ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ Русской исторiи для средней школы. Изданiе второе. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Ко. Петроградъ, 1915. — С. 9—14


§ 4. Характеръ страны, заселенной русскими славянами.
§ 5. Первоначальный бытъ русскихъ славянъ.

§ 4. Характеръ страны, заселенной русскими славянами. Страна, занятая русскими славянами, не имѣла высокихъ горъ, а представляла собою холмистую низменность съ очень развитою сѣтью рѣкъ. Отсутствiе горъ позволяло славянами свободно и легко распространять свои поселенiя; а рѣки, отличавшiяся обилiемъ воды и разнообразiемъ направленiя, чрезвычайно облегчали передвиженiе и служили отличными путями сообщенiй. Славянское разселенiе и направлялось обыкновенно по рѣкамъ, при чемъ племена и отдѣльныя вѣтви племенъ разсаживались по рѣчнымъ системамъ, такъ что намъ ихъ легче всего прiурочивать именно къ рѣкамъ (напримѣръ, сѣверянъ — къ Деснѣ, радимичей къ Сожу, древлянъ къ Припяти, полочанъ къ Полотѣ и т. д.). Когда славяне овладѣли истоками Днѣпра, Волги и Зап. Двины на Алаунской возвышенности и перешли къ о. Ильменю и р. Волхову, въ ихъ рукахъ оказались чрезвычайно важные пути сообщенiя, ведшiе отъ Балiйскаго моря къ Черному и Каспiйскому 1).

1) Главнѣйшiе изъ нихъ — это „великiй путь изъ варягъ въ греки" (такъ его называли встарину). Онъ велъ изъ Финскаго залива въ р. Неву, въ Ладожское озеро, въ р. Волховъ, въ озеро Ильмень, въ р. Ловать; изъ Ловати, пользуясь мелкими рѣчками и волоками, переходили въ Зап. Двину, а оттуда на верховья Днѣпра и Днѣпромъ выходили въ Черное море къ „грекамъ", то-есть въ Византiю. Другой, столь же важный путь шелъ по Волгѣ, въ землю волжскихъ болгаръ и въ Хозарское царство, на Каспiйское море; чтобы попасть на Волгу, славяне пользовались ея притоками (Мологою, Шексною) и рѣкою Мстою, впадающей въ оз. Ильмень. Въ то же Хозарское царство велъ и  еще одинъ важный рѣчной путь: съ средняго Днѣпра малымъ рѣекамъ на р. Донецъ и съ Донца на Донъ, откуда можно было идти и въ Азовское, и въ Каспiйское моря.

Пo этимъ путямъ славяне научились ѣздить торговать на иностранные рынки: къ грекамъ, болгарамъ, хозарамъ. По этимъ путямъ и иностранные купцы ѣздили въ русскiе города. Чѣмъ болѣе осваивались славяне со своими рѣчными путями, тѣмъ быстрѣе шло ихъ разселенiе, тѣмъ дальше заходили ихъ колонiи въ землю финновъ (Ростовъ, Муромъ) и въ землѣ хозаръ (Тмутаракань на Азовскомъ морѣ). Такимъ образомъ, развитая система рѣкъ въ странѣ объясняетъ намъ быстрое и широкое разселенiе русскихъ племенъ на занятой ими равнинѣ и раннее возникновенiе у нихъ иноземной торговли.

Вся площадь Европейской Россiи раздѣляется на двѣ различныхъ по растительности полосы: сѣверную — лѣсную и южную — стенную. Границу между ними приблизительно можете указать линiя, проведенная по картѣ отъ Кiева на устье р. Камы. На югъ отъ этой линiи идетъ сначала луговая степь съ богатою травою и частыми порѣлесками на тучномъ черноземѣ; затѣмъ ближе къ южнымъ морямъ начинается настоящая cтeпь, то-есть безлѣсное пространство съ рѣдкою травою, мѣстами безплодное и вовсе обнаженное. При своемъ разселенiи въ системѣ Днѣпра славяне замѣтно избѣгали степей и стремились въ лѣсную полосу. Во-первыхъ, степь представляла отличныя условiя для жизни кочевыхъ племенъ м въ ней всегда бродили кочевники, опасные для осѣдлыхъ поселенiй. Во-вторыхъ, въ хозяйственномъ отношенiи степь давала славянину меньше, чѣмъ лѣсъ. Открытия пастбища и пашни въ степяхь были небезопасны и всегда могли стать предметомъ нападенiя врага; въ лѣсахъ безопаснѣе можно было и скотъ пасти, и пахать землю, расчистивъ подъ пашню огнемъ лѣсныя поросли. Сверхъ того, въ лѣсу можно было заниматься охотою и водить пчелъ, въ лѣсныхъ рѣкахъ и озерахъ можно было ловить рыбу. Лѣсъ давалъ матерiалъ для построекъ, топлива и разныхъ хозяйственныхъ подѣлокъ; изъ лѣсовъ добывалась растительная и мясная пища; въ лѣсу доставали медъ, воскъ и цѣнные мѣха — предметы, которыми торговали наши предки. Стало быть, лѣсъ укрывалъ славянъ отъ кочевниковъ, кормилъ ихъ и снабжалъ товарами ихъ рынки. Понятны поэтому боязнь славянъ передъ степью и тяготѣнiе ихъ къ лѣсамъ. Славянскiе поселенiя мало выходили въ луговую степь и совсѣмъ не доходили до открытыхь приморскихь степей.

Такимь образомь, характеръ страны, занятой русскими славянами, объясняетъ намъ, почему разселенiе славянъ совершилось здѣсь скоро и легко на огромныхъ пространствахъ и почему славяне отдалились отъ южныхъ морей въ лѣсную полосу средняго и верхняго Поднѣпровья.

Въ такой обстановкѣ древнерусской жизни были и хорошiя, и дурная стороны. Страна не ставила препятствiй къ широкому разселенiю, и наши предки очень быстро заняли обширныя области и беспрерывно продолжали свое колонизацiонное движенiе на сѣверъ и сѣверо-востокъ. Въ теченiе всего хода русской исторiи мы видимъ дѣятельную колонизацiю сначала Европейской, затѣмь Азiатской Россiи русскими славянами. Удобства рѣчпыхъ путей служили къ тому, что между далеко разошедшимися племенами поддерживались дѣятельныя сношенiя и не порывалась родственная связь. Этимъ было облегчено образованiе среди славянъ единаго государства и единой церкви и постепенно было подготовлено внутреннее сплоченiе всехъ племенъ въ единый русскiй народъ. Служа торговыми дорогами, рѣки способствовали развитiю торговли въ странѣ и обогащенiю городского населенiя. Такимъ образомъ успѣхи государственности и общественности въ древней Руси стояли въ зависимости отъ географическихъ условiй.

Но тѣ же географическiая условiя покровительствовали и врагамъ Руси. Если мирные жители могли легко и удобно двигаться по своей странѣ, то и враги двигались по ней такъ же легко. Ихъ не задерживали горы, ибо ихъ не было; не затрудняли лѣса и болота, ибо чрезъ нихъ были проложены пути; имъ показывали дорогу тѣ же рѣки, по которымъ двигалось само населенiе. Кочевыя орды изъ южнаго степного пространства постоянно проникали на Русь, грабили ближайшiя къ степи мѣста, уводили въ плѣнъ жителей, угоняли скотъ. Тяжелая борьба съ кочевниками была постоянною необходимостью для нашихъ предковъ. Они въ большомъ числѣ строили укрепленные города, окруженные валомъ и частоколомъ, и въ нихъ отсиживались отъ врага. (Валы отъ такихъ укрѣпленiй, «городища», сохранились во многихъ мѣстахъ и до нашихъ временъ). Въ дремучихъ лѣсахъ скрывались славяне отъ вражескихъ набѣговъ, зарывая въ землю то, чего не могли и не успѣвали унести съ собою. (Этимъ объясняется значительное число находимыхъ въ землѣ кладовъ, съ монетами и драгоцѣнностями иногда очень большой стоимости). Постоянная опасность стремительного набѣга научила славянина не возводить богатыхъ построекъ и не обзаводиться громоздкимъ имуществомъ. Онъ былъ всегда готовъ сняться съ мѣста, уйти на время, или же переселиться вовсе съ опаснаго пункта. Такая подвижность и неприхотливость славянъ была отмѣчена иностранцами, знавшими ихъ обычаи.

§ 5. Первоначальный бытъ русскихъ славянъ. Въ первое время своей жизни на Днѣпрѣ и Ильменѣ русскiе славяне сохраняли у себя патрiархальный племенной бытъ. Они дѣлились на извѣстная уже намъ племена; племя же состояло изъ родовъ, и, по старому выраженiю, жили наши предки «каждый съ своимъ родомъ и на своихъ мѣстахъ, владѣя каждый родомъ своимь». Подъ именемъ рода разумѣлась совокупность родственныхъ другъ другу семей, жившихъ вмѣстѣ, владѣвшихъ общею собственностью и управляемыхь однимъ родовымъ старшиною. Родовые старшины имѣли большую власть каждый въ своемь родѣ; а сойдясь вмѣстѣ; на совѣтъ (вѣче), они рѣшали дѣла за все свое племя. Но такъ бывало только въ особо важныхъ случаяхъ, напримѣръ, въ минуты общей опасности, грозившей всему племени. Съ теченiемъ же времени, когда племена и роды разселялись на большихъ пространствах, не только ослабѣвали связи и сношенiя между родами, но распадались и самые роды. дѣлясь на самостоятельная семьи. Каждая отдѣльная семья на просторѣ заводила свою особую пашню, имѣла свои особые покосы, особо охотилась и промышляла въ лѣсахъ. Общая родовая собственность замѣнялась собственностью семейною. Точно такъ же переставала дѣйствовать и власть родовладыки: онъ не могъ управлять сразу всѣми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны па большихъ разстоянiяхъ. Власть родовладыки переходила къ отцу каждой отдѣльной семьи, къ домовладыкѣ. Съ распаденiемъ родовыхъ связей, родичи переcтавали чувствовать свое взаимное родство и въ случаѣ нужды соединялись для общихъ дѣлъ уже не по родству, а по сосѣдству. На общiй совѣтъ (вѣче) сходились домохозяева извѣстной округи, и родные другъ другу, и не родные одинаково. Соединенные однимъ какимъ-нибудь общимъ интересомъ, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для веденiя общихъ дѣлъ выборныхъ старѣйшинъ. Такимъ образомъ древнѣйшее родовое устройство замѣнялось постепенно общиннымъ.

Съ развитиемъ по русскимъ рѣкамъ торговаго движенiя къ черноморскимъ и каспiйскимъ рынкамъ, въ землѣ славянъ стали возникать большiе города. Такими были: Кiевъ — у полянъ, Черниговъ — у сѣверянъ, Любечь у радимичей, Смоленскъ и Полоцкъ — у кривичей, Новгородъ —у Ильменскихъ славянъ и др. Подобные города служили сборными пунктами для купцовъ и складочными мѣстами для товаровъ. Въ нихъ встрѣчались торговые иноземцы, варяги по преимуществу. съ мѣстными промышленниками и торговцами; происходилъ торгъ, составлялись торговые караваны и направлялись по торговымъ путямъ на хозарскiе и греческое рынки. Охрана товаровъ въ складахъ и на путяхъ требовала вооруженной силы; поэтому въ городахъ образовались военныя дружины или товарищества, въ составъ которыхъ входили свободные и сильные люди (витязи) разныхъ народностей, всего чаще варяги. Во главѣ такихъ дружинъ стояли обыкновенно варяжскiе предводители — конунги (по-славянски: князья). Они или сами торговали, охраняя оружiемъ свои товары, или нанимались на службу въ городахъ и оберегали города и городскiе торговые караваны; или же, наконецъ, конунги захватывали власть въ городахъ и становились городскими владѣтельными князьями. А такъ какъ городу обыкновенно подчинялась окружавшая его волость, то въ такомъ случаѣ образовывалось цѣлое княжество, болѣе или менѣе значительное по своему пространству. Преданiе говоритъ, что такiя варяжскiя княжества были основаны, напримѣръ, Аскольдомь и Диромъ въ Кiеве, Рюрикомъ, въ Новгородѣ, Рогволодомъ въ Полоцкѣ. Княжеская власть возникала у русскихъ славянъ и независимо отъ варяжскихъ конунговъ; такъ, у древлянъ былъ свой мѣстный князь, по имени Малъ («бѣ бо имя ему Маль, князю Деревьску», говоритъ современникъ).

Такь постепенно измѣнялась жизнь нашихъ предковъ. Изъ патриархальнаго родового и племенного быта славяне постепенно переходили къ общинному устройству и соединялись подъ влiянiемъ главныхъ «старѣйшихъ» городовъ въ волости или княжества. Когда же отдѣльныя городскiя и племенныя волости и княжества собрались вмѣстѣ и объединились подъ одною государственною властью, тогда началось Русское государство.

 

 

Начало книги   ◀ ▶   Глава первая. Образованiе Кiевскаго государства. §§ 6—8.

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024