таковых. С., не связанные с использованием вооруж. сил, могут включать полный или частичный перерыв экономич. отношений, ж.-д., мор., возд., почтовых, телеграфных, радио- или др. средств сообщения, а также разрыв дипломатич. отношений (ст. 41). В случае если эти меры воздействия оказываются недостаточными, то против государства, нарушающего междунар. мир и безопасность, могут быть применены С. с использованием вооруж. сил – демонстрации, блокада и др. операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42). Напр., в связи с широкомасштабным и систематич. нападением на гражд. население в Ливии Совет Безопасности 26.2.2011 принял резолюцию 1970 (2011), в которой потребовал, чтобы все государства – члены ООН незамедлительно приняли необходимые меры к недопущению прямой или косвенной поставки, продажи и передачи Ливии с их территории (или через их территорию, либо с использованием морских или воздушных судов) вооружений и связанных с ними материальных средств всех типов, включая оружие и боеприпасы, воен. машины и технику.

Международно-правовые С. применяются ООН, ВТО и др. организациями. Глава VII Устава ООН предусматривает принятие соответствующих мер (по существу С.) по предотвращению угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

Действия, предпринимаемые государствами в одностороннем порядке, именуются «контрмерами» или «ответными мерами». Они должны быть соразмерны нарушению и не нарушать императивные нормы междунар. права (важнейшие нормы гуманитарного права, право на самоопределение, а также нормы, запрещающие угрозу силой или её применение, геноцид, рабство, расовую дискриминацию, преступления против человечности, пытки и т. д.). Контрмеры должны прекращаться при прекращении противоправного деяния или при передаче дела в междунар. судебный орган или иную структуру по разрешению споров. Контрмеры в большей степени удовлетворяют требованиям необходимости и пропорциональности, если они применяются в отношении того же самого или тесно связанного с ним обязательства.

Контрмеры не следует смешивать с реторсией, которая не противоречит международно-правовым обязательствам государства, ведущего себя таким образом, даже если оно это делает в порядке реакции на международно-противоправное деяние.

Иногда государства и ряд междунар. организаций (напр., ЕС) принимают в отношении др. государств т. н. С. (экономич. ограничения, запрет поездок и замораживание активов должностных лиц, ограничение объёмов и сфер сотрудничества и т. д.), не увязывая их с конкретным противоправным деянием и международно-правовой ответственностью государства – объекта С. Напр., в марте 2014 США и ЕС объявили о применении С. против России, обвинив в противоправном признании Республики Крым и принятии её в состав РФ. В данном случае США и ЕС не являются пострадавшей стороной и С. не являются правомерными.

Лит.: Василенко В. А. Международно-правовые санкции. К., 1982; Геворгян К. Г. «Односторонние санкции» и международное право // Международная жизнь. 2012. № 8; The Cambridge companion to international law / Ed. J. Crawford, M. Koskenniemi. Camb.; N. Y., 2012; Международное право / Отв. ред. К. А. Бекяшев. М., 2014.

 

 

Санкция

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Са́нкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление):

Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило.

Санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Советская юриспруденция различала:

  • уголовно-правовые санкции (лишение свободы и т. п.), налагаемые по решению суда;
  • административно-правовые (штраф, административный арест), налагаемые административными органами;
  • дисциплинарно-правовые (смещение на низшую должность, увольнение), налагаемые должностными лицами в отношении подчинённых;
  • имущественные (неустойка), применяемые судом или арбитражем.
  • Санкция — акт разрешения, утверждения, выражения согласия должностным лицом с предложенными действиями, решениями;
  • Международно-правовые санкции — коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024