Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная медицинская энциклопедия. 1981
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 3. — М.: Русский язык, 1978. — С. 14
ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнѣти) способность помнить, не забывать прошлаго; свойство души хранить, помнить сознанье о быломъ. Память, относительно прошлаго, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущаго. Ясновидѣнiе будущаго противоположно памяти былаго. Память внѣшняя, безотчетное знанiе наизусть затверженнаго; память словъ, цыфръ, именъ и событiй; память внутренняя, разумное пониманье научной связи узнаннаго, усвоенiе себѣ навсегда духовныхъ и нравственныхъ истинъ. Память къ языкамъ. Память мѣстности. Лишиться памяти, сознанья, чувствъ, быть въ обморокѣ, или же || утратить память болѣзненно. Отбить кому память, притупить дурнымъ обращеньемъ. Память острая, тупая, ясная либо смутная. За мою память или на моей памяти этого не было, сколько живу. Держи на памяти, помни, не забывай. На памяти вертится, не могу вспомнить. Дай Богъ память, говрт. припоминая что. || Памятованье или воспоминанье, память въ действiи, въ дѣлѣ. Память о Суворовѣ живетъ въ народѣ. Это мнѣ будетъ память, буду поминать. Для памяти записываю, чтобы помнить; или мн. Этотъ человекъ долго будетъ на людскихъ памятяхъ! будутъ помнить его. О память сердца, ты милѣй разсудка памяти печальной! Батюшковъ. || Памятная записка, что-либо записанное для памяти, чтобы не забыть, не запамятовать. Возьми-ка вотъ память, я запишу, неравно забудется. || Стар. письменное отношенье, дѣловое сообщенье, предписанье, записка. Память такому-то, отъ такого-то. || Стар. духовная запись, завѣщанье. Писали: Память мнѣ, такому-то, сдѣлать то и то. || Церковная служба, въ честь святыхъ, а также || въ поминовенiе усопшихъ. Память Св. Равноапостольнаго Владимiра 15-го iюля. Память по отцѣ, по братѣ, годовщина, день смерти и исполненье обряда поминовенья. На себѣ платье зашивать, пуговку пришивать – пришьешь память. Отбить кому память. Вотъ былъ на памяти, да выскочилъ! Была, сказываютъ, и правда на свѣтѣ, да не за нашу память. У него дѣвичья (женская) память (короткая). Бестолковъ, да памятливъ. Доброму добрая память. И не грамотенъ, да памятенъ. Дураку вѣчная память. Слѣпому да глухому вѣчная память. Быть тебѣ (или ему) семь вѣковъ на людскихъ памятяхъ. Задали памятку, что до новыхъ вѣниковъ не забудетъ. До отцовскихъ памятей (давно). И старикамъ не в память. По старой памяти, что по грамотѣ. Слабъ памятью: что у кого возьметъ, забудетъ; а что кому дастъ, помнитъ. Памятца ж. памятокъ м. синодикъ, тетрадь, куда вписываются имена усопшихъ, поминаемых на проскомидiи, панихидахъ. || Памятца, стар. память, въ знач. духовной записи. Памятка ж. урокъ, наука, примѣръ; случай, который не скоро забудешь, который заставляетъ думать, помнить о себѣ или остерегаться. Это мнѣ будетъ памятка впередъ. Ну далъ онъ мнѣ памятку, впередъ не обманетъ. Памятухъ м. памятуха об. Памятчикъ м. —чица ж. старожилъ, видавшiй много, помнящiй событiя, мѣстную старину. Памятный, къ памяти, въ разн. знч. относщ. Памятное дѣло, незабытое, незабвенное. Памятная книжка, для памяти. Памятные росписи, синодики. Кто кому надобенъ, тот тому и памятенъ. Памяткiй, у кого хорошая память; кто долго помнитъ. Памятность ж. свойство или качество по прилг. Памятливый человѣкъ, все твердо помнящiй, съ хорошею памятью; внимательный. Это памятливая собака. —вость ж. свойство, способность долго и ясно помнить. Памятникъ м. все, что сдѣлано для облегченья памяти, для того, чтобы помнить или поминать дѣло, не забыть чего. Памятникъ законовъ, книга, выписки, припоминающiя узаконенья. Памятникъ земледѣльца, овцевода, коновода, кузнеца, книга, содержщ. главныя правила сихъ промысловъ. || Сооруженье зодчества или ваянiя въ честь и память событiя, лица. Памятникъ Петру Великому. Памятникъ тысячелѣтiя Руси. Надгробный, намогильный памятникъ, надгробье, голбецъ. || Остатки прошлаго; устроенное, созданное кѣмъ либо или напоминающее его. Эта монета памятникъ начала перваго вѣка. Онъ оставилъ по себѣ одинъ памятникъ: развалины недостроеннаго дома. Военныя поселенiя наши памятник] Аракчеева. Памятовать или памятствовать; юж. зап. памятать что, держать въ (на) памяти, помнить, не забывать, знать; часто поминать, завсегда думать о чемъ. Памятуй добро, а зло забывай. Вспамятовать. вспомнить. Запамятовать, забыть. Допамятуйдо сроку, да напамятуй мнѣ. Опамятуйся, опомнись. Отпамятовали, отпраздновали чью память. Я тебѣ это попамятую, отомщу. Припамятуй, это было! —ся, бзлч. помниться. Мнѣ памятуется, я его гдѣ-то видѣл? Памятимися, стар. мнѣ помнится, кажется, сдается. || Вят. ломать дужку птицы, вдвоемъ, или съѣсть пополам двойчатку орѣха, въ родѣ заклада, кто на другой день первый объ этомъ вспомнитъ, или кому достанется счастливая (большая) половина. Памятованье ср. незабвенье, поминъ, удержанье чего въ памяти. Памятуха ж. памятухи м. мн. пск. твр. память, сознанье. Отбить памятухи, одурѣть, ошалѣть. Памятозлобство, —злобiе, злопамятство, памятованье зла, обиды; мстительность. —злобивый, —злобный, кто помнитъ зло и радъ мстить до вѣка, не прощая обидъ. Иже памятозлобствуетъ, беззаконенъ. Памятописанiе, —писныя книги, записки событiй. Памятописецъ м. бытописецъ, летописецъ, современный историкъ.
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 595
ПАМЯТЬ, отражение прошлого опыта, заключающегося в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что раньше воспринималось, переживалось или делалось. Одним из осн. проявлений П. является воспроизведение представлений. В основе П. лежат ассоциации представлений, физиологич. основу к-рых составляет механизм образования временных нервных связей, открытый И. П. Павловым при изучении условных рефлексов у животных.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 972
ПАМЯТЬ, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из осн. свойств нерв. системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания , сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственное припоминание. Различают П. произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды П.: моторная (П.-привычка), эмоциональная, или эффективная (П. «чувств»), образная и словесно-логическая.
ПАМЯТЬ, вид служебной переписки в России 16—17 вв. Содержала распоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц.
Популярная медицинская энциклопедия. — Москва, 1981. — С. 457—458
ПАМЯТЬ — способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом П. всегда связывалась с процессом обучения (т. е. накопления информации), а попытки объяснения П. всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Две тысячи лет спустя франц. философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель «гидравлической» модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению жизненных духов», что сопровождается формированием навыков — т. е. запоминанием. Позже — уже в 19 и начале 20 в. — в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы П. трактовали в соответствии с принципами, на к-рых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.
Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов П. привлекли уже биологич. аналогии. В частности, предполагали, что механизмы по крайней мере одного из видов П. имеют молекулярную основу (запечатлевание информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых к-т и т. д ).
Традиционно психологи, к-рые первыми стали экспериментально изучать П., выделяют четыре вида П.: д в и г а т е л ь н у ю, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; о б р а з н у ю, сферой к-рой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную П. делят на зрительную, слуховую, осязательную и т. д.); с л о в е с н о — л ог и ч е с к у ю (свойственную человеку форму П.), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением; э м о ц и о н а л ь н у ю память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.
Основным процессом П. следует считать запоминание, т. к. именно оно обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения, а также длительность и прочность хранения запоминаемой информации. Этот процесс может иметь произвольный или непроизвольный характер. В первом случае запоминание сопровождает какие-либо действия человека и не направлено на собственно запоминание (напр., читая книгу, мы не стараемся специально запомнить чьи-либо слова или описания пейзажа, но тем не менее способны воспроизвести нек-рые фразы, описания пейзажей, сюжетный ход повествования и т. д.). Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание чего-то определенного и, как правило, с применением спец. приемов и методов, помогающих процессу запоминания (так наз. приемов мнемотехники). Этот вид запоминания в целом более продуктивен, чем непроизвольное запоминание, однако требует более благоприятных условий (понимание и осмысливание запоминаемого материала, необходимость предельного внимания и сосредоточенности, наличия тишины и т. д.). Непременным условием повышения продуктивности произвольного запоминания является систематич. тренировка памяти. При этом одновременно тренируется непроизвольное запоминание и так наз. механич. память, не связанная с пониманием усвояемого материала. Так наз. зубрежка (т. е. заучивание, зазубривание чего-либо наизусть до автоматизма) при своей внешней непривлекательности в нек-рых случаях является необходимым условием успешного обучения. Напр., заучивание, зазубривание анатомич. терминов, химич. формул, уравнений и др. совершенно необходимо при обучении врача, химика, математика и т. д. Кроме того, «зубрежка»— это хороший способ тренировки всех видов памяти, поскольку все они самым тесным образом связаны.
Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт (т. е. результат всех форм обучения) реализуются человеком в виде воспроизведения. Самой простой его формой является узнавание предметов, явлений и событий, связанных с ними, при их повторном восприятии. Гораздо сложнее воспроизведение каких-либо предметов, явлений и событий, связанных с ними, в тот момент, когда они нами не воспринимаются. Это — произвольное воспроизведение прошлого опыта, произвольное воспоминание (воспоминание по «заказу>, по необходимости). Примером может послужить необходимость прочитать стихотворение наизусть, вспомнить химич. или математич. формулу при решении задачи и т. д.
При этой форме воспроизведения повышается возможность забывания от неспособности припомнить до полного неузнавания. Забывание при этом может быть и временным, и длительным, и постоянным, а причины его непрочность запоминания, эмоциональное возбуждение, а также нек-рые психич. расстройства, злоупотребление алкоголем и т. д.
Несмотря на то что П. человека в достаточной мере индивидуальна, в зависимости от прочности запоминания, точности и полноты воспроизведения и характера запоминаемого материала можно выделить словесно-образный (художественный), словесно-логический (абстрактный) и промежуточные типы памяти. В пределах индивидуальной памяти выделяют еще две формы — кратковременную (или оперативную) и долговременную. На необходимость такого разграничения указывают наблюдения за больными с расстройствами П.— амнезиями. Напр., при сотрясении мозга из П. иногда выпадают события, непосредственно предшествовавшие травме, — ретроградная амнезия, а при старческой амнезии отлично вспоминаются события, происходившие в раннем детстве, но не фиксируются факты десятиминутной давности. Оперативная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после чего информация либо переходит в долговременную П., либо забывается. Есть основания полагать, что в основе оперативной П. лежит циркуляция возбуждения от одной нервной клетки к другой (так наз. процесс реверберации возбуждения). В основе реверберации лежит то, что одни нервные клетки центральной нервной cucтeмы воспринимают сведения о раздражителе, другие управляют ответными реакциями, а промежуточные, или вставочные, нейроны, находящиеся между ними, обрабатывают всю информацию (см. Высшая нервная деятельность). Уже доказано, что этот тип П. связан с деятельностью специальной структуры головного мозга — гиппокампа. При удалении гиппокампа, что делается иногда у больных, страдающих тяжелыми эпилептическими припадками, П. перестает функционировать и больной становится неспособным к запоминанию чего-либо нового. Вопрос о том, как оперативная П. переходит в долговременную, т. е. как именно человек запоминает что-то, пока не решен. Показано на модели условных рефлексов, что в процессе запоминания изменяется внешний вид и функция синапсов, передающих возбуждение от нейрона к нейрону. Сильно изменяется и химия нервных клеток. Опыты шведского ученого Х. Хидена показали, что в процессе запоминания очень важная роль принадлежит рибонуклеиновой к-те (РНК). Известно, что РНК переносит наследственную генетич. информацию от ядра клетки в цитоплазму, где происходит синтез того или иного белка. Нервные импульсы, поступающие к нервной клетке, стимулируют выработку РНК, что, в свою очередь, предопределяет синтез нового белка, высоко чувствительного к обусловившим его формирование знакомым импульсам. Поэтому знакомые импульсы легче возбуждают клетку, и таким образом событие фиксируется в мозге. С течением времени, если такие импульсы не поступают, белок постепенно распадается и следы запоминаемой информации стираются. Так на смену прежнему представлению об электрич. природе П. пришла идея, что в основе П. лежит электрохимич. деятельность.
Изучение механизмов П. заставляет предполагать, что в мозге существуют особые механизмы функционирования для каждого из трех слагаемых П. (т. е. запечатлевания, узнавания и воспроизведения). Однако особенности этих механизмов еще далеки от раскрытия и требуют для своего разрешения усилий ученых различных специальностей (врачей, психологов, физиологов, инженеров и т. д.).
На индивидуальную П. влияет множество факторов,и способность к запоминанию (и забыванию) зависит от наследственности, степени тренированности, уровня влияния эмоционального состояния, режима питания, труда и отдыха и т. д.
Выделяют также видовую, или генетическую, П., обусловливающую передачу наследуемых признаков из поколения в поколение (см. Генетика, Наследственность). Этот вид П. определяет так наз. норму реакции живого организма или, другими словами, верхние и нижние пределы возможностей организма данного вида. Если же говорить конкретно, то это пределы физич. возможностей (скорости бега, силы мышц и т. д.), пределы умственных способностей (особенно для человека), пределы устойчивости организма к действию факторов окружающей среды (температуры, давления атмосферы и концентрации кислорода и других газов в ней и т. д.). Основное и непременное условие всех проявлений индивидуального поведения — что индивидуальная память.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5, М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 353—354
ПАМЯТЬ — способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своём внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Биологические механизмы П. живых организмов изучаются различными науками, в т. ч. генетикой, физиологией, биохимией. П. человека имеет историческую природу, социально обусловлена, тесно связана с характером его деятельности. П. связывает элементы жизненного опыта человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его личности. В психологии различают произвольную и непроизвольную П., выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, а по форме, в к-рой протекают эти процессы,— моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую П. В кибернетике П. трактуется как способность системы — технической, биологической, социальной — к накоплению и хранению информации. С информационным подходом связана разработка концепции социальной П., предпосылки к-рой уже раньше формировались в социально-гуманитарном знании. Социальная П. представляет собой систему хранения, переработки и передачи социально значимой информации, необходимой для функционирования об-ва. Содержанием социальной П, является коллективный опыт человечества, к-рый фиксируется в общезначимой форме с помощью различных средств „социального наследования", включающих язык и др. знаковые системы, орудия труда, социальные отношения, традиции и нормы и др. элементы материальной и духовной культуры. Социальная П.— основа и условие существования индивидуальной П.
ПАМЯТЬ // Большая российская энциклопедия 2004—2017. Электронная версия (2017)
ПА́МЯТЬ, способность живых организмов и технич. устройств к сохранению и многократному воспроизведению информации. В психологии, философии и др. гуманитарных дисциплинах под П. понимают процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. П. является познават. функцией, которая связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, определяя в конечном счёте соответствие индивидуальной биографии и личности человека. В информатике П. называют комплекс устройств вычислит. машины, предназначенных для хранения информации разл. назначения: входных данных, программ и результатов вычислений, а также отд. команд. Разнообразие запоминающих устройств в составе совр. компьютеров порождает структурные аналогии между П. биологич. систем и вычислит. машин (см. Когнитивная психология). Осн. различие между П. человека и П. вычислит. устройств заключается в том, что процессы П. у человека основаны на смысловых ассоциациях и целенаправленном выделении критериев поиска, тогда как в технич. системах информация определяется с помощью своего адреса, т. е. номера ячейки П., в которую она помещается. Ныне ведутся работы по созданию технич. систем П. ассоциативного типа (см. Искусственный интеллект).
История исследований памяти в философии и психологии
Первые приёмы улучшения П., приведшие к созданию мнемотехники («метод мест», когда запоминаемые элементы мысленно располагаются в знакомом воображаемом окружении, и др.), были созданы уже в Древней Греции. Для Платона и его последователей П. – одно из важнейших условий достоверности познания («Теэтет»), основанное на концепции «воспоминания» (анамнесис). К Платону восходит идея «восковых таблиц памяти» – модель П. как отпечатка на физич. носителе. Первая развёрнутая концепция П. принадлежит Аристотелю, разделявшему П. и воспоминание: если первая свойственна и животным, то воспоминание – только человеку, оно есть своеобразное «отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способен размышлять» (трактат «О памяти и воспоминании»). Аристотелем были сформулированы правила успешного припоминания, вновь открытые впоследствии представителями новоевропейского эмпиризма (П. как «кладовая» идей по Дж. Локку и др.) в качестве законов ассоциаций по смежности, сходству и контрасту.
В 19–20 вв. против ассоцианизма в понимании П. выступили В. Вундт, представители вюрцбургской школы (для О. Кюльпе и др. направленность процессов запоминания и воспроизведения определялась стоящей перед субъектом задачей) и гештальтпсихологии, настаивавшие на целостном характере П., и в т. ч. на том, что сами следы должны пониматься как динамич. напряжённые системы, по образцу электромагнитных полей в физике. Нем. физиологи Э. Геринг и Р. Земон (1904) в учении о т. н. мнеме попытались рассматривать П. не столько как психическую, сколько как «общеорганическую» функцию, свойственную любым биологич. объектам, включая клетки и их элементы.
Первые эксперим. исследования П. были выполнены в русле ассоцианизма Г. Эббингаузом, описавшим закономерности запоминания и забывания последовательностей бессмысленных слогов («О памяти», 1885). Выбор подобного материала был обусловлен желанием исключить влияние индивидуального прошлого опыта для выявления законов П. в чистом виде. Результаты исследований Эббингауза, а также его последователей Г. Э. Мюллера и А. Пильцекера оказали влияние на У. Джеймса, который в «Принципах психологии» (1890) предложил различать «первичную» П., удерживающую в течение короткого времени непрерывно осознаваемые содержания, и П. «вторичную», содержащую сведения, покинувшие сферу сознания. Представители бихевиоризма Э. Торндайк, Дж. Уотсон поставили изучение П. в контекст общей проблемы научения, отождествляя П. с приобретением навыков, принципиально одинаковым у человека и животных. На рубеже 19–20 вв. появляются клинич. описания амнезии и др. расстройств П. (С. С. Корсаков, Т. Рибо). Согласно этим наблюдениям, потеря П. необязательно сопровождается слабоумием и может иметь место без выраженных органич. поражений (напр., в случае истерии).
А. Бергсон («Материя и память», 1896, рус. пер. 1911) выделил два различных, несводимых друг к другу вида П. – двигательную (П. как «привычка тела»), общую по своей природе с др. физиологич. функциями, и «истинную», или «образную», П., фиксирующую уникальные события прошлого («память духа»), по отношению к которой мозг выступает лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не их хранилищем. Для психоанализа П. – это та часть психич. жизни, которая выталкивается на поверхность сознания в результате борьбы подсознательных биологич. потребностей и «надсознательных» социальных запретов; при этом материал, которым располагает П., может подвергаться искажениям и избирательному забыванию (вытеснению). В работах Ф. Бартлетта П. выступает как конструктивный творч. процесс, как «результат борьбы по овладению окружающим миром и его познания» (. Remembering. Camb., 1932. P. 314). В экспериментах со сложным повседневным материалом Бартлетт показал, что в воспоминаниях удерживается общий смысл воспринятого и связанный с ним эмоциональный тон, тогда как всё остальное подвергается переработке в соответствии со схематич. представлениями данной социокультурной среды.
В работах представителей французской социологической школы акцентировалась роль «коллективной памяти» общества в структурировании индивидуальных воспоминаний человека (М. Хальбвакс). Согласно П. Жане, изолированный индивид вообще не нуждался бы в П., представляющей собой социальную «реакцию на отсутствие». Л. С. Выготский и др. представители рос. психологии (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), прослеживавшие развитие П. в онтогенезе, рассматривали П. как особое «мнемическое действие» в структуре деятельности. Различие между орудием труда и «...средством, которое изготовляет первобытный человек для своей памяти, заключается лишь в том, что, в то время как первое всегда направлено на внешнюю природу, с помощью второго он овладевает своим собственным поведением» (Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения. М., 1983. Т. 1. С. 33). Функцию средств запоминания выполняют создаваемые в процессе общения системы знаков, и прежде всего язык.
Исследования памяти в современной психологии и когнитивной науке
Базовыми процессами в этих исследованиях считаются запоминание (произвольное или непроизвольное), сохранение (обычно с элементами забывания) и восстановление, или «извлечение», информации. Хотя произвольное запоминание, как правило, эффективнее непроизвольного, последнее также может вести... ЧИТАТЬ НОВУЮ ВЕРСИЮ