Энциклопедический Словарь. 1953—1955
МОЦАРТ, Вольфганг Амадей (1756—91), великий австрийский композитор, представитель венской классической школы. Родился в г. Зальцбурге. Сын и ученик Леопольда Моцарта (1719—87) — видного скрипача-педагога и композитора. Начал концертную деятельность в 6-летнем возрасте. Выступал с исключительным успехом как виртуоз-пианист, скрипач, дирижёр и композитор. В 1769—81 (с перерывом) служил придворным музыкантом Зальцбургского архиепископа. Не выдержав издевательств вельможи, М. порвал с ним. С 1781 жил постоянно в Вене. Умер в бедности. В жизнеутверждающей музыке М. отразились передовые демократические идеи его эпохи. Глубокая правдивость и психология, проникновенность музыки М. сочетаются с доступностью, изяществом и гармоничностью звучания. Особенно замечателен мелодич. дар М. Творчество М. чрезвычайно богато и разнообразно. Оно оказало громадное влияние на развитие почти всех видов и жанров музыки. Выдающееся место в истории муз. театра занимают его оперы «Похищение из сераля» (1782), «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787), «Волшебная флейта» (1791) и др. (всего ок. 20). Исключительно важную роль в истории музыки сыграли инструментальные произведения М. (ок. 50 симфоний, св. 20 концертов для фп. с оркестром, концерты для скрипки, флейты и др. инструментов, 23 струнных квартета, 17 сонат для фп., вариации, фантазии и мн. др.), а также песни, вокальные ансамбли и др. Его «Реквием» для хора, солистов и оркестра (1791) — одно из величайших произведений мировой муз. классики, исполненное подлинной человечности и огромной силы выражения.
Советский энциклопедический словарь. 1980
МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (1756—91), австр. композитор. Представитель венской классич. школы, музыкант универсального дарования (клавесинист, скрипач, органист, дирижёр), проявившегося необычайно рано. Переосмыслил и обогатил все современные ему муз. жанры. Правдивость и психологич. проникновенность его музыки сочетались с доступностью, а также с изяществом. В жизнеутверждающей музыке М. отразил передовые идеи эпохи Просвещения. Обладал выдающимся мелодич. даром. «Реквием» (1791) — одно из величайших произв. мировой муз. классики; оп. «Похищение из сераля» (1782), «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787), «Волшебная флейта» (1791) и др.; ок. 50 симфоний (в том числе соль-минор, соль-мажор, до-мажор), концерты для фп. с оркестром, струнный квартет, фп. произв. (сонаты, вариации, фантазии), песни и др.
МОЦАРТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия
МО́ЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей [Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готлиб)] (27.1.1756, Зальцбург – 5.12.1791, Вена), австр. композитор, представитель венской классической школы. Исключит. муз. одарённость М. проявилась в раннем детстве (сочинял с 5 лет), музыке он учился у отца – Л. Моцарта. С 1762 выступал в придворных концертах (Мюнхен, Вена) вместе с отцом и старшей сестрой – клавесинисткой, певицей, в дальнейшем пианисткой Марией Анной Моцарт (1751–1829). Во время европ. турне с длительными остановками в Париже (1763–64) и Лондоне (1764–65) М. прославился как исполнитель (клавесинист, скрипач, импровизатор, певец), но, в отличие от большинства вундеркиндов, особенно интенсивно развивался как композитор. В 1764 в Париже вышли из печати первые 4 его сонаты для клавира и скрипки KV 6–9, в 1765 – первые 3 симфонии KV 16, 19, 19a. М. быстро достиг мастерства в инструментальных жанрах (симфония, струнный квартет, дивертисмент, серенада); вокально-инструментальное письмо в литургич. и муз.-драматич. жанрах осваивал постепенно. В Зальцбурге написаны духовный зингшпиль «Долг первой заповеди» (М. принадлежит первый акт), лат. интермедия «Аполлон и Гиацинт» (оба произведения 1767), одноактный зингшпиль «Бастьен и Бастьенна» (1768) и компактная Месса d-moll (Missa brevis) KV 65/61a (1769).
После назначения (1769) третьим капельмейстером (без жалованья) в Зальцбурге М. трижды ездил в Италию: в 1769–1771 посетил Милан, Рим, Неаполь, Венецию, был удостоен папского ордена Золотой шпоры и принят в члены Болонской филармонич. академии (1770; готовясь к вступит. экзамену, брал уроки контрапункта у Дж. Б. Мартини). Работа над оперой «Митридат, царь понтийский» (либр. В. А. Чинья-Санти, 1770, Милан) сопровождалась интенсивным освоением поэтики оперы-сериа (образцом для М. служило творчество его старших современников Н. Йоммелли, И. К. Баха). Вторая (1771) и третья (1772) поездки в Милан были связаны с театральными заказами...
Б. Земляной, Ю. Чевокина. В мире занимательных фактов. — Алма-Ата, изд. Казахстан, 1965. — С. 230 |
V. В ГОСТЯХ У ПРЕКРАСНОГО НА СЦЕНЕ И НА ЭКРАНЕ ... 14 лет он приехал в Рим и пошел в собор святого Петра. Там на органе исполнялось одно из произведений церковной музыки. Папский двор держал ноты этого произведения в тайне. Придя домой, Моцарт записал на память всю музыку. Много лет спустя удалось сопоставить запись Моцарта с подлинником нот. Оказалось, что композитор не сделал ни одной ошибки! За 35 лет жизни Моцарт создал свыше 600 произведений. Но когда сердце композитора перестало биться, у вдовы его не оказалось денег даже для того, чтобы купить ему отдельное место на кладбище. Похоронен он был в общей могиле для бедняков. |
Ссылка
- Моцарт — Википедия