ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
М. С. Боднарский. Словарь географических названий. 1954
Кисловский. Знаете ли Вы? Словарь географических названий Лен. обл. 1974
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная художественная энциклопедия. 1986
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907
Большая российская энциклопедия. 2018
Ссылка

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 281


ЛОМОНОСОВ (бывший Ораниенбаум), город, р. ц. Ленинградской обл. РСФСР, пристань в Финском зал., ж.-д. станция. Литейно-механич. завод. Осн. в нач. 18 в.

 

 

М. С. Боднарский. Словарь географических названий. — Москва, 1954


Ломоносов (бывший Ораниенбаум), город Ленинградской области, на возвышенной террасе южного берега Финского залива, против Кронштадта. Пароходная пристань, станция железно-дорожная. Известная дачная местность. Вырос из небольшой деревушки, около которой Меншиков в 1714 г. построил загородный дом, развел большой сад с фонтанами, водопроводом, оранжереями и назвал Ораниенбаум. Переименован в 1948 г. в честь гениального русского ученого М. В. Ломоносова.

 

 

С. В. Кисловский. Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области. — Ленинград, 1974. — С. 89-90


Ломоносов (б. Ораниенбаум) — в честь гениального русского ученого М. В. Ломоносова, основавшего близ этого города Усть-Рудицкую фабрику цветного мозаичного стекла.

Город областного подчинения, у ж.-д. станции Ораниенбаум, в 40 км к западу от Ленинграда, на южном берегу Финского залива. Административный центр Ломоносовского района.

Город основал А. Д. Меншиков, для которого при впадении р. Каросты в Финский залив был построен Большой дворец (арх. Г. Шедель),позднее перестроенный арх. Ринальди. Свою усадьбу Меншиков назвал «Ораниенбаум», что в переводе с немецкого означает «Апельсиновое дерево» (в местных оранжереях выращивали апельсиновые деревья).

В 1780 г. дворцовая слобода была преобразована в город. В нем жили и работали многие выдающиеся деятели русской культуры, искусства и науки.

В 1891 г. здесь успешно прошла испытания трехлинейная винтовка, созданная С. И. Мосиным. Из стен школы вышли многие выдающиеся конструкторы оружия — В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев, Н. М. Филатов и др.

В годы гражданской войны город сыграл важную роль в защите Петрограда от банд Юденича, а во время Великой Отечественной войны прославился знаменитый «Ораниенбаумский пятачок» — небольшой приморский плацдарм, откуда 14 января 1944 г. началось победоносное наступление советских войск.

В Ломоносове имеется несколько промышленных предприятий: авторемонтный завод, хлебозавод, завод безалкогольных напитков, бытпромкомбинат и др. В 1955 г. поставлен памятник М. В. Ломоносову. Разработан перспективный план развития города на 20 лет.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 732


ЛОМОНОСОВ (до 1948 — Ораниенбаум), г. (с 1780) в Ленингр. обл. Пристань на Финском зал. Ж.-д. ст. (Ораниенбаум). Картонно-полиграфическая ф-ка, пищ., лёгкая промышленность. Возник в нач. 18 в. Дворцово-парковый анс. 18 в.: Б. дворец (1710—25, барокко), Верхний парк (1756—62) с Кит. дворцом (1762—68), пав. «Катальная горка» (1762—74).

 

 

Популярная художественная энциклопедия. — Москва, 1986


ЛОМОНОСОВ (до 1948 — Ораниенбаум), г. в Ленингр. обл. РСФСР, на юж. берегу Финского залива. В Л.— дворцово-парковый ансамбль 18 в., принадлежавший А. Д. Меньшикову, затем царской семье (ныне Художеств.-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник г. Ломоносова на базе дворцов-музеев и парков). Начало ансамблю положило стр-во Большого дворца (1710—25, арх. Дж. М. Фонтана и Г. Шедель, барокко; в 1760—80-х гг. перестраивался арх. А. Ринальди. Центр. корпус дворца соединён дугообразными галереями с 2 купольными павильонами (Церковным и Японским), парадная фигурная лестница (1772—75, арх. Ринальди) спускается к регул. ниж. парку, композиц. осью к-рого служит канал, ведущий к морю. В 50—70-х гг. 18 в. сформировался пейзажный Верх. парк (1756—70-е гг.), где арх. Ринальди построил дворец Петра III (1758—62; декор. лаковые росписи — Ф. Власов), Китайский дворец (1762—68, переход от барокко к классицизму; в оформлении парадных залов использов. мотивы кит. иск-ва), павильон «Катальная горка» (1762—74). Ансамбль частично пострадал во время Вел. Отеч. войны 1941—45, ныне реставрирован.

Лит.: Раскин А.Г., Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII в., [Л., 1979]; Кючарианц Д. А., Художественные памятники города Ломоносова, Л., 1985.

Ломоносов. Павильон «Катальная горка». 1762—74. Архитектор А. Ринальди.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб., 1890—1907


Оранiенбаумъ (въ просторѣчiи Рамбовъ) — заштатный гор. С.-Петербургской губ., Петергофскаго у., противъ Кронштадта, на берегу Финскаго залива, при р. Каростѣ, на возвышенной террасѣ (15 саж. надъ ур. моря). При завоеванiи Петромъ I Ингерманландiи часть ея пожалована была кн. А. Д. Меньшикову. Въ составъ этой части входила небольшая финская деревушка, ок. которой Меньшиковъ, въ 1714 г., заложилъ загородный домъ, развелъ большой садъ, съ фонтанами, водопроводами, оранжереями, звѣринцемъ, и назвалъ усадьбу О. Мѣстность, гдѣ стоит О., была обитаема или посѣщаема еще за тысячу лѣтъ до настоящаго времени: объ этомъ свидѣтельствуетъ найденный въ 1846 г. близъ Оранiенбаума кладъ изъ монетъ англо-саксонскихъ и халифскихъ, относящихся къ IX и Х стол. Въ 1728 г., послѣ ссылки Меньшикова, О. отобранъ въ казну, въ 1737 г. здѣсь устроенъ морской госпиталь. Императрица Елизавета Петровна пожаловала О. вел. кн. Петру Федоровичу, который подолгу живалъ въ немъ. Въ это время здѣсь сооружена крѣпость Петерштадтъъ, остатки которой сохранились и до сихъ поръ. Императрица Екатерина II велѣла отводить иностранцамъ, для поселенiя, земли въ О. и въ окрестностяхъ его и въ 1780 г. сдѣлала его уѣздн. гор. Въ 1796 г. онъ обращенъ въ заштатный, съ 1802 по 1848 г. былъ снова уѣздным гор. Въ настоящее время дворецъ въ О., съ приписаннымъ къ нему имѣнiемъ, принадлежитъ герцогу Мекленбургъ-Стрѣлицкому, сыну вел. кн. Екатерины Михаиловны. Жит. въ 1896 г. 4786 (2968 мжч. и 1818 жнщ.): православныхъ 4007, католиковъ 186, протестантовъ 362, евреевъ 136, магометанъ 48, прочихъ исповѣданiй 47; дворянъ 132, духовнаго званiя 52, почетныхъ гражданъ и купцовъ 121, мѣщанъ 585, военныхъ сословiй 498, крестьянъ 3286, прочихъ сословiй 112. Церквей православныхъ 4, протестантская црк., городское 3-классное училище, женское 2-классное училище съ рукодѣльнымъ классомъ, нѣсколько начальныхъ школъ. Свято-Троицкiй богадѣльный домъ на 115 престарѣлыхъ и убогихъ; у него капиталъ въ 172750 р. Домъ призрѣнiя бѣдныхъ имени императора Александра II (капиталъ 41570 руб., ежегодный расходъ 3750 руб.). Общество вспомоществованiя бѣднымъ имѣетъ капиталъ въ 7900 p. Дѣтскiй прiютъ на 50 чел., содержанiе его — около 20 тыс. руб. въ годъ. Родильный прiютъ; городская больница на 35 кроватей, съ неприкосновеннымъ капиталомъ въ 20034 р. Городскихъ доходовъ (1895) 24922 р., расходовъ 24288 р., въ томъ числѣ на общественное управленiе 3585 р., народное образованiе 1650 р., врачебную часть 835 р. Театръ; 2 фотографiи. Главный доходъ жителей — отдача на лѣто своихъ домовъ въ наемъ столичнымъ жителямъ. Близость къ СПб. и удобное сообщенiе съ нимъ по желѣзной дорогѣ и на пароходѣ дѣлаетъ О. любимымъ дачнымъ мѣстомъ. Морскiя купанья. Дворецъ на возвышенной террасѣ, съ прекраснымъ садомъ и оранжереями. Катальная гора, построенная въ 1762 г. графомъ Растрелли, представляетъ павильонъ или круглую четырехъярусную башню въ 10 саж. вышиною, къ которой съ трехъ сторонъ примыкаютъ квадратные трехэтажные выступы; отъ нея на полверсты тянется отлогiй скатъ, по обѣ стороны котораго — крытая колоннада тосканскаго ордена. Очень много сдѣлали для украшенiя города и для благотворительныхъ его учрежденiй вел. кн. Елена Павловна и Екатерина Михайловна. Окрестности О. живописны; недалеко отъ него Дубки (д) (по преданiю Петръ I посадилъ тутъ нѣсколько дубковъ), съ прекраснымъ садомъ, молочнымъ хозяйствомъ и пасѣкою. Ср. Пыляевъ, «Забытое прошлое окрестностей Петербурга».

A. Ф. С.

 

 

ЛОМОНОСОВ // Большая российская энциклопедия (2018) // Электронная версия

ЛОМОНО́СОВ, город в Рос­сии, в составе Петродворцового р-на г. С.-Петербург, центр Ломоносовского р-на Ленингр. обл. Нас. 43,2 тыс. чел. (2017). Расположен на юж. берегу Финского зал. Балтийского м. Ж.-д. ст. Ораниенбаум. Через Л. проходят автодороги: С.-Петербург – Сосновый Бор и Петербургская кольцевая. Мор. причалы и многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» (все  в составе «Большого порта С.-Петербург»).

Ломоносов. Большой дворец. 1711–25. Архитекторы Дж. М. Фонтана, И. Г. Шедель.

В 1702–03, во время Сев. войны 1700–21, территорию совр. города заняли рос. войска. В 1710 эти земли были пожалованы царём Петром I светлейшему кн. А. Д. Меншикову, который устроил здесь свою парадную резиденцию под назв. Ораниенбаум. После опалы Меншикова (1727) Ораниенбаум отошёл в казну. С 1737 в Большом дворце размещался госпиталь. В 1743–1761/62 Ораниенбаум – резиденция вел. кн. Петра Фёдоровича (будущего имп. Петра III); 29.6(10.7).1762 в Японском павильоне Большого дворца Пётр III подписал отречение от рос. престола. С 1780 город Ораниенбаум. Уездный (1780–96, 1802–48), заштатный (1796–1802, 1848–1927) город С.-Петербургской (в 1914–24 Петроградской, в 1924–27 Ленинградской) губ. В 19 в. Ораниенбаум стал популярным местом отдыха. В 1831–73 дворцы Ораниенбаума принадлежали вел. кн. Михаилу Павловичу и его супруге вел. кн. Елене Павловне, а в 1873–1917 – герцогам Мекленбург-Стрелицким. В 1864 проведена ж.-д. линия Новый Петергоф – Ораниенбаум, соединившая город с С.-Петербургом. В 1907–10 построена Ижорская воен. ж. д., начало линии – в г. Ораниенбаум. Во время Гражд. войны 1917–22 в 1919 в городе находился штаб войск РККА, который координировал воен. операции по подавлению антибольшевистского восстания в фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь». С 1927 центр Ораниенбаумского (с 1948 Ломоносовского) р-на Ленингр. обл.

Во время Вел. Отеч. войны, осенью 1941, в районе города остановлено наступление герм. войск, создан т. н. Ораниенбаумский пятачок, сыгравший важную роль в обороне Ленинграда. В 1948 Ораниенбаум переименован в Л. в честь М. В. Ломоносова. В 1978–2003 центр Ломоносовского р-на г. Ленинград (с 1991 С.-Петербург), с 2003 входит в состав Петродворцового р-на г. С.-Петербург.

Гл. достопримечательность Л. – памятники гос. худож.-архит. дворцово-паркового Музея-заповедника «Ораниенбаум» (основан в 1918; совр. назв. с 1993; с 2007 входит в состав Музея-заповедника «Петергоф»): дворцово-парковый ансамбль со старейшим зданием Л., Большим дворцом в стиле петровского барокко (1711–25, архитекторы Дж. М. Фонтана, И. Г. Шедель), гл. корпус которого соединён дугообразными галереями с Церковным (ц. Св. Пантелеимона, освящена в 1727) и Японским павильонами. От его главного (сев.) фасада парадная фигурная лестница (1772–75, арх. А. Ринальди) спускается к партерному Нижнему саду (1713–27, садовые мастера Х. Грац, Вицвол, по проекту Фонтаны; реконструирован в 1740–50-е гг., садовый мастер Л. Ламберти; ограда – 1751 и 1777), соединённому искусств. Морским каналом с заливом. Корпуса служб с юж. стороны образуют парадный двор (вост. флигель – 1748–55, арх. Б. Ф. Растрелли; зап. флигель перестроен Ринальди в 1778–80). Интерьеры обновлялись в 19 – нач. 20 вв. (Л. Руска, К. И. Росси, В. П. Стасов; Г. А. Боссе; А. И. Штакеншнейдер, Л. Л. Бонштедт; Г. А. Прейс, О. А. Паульсон). Предположительно по проектам Растрелли возведены 5 т. н. нижних домов для служащих дворца (1749–51) на левом берегу р. Караста, Картинный дом в Нижнем парке (1752–55) и Концертный зал к западу от дворца (1751–52), который был использован Ринальди в 1760-е гг. как гл. ориентир Тройной липовой аллеи, делившей Верхний парк (сформировался в 1762–74, мастер Ламберти) на вост. регулярную и зап. пейзажную части (в кон. 1770-х гг. Верхний парк стал преим. пейзажным).

Ломоносов. Китайский дворец. 1762–68. Архитектор А. Ринальди (надстроен и расширен в сер. 19 в.). Фото Д. В. Соловьёва

В 1756–62 на правом берегу Карасты построена дерев. потешная крепость Петерштадт (инж. Р. Качалов, арх. М. Гофман; в плане представляла 12-угольную звезду; разобрана в 1798), от которой сохранились Почётные ворота (1757) и 2-этажный дворец Петра III (1758–1762) – первые постройки А. Ринальди в России. У стен крепости по его же проекту под рук. Л. Ламберти разбит Петровский парк в итал. стиле (реорганизован в пейзажный парк в 1830-е гг., мастер Дж. Буш). С устройством плотин на р. Караста образованы Красный и Нижний пруды.

Ломоносов. Павильон Катальной горки. Фарфоровый кабинет. Архитектор А. Ринальди.

В 1762 по проектам А. Ринальди началось строительство комплекса т. н. Собственной дачи Екатерины II. Его гл. здание – расположенный на берегу Китайского пруда в юж. части Верхнего парка одноэтажный Китайский дворец в переходном от барокко к классицизму стиле (1762–68; в 1852–53 с юж. стороны надстроен 2-й этаж, пристроены флигели, архитекторы А. И. Штакеншнейдер, Л. Л. Бонштедт). Название он получил позднее из-за использования стилизов. мотивов кит. иск-ва. В интерьере – 15 помещений с анфиладой вдоль сев. фасада: Большой зал (в плане эллипс; барельефы М. А. Колло; живописные панно С. Торелли) с примыкающими Стеклярусным кабинетом, Штукатурным покоем, Малым Китайским кабинетом и др.

В комплекс хозяйств. построек Китайского дворца входят Кавалерский корпус (первоначально Имп. кухня; 1767, А. Ринальди; в 1807 надстроен 2-й этаж), Китайская кухня (первоначально Фрейлинский домик; нач. 1760-х гг.; перестроен в 1852–53, Л. Л. Бонштедт), Дворцовая электростанция (нач. 20 в., арх. О. А. Паульсон). В зап. части Верхнего парка была создана Катальная горка с сохранившимся 3-этажным одноим. павильоном (1762–74, Ринальди, восстановлен в 1951–58; вестибюль и винтовая лестница с лепниной А. Джанни и Г. Спинелли; Круглый зал и Фарфоровый кабинет с живописью С. Бароцци и С. Торелли; Охотничий кабинет в стиле классицизма) и разобранными в 1858–1861 открытыми каменными галереями и дерев. горами-скатами для спец. колясок, сконструированных А. К. Нартовым. Неподалёку от Большого дворца располагался придворный Оперный дом (1759, арх. Ринальди; перевезён в С.-Петербург в 1824, вскоре сгорел). Музей-заповедник включён в список Всемирного наследия.

Ломоносов. Собор Архангела Михаила. 1911–14. Архитектор А. К. Миняев.

Город застраивался по планам, утверждённым имп. Екатериной II (1784, арх. И. М. Лейм) и имп. Николаем I (1834). Проекты для гор. построек создавались архитекторами В. П. Стасовым, Л. Руской, А. И. Мельниковым и др. С сер. 19 в. застраивается параллельная Дворцовому проспекту Еленинская ул. Сохранились: здание Присутственных мест (1815–1824, архитекторы Стасов, А. А. Михайлов, Д. Висконти), гор. ворота (1826–1829, архитекторы А. М. Горностаев, И. И. Шарлемань), дом Щукина (1830-е гг., Мельников), манеж Волынского полка (1850–51, инж. А. Я. Ферапонтьев), ж.-д. вокзал (1862–64, арх. Ф. Л. Миллер), в быв. Троицкой слободе – ц. Св. Троицы в неороманском стиле (1903–04, арх. И. П. Горленский), собор Архангела Михаила (1911–14, арх. А. К. Миняев) и др. В 1950-е гг. возведён Дом культуры в стиле сов. неоклассицизма. В 1960–1980-х гг. сформировался новый гор. центр в юж. части города (адм. здания, Дом культуры). Памятники: ген. А. И. Сафронову (1952), М. В. Ломоносову (1955, скульптор Г. Д. Гликман).

НИИ мор. теплотехники (в составе концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор»), гос. НИИ Мин-ва обороны РФ. Ломоносовское отделение Всерос. НИИ метрологии им. Д. И. Менделеева. Всерос. н.-и. ветеринарный ин-т птицеводства РАСХН. Юго-Зап. комплекс непрерывного образования (отделение Сев.-Зап. гос. заочного технич. ун-та). Мор. колледж ВМФ (1945). Историко-краеведч. музей (статус музея с 1974), музей «Волынская застава» (2005).

Значит. часть работающих занята на предприятиях С.-Петербурга. Произ-во средств навигац. оборудования, аварийно-спасательной, водолазной и противопожарной техники (28-й воен. завод), оборудования для ж.-д. пассажирских вагонов (фирма КМТ), косметич. продукции, верхней одежды и др.

Лит.: Веньяминов Б. [Бенуа А.Н.]. Катальная горка в Ораниенбауме // Мир искусства. 1900. № 7/8; Раскин А. Г. Город Ломоносов: Дворцово-парковые ансамбли XVIII в. 2-е изд. Л., 1981; Кючарианц Д. А. Художественные памятники города Ломоносова. Л., 1985; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985; Горбатенко С. Б. Иконостас Пантелеймоновской церкви Большого дворца в Ораниенбауме // Памятники истории и культуры Петербурга / Сост. А. В. Корнилова. СПб., 1994; Мурашова Н. В.,  Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Ломоносовский район. СПб., 1999; Атлас исторического наследия Санкт-Петербурга. СПб., 2001; Историческая застройка Санкт-Петербурга. СПб., 2001.

 

 

Ссылка


 

 

Примечание


С. В. Кисловский. Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области. — Ленинград, 1974. — С. 42

Дубки — некогда здесь была дубовая роща, посаженная при Петре I.

Поселок в окрестностях г. Ломоносова. Расположен на холмах близ Финского залива. Был основан Петром I. Сохранилось несколько десятков древних дубов.

 

Достопримечательности Ленинградской области. — Ленинград, 1977

Город Ломоносов. На южном берегу воинского залива, напротив Кронштадта, расположен город Ломоносов (бывший Ораниенбаум), известный своими дворцами и парками. Город возник как резиденция А. Д. Меншикова — одного из ближайших сподвижников Петра I. С 1707 года А. Д. Меншиков по поручению Петра I руководил строительством крепости на острове Котлин. Одновременно на южном берегу Финского залива, на землях в устье реки Карости, подаренных Меншикову Петром I, он основал свою загородную резиденцию.

Ломоносов. Большой дворец. Южный фасад.

В 1727 году, при Петре П, Меншиков, впавший в немилость, был сослан, а его владения, имущество и крепостные отобраны в государственную казну.

В 1743 году Елизавета Петровна подарила Ораниенбаум своему племяннику Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. С 1762 года Ораниенбаум стал царской загородной резиденцией.

Усадебный дом Меншикова — Большой дворец — выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Сохранившийся до наших дней дворец стоит на высоком уступе морского берега и террасами с лестницами связан с участком сада, выходящего к, Финскому заливу.

Строительство дворца началось по проекту архитекторов Д. Фонтана и Г. Неделя. Сооружался он по частям: сначала был возведен центральный двухэтажный корпус, затем к нему пристроили два флигеля с павильонами по концам.

В центральном корпусе находились парадные залы, Мраморная палата и «палаты» для Петра I, во флигелях — хозяйственные помещения, мастерские, русская и турецкая «мыльни» и комнаты дворцовой прислуги. В одном из восьмиугольных в плане павильонов размещалась дворцовая церковь, в другом — Японский зал с коллекциями восточных предметов.

Перед главным, северным, фасадом дворца, в замкнутом оградой дворе, были устроены «ковровые» партеры. Сложный «ковровый» рисунок создавали высаженные особым образом цветы. На дорожках были расставлены деревянные статуи и вазы с апельсиновыми и лимонными деревьями. Считается, что название усадьбы «Ораниенбаум» произошло от этих деревьев (по-немецки «ораниенбаум» — апельсиновое дерево).

Еще в петровское время к воротам ограды дворца был прорыт от залива канал, который заканчивался круглым водоемом — Ковшом. К 1725 году завершились работы по приведению в порядок территории вокруг дворца. В саду, впоследствии названном Нижним, были сооружены три фонтана. В 60-х годах XVIII века партеры украсили мраморными скульптурами. Четыре из них, «Флора», «Амур», «Помона», «Вертумн», вывезенные из Италии, выполнены скульптором А. Бонацци в 1757 году.

Вся остальная территория вдоль речки Карости и прудов носит название Верхнего парка.

В 1772 году у центрального корпуса дворца по проекту А. Ринальди была сооружена сохранившаяся до нашего времени парадная лестница.

Со стороны южного фасада Большого дворца в середине XVIII века по проекту В. Растрелли были пристроены Фрейлинский и Кухонный флигели. Их фасады сохранились до нашего времени без существенных изменений.

Внутренняя отделка помещений дворца была утрачена в конце XVIII века, когда здание приспосабливали для размещения Морского кадетского корпуса.

В середине XIX века изменился Нижний сад. Цветочные партеры были заменены газонами. Перед дворцом посадили деревья. При строительстве дороги засыпали канал и Ковш.

Дворец Петра III. Западный фасад.

Кроме Большого дворца в Ломоносове сохранились и другие памятники архитектуры XVIII века.

В 40-х годах XVIII столетия В. Растрелли построил в Ораниенбауме Каменный зал для театральных представлений.

В 50-х годах в восточной части Верхнего парка, на берегу Дворцового пруда, по проекту М. Гофмана выстроили крепость Петерштадт (Петровский город), в которой размещались голштинские войска, находившиеся на службе у Петра III. Земляные валы и рвы крепости в плане представляли 12-конечную звезду. Попасть в крепость можно было, только пройдя по мосту, перекинутому через ров.

От крепостных сооружений уцелели лишь крепостной вал, ров и въездные ворота с башней и шпилем.

К постройкам середины XVIII века относится и миниатюрный дворец Петра III — одно из лучших произведений А. Ринальди.

Стройное двухэтажное здание дворца стоит на открытой площадке и хорошо видно со всех сторон. Главный фасад квадратной в плане постройки имеет дугообразно срезанный угол. Над парадным входом размещается балкон с кованой решеткой великолепного рисунка. По бокам от него в полукруглых нишах находятся мраморные бюсты. Стены первого этажа расчленены горизонтальной рустовкой. Стены второго этажа имеют гладкие плоскости и лопатки.

Окна первого этажа обрамлены слегка профилированными наличниками, окна второго этажа решены как застекленные двери. Они имеют сегментовидные сандрики и кованые решетки сложного рисунка. Дворец увенчан балюстрадой, что придает ему легкость. Здание отличается сдержанностью и лаконизмом декоративных деталей, совершенством пропорций и производит впечатление интимного, уютного загородного дома.

Интерьеры дворца отличаются высокой художественной ценностью. Небольшие комнаты, кабинеты и залы украшены художественными росписями, лепкой, резьбой по дереву, наборными паркетами. Наиболее ценны в художественном отношении росписи по мотивам китайской лаковой живописи, выполненные федоскинским художником Ф. Власовым и его учениками.

После реставрации в 1952—1953 годах во дворце открыт музей.

Недалеко от дворца Петра III находятся въездные ворота, построенные по чертежам Ринальди в 1757 году. Они вели на площадь «потешной» крепости Петерштадт. Спокойные по рисунку каменные ворота увенчаны восьмиугольной башней с арочными окнами и высоким шпилем. Композиционно ворота не связаны с дворцом Петра III и представляют самостоятельный памятник архитектуры XVIII века.

Дворец и ворота находятся в Верхнем парке. Этот парк, занимающий площадь 162 гектара, имеет в различных частях разную исторически сложившуюся планировку. До 70-х годов главным художественным приемом в создании парка была регулярная композиция, позже она сменилась пейзажной.

А. Ринальди при проектировании дворцовых зданий большое внимание уделял их окружению. Сохранился созданный им генеральный план Собственной дачи Екатерины II (гравирован в 1796 году) — так назывался участок к юго-западу от Большого дворца. Этот план и был положен в основу планировки Верхнего парка.

В создании парка участвовали русские паркостроители В. Петров, Я. Скородумов, A. Андреев и многочисленные умельцы из крепостных. Паркостроители выполнили огромную работу. Для осушения сильно заболоченной местности вырыли водоемы, высадили деревья, проложили дороги, соорудили павильоны и беседки.

На участке Собственной дачи находится так называемый Китайский дворец, построенный по проекту Ринальди для Екатерины II в 1762—1768 годах. Названием своим он обязан экзотической отделке некоторых помещений (Большого и Малого китайских кабинетов, Китайской опочивальни).

Первоначально Китайский дворец был одноэтажным, но в 1850-х годах по проекту архитектора А. Штакеншнейдера с южной стороны был надстроен второй этаж. Надстройка была сделана с большим тактом и учетом архитектуры здания. В 1852—1853 годах были сделаны одноэтажные пристройки с западной и восточной сторон дворца, и он приобрел тот вид, который имеет сейчас.

Китайский дворец.

Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные флигели. Дворец не имеет высокого цоколя, он стоит на плоской террасе — подиуме. Его большие окна расположены низко, благодаря чему создается ощущение единства внутреннего пространства дворцовых залов и окружающего пейзажа парка.

На северном фасаде, между большими окнами, над которыми выступают сегментовидные сандрики, расположены плоские пилястры, переходящие в центральной части дворца в трехчетвертные колонны. Над центром дворца возвышаются аттик с круглыми окнами и три скульптуры, стоящие на крыше. Этот фасад сохранился без всяких изменений.

Южный фасад дворца формируют два сильно выступающих ризалита. Центральный объем дворца с этой стороны заглублен и имеет на втором этаже открытый балкон. Ось дворца подчеркивает дугообразный фронтон.

Вдоль фасадов, симметрично по бокам от основного корпуса, на подиуме установлена решетка изящного рисунка.

Дворцовые залы расположены анфиладой. Их декор многообразен и уникален. Они богато украшены лепкой, живописью известных русских и европейских мастеров (С. Торелли, Д. Тьеполо, П. Ротари и других), резьбой по дереву, мозаикой, наборными паркетами...

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024