ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

  Советский Энциклопедический Словарь. — М.: изд. СЭ, 1980. — С. 333


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, одна из форм деятельности гос-ва, выражающаяся в практич. реализации законов, в орг-ции обществ. отношений в целях обеспечения гос. интересов и проводимой гос-вом политики. В социалистич. об-ве задачи Г. у. — орг-ция гос. планирования, рациональное использование природных и трудовых ресурсов, руководство всеми отраслями нар. х-ва, нар. образованием, наукой, социальным обеспечением, здравоохранением, орг-ция охраны обществ. порядка, прав и законных интересов граждан.

 

 

Юридический энциклопедический словарь. — М.: изд. СЭ, 1987. — С. 493—494


УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ, в социалистич. обществе осуществляемая на основе законов и других законодательных актов организующая исполнительная и распорядительная деятельность органов социалистич. гос-ва. В. И. Ленин отмечал: «Организация правильного управления, неуклонного проведения в жизнь постановлений Советской власти — такова насущная задача Советов, таково условие полной победы советского типа государства...» (Полн. собр. соч., т. 36, с. 278). Он писал, что основная задача Сов. гос-ва в области управления — это налаживание чрезвычайно сложной и тонкой сети новых организационных отношений, охватывающих планомерное производство и распределение продуктов, необходимых для существования десятков миллионов людей (там же, с. 171).

У. г. является составной частью управления государственными делами, а оно, в свою очередь,— составной частью управления делами общества.

У. г. в СССР строится на основе oпределённых принципов, реализация к-рых способна обеспечить наилучшее выполнение задач У. г. По содержанию эти принципы делятся на две осн. группы. К первой группе относятся социально-политич. принципы У. г.: руководящая и направляющая роль КПСС, демократический централизм, социалистич. федерализм, социалистическая плановость, участие трудящихся в управлении, учёт общественного мнения, социалистическая законность. Вторая группа — организационно-технич. принципы; дифференциация и фиксирование функций, конкретность прав и обязанностей каждого звена систем У. г. и его ответственность за свою деятельность с учётом установленного объёма прав и обязанностей, сочетание линейных, функциональных и программно-целевых методов, сбалансированность отраслевых и территориальных начал, сочетание коллегиальности с единоначалием и единоличным распорядительством при верховенстве коллегиальности в системе У. г. Эти принципы получили закрепление в Конституции СССР и конституциях союзных республик, в отд. законах  (напр., Закон РСФСР «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР», ст.ст. 1 — 12, Закон о Совете Министров СССР, ст. 3, Закон о народном контроле в СССР, ст.ст. 3, 5, 6, 7).

Осн. объём работы по У. г. выполняет особая группа органов гос-ва — органы гос. управления: Советы Министров СССР, союзных и авт. республик, мин-ва, гос. комитеты, различные ведомства и т. п. Однако наиболее важные вопросы У. г. решают соответствующие Советы нар. депутатов. Конституция СССР (ст. 131) указывает, что Совет Министров СССР правомочен решать вопросы гос. управления, отнесённые к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верх. Совета СССР и его Президиума. Кроме того, Верх. Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесённые Конституцией к ведению Союза ССР. Это означает, что Верх. Совет СССР может, если сочтёт целесообразным, принять на себя решение любого вопроса, отнесённого Конституцией к компетенции Совета Министров СССР, мин-ва, гос. комитета или ведомства СССР. Аналогичным образом разграничивается компетенция Верх. Советов союзных и авт. республик с их органами гос. управления.

Местные Советы вправе рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесённые к их ведению законодательством (см., напр., Конституция РСФСР, ст. 14), а оно прежде всего суммарно определяет компетенцию данного Совета и его исполкома, а потом уже устанавливает, какие вопросы должны решаться исключительно на сессиях, а какие отнесены к ведению исполкома. Это позволяет местным Советам наиболее важные вопросы У. г. решать на своих сессиях.

В управленч. деятельности в СССР используются достижения общественных и естественно-технич. наук. В целом У. г. строится на основе познания и использования объективных закономерностей развития общества. Методы У. г. (т. е. способы воздействия на поведение и деятельность управляемых) делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью гос. принуждения), экономич. (создание непосредств. материальной заинтересованности в выполнении гражданами и трудовыми коллективами управленческих решений) и идеологич. (различные формы морального поощрения и т. д.).

У. г. означает выполнение целого комплекса управленч. функций: прогнозирование, планирование, организация, общее руководство и оперативное распорядительство, регулирование, учёт и контроль. Управленч. процесс цикличен и включает ряд последовательно сменяющих друг друга стадий: выявление проблемы, нуждающейся в разрешении, и её анализ; выработка на этой основе пpoeкта решения; рассмотрение проекта. его экспертная оценка, согласование с заинтересованными орг-циями и органами; утверждение проекта решения (придание ему обязательной юридич. силы); доведение решения до исполнителей; организация выполнения решения и контроль за его выполнением. Путём управленч. решений разрешаются экономические, политические и социальные проблемы. После принятия решений центр тяжести переносится на организацию и контроль их выполнения. В управленч. процессе используются системный, функциональный и структурный анализы, спец. методика прогнозирования и моделирования, теория информации, теория решении и др.

Формами У. г. (его внешними проявлениями) служат акты управления (нормативные, директивные, плановые, индивидуальные), организационно-массовая работа, административные соглашения, материально-технические действия.

У. г. осуществляется в области социально-культурного строительства (сфера нар. образования, науки, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения и т. д.) и административно-политической (вопросы внешней политики, обороны, охраны общественного порядка, общественной и гoc. безопасности и т. д.).

Наибольший удельный вес в системе сов. У. г. занимает управление нар. х-вом, поскольку в СССР гос-ву принадлежат осн. средства производства в пром-сти, строительстве и с. х-ве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных гос-вом торговых, коммунальных и иных предприятий и социально-культурных учреждений, осн. городской жилищный фонд. У. г. включает и непосредственное управление многочисл. предприятиями, учреждениями и орг-циями, плановое распределение сырья, топлива, оборудования, фондов продовольственных и пром. товаров, установление цен, тарифов и т. д.

На совр. этапе развития сов. общества КПСС придаёт большое значение совершенствованию хоз. механизма, всей системы У. г. с учётом выдвинутой КПСС стратегич. задачи — ускорение социально-экономич. развития страны, и прежде всего — в экономике — на основе ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения эффективности производства. Вопросы совершенствования и перестройки форм и методов У. г., в т. ч. в сфере хоз. механизма, ставились на Апрельском (1985) и Январском (1987) пленумах ЦК КПСС. На 27-м съезде КПСС со всей остротой отмечалась необходимость принятия незамедлительных и энергичных мер по созданию целостной системы хозяйствования и управления, центр. звенья к-рой должны быть нацелены прежде всего на решение перспективных социально-экономич. и научно-технич. задач, на осуществление целевых комплексных программ по важнейшим направлениям развития нар. х-ва (Продовольственная программа, Энергетическая программа, Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг и др.). Была поставлена задача перейти к экономич. методам руководства на всех уровнях нар. х-ва.

В новой редакции Программы КПСС поставлена задача постоянного совершенствования руководства нар. х-вом, надёжного и эффективного функционирования хоз. механизма, включающего в себя разнообразные гибкие формы и методы хозяйствования, их соответствия меняющимся условиям экономич. развития и характеру решаемых задач. Совершенствование управления должно опираться на более глубокое и всестороннее использование преимуществ и возможностей социалистич. плановой системы х-ва, экономич. законов, в полной мере учитывать изменения в производительных силах и производственных отношениях, рост образованности, сознательности, квалификации и опыта широких масс трудящихся. Вся система управления должна быть нацелена на увеличение вклада каждого звена нар. х-ва в достижение конечной цели — наиболее полное удовлетворение потребностей общества при наименьших затратах всех видов ресурсов. Должно обеспечиваться последовательное осуществление ленинских принципов управления и прежде всего принципа демократического централизма. Внимание центр. органов управления следует всё в большей степени сосредоточивать на решении стратегических задач экономич. и социального развития, на практич. осуществлении единой политики в области научно-технич. прогресса, прежде всего структурной и инвестиционной. Они должны добиваться пропорциональности обществ. производства и укрепления системы плановых общегос. резервов, размещения производительных сил, оплаты труда и социального обеспечения, цен, тарифов, финансов, учёта и статистики. Развивая централизов. начала в управлении и планировании, КПСС считает необходимым осуществлять меры по повышению роли основного производств. звена — объединений и предприятий, последовательно проводить линию на расширение их прав и хоз. самостоятельности, усиление ответственности и заинтересованности в достижения высоких конечных результатов, повышение действенности хозяйственного расчёта. Вся эта работа будет сочетаться с совершенствованием организационной структуры управления нар. х-вом на всех уровнях, сокращением управленческого аппарата и упразднением его излишних звеньев. Это даст возможность улучшить управление крупными народно-хоз. комплексами, группами взаимосвязанных и однородных отраслей, добиваться рационального сочетания отраслевого управления с территориальным, углублять специализацию и кооперацию производства, повысить роль и ответственность респ. и местных органов в управлении хоз. и социально-культурным строительством, в удовлетворении запросов трудящихся.

Во всей работе по совершенствованию У. г. КПСС придаёт большое значение развитию творческой инициативы трудящихся, всё более полному вовлечению их в процесс управления производством, повышению роли трудовых коллективов в разработке планов, принятии хоз. решений, в осуществлении мероприятий по социально-экономич. развитию предприятий, изысканию и мобилизации внутр. резервов производства.

См. также Государство, Государственный аппарат, Социалистическое самоуправление народа, Социалистическое соревнование.

• Проблемы общей теории социалистического государственного управления, М., 1981; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 22 ноября 1982 г., М., 1982; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 23 апреля 1985 г., М., 1985; Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986.

Б. M. Лазарев. 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024