ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Печенѣги — русское названiе народа тюркскаго происхожденiя. Греческiе писатели называли ихъ патцинаками (πατζινακϊται). У западныхъ писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; въ польскихъ хроникахъ мы находимъ искаженныя имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; въ венгерскихъ источникахъ они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö; арабскiе писатели называют страну П. Баджнакъ. Весьма вѣроятно, что все это — варiанты одного и того же названiя, вызываемые звуковыми особенностями разныхъ языковъ. Нѣкогда П. кочевали въ степяхъ Средней Азiи и составляли одинъ народъ съ торками и половцами. О родствѣ этихъ трехъ народовъ и общемъ ихъ тюркскомъ происхожденiи свидѣтельствуютъ и русскiе, и арабскiе, и византiйскiе, и западные писатели. Неизвѣстно въ точности, когда П. переселились изъ Азiи въ Европу. Въ IX в. они обитали уже между Волгой и Яикомъ (Ураломъ). Во второй половинѣ этого вѣка хозары, въ союзѣ съ узами начали тѣснить П., которые, въ свою очередь, вытѣснили изъ южнорусскихъ степей венгровъ. Въ это время они заняли всѣ степи отъ Дона до Дуная, дѣлясь на племена, или колѣна, изъ которыхъ каждое имѣло свою мѣстность для кочевья; только устья Днѣпра, Днѣстра и Дуная, повидимому, не были заняты ими. Названiя племенъ измѣнялись въ связи съ именами стоявшихъ во главѣ ихъ князей. Власть князей была невелика; въ каждомъ племени она принадлежала одному роду, но переходила отъ одной семьи къ другой. Кромѣ князя, власть принадлежала народному собранiю, называвшемуся коментонъ. Иногда княжескую власть захватывали и постороннiя лица, не принадлежавшiя къ владѣтельному роду. Внутреннiй бытъ П. носитъ на себѣ всѣ типическiя черты, свойственныя кочевникамъ-степнякамъ. Уже въ Х в., однако, они не чуждались торговли, служа посредниками между Грецiей, Русью и Хозарiей. Въ началѣ XI в. между П. сталъ распространяться исламъ. До 60-хъ годовъ Х в. П. не тревожили Руси (по крайней мѣрѣ, источники не говорятъ объ ихъ нападенiяхъ); но уже въ 968 г. они осадили Кiевъ во время отсутствiя Святослава и едва его не захватили. Святославъ былъ убитъ ими у Днѣпровскихъ пороговъ. Въ продолженiе съ лишком полувѣка борьба Руси съ П. была беспрестанная. Русь старалась оградить себя отъ нихъ укрѣпленiями и городами; таково происхожденiе Змiева вала въ нынѣшней Кiевской губ. Владимiръ строилъ укрѣпленiя по р. Стугнѣ, Ярославъ Мудрый по р. Росѣ (южнѣе). Послѣднее нападенiе П. на Русь (они осадили Кiевъ) относится къ 1034 г.; они были совершенно разбиты. Въ это время на нихъ надвинулись торки, заставившiе ихъ передвинуться на Западъ — от Днѣпра до Дуная. Среди П. были внутреннiя несогласiя; они ослабѣли, подвинулись еще ближе къ Дунаю, за Дунай и, наконецъ, на Балканскiй полуостровъ. Хозяевами южно-русскихъ степей въ это время сдѣлались половцы, вытѣснившiе оттуда и торковъ. Лучшiй трудъ о П.— проф. П. В. Голубовскаго: «Печенѣги, Торки и Половцы» (Кiевъ, 1884).

Д. Б—ѣй.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ПЕЧЕНЕГИ, тюркский кочевой народ. В 9—11 вв. П. перекочевали из Ср. Азии в причерноморские степи. Часто под воздействием Византии нападали на Русь. Для защиты от П. киевские князья строили пограничные укрепления. В 11 в. П. были вытеснены на запад половцами. Часть П. осела на русской земле, войдя в состав населения Киевской Руси.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и сарматских племён в заволжских степях в 8—9 вв. В 9 в.— в юж.-рус. степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты и покорены русскими, часть П. откочевала в Венгрию.

ПЕЧЕНЕЖСКИЙ ЯЗЫК, язык печенегов. Относится к тюркским яз.; одни исследователи относят его к кыпчакской гр., другие к огузской. Сохранились топонимика и собств. имена в визант., венг. и слав. источниках.

 

 

ПЕЧЕНЕГИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ПЕЧЕНЕ́ГИ (тюрк. са­мо­на­зва­ние – Becě­nek, ср.-век. греч. Πετσενέγοι, или Πατζινάϰαι, араб. – Pačanāk, ср.-век. лат. Pacinac, др.-рус. – пе­чэ­негъ), древ­ний тюр­коя­зыч­ный на­род. Сфор­ми­ро­вал­ся, ве­ро­ят­но, в 7–8 вв. в бас­сей­не р. Сыр­дарья и в При­ара­лье. Воз­мож­но, из­на­чаль­но П. яв­ля­лись под­раз­де­ле­ни­ем огу­зов. В трак­та­те ви­зант. имп. Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» есть све­де­ния, что преж­нее на­име­но­ва­ние час­ти П. – кан­га­ры. Й. Мар­кварт со­пос­та­вил эт­но­ним «кан­гар» с назв. ниж­не­го те­че­ния р. Сыр­дарья (Канг) и эт­но­ни­мом «кен­ге­рес» тюрк. ру­нич. ор­хо­но-ени­сей­ских над­пи­сей. Ги­по­те­за Мар­квар­та, под­дер­жан­ная В. В. Бар­толь­дом (с ого­вор­ка­ми лин­гвис­тич. ха­рак­те­ра) и А. М. Щер­ба­ком, по­зво­ля­ет ло­ка­ли­зо­вать ме­сто из­на­чаль­но­го рас­се­ле­ния П. в ни­зовь­ях Сыр­да­рьи и на тер­ри­то­ри­ях, при­мы­каю­щих с се­ве­ра к Араль­ско­му мо­рю. С. Г. Кляш­тор­ный ото­жде­ст­в­ля­ет «ре­ку Канг» с зем­ля­ми оа­зи­сов ср. Сыр­да­рьи, ко­то­рые на­хо­ди­лись под про­тек­то­ра­том по­лу­ко­че­вых огуз­ских и пе­че­неж­ских пле­мён. Со­глас­но его на­блю­де­ни­ям, в нач. 8 в. пе­че­неж­ские пле­ме­на (кен­ге­ре­сы/кан­га­ры) уже пред­став­ля­ли со­бой са­мо­сто­ят. на­род, вхо­див­ший в по­ли­тич. кон­фе­де­ра­цию с осед­лым на­се­ле­ни­ем оа­зи­сов.

Эт­но­ним «П.», ско­рее все­го, яв­ля­ет­ся де­ми­ну­ти­вом (умень­шит. фор­мой) от име­ни Бе­че (др.-тюрк. имя соб­ст­вен­ное Beče; ви­ди­мо ле­ген­дар­но­го ге­роя-эпо­ни­ма). Воз­мож­но так­же, что эт­но­ним вос­хо­дит к тюрк. сло­ву *bačanak (умень­ши­тель­ное от badža – «сво­як; муж стар­шей се­ст­ры; стар­ший ро­дич»). О язы­ке П. све­де­ний не­мно­го. Воз­мож­но, он за­фик­си­ро­ван в ря­де эпи­гра­фич. па­мят­ни­ков древ­не­тюрк­ско­го ру­ни­че­ско­го пись­ма. Из ви­зант. и др. письм. ис­точ­ни­ков из­вест­но неск. де­сят­ков пе­че­неж­ских слов (гл. обр. лич­ные име­на, то­по­ни­мы, эт­но­ни­мы). Точ­ное по­ло­же­ние пе­че­неж­ско­го яз. внут­ри тюрк­ских язы­ков ос­та­ёт­ся не­яс­ным. По дан­ным «По­вес­ти вре­мен­ных лет», язык П. был из­вес­тен жи­те­лям Кие­ва в 10 в.

В кон. 9 в. П. бы­ли вы­тес­не­ны из При­ара­лья огу­за­ми и пе­ре­ко­че­ва­ли к Вол­ге. В свою оче­редь П. вы­ну­ди­ли уй­ти на за­пад ко­че­вые пле­ме­на мадь­я­ров (венг­ров). Не­смот­ря на по­ра­же­ние от огу­зов и ха­зар, пле­ме­на П. рас­се­ли­лись в сте­пях, кон­тро­ли­ро­вав­ших­ся Ха­зар­ским ка­га­на­том, часть по­се­ле­ний ха­зар бы­ли раз­ру­ше­ны. Во 2-й пол. 9 в. П. поя­ви­лись в Сев. При­чер­но­мо­рье (впер­вые об этом со­об­ща­ет лат. Хро­ни­ка Ре­ги­но­на Прюм­ско­го под 889), в 990-е гг. пол­но­стью вы­тес­ни­ли от­ту­да венг­ров. На ру­бе­же 9 и 10 вв. П. рас­се­ли­лись в Ниж­нем Поду­на­вье. В 10 в. П. ко­че­ва­ли ме­ж­ду Вол­гой и ни­зовь­я­ми Ду­ная. Сло­жи­лась круп­ная эт­но­по­ли­тич. общ­ность, по­лу­чив­шая в ис­то­рио­гра­фии назв. «Пе­че­не­гия», ко­то­рая во мно­гом оп­ре­де­ля­ла гео­по­ли­тич. си­туа­цию в Вост. Ев­ро­пе. Она де­ли­лась на 2 боль­ших объ­е­ди­не­ния, гра­ни­ца ме­ж­ду ко­то­ры­ми про­ле­га­ла по Днеп­ру. Вост. (ле­во­бе­реж­ное) объ­е­ди­не­ние име­ло кон­так­ты с Хер­со­не­сом и Ха­зар­ским ка­га­на­том, за­пад­ное бы­ло свя­за­но с Пер­вым Бол­гар­ским цар­ст­вом и Ви­зан­ти­ей. В это вре­мя П. фак­ти­че­ски кон­тро­ли­ро­ва­ли са­мый слож­ный уча­сток пу­ти «из ва­ряг в гре­ки» – ни­зо­вья Днеп­ра и Днеп­ров­ские по­ро­ги. Пе­че­неж­ские во­ин­ские кон­тин­ген­ты не­од­но­крат­но при­вле­ка­лись как на­ём­ни­ки им­пе­ра­то­ра­ми Ви­зан­тии в борь­бе про­тив Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва и Др.-рус. гос-ва, а так­же пра­ви­те­ля­ми Др.-рус. гос-ва про­тив Ви­зан­тии и Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва. Часть П. на­хо­ди­лась в за­ви­си­мо­сти от Ха­зар­ско­го ка­га­на­та, ещё од­на миг­ри­ро­ва­ла в За­вол­жье, где их при­сут­ст­вие в 10 в. от­ме­тил араб. пу­те­ше­ст­вен­ник Ибн Фад­лан.

Прак­ти­че­ски все ср.-век. ав­то­ры от­ме­ча­ли слож­ное по­ли­тич. уст­рой­ст­во пе­че­неж­ско­го эт­но­по­ли­тич. объ­е­ди­не­ния в 10–11 вв. Со­глас­но Кон­стан­ти­ну VII Баг­ря­но­род­но­му, П. де­ли­лись на 8 «фем», со свои­ми пред­во­ди­те­ля­ми, а ка­ж­дая фе­ма – на пять мень­ших объ­е­ди­не­ний (ско­рее все­го, «кла­нов» или «ро­дов»). Власть у П. при­над­ле­жа­ла пред­ста­ви­те­лям од­но­го ро­да и пе­ре­да­ва­лась, по дан­ным трак­та­та «Об управ­ле­нии им­пе­рией», от пра­ви­те­ля к его двою­род­но­му бра­ту (ве­ро­ят­но, так ис­ка­зил­ся в ви­зант. вос­при­ятии об­ще­тюрк­ский обы­чай пе­ре­да­вать власть не от от­ца к сы­ну, а сле­дую­ще­му по стар­шин­ст­ву по­сле пра­ви­те­ля муж­чи­не в ро­де). Ис­точ­ни­ки от­ме­ча­ют су­ще­ст­во­ва­ние у П. «на­род­но­го со­б­ра­ния» или «ари­сто­кра­ти­че­ско­го со­ве­та», а так­же рост вла­сти во­ж­дей-ха­нов и «ста­рей­шин». «Пе­че­не­гия», т. о., пред­став­ля­ла со­бой слож­ное во­ж­де­ст­во (кон­фе­де­ра­цию пле­мён), ко­то­рое мог­ло пе­ре­рас­ти в ко­че­вую им­пе­рию, но бы­ло по­сте­пен­но унич­то­же­но в вой­нах (А. В. Ма­рей, П. Гол­ден).

В ис­точ­ни­ках за­фик­си­ро­ва­ны обы­чаи П.: бри­тьё бо­ро­ды, но­ше­ние уко­ро­чен­ной без­ру­кав­ной оде­ж­ды, со­жже­ние по­кой­ни­ков (этот обы­чай фик­си­ру­ет­ся толь­ко письм. ис­точ­ни­ка­ми и не под­твер­жда­ет­ся ар­хео­ло­ги­че­ски), ве­ра в кон­та­ги­оз­ную пе­ре­да­чу лич­ной уда­чи, воз­мож­но, ри­ту­аль­ный кан­ни­ба­лизм. Ар­хео­ло­гич. дан­ные сви­де­тель­ст­ву­ют, что П. прак­ти­ко­ва­ли по­гре­бе­ния в ви­де тру­по­по­ло­же­ний с ко­нём, час­то – с ору­жи­ем (лу­ки, стре­лы, саб­ли) и ук­ра­ше­ния­ми. По­гре­бе­ния П. не име­ют прин­ци­пи­аль­ных от­ли­чий в об­ря­де сре­ди мас­сы син­хрон­ных ко­чев­ни­че­ских за­хо­ро­не­ний, вы­де­ля­ют­ся в осн. хро­но­ло­ги­че­ски и тер­ри­то­ри­аль­но. Над мо­ги­ла­ми ли­бо на­сы­па­лись не­боль­шие кур­га­ны, ли­бо де­ла­лось впу­ск­ное по­гре­бе­ние в на­сы­пи бо­лее ран­не­го вре­ме­ни. Час­то в мо­гиль­ной яме со­ору­жа­лась де­рев. ка­ме­ра или ящик (С. А. Плет­нёва, Е. В. Круг­лов). В 1108 нем. мис­сио­нер Бру­но Квер­фурт­ский ез­дил к П. с це­лью об­ра­тить их в хри­сти­ан­ст­во, но его ини­циа­ти­ва ока­за­лась ма­ло­ус­пеш­ной. Вост. ав­то­ры со­об­ща­ют о рас­про­стра­не­нии сре­ди П. ис­ла­ма, так­же к П. про­ни­ка­ли про­по­вед­ни­ки ма­ни­хей­ст­ва.

П. не­од­но­крат­но фи­гу­ри­ру­ют на стра­ни­цах ран­не­го др.-рус. ле­то­пи­са­ния. Пер­вое ис­то­рич. со­об­ще­ние о П. в нём ус­лов­но да­ти­ру­ет­ся 915, ко­гда они за­клю­чи­ли мир с ки­ев­ским кн. Иго­рем. В 920 он вое­вал с П., а в 944 на­ни­мал их для по­хо­да на Ви­зан­тию. В 968 П. оса­ж­да­ли Ки­ев, их на­па­де­ние, ви­ди­мо, бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но ви­зант. ди­пло­ма­та­ми для то­го, что­бы за­ста­вить вое­вав­ше­го на тер­ри­то­рии Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва ки­ев­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча вер­нуть­ся на ро­ди­ну. В «По­вес­ти вре­мен­ных лет» опи­са­ны пе­ре­го­во­ры др.-рус. вое­во­ды Пре­ти­ча и «пе­че­неж­ско­го кня­зя», ко­то­рые в знак ми­ра об­ме­ня­лись ору­жи­ем. Вес­ной 972 пе­че­неж­ский хан Ку­ря по нау­ще­нию ви­зан­тий­цев убил кн. Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча; по пре­да­нию, из че­ре­па кня­зя бы­ла сде­ла­на ча­ша для ха­на. Во вре­мя прав­ле­ния его сы­на, ки­ев­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча, П. не­од­но­крат­но на­па­да­ли на Др.-рус. гос-во (992, 996, 997, 1015 – все ле­то­пис­ные да­ты ус­лов­ны, ско­рее все­го, П., как позд­нее по­лов­цы, осу­ще­ст­в­ля­ли на­бе­ги ка­ж­дый год). Для обо­ро­ны от них ки­ев­ский князь ор­га­ни­зо­вал строи­тель­ст­во обо­ро­нит. ли­ний на юж. гра­ни­цах Др.-рус. гос-ва («бе бо рать отъ пе­че­негъ»). Они строи­лись вдоль рек Дес­на, Ос­тёр, Тру­беж, Су­ла, Стуг­на. По­сто­ян­ные вой­ны с П. от­ра­зи­лись в др.-рус. эпи­чес­кой тра­ди­ции, став­шей ис­точ­ни­ком для ле­то­пис­цев (по­еди­нок юно­ши-ко­же­мя­ки с пе­че­неж­ским бо­га­ты­рём; об­ман го­ро­жа­на­ми П. во вре­мя оса­ды Бел­го­ро­да; ис­то­рия как кн. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич пря­тал­ся от них под мос­том). П. уча­ст­во­ва­ли в меж­до­усоб­ной вой­не сы­но­вей Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча на сто­ро­не Свя­то­пол­ка Ока­ян­но­го про­тив Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Муд­ро­го.

В 1036 ки­ев­ский кн. Яро­слав Муд­рый на­нёс П. со­кру­шит. по­ра­же­ние, по­сле ко­то­ро­го осн. часть П. под на­по­ром по­лов­цев (см. в ст. Кип­ча­ки) от­ко­че­ва­ла к гра­ни­цам Ви­зан­тии и Венг­рии. В 11 в. П. соз­да­ва­ли по­сто­ян­ную уг­ро­зу Ви­зантии, в кон. 1040-х гг. (ско­рее все­го, в 1048) под пред­во­ди­тель­ст­вом ха­на Ти­ра­ха фор­си­ро­ва­ли по льду Ду­най, од­на­ко ви­зан­тий­цам уда­лось ос­та­но­вить их на­сту­п­ле­ние. В то же вре­мя чуть ра­нее со­пер­ник ха­на Ти­ра­ха Ке­ген пе­ре­шёл на служ­бу к ви­зант. им­пе­ра­то­рам, часть П. рас­се­ли­лась на тер­ри­то­рии Бол­га­рии. Имп. Алек­сей I Ком­нин по­сле шес­ти­лет­ней вой­ны с П. в 1091 су­мел одер­жать над ни­ми по­бе­ду. Его ус­пех за­кре­пил имп. Ио­анн II Ком­нин, по­сле по­бе­ды ко­то­ро­го в 1122 пе­че­неж­ская уг­ро­за бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на.

С сер. 11 в. про­ис­хо­ди­ло мас­со­вое пере­се­ле­ние П. в Венг­рию (их пер­вые про­ник­но­ве­ния ту­да от­но­сят­ся к 10 в.). По­хо­ды и ми­гра­ция П. в эту стра­ну про­дол­жа­лись до 1-й четв. 12 в. Упо­ми­на­ния «слу­жи­лых» П. в венг. ис­точ­ни­ках встре­ча­ют­ся вплоть до 2-й пол. 13 в.

Часть П. со 2-й пол. 11 в. ста­но­вят­ся фе­де­ра­та­ми ки­ев­ских кня­зей, вой­дя в со­став чёр­ных кло­бу­ков. В 1116 со­стоя­лось сра­же­ние П. и тор­ков с по­лов­ца­ми у р. Дон, в ко­то­ром со­юз­ни­ки по­тер­пе­ли по­ра­же­ние. Ве­ро­ят­но, П. и тор­ки по­пы­та­лись вос­поль­зо­вать­ся ос­лаб­ле­ни­ем по­лов­цев в ре­зуль­та­те по­ло­вец­ких по­хо­дов рус. кня­зей 1100–1110-х гг. В рус. ле­то­пи­сях П. в по­след­ний раз упо­ми­на­ют­ся в 1169 в со­ста­ве чёр­ных кло­бу­ков. Из­вес­тия позд­них ле­то­пи­сей (16 в.) о по­бе­де над П. Ас­коль­да и Ди­ра в 867, кре­ще­нии пе­че­неж­ских кня­зей, по­бе­дах рус. бо­га­ты­рей над П. и до­го­во­рах с разл. пе­че­неж­ски­ми князь­я­ми, ско­рее все­го, не­дос­то­вер­ны и яв­ля­ют­ся пло­дом лит. твор­че­ст­ва позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья.

Све­де­ния о П. ис­че­за­ют из ис­точ­ни­ков к кон. 13 в.

Библиография

Ис­точн.: Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей. Текст, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий / Под ред. Г. Г. Ли­тав­ри­на, А. П. Но­во­сель­це­ва. М., 1991; Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков. Хре­сто­ма­тия. М., 2009. Т. 3: Вос­точ­ные ис­точ­ни­ки / Сост. Т. М. Ка­ли­ни­на. М., 2010. Т. 4: За­пад­но­ев­ро­пей­ские ис­точ­ни­ки / Сост., пер. и ком­мент. А. В. На­за­рен­ко.

Лит.: Го­лу­бов­ский П. В. Пе­че­не­ги, тор­ки и по­лов­цы до на­ше­ст­вия та­тар: ис­то­рия юж­но­рус­ских сте­пей IX–XIII вв. К., 1884; Prit­sak O. The Pečenegs: a case of social and economic transformation // Archivum Eurasiae medii aevi. Lisse, 1975; Плет­не­ва С. А. Пе­че­не­ги, тор­ки, по­лов­цы // Сте­пи Ев­ра­зии в эпо­ху Сред­не­ве­ковья. М., 1981; Mo­ravcsik G. Byzantino­tur­cica. I. Die by­zan­ti­nischen Quellen der Geschichte der Türkvöl­ker. II. Sprachreste der Türkvölker in den by­zan­tinischen Quellen. B., 1983; Pá­lóczi-Hor­váth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in medieval Hungary. Bdpst, 1989; Golden P. Pečenegs // The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1995. Vol. 8; Щер­бак А. М. Пе­че­неж­ский язык // Язы­ки ми­ра. Тюрк­ские язы­ки. М., 1997; Ма­рей А. В. Осо­бен­но­сти со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции пе­че­не­гов // Аль­тер­на­тив­ные пу­ти к ци­ви­ли­за­ции. М., 2000; Га­ру­сто­вич Т. Н., Ива­нов В. А. Огу­зы и пе­че­не­ги в Ев­ра­зий­ских сте­пях. Уфа, 2001; Круг­лов Е. В. Пе­че­не­ги и огу­зы: не­ко­то­рые про­бле­мы ар­хео­ло­ги­че­ских ис­точ­ни­ков // Сте­пи Ев­ро­пы в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. До­нецк, 2003. Т. 3: По­ло­вец­ко-зо­ло­то­ор­дын­ское вре­мя; Ва­силь­ев­ский В. Г. Ви­зан­тия и пе­че­не­ги (1048–1094). При­ло­же­ния // Ва­сильев­ский В. Г. Из­бран­ные тру­ды по ис­то­рии Ви­зан­тии. М., 2010. Кн. 1. Т. 1–2; Ка­ли­ни­на Т. М. Пе­че­не­ги и путь к ним из Ур­ген­ча: по дан­ным араб­ских гео­гра­фов // Древ­ней­шие го­су­дар­ст­ва Вос­точ­ной Ев­ро­пы. 2009: Транс­кон­ти­нен­таль­ные и ло­каль­ные пу­ти как со­цио­куль­тур­ный фе­но­мен. М., 2010; Мор­гу­нов Ю. Ю. Древ­няя Русь и ко­чев­ни­ки При­чер­но­мо­рья // Русь и Вос­ток в XI–XVI вв. Но­вые ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 2010; Ра­сов­ский Д. А. По­лов­цы. Чер­ные кло­бу­ки: пе­че­не­ги, тор­ки и бе­рен­деи на Ру­си и в Венг­рии (ра­бо­ты раз­ных лет). М., 2012.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Печене́ги (тюрк. самоназвание – Becě­nek, ср.-век. греч. Πετσενέγοι, или Πατζινάϰαι, араб. – Pačanāk, ср.-век. лат. Pacinac, др.-рус. – пе­чэ­негъ[1]) — древний тюркоязычный на­род, сфор­ми­ро­вавшийся, ве­ро­ят­но, в VII—VIII веках в бас­сей­не реки Сырдарья и в Приаралье. Скорее всего, из­на­чаль­но печенеги яв­ля­лись частью огу­зов... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Приложение


Анекдоты о судебных делах с участием Ф. Н. Плевако:

* Суд рассматривал дело старушки, потомственной почетной гражданки, которая украла жестяной чайник стоимостью 30 копеек.

Прокурор, зная о том, что защищать ее будет Плевако, решил выбить почву у него из-под ног и сам живописал присяжным тяжелую жизнь подзащитной, заставившую ее пойти на такой шаг. Прокурор даже подчеркнул, что преступница вызывает жалость, а не негодование: «Но, господа, частная собственность священна, на этом принципе зиждется мироустройство, так что если вы оправдаете эту бабку, то вам и революционеров тогда по логике надо оправдать».

Присяжные согласно кивали головами, и тут свою речь начал Плевако.

Он сказал: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь... Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно...»

Старушку оправдали.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024