Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Печенѣги — русское названiе народа тюркскаго происхожденiя. Греческiе писатели называли ихъ патцинаками (πατζινακϊται). У западныхъ писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; въ польскихъ хроникахъ мы находимъ искаженныя имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; въ венгерскихъ источникахъ они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö; арабскiе писатели называют страну П. Баджнакъ. Весьма вѣроятно, что все это — варiанты одного и того же названiя, вызываемые звуковыми особенностями разныхъ языковъ. Нѣкогда П. кочевали въ степяхъ Средней Азiи и составляли одинъ народъ съ торками и половцами. О родствѣ этихъ трехъ народовъ и общемъ ихъ тюркскомъ происхожденiи свидѣтельствуютъ и русскiе, и арабскiе, и византiйскiе, и западные писатели. Неизвѣстно въ точности, когда П. переселились изъ Азiи въ Европу. Въ IX в. они обитали уже между Волгой и Яикомъ (Ураломъ). Во второй половинѣ этого вѣка хозары, въ союзѣ съ узами начали тѣснить П., которые, въ свою очередь, вытѣснили изъ южнорусскихъ степей венгровъ. Въ это время они заняли всѣ степи отъ Дона до Дуная, дѣлясь на племена, или колѣна, изъ которыхъ каждое имѣло свою мѣстность для кочевья; только устья Днѣпра, Днѣстра и Дуная, повидимому, не были заняты ими. Названiя племенъ измѣнялись въ связи съ именами стоявшихъ во главѣ ихъ князей. Власть князей была невелика; въ каждомъ племени она принадлежала одному роду, но переходила отъ одной семьи къ другой. Кромѣ князя, власть принадлежала народному собранiю, называвшемуся коментонъ. Иногда княжескую власть захватывали и постороннiя лица, не принадлежавшiя къ владѣтельному роду. Внутреннiй бытъ П. носитъ на себѣ всѣ типическiя черты, свойственныя кочевникамъ-степнякамъ. Уже въ Х в., однако, они не чуждались торговли, служа посредниками между Грецiей, Русью и Хозарiей. Въ началѣ XI в. между П. сталъ распространяться исламъ. До 60-хъ годовъ Х в. П. не тревожили Руси (по крайней мѣрѣ, источники не говорятъ объ ихъ нападенiяхъ); но уже въ 968 г. они осадили Кiевъ во время отсутствiя Святослава и едва его не захватили. Святославъ былъ убитъ ими у Днѣпровскихъ пороговъ. Въ продолженiе съ лишком полувѣка борьба Руси съ П. была беспрестанная. Русь старалась оградить себя отъ нихъ укрѣпленiями и городами; таково происхожденiе Змiева вала въ нынѣшней Кiевской губ. Владимiръ строилъ укрѣпленiя по р. Стугнѣ, Ярославъ Мудрый по р. Росѣ (южнѣе). Послѣднее нападенiе П. на Русь (они осадили Кiевъ) относится къ 1034 г.; они были совершенно разбиты. Въ это время на нихъ надвинулись торки, заставившiе ихъ передвинуться на Западъ — от Днѣпра до Дуная. Среди П. были внутреннiя несогласiя; они ослабѣли, подвинулись еще ближе къ Дунаю, за Дунай и, наконецъ, на Балканскiй полуостровъ. Хозяевами южно-русскихъ степей въ это время сдѣлались половцы, вытѣснившiе оттуда и торковъ. Лучшiй трудъ о П.— проф. П. В. Голубовскаго: «Печенѣги, Торки и Половцы» (Кiевъ, 1884).
Д. Б—ѣй.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ПЕЧЕНЕГИ, тюркский кочевой народ. В 9—11 вв. П. перекочевали из Ср. Азии в причерноморские степи. Часто под воздействием Византии нападали на Русь. Для защиты от П. киевские князья строили пограничные укрепления. В 11 в. П. были вытеснены на запад половцами. Часть П. осела на русской земле, войдя в состав населения Киевской Руси.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и сарматских племён в заволжских степях в 8—9 вв. В 9 в.— в юж.-рус. степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты и покорены русскими, часть П. откочевала в Венгрию.
ПЕЧЕНЕЖСКИЙ ЯЗЫК, язык печенегов. Относится к тюркским яз.; одни исследователи относят его к кыпчакской гр., другие к огузской. Сохранились топонимика и собств. имена в визант., венг. и слав. источниках.
ПЕЧЕНЕГИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия
p>ПЕЧЕНЕ́ГИ (тюрк. самоназвание – Becěnek, ср.-век. греч. Πετσενέγοι, или Πατζινάϰαι, араб. – Pačanāk, ср.-век. лат. Pacinac, др.-рус. – печэнегъ), древний тюркоязычный народ. Сформировался, вероятно, в 7–8 вв. в бассейне р. Сырдарья и в Приаралье. Возможно, изначально П. являлись подразделением огузов. В трактате визант. имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» есть сведения, что прежнее наименование части П. – кангары. Й. Маркварт сопоставил этноним «кангар» с назв. нижнего течения р. Сырдарья (Канг) и этнонимом «кенгерес» тюрк. рунич. орхоно-енисейских надписей. Гипотеза Маркварта, поддержанная В. В. Бартольдом (с оговорками лингвистич. характера) и А. М. Щербаком, позволяет локализовать место изначального расселения П. в низовьях Сырдарьи и на территориях, примыкающих с севера к Аральскому морю. С. Г. Кляшторный отождествляет «реку Канг» с землями оазисов ср. Сырдарьи, которые находились под протекторатом полукочевых огузских и печенежских племён. Согласно его наблюдениям, в нач. 8 в. печенежские племена (кенгересы/кангары) уже представляли собой самостоят. народ, входивший в политич. конфедерацию с оседлым населением оазисов.
Этноним «П.», скорее всего, является деминутивом (уменьшит. формой) от имени Бече (др.-тюрк. имя собственное Beče; видимо легендарного героя-эпонима). Возможно также, что этноним восходит к тюрк. слову *bačanak (уменьшительное от badža – «свояк; муж старшей сестры; старший родич»). О языке П. сведений немного. Возможно, он зафиксирован в ряде эпиграфич. памятников древнетюркского рунического письма. Из визант. и др. письм. источников известно неск. десятков печенежских слов (гл. обр. личные имена, топонимы, этнонимы). Точное положение печенежского яз. внутри тюркских языков остаётся неясным. По данным «Повести временных лет», язык П. был известен жителям Киева в 10 в.
В кон. 9 в. П. были вытеснены из Приаралья огузами и перекочевали к Волге. В свою очередь П. вынудили уйти на запад кочевые племена мадьяров (венгров). Несмотря на поражение от огузов и хазар, племена П. расселились в степях, контролировавшихся Хазарским каганатом, часть поселений хазар были разрушены. Во 2-й пол. 9 в. П. появились в Сев. Причерноморье (впервые об этом сообщает лат. Хроника Регинона Прюмского под 889), в 990-е гг. полностью вытеснили оттуда венгров. На рубеже 9 и 10 вв. П. расселились в Нижнем Подунавье. В 10 в. П. кочевали между Волгой и низовьями Дуная. Сложилась крупная этнополитич. общность, получившая в историографии назв. «Печенегия», которая во многом определяла геополитич. ситуацию в Вост. Европе. Она делилась на 2 больших объединения, граница между которыми пролегала по Днепру. Вост. (левобережное) объединение имело контакты с Херсонесом и Хазарским каганатом, западное было связано с Первым Болгарским царством и Византией. В это время П. фактически контролировали самый сложный участок пути «из варяг в греки» – низовья Днепра и Днепровские пороги. Печенежские воинские контингенты неоднократно привлекались как наёмники императорами Византии в борьбе против Первого Болгарского царства и Др.-рус. гос-ва, а также правителями Др.-рус. гос-ва против Византии и Первого Болгарского царства. Часть П. находилась в зависимости от Хазарского каганата, ещё одна мигрировала в Заволжье, где их присутствие в 10 в. отметил араб. путешественник Ибн Фадлан.
Практически все ср.-век. авторы отмечали сложное политич. устройство печенежского этнополитич. объединения в 10–11 вв. Согласно Константину VII Багрянородному, П. делились на 8 «фем», со своими предводителями, а каждая фема – на пять меньших объединений (скорее всего, «кланов» или «родов»). Власть у П. принадлежала представителям одного рода и передавалась, по данным трактата «Об управлении империей», от правителя к его двоюродному брату (вероятно, так исказился в визант. восприятии общетюркский обычай передавать власть не от отца к сыну, а следующему по старшинству после правителя мужчине в роде). Источники отмечают существование у П. «народного собрания» или «аристократического совета», а также рост власти вождей-ханов и «старейшин». «Печенегия», т. о., представляла собой сложное вождество (конфедерацию племён), которое могло перерасти в кочевую империю, но было постепенно уничтожено в войнах (А. В. Марей, П. Голден).
В источниках зафиксированы обычаи П.: бритьё бороды, ношение укороченной безрукавной одежды, сожжение покойников (этот обычай фиксируется только письм. источниками и не подтверждается археологически), вера в контагиозную передачу личной удачи, возможно, ритуальный каннибализм. Археологич. данные свидетельствуют, что П. практиковали погребения в виде трупоположений с конём, часто – с оружием (луки, стрелы, сабли) и украшениями. Погребения П. не имеют принципиальных отличий в обряде среди массы синхронных кочевнических захоронений, выделяются в осн. хронологически и территориально. Над могилами либо насыпались небольшие курганы, либо делалось впускное погребение в насыпи более раннего времени. Часто в могильной яме сооружалась дерев. камера или ящик (С. А. Плетнёва, Е. В. Круглов). В 1108 нем. миссионер Бруно Кверфуртский ездил к П. с целью обратить их в христианство, но его инициатива оказалась малоуспешной. Вост. авторы сообщают о распространении среди П. ислама, также к П. проникали проповедники манихейства.
П. неоднократно фигурируют на страницах раннего др.-рус. летописания. Первое историч. сообщение о П. в нём условно датируется 915, когда они заключили мир с киевским кн. Игорем. В 920 он воевал с П., а в 944 нанимал их для похода на Византию. В 968 П. осаждали Киев, их нападение, видимо, было организовано визант. дипломатами для того, чтобы заставить воевавшего на территории Первого Болгарского царства киевского кн. Святослава Игоревича вернуться на родину. В «Повести временных лет» описаны переговоры др.-рус. воеводы Претича и «печенежского князя», которые в знак мира обменялись оружием. Весной 972 печенежский хан Куря по наущению византийцев убил кн. Святослава Игоревича; по преданию, из черепа князя была сделана чаша для хана. Во время правления его сына, киевского кн. Владимира Святославича, П. неоднократно нападали на Др.-рус. гос-во (992, 996, 997, 1015 – все летописные даты условны, скорее всего, П., как позднее половцы, осуществляли набеги каждый год). Для обороны от них киевский князь организовал строительство оборонит. линий на юж. границах Др.-рус. гос-ва («бе бо рать отъ печенегъ»). Они строились вдоль рек Десна, Остёр, Трубеж, Сула, Стугна. Постоянные войны с П. отразились в др.-рус. эпической традиции, ставшей источником для летописцев (поединок юноши-кожемяки с печенежским богатырём; обман горожанами П. во время осады Белгорода; история как кн. Владимир Святославич прятался от них под мостом). П. участвовали в междоусобной войне сыновей Владимира Святославича на стороне Святополка Окаянного против Ярослава Владимировича Мудрого.
В 1036 киевский кн. Ярослав Мудрый нанёс П. сокрушит. поражение, после которого осн. часть П. под напором половцев (см. в ст. Кипчаки) откочевала к границам Византии и Венгрии. В 11 в. П. создавали постоянную угрозу Византии, в кон. 1040-х гг. (скорее всего, в 1048) под предводительством хана Тираха форсировали по льду Дунай, однако византийцам удалось остановить их наступление. В то же время чуть ранее соперник хана Тираха Кеген перешёл на службу к визант. императорам, часть П. расселилась на территории Болгарии. Имп. Алексей I Комнин после шестилетней войны с П. в 1091 сумел одержать над ними победу. Его успех закрепил имп. Иоанн II Комнин, после победы которого в 1122 печенежская угроза была ликвидирована.
С сер. 11 в. происходило массовое переселение П. в Венгрию (их первые проникновения туда относятся к 10 в.). Походы и миграция П. в эту страну продолжались до 1-й четв. 12 в. Упоминания «служилых» П. в венг. источниках встречаются вплоть до 2-й пол. 13 в.
Часть П. со 2-й пол. 11 в. становятся федератами киевских князей, войдя в состав чёрных клобуков. В 1116 состоялось сражение П. и торков с половцами у р. Дон, в котором союзники потерпели поражение. Вероятно, П. и торки попытались воспользоваться ослаблением половцев в результате половецких походов рус. князей 1100–1110-х гг. В рус. летописях П. в последний раз упоминаются в 1169 в составе чёрных клобуков. Известия поздних летописей (16 в.) о победе над П. Аскольда и Дира в 867, крещении печенежских князей, победах рус. богатырей над П. и договорах с разл. печенежскими князьями, скорее всего, недостоверны и являются плодом лит. творчества позднего Средневековья.
Сведения о П. исчезают из источников к кон. 13 в.
Библиография
Источн.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий / Под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. М., 1991; Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. М., 2009. Т. 3: Восточные источники / Сост. Т. М. Калинина. М., 2010. Т. 4: Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко.
Лит.: Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар: история южнорусских степей IX–XIII вв. К., 1884; Pritsak O. The Pečenegs: a case of social and economic transformation // Archivum Eurasiae medii aevi. Lisse, 1975; Плетнева С. А. Печенеги, торки, половцы // Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., 1981; Moravcsik G. Byzantinoturcica. I. Die byzantinischen Quellen der Geschichte der Türkvölker. II. Sprachreste der Türkvölker in den byzantinischen Quellen. B., 1983; Pálóczi-Horváth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in medieval Hungary. Bdpst, 1989; Golden P. Pečenegs // The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1995. Vol. 8; Щербак А. М. Печенежский язык // Языки мира. Тюркские языки. М., 1997; Марей А. В. Особенности социально-политической организации печенегов // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000; Гарустович Т. Н., Иванов В. А. Огузы и печенеги в Евразийских степях. Уфа, 2001; Круглов Е. В. Печенеги и огузы: некоторые проблемы археологических источников // Степи Европы в эпоху средневековья. Донецк, 2003. Т. 3: Половецко-золотоордынское время; Васильевский В. Г. Византия и печенеги (1048–1094). Приложения // Васильевский В. Г. Избранные труды по истории Византии. М., 2010. Кн. 1. Т. 1–2; Калинина Т. М. Печенеги и путь к ним из Ургенча: по данным арабских географов // Древнейшие государства Восточной Европы. 2009: Трансконтинентальные и локальные пути как социокультурный феномен. М., 2010; Моргунов Ю. Ю. Древняя Русь и кочевники Причерноморья // Русь и Восток в XI–XVI вв. Новые археологические исследования. М., 2010; Расовский Д. А. Половцы. Черные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии (работы разных лет). М., 2012.
Печене́ги (тюрк. самоназвание – Becěnek, ср.-век. греч. Πετσενέγοι, или Πατζινάϰαι, араб. – Pačanāk, ср.-век. лат. Pacinac, др.-рус. – печэнегъ[1]) — древний тюркоязычный народ, сформировавшийся, вероятно, в VII—VIII веках в бассейне реки Сырдарья и в Приаралье. Скорее всего, изначально печенеги являлись частью огузов... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Приложение
Анекдоты о судебных делах с участием Ф. Н. Плевако:
* Суд рассматривал дело старушки, потомственной почетной гражданки, которая украла жестяной чайник стоимостью 30 копеек.
Прокурор, зная о том, что защищать ее будет Плевако, решил выбить почву у него из-под ног и сам живописал присяжным тяжелую жизнь подзащитной, заставившую ее пойти на такой шаг. Прокурор даже подчеркнул, что преступница вызывает жалость, а не негодование: «Но, господа, частная собственность священна, на этом принципе зиждется мироустройство, так что если вы оправдаете эту бабку, то вам и революционеров тогда по логике надо оправдать».
Присяжные согласно кивали головами, и тут свою речь начал Плевако.
Он сказал: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь... Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно...»
Старушку оправдали.