ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 778


МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ, систематич. распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного об-ва и оказания идеологич., политич., экономич. или организац. воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Характер и цели М. к. как орудия идейно-политич. борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 264—265


стр. 264МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicare — совещаться с к.-л.) — процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Буржуазные социологи приписывают средствам М. к. надклассовый, беспартийный характер. Марксисты, наоборот, не только признают, но и подчеркивают их социальную обусловленность. В капиталистическом об-ве осн. задача М. к. сводится к тому, чтобы привить личности стереотип установившихся отношений, удержать людей в рамках господствующей идеологии. Поэтому средства М. к. выступают здесь прежде всего как пропаганда, направленная на сознательное принуждение к стандарту буржуазного мышления, на подавление критической способности человека и внушающая весьма ограниченный набор стандартных действий, вкусов, поступков. Принципиально иное положение возникает в условиях социализма, когда об-во ставит своей целью добиться гармонии интересов личности и коллектива (Коллектив и личность). Здесь осн. задачей средств М. к. становится содействие всестороннему и полному развитию личности, формирование ее активной жизненной позиции, распространение научного мировоззрения. Указанное различие обусловливает и различие в подходе и методах научного анализа средств М. к. Целью деятельности большинства западных социологов и социальных психологов является прежде всего изучение воздействия средств М. к. на аудиторию, определение степени изменения убеждений под воздействием пропаганды. В условиях социалистического об-ва осн. предметом исследования становятся структура, спектр запросов, потребностей аудитории и степень их реализации, удовлетворения средствами М. к.

 

 

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия


МА́ССОВАЯ КОММУНИКА́ЦИЯ, распространение информации специально предназначенными для этого социальными институтами (издательствами, агентствами, редакциями, студиями) среди массовой аудитории – анонимной, разнородной и рассредоточенной в пространстве.

Развитие технич. средств тиражирования и передачи сообщений, а также всеобщая грамотность сделали возможным появление в нач. 20 в. средств массовой информации (СМИ, англ. mass media) – издаваемой огромными тиражами прессы, кинематографа, общенационального радиовещания, затем телевидения, медиаресурсов Интернета. В 1-й пол. 20 в. осн. средствами М. к. были радиовещание и газеты. Для широких масс населения они являлись источниками информации о событиях в мире, способствовали интеграции наций (давая ощущение сопричастности, формируя гражд. идентичность и единую идеологию), развлекали и заполняли досуг, играли важную роль в процессах социализации и в образовании. К нач. 2-й мировой войны М. к. стала важнейшим инструментом политич. мобилизации общества, пропаганды и манипулирования обществ. мнением. Централизованное, институционально организованное произ-во информации сделало М. к. одним из наиболее эффективных и востребованных средств контроля над массовым сознанием и поведением масс. Во 2-й пол. 20 в. система СМИ, обеспечивающая М. к., стала одним из гл. политич. и экономич. институтов общества, формируя массовую культуру, предоставляя огромные возможности для коммерч. рекламы, политич. «пиара» (от англ. public relations – отношения с общественностью) и др. форм влияния. Регулирующее влияние на содержание и формы М. к. оказывают государство, разл. политич. группы, рыночные механизмы, институты гражд. общества. Распространение Интернета в 1990-х гг. существенно изменило характер М. к., сделав медиаресурсы интерактивными, создав возможности для каждого индивида доносить информацию до широкой общественности, равно как комментировать полученные сообщения, осуществляя т. о. обратную связь.

Истоки изучения М. к. восходят к работам Г. Тарда, Ч. Х. Кули, У. Липпмана. В 20 в. М. к. стала предметом спец. психологич. и социологич. исследований. Значит. вклад в понимание М. к. внесли работы Г. М. Мак-Люэна и Г. Д. Лассуэлла, предложившего классич. схему анализа процесса М. к., содержащую 5 гл. элементов: кто сообщает, что, по какому каналу, кому и с каким эффектом. Важную роль в исследовании М. к. играют методы контент-анализа.

Библиография

Лит.: Lasswell G. D., Smith B. L., Casey R. D. Propaganda, communication and public opinion. Princeton, 1946; De Fleur M., Ball-Rokeach S. Theories of mass communication. 5th ed. N. Y.; L., 1989; Thompson J. B. The media and modernity. Camb., 1995; Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. 4-е изд. СПб.; М., 2001; Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002; Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации. СПб. и др., 2005; Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. 2-е изд. М., 2007; Черных А. И. Социология массовых коммуникаций. М., 2008; Аронсон Э., Пратканис Э. Современные технологии влияния и убеждения: эпоха пропаганды. 3-е изд. СПб., 2008; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. СПб., 2009; Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. 4-е изд. М., 2010; McQuail D. McQuail’s mass communication theory. 6th ed. L., 2010.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства сообщений, рассчитанных на массовое сознание средствами массовой коммуникации (СМК) и их передачу соответствующими техническими средствами — периодической печатью, радио, телевидением и другими средствами электронной коммуникации... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024