ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


НАЦИОНАЛИЗМ, реакц. бурж. идеология и политика. Н. отстаивает интересы буржуазии данной нации под прикрытием лживого флага «общенациональных» интересов, оправдывает нац. гнёт, проповедует пренебрежительное отношение к другим нациям, разжигает вражду между нациями и затемняет классовое сознание трудящихся. Буржуазный Н.— отравленное оружие империалистич. реакции. Пролетарский интернационализм в корне противоположен и непримиримо враждебен буржуазному Н.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


НАЦИОНАЛИЗМ, бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в нац. вопросе; противоположен пролет. интернационализму. Основа Н.— идеи нац. превосходства и нац. исключительности, трактовка нации как высшей внеисторич. и надклассовой формы общности. Используется с целью установления «классового мира», раскола рабочего класса разных наций и стран. В условиях восходящего развития капитализма — идейное знамя буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнёта, в эпоху империализма — орудие империалистич. и колон. политики, сближается с расизмом, приобретает антикоммунистич. направленность. В Н. угнетённых наций есть как общедемокр. содержание, так и реакц. стороны, выражающая интересы и идеологию эксплуататорской верхушки. Социализм создаёт почву для преодоления Н., уничтожая социальные и нац. антагонизмы, утверждая нац. равноправие и дружбу народов. Коммунисты непримиримы к отступлению от принципов интернационализма, проявлению нац. ограниченности, преувеличению существующих нац. особенностей классовой борьбы и ст-ву социализма в отд. странах, ведут борьбу с великодержавным и местным Н., националистич. предрассудками.

 

 

Краткий философский словарь. 1954


НАЦИОНАЛИЗМ — идеология и политика буржуазии, направленная на разжигание национальной розни между трудящимися различных наций, на укрепление господства одной нации над другими. Национализм порождается капиталистическим строем, ибо частная собственность и капитал неизбежно разъединяют людей, разжигают национальную рознь и усиливают национальный гнёт. Распространяя националистическую идеологию среди народных масс, буржуазия стремится посеять вражду между трудящимися различных наций и помешать тем самым их объединению для борьбы за своё освобождение, отвлечь их от классовой борьбы, заменить классовую борьбу национальной враждой. В. И. Ленин писал в 1913 г.: «Посмотрите на капиталистов они стараются разжечь национальную вражду в «простом народе», а сами отлично обделывают свои делишки: в одном и том же акционерном обществе — и русские, и украинцы, и поляки, и евреи, и немцы. Против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих стараются разделить и ослабить национальной враждой!» (т. 19, с. 275).

В эпоху империализма буржуазия превратила национализм в идеологическое средство подготовки империалистических войн в средство оправдания политики порабощения чужих народов. Во время первой мировой Империалистической войны буржуазия всех воюющих стран совместно с социал-шовинистами из II Интернационала одурманивала народные массы лживыми лозунгами защиты буржуазного отечества. Современный американский империализм, стремясь к завоеванию мирового господства, раздувает внутри страны националистическую истерию, проводит расистскую политику в отношении негров и других национальных меньшинств, насаждает «американский образ жизни» в маршаллизованных странах и т. п.

В. И. Ленин и И. В. Сталин, опираясь на идеи Маркса и Энгельса, разоблачили идеологию и политику буржуазного национализма и обосновали теорию, программу и тактику марксистской партии по национальному вопросу. Марксизм противопоставляет буржуазному национализму пролетарский интернационализм (см.), политике национального угнетения — требование права наций на самоопределение. «Полное равноправие наций; право самоопределения наций; слияние рабочих всех наций — этой национальной программе учит рабочих марксизм, учит опыт всего мира и опыт России» (Ленин, т. 20, с. 423). Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала национальный гнёт и создала условия для политического, хозяйственного и культурного расцвета новых, социалистических наций. Советский Союз впервые в истории человеческого общества явил миру пример многонационального государства, основанного на прочной и нерушимой дружбе народов.

Коммунистическая партия ведёт борьбу против пережитков капитализма в сознании людей, в том числе и против проявлений буржуазного национализма. Пережитки капитализма в сознании людей гораздо более живучи в области национального вопроса, чем в любой другой области. Коммунистическая партия воспитывает советских лтюдей в духе пролетарского интернационализма, советского патриотизма (см.), в духе дружбы народов. Пережитки национализма проявляются в разнообразных формах: в идеализации в науке и литературе реакционных националистических течений прошлого, и подделке их под «передовые» и «прогрессивные», в недооценке дружбы народов как одного из могущественных устоев и оплотов Советского государства и т. п. Враги советского народа особенно хотели бы поссорить народы СССР с великим русским народом, вызвать недоверие к нему, умалить его значение и роль в содружестве народов и наций СССР. Поэтому всякая недооценка роли и значения русского народа на руку врагам социалистического строя и представляет зло, против которого надо вести решительную борьбу. Коммунистическая партия сумела сцементировать союз и единство народов СССР благодаря своей непреклонной борьбе против всех видов национализма — как местного, так и великорусского. «Не разбив национал-уклонистов всех и всяких мастей, мы не смогли бы воспитать народ в духе интернационализма, не смогли бы отстоять знамя великой дружбы народов СССР, не смогли бы построить Союз Советских Социалистических Республик» («История ВКП(б). Краткий курс»).

Пережитки национализма, если не вести против них решительной борьбы, становятся питательной почвой для вербовки иностранной разведкой всякого рода вредителей, диверсантов, шпионов, ведущих подрывную работу против Советского государства, Поэтому постоянная и высокая политическая бдительность является тем качеством, которое необходимо всем советским людям, на каком бы посту они ни находились.

Национализм в корне чужд советской идеологии, всему строю советского общества, проникнутого духом пролетарского интернационализма, дружбы народов-больших и малых, духом советского патриотизма.
 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


НАЦИОНАЛИ´ЗМ, -а, м. 1. Реакционная буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты своих национальных интересов и национальной исключительности и практически служащая интересам эксплуататорских классов. 2. В порабощенных и зависимых странах — движение направленное на борьбу против империализма, за национальную независимость. || прил. националистический, -ая, -ое.

НАЦИОНАЛИ´СТ, -а, м. Приверженец национализма. || ж. националистска, -и. || прил. националистский, -ая, -ое.

НАЦИОНАЛИСТИ´ЧНЫЙ, -ая, -ое, -чен, -чна. Проникнутый национализмом.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы, 1987


НАЦИОНАЛИЗМ — один из принципов буржуазной идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к др. нациям и межнациональной вражды. Н. возник в процессе образования наций и обусловлен спецификой развития капитализма. Отражая характер взаимоотношений наций при капитализме, Н. выступает здесь в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации, к-рому свойственно пренебрежительное отношение к др. нациям, и местного Н. угнетенной нации, отличающегося стремлением к национальной замкнутости и недоверием к др. нациям. Спекулируя лозунгом „общенациональных" интересов, буржуазные и реформистские идеологи используют Н. как утонченное средство подавления классового сознания трудящихся, раскола международного рабочего движения, оправдания межнациональных войн и колониализма. Н. в любой форме неприемлем для трудящихся, подлинные интересы к-рых отражает только пролетарский, социалистический интернационализм. Однако на определенном этапе национально-освободительного движения коммунисты считают исторически оправданной поддержку Н. угнетенной нации, к-рый заключает в себе общедемократическое содержание (антиимпериалистическая направленность, стремление к политической и экономической независимости). В этой разновидности Н. есть, однако, и др. сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки, склонной к соглашательству с империализмом. Эту сторону коммунисты безусловно отвергают. Н. как черта мировоззрения наиболее распространен и живуч в мелкобуржуазной среде, характерен для социальных слоев и политических партий, к-рым свойственна мелкобуржуазная идеология. При социализме, устанавливающем фактическое равенство наций, ликвидируются социальные корни Н. Однако здесь еще не изжиты такие явления, как стремление к национальной замкнутости, местничеству. Принципиальная борьба против национальной ограниченности, проявлений Н. — важная задача совершенствования национальных отношений в социалистическом об-ве.
 

 

НАЦИОНАЛИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Версия 2022


НАЦИОНАЛИ́ЗМ, политич. идеология и практика, основанные на представлении о нации и её интересах как высших ценностях. В зависимости от понимания, что такое нация, Н. имеет две осн. формы – гражданский, или государственный, и этнический. Гражд. Н. возник в эпоху буржуазных революций и становления совр. государств, основанных на представлении о нации и о народе как согражданстве с общими самосознанием и историко-культурным наследием. Эта форма Н. направлена на обоснование легитимности государства, на консолидацию гражд. нации, но зачастую содержит в себе установки на дискриминацию и ассимиляцию меньшинств, а также на гос. экспансию (мессионизм) или, наоборот, на изоляционизм. Этот вид Н. широко используется государствами через офиц. символику и идеологич. институты (образование, социальные науки, СМИ и пр.) с целью утверждения общегражданской лояльности («служение и любовь к Родине», «уважение к стране и прошлому» и пр.) и распространения общегосударств. правовых норм и морально-культурных ценностей.

Степень распространения гос. Н. в разных странах зависит от состава населения, историч. традиции, формы правления, статуса и политич. положения страны. Государства со сложным составом населения стараются утверждать разные формы гос. (общегражданского) Н., даже если это экономически развитые с демократич. формой правления общества (напр., США, Испания, Канада). В странах с неразвитой экономикой и демократией, с большим этнич. разнообразием и наличием сепаратистских движений гос. Н. служит одним из средств обеспечения власти центра, общественной консолидации и сохранения целостности государства (напр., Индия, Индонезия, Китай, некоторые араб. страны). Гос. Н. (или патриотизм) обретает особый размах и крайние формы шовинизма и экспансионизма в условиях межгосударств. войн и внутр. кризисов. Гос. Н. особо заметен во вновь образовавшихся странах, где он выполняет функции дистанцирования от прежних государств, политич. мобилизации и нового «нациестроительства». Это имеет место в постсоветских государствах, но в специфич. форме симбиоза с этническим Н. Вместе со становлением гражд. наций, объявленных источником суверенной власти (франц. Декларация прав человека и гражданина 1789), ранний Н. утверждал право наций на самоопределение (см. Самоопределение народов) и провозглашал равенство всех граждан перед законом. В экономич. области Н. проводил политику протекционизма, а своим идеалом видел автаркию (экономич. Н.). Наконец, единство и сплочённость нации утверждались общими языком (см. Национальный язык) и культурой, а также версией общей истории.

Этнический Н. (чаще просто Н. или этнонационализм) предполагает, что нация является высшей формой этносоциального организма и является создателем «национального государства» и его культурной системы, имеет исключит. право на обладание его ресурсами и институтами, включая власть. Этнич. Н. основывается на биологических и расовых аргументах и сложился в эпоху господства эволюционизма и этнорасовых теорий (см. Расизм) во 2-й пол. 19 в. Он может быть как этнонационализмом от имени этнич. большинства (сходное с ним явление – шовинизм), так и этнонационализмом от имени меньшинств (сходное с ним явление – сепаратизм). Этнич. Н. получил широкое распространение во всех регионах мира по мере социальной и политич. модернизации государств и развития локальных культур и этнополитич. организаций. В России этнич. Н. возник в рамках почвеннического варианта славянофильства в противопоставлении либеральному западничеству, а также в среде этнич. периферии как движение за повышение статуса «инородцев» или за обладание собственной государственностью нерусскими народами, находившимися под властью рос. короны. В кон. 20 в. этнонационализм усилился в странах коммунистич. блока, особенно в СССР, где поддерживалось развитие этнич. культур, а этнонационализм был частью офиц. идеологии и основой т. н. социалистич. федерализма. В ситуации кризиса коммунистич. идеологии и политич. системы этнонационализм сыграл важную роль в распаде многоэтничных государств (СССР, Югославии, Чехословакии).

В зависимости от целей и форм проявления этнич. Н. имеет культурный или политич. характер. В первом случае речь идёт о сохранении целостности и самобытности этнич. общности (народа), развитии языка и образования, пропаганде историч. наследия и традиций. Такой Н. играет положительную роль, если не содержит антимодернизационных установок и негативной направленности против культур и представителей др. народов. Во втором случае этнич. Н. политически направлен на достижение преимуществ для представителей одной национальности в сфере власти и доступа к ресурсам (крайняя форма этой разновидности этнич. Н. – национал-социализм). В любом случае этнич. Н. основывается на упрощённых трактовках истории, узурпации культурного наследия в пользу одной группы, на конфликтных территориальных интерпретациях («этническая территория», «исконные земли», «историческая родина» и т. п.). Он заключает в себе негативные стереотипы в отношении др. народов и антиэтатистские установки. Политич. этнонационализм со стороны доминирующих групп носит дискриминационный характер по отношению к меньшинствам и мигрантам. Радикальный этнонационализм меньшинств может обретать сепаратистский характер с требованием изменения внутр. границ или создания отдельного «национального государства». Он становится причиной затяжных и разрушит. этнических конфликтов (Сев. Ирландия, Биафра, Катанга, Карабах, Эритрея, Шри-Ланка, Чечня и др.).

Вследствие этого роль Н. неоднозначна. С одной стороны, отказ от семейно-династич. устройства власти, достижение нар. суверенитета и появление национальных государств, основанных на гражд. равноправии, создавали основы для раскрепощения сознания и поведения людей и давали стимул развитию общества; с другой – стремление к культурной гомогенизации, ассимиляционные установки, дискриминация и этнич. чистки (вплоть до геноцида) вели к кровопролитным конфликтам. В отд. случаях победа Н. в его крайних формах ведёт к авторитарному режиму и засилью религ. фундаментализма.

Существует длительная традиция изучения Н. В основе исторического (веберианского) подхода лежало представление о Н. как долговрем. историч. явлении-организме со своими корнями, стадиями роста и осн. чертами, которое порождается нациями (Дж. Армстронг, Л. Гринфельд, Э. Смит, Э. Хобсбаум, М. Хрох). Этот подход воспринимает нацию как коллективное тело, обладающее свойствами отд. личности, включая местожительство (территорию), судьбу (историю) и характер (культуру). Из этого следует, что у каждой нации имеется своё историч. предназначение, которое она должна реализовать. Поэтому нации не должны смешиваться, а государства, охватывающие более одной нации, являются «неестественными» и нежизнеспособными. В крайнем виде нация представляется постоянным неисторическим («примордиальным») единством (см. Примордиализм). В последние два десятилетия имеет место апология этнонационализма как «либерального Н.» или как форма нац. возрождения и самоопределения (У. Коннор, М. Линд, Ю. Тамир и др.).

Некоторые исследователи связывают явление Н. с процессом модернизации и трактуют его как условие модернизации (Э. Геллнер). К этому направлению примыкает конструктивистский подход, трактующий Н. как механизм реконцептуализации политич. общности, которая до этого могла категоризоваться как империя, колониальная администрация или племенное образование (Б. Андерсон). Оппонентами этого подхода выступают учёные стран Азии и Африки, которые прослеживают «индигенный Н.» в своих странах до возникновения совр. наций и гражд. Н. типа индийского Дж. Неру и И. Ганди (П. Чаттерджи). В зап. науке под воздействием постсоветских трансформаций изменения в трактовке Н. произошли в пользу политизированной концепции «распада империи» и «триумфа наций» (Э. Каррер д’Анкосс).

В рос. обществознании продолжает господствовать традиция изучения Н. как идеологии превосходства одной нации над другой и как проповеди нац. исключительности или же распространяются сочинения паранаучного и расистского характера, авторами которых выступают представители т. н. нац. элит, включая представителей т. н. рус. национализма. В целом понятие Н. относится к своего рода элитному политич. проекту, и Н. можно рассматривать как метакатегорию «бытового» политич. и науч. мышления, как дискурсивную практику в системе отношений власти в совр. государствах и в системе отношений власти и знания.

Лит.: Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Национализм: (взгляд из-за рубежа). М., 1995; Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М., 1996; Тишков В. А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3; он же. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997; Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб., 1998; Коротеева В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999; она же. Экономические интересы и национализм. М., 2001; Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000; Малинова О. Ю. Либеральный национализм: (середина XIX – начало XX в.). М., 2000; Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности. М., 2003; Мухаметшина Н. С. Трансформации национализма и «символьная элита»: российский опыт. Самара, 2003; Смит Э. Д. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004; Калхун К. Национализм. М., 2006; Национализм в мировой истории / Под ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана. М., 2007; Гринфельд Л. Национализм. М., 2008; Кедури Э. Национализм. 4-е изд. СПб., 2010; Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. 2-е изд. М., 2010; Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма / Ред.-сост. И. Герасимов, М. Могильнер, А. Семенов. М., 2010; Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе: В 3 т. / Под ред. Э. Яна. М., 2010; Мартин Т. Империя «положительной деятельности»: нации и национализм в СССР, 1923–1939. М., 2011; Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология: политические функции этничности. М., 2011.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024