Иоганн Йозеф Фукс
(Ioганнъ-Ioсифъ Fucks или Fux)
(1660, Хиртенфельд, Штирия — 13.2.1741, Вена)
австрийский теоретик музыки, композитор, педагог.
Большая российская энциклопедия. Том 33. — Москва, 2017. — С. 646—647 // Электронная версия
ФУКС (Fux, Fuchs) Иоганн Йозеф (1660, Хиртенфельд, близ г. Санкт-Марайн, Штирия – 13.2.1741, Вена), австр. теоретик музыки, композитор, педагог. Из крестьян. В 1681–83 учился грамматике и музыке в иезуитском училище для бедных «Ferdinandeum» в Граце, в 1683–1687 – в Иезуитском ун-те в Ингольштадте (Бавария). В 1690-е гг. неоднократно ездил в Рим, где предположительно стажировался у композиторов А. Корелли, Б. Паскуини и О. Питони (адепта Дж. П. да Палестрины). В 1705–15 капельмейстер собора Святого Стефана, с 1715 до конца жизни капельмейстер при дворе Карла VI. В 1725 в Вене опубликовал учебник полифонии строгого стиля «Ступени к Парнасу» («Gradus ad Parnassum (g)»; написан на латыни, опубл. в нем. пер. Л. К. Мицлера, 1742). Благодаря простому ясному изложению и удачному сочетанию небольшого теоретич. курса (ч. 1) с обширным практическим (ч. 2 – «Упражнения» в форме диалога), книга получила мощный историч. резонанс: её изучали В. А. Моцарт, Й. Гайдн, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Л. Керубини и др. композиторы, на её основе писали свои учебники Г. Беллерман, Л. Бусслер, К. Еппесен. На протяжении мн. лет Ф. преподавал контрапункт и композицию; среди учеников: Г. К. Вагензейль, Я. Д. Зеленка, Готлиб Муффат, И. Хольцбауэр.
Ф. – автор ок. 90 месс (наиболее известна «Каноническая»), 5 реквиемов, музыки оффиция (вечерни, литании, Te Deum’ы, богородичные антифоны и др.), 12 духовных ораторий (на итал. тексты). Среди инструментальных сочинений – сб. «Concentus musico-instrumentalis» (Нюрнберг, 1701), включающий 4 оркестровые увертюры (сюиты), 2 «симфонии» и серенаду. В операх Ф. (всего 16), представляющих собой типич. образцы австро-итал. барокко, преобладают мифологич. («Орфей и Эвридика», 1715, «Эней в Элизиуме», 1731; обе оперы пост. в Вене) и историч. («Стойкость и сила»; Прага, 1723) сюжеты.
Лит.: Flotzinger R. Fux-Studien. Graz, 1985; Flotzinger R., Wellesz E. J. J. Fux: Musiker, Lehrer, Komponist für Kirche und Kaiser. Graz, 1991.
Фуксъ (Fux), Iоганнъ Iосифъ, род. 1660, ум. 1741, извѣстный въ свое время композиторъ, капельмейстеръ, органистъ и теоретикъ. Преимущественно жилъ въ Вѣнѣ, гдѣ послѣдовательно занималъ мѣста органиста, придворнаго композитора и капельмейстера сначала при соборѣ Святого Стефана, а затѣмъ придворнаго. Ф. оставилъ послѣ себя извѣстный теоретическiй трактатъ "Gradus ad Parnasum", представляющiй собою сокращенное изложенiе ученiя о контрапунктѣ стариннаго венецiанскаго теоретика Царлино (1517—1690), вслѣдствiе этого Ф. держится въ своемъ трактатѣ слишкомъ большихъ строгостей, давно оставленныхъ не только современными Ф. величайшими композиторами (напр., I. С. Бахомъ), но даже и жившими ранѣе его (напр., Палестриной и Орландо Лассо, которыхъ самъ Ф. считаетъ образцовыми). Въ свое время "Gradus ad Parnasum" было общепринятымъ теоретическимъ руководствомъ и переведено многiе европейскiе языки.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Фуксъ (Ioганнъ-Ioсифъ Fucks или Fux, 1660—1741) — нѣмецкiй композиторъ. Былъ придворнымъ капельмейстеромъ въ Вѣнѣ. Писалъ оперы и духовныя сочиненiя; пользовался извѣстностью, какъ прекрасный теоретикъ. Его «Gradus ad Parnassum» и въ настоящее время не утратилъ значенiя.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Иога́нн Йо́зеф Фукс (нем. Johann Joseph Fux 1660, Хиртенфельд, Штирия — 13 февраля 1741, Вена) — знаменитый австрийский композитор и музыкальный теоретик эпохи барокко, автор опер, ораторий, кантат, церковной музыки, инструментальных произведений. Его фундаментальный труд «Gradus ad Parnassum» («Ступень к Парнасу»), обобщавший и систематизировавший теорию контрапункта, вплоть до конца XIX века сохранял значение важного музыкально-теоретического пособия.
Биография
Юность и начало карьеры
Фукс родился в крестьянской семье в штирийской деревне Хиртенфельд под Грацем. Точная дата его рождения неизвестна; год рождения определяется по записи о его смерти, согласно которой в 1741 году ему был 81 год. В 1680 году он поступил в Граце в иезуитский университет, а в 1681 году перешёл в «Фердинандеум», организованное иезуитами училище, предназначенное в первую очередь для музыкально одарённых молодых людей. Не окончив обучение в «Фердинандеуме», Фукс перебрался в Баварию: к концу 1683 года он числился среди студентов университета в Ингольштадте; кроме того, вплоть до 1688 года он состоял органистом ингольштадтской церкви св. Маврикия (Морицкирхе). Дальнейших сведений о его деятельности вплоть до середины 1690-х годов нет, однако можно предположить, что в это время он предпринял с целью завершить своё музыкальное образование поездку в Италию.
В середине 1690-х он уже работал в Вене, занимая пост органиста в Шоттенкирхе (церкви «обители скоттов», она же «Шотландский монастырь»). Возможно, что его первым патроном был кардинал Леопольд фон Коллонич, архиепископ Эстергомский (с 1695 года), имевший в Вене резиденцию и небольшой двор. Коллонич был близок к императору Леопольду I, что может объяснить быстрый карьерный взлёт Фукса в 1696—1698 годах.
В 1705 году Фукс стал капельмейстером собора Св. Стефана; в 1713 году был назначен вице-капельмейстером Придворной капеллы, а 22 января 1715 года, после смерти Марка Антонио Дзиани, — придворным капельмейстером и занимал этот высший в Вене музыкальный пост до своей смерти.
Брак и семья
4 июня 1696 года Фукс женился на 21-летней Кларе Юлиане Шниценбаум, уроженке Вены, дочери государственного секретаря Нижней Австрии Иоганна Йозефа Шниценбаума († 1683). Венчание происходило в Шоттенкирхе. Одним из свидетелей на свадьбе был придворный музыкант Андреас Шмельцер, сын знаменитого композитора и императорского капельмейстера Иоганна Генриха Шмельцера (ок. 1620—1680); это может косвенно свидетельствовать о близости Фукса ко двору уже в этот момент.
Брак оказался бесплодным. В 1699 году чета удочерила Еву-Марию (1696—1773), дочь Петера Фукса, сводного брата композитора. После смерти Петера в 1724 году Фуксы усыновили его младшего сына Маттеуса (1719-?). Очевидно, отношения между супругами были тёплыми, и последовавшая 8 июня 1731 года смерть Клары Юлианы, бывшей для Фукса любящей и заботливой помощницей, явилась для него серьёзным ударом.
Шенк, Эрих, "Фукс, Иоганн Иосиф". Новая немецкая биография 5 (1961), с. ф. 745 [сетевая редакция]; URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118694375.html
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Gradus ad Parnassum — латинское выражение, которое переводится как «шаг к Парнасу». Парнас — горный массив в центральной Греции, который, по древним мифам, был местом пребывания Аполлона (а) и его муз. Фраза часто используется в названиях различных учебных книг или руководств, обозначая постепенный прогресс в литературе, языке, музыке или искусстве в целом.
В XVII—XIX веках «Gradus ad Parnassum» стал традиционным названием словарей древнегреческого и латинского языков с указанием длины гласных звуков, направленных на помощь новичкам. Первый такой словарь был составлен Паулем Алером (Paul Aler) в 1687 году.
Начиная с XVIII выражением «Gradus ad Parnassum» был назван ряд музыкальных произведений и пьес:
- Иоганн Йозеф Фукс — «Gradus ad Parnassum», учебник полифонии (1725)
- Муцио Клементи — «Gradus ad Parnassum», цикл фортепианных пьес и ряд руководств по изучению этюдов К. Черни
- Якоб Донт — «Gradus ad Parnassum», цикл этюдов и каприса для скрипки, op.35
- Франц Симандл — «Gradus ad Parnassum», 24 этюды для контрабаса
- Клод Дебюсси — «Doctor Gradus ad Parnassum», пьеса из фортепианного цикла «детский уголок»
Источники
- Chisholm, Hugh, ed (1911). Encyclopædia Britannica (Eleventh ed.). Cambridge University Press.
Собор Святого Стефана
Примечания
АПОЛЛОН (Феб), в др.-греч. религии бог солнца и света, покровитель иск-в (поэзии, пения, музыки). Гл. храм А. находился в Дельфах. Культ А. был широко распространён в античном мире.
АПОЛЛОН, крупная красивая дневная бабочка сем. парусников. Распространена в Европе и Азии.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
См. ► Фукс в 14—19 вв. Однофамильцы