Эзоп (др.-греч. Αἴσωπος) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н. э. Оригинальные стихи Эзопа... Википедия |
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ЭЗОП (6—5 вв. до н. э.), полулегендарный др.-греч. баснописец, по преданию — фригийский раб. Э. приписывается авторство народных басен с сатирич. и морально-назидат. направленностью. Иносказат. язык этих басен, употребляемый в изображении. человеческих отношений, получил название эзопов язык. Сюжеты многих басен Э. разрабатывались последующими баснописцами.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980. — С. 1546
ЭЗОП, др.-греч. баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем (канонизатором) басни. Легенды рисуют Э. юродивым нар. мудрецом в обличии хромого раба, безвинно сброшенным со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен (Эзоповы басни), обрабатывавшиеся европ. баснописцами от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.
Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия |
ЭЗО́П (Αἴσωπος) (7–6 вв. до н. э.), легендарный др.-греч. баснописец. Существование Э. до 16 в. не ставилось под сомнение; совр. исследовательская традиция предполагает наличие нескольких прототипов Э., в т. ч. на Древнем Востоке (его имя может быть передачей имени библейского персонажа Иосифа, в истории которого есть ряд параллелей с событиями жизни Э.). Греч. легенда об Э., вероятно, сложилась на о. Самос. Согласно Геродоту, он был рабом на Самосе, где его убили дельфийцы, за что через поколение внук его хозяина получил выкуп. Детали устного предания об Э. встречаются у мн. авторов; в частности, Аристофан («Осы») сообщает о золотой чаше, подброшенной Э. с целью обвинить его в краже; др. комедиографы упоминают, что Э. помогал грекам при сражении при Фермопилах, Плутарх включал его в число 7 мудрецов. В греч. романе «Жизнеописание Эзопа» (сохр. в 2 версиях) он предстаёт в образе уродливого немого раба-фригийца, который получил за своё благочестие дар речи и талант баснописца; купленный философом Ксанфом, он демонстрировал перед его учениками своё умственное и нравств. превосходство. Получив свободу, Э. поступил на службу к царю Вавилона (перед которым был оклеветан и чудом избежал гибели); был убит дельфийцами после того, как обвинил их в рабском происхождении и алчности.
Басни Э. (каноническим считается сборник, подготовленный амер. исследователем Э. Перри в 1952, в который включены 584 текста) написаны прозой; их героями обычно являются говорящие животные, реже – люди. Басни, вероятно, принадлежат разным авторам и изначально представляли собой фиксацию устных рассказов, которые складывались в постоянно пополняемый сборник. Гл. герой кн. «Жизнь Аполлония Тианского» Филострата Флавия (см. Филостраты) утверждал, что басни Э., будучи неправдоподобны по сюжетам, правдивы и поучительны, т. е. подобны притче или аллегории. Деметрий Фалернский собрал басни Э. в 10 книгах (утрачены); в нач. 2 в. Бабрий переложил оригинальные греч. тексты холиямбами, затем они вошли в сб-к басен Максима Плануда, который также на основе «Жизнеописания» составил кн. «Жизнь Эзопа». Федр переложил ряд басен Э. на лат. яз. (ямбом), вероятно добавив собств. сочинения; Авиан (4 в.) переложил 42 басни на латынь элегич. дистихом. Басни переводились на разные языки, на их основе создавались пьесы, фильмы; существует огромное количество их муз. интерпретаций, иллюстраций к ним; мн. высказывания из басен стали поговорками. Первые переводы на рус. яз. относятся к 18 в. На зап.-европ. культуру значит. влияние оказали переложения, созданные Ж. де Лафонтеном и Г. Э. Лессингом, на русскую – И. А. Крыловым.
Изд.: Perry E. A. Aesopica, a series of texts relating to Aesop or ascribed to him or closely connected with the literary tradition that bears his name. Urbana, 1952; Aesop without morals: The famous fables, and a life of Aesop. N. Y.; L., 1961; Басни Эзопа. М., 1968; Заповеди. Басни. Жизнеописание. Ростов н/Д., 2003.
Лит.: Der Äsop-Roman. Motivgeschichte und Erzählstruktur. Tüb., 1992; Ferrari F. Romanzo di Esopo. Mil., 1997; Михеева Д. М. Литературная интерпретация легендарного материала в «Жизнеописании Эзопа» // Труды Института восточных культур и античности. М., 2004; она же. Эзоп и Иосиф: Сюжет, свернутый в имени // Именослов. Историческая семантика имени. М., 2007; Брагинская Н. В. Эзоп – служитель Муз, или Ошибка бога // Восток и Запад в балканской картине мира. М., 2007.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. — СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Эзопъ – родоначальникъ названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнѣйшему преданiю, онъ жилъ около середины VI в. до Р. Хр., былъ рабомъ самосца Iадмона и умеръ насильственной смертью въ Дельфахъ. Позднѣе его родиной называли Малую Азiю, что вполнѣ правдоподобно, такъ какъ съ этимъ согласуется характеръ его имени. Его смерть въ Дельфахъ была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя ихъ съ болѣе поздними свидѣтельствами. Согласно этой легендѣ Э., находясь въ Дельфахъ, своимъ злословiемъ возбудилъ противъ себя нѣсколькихъ гражданъ, и они рѣшили наказать его. Для этого они, похитивъ золотую чашу изъ храмовой утвари, тайно вложили ее въ котомку Э. и затѣм забили тревогу; приказано было обыскать богомольцевъ, чаша была найдена у Э., и онъ, какъ святотатецъ, былъ побитъ камнями. Черезъ много лѣтъ последовало чудесное обнаруженiе невинности Э.; потомки его убiйцъ были вынуждены уплатить виру, за полученiемъ которой явился внукъ того Iадмона, который былъ его господиномъ. Историческое ядро этой легенды заключается въ отношенiи Дельфовъ, этого средоточiя поэзiи VI в., къ Эзоповой баснѣ: будучи вначалѣ враждебнымъ, оно со временемъ стало дружественнымъ, т. е. Дельфы сочли за лучшее принять подъ свое покровительство этот популярный и влiятельный типъ повѣствовательной поэзiи.– Что касается до самой Эзоповой басни, то подъ этимъ именемъ древнiе разумѣли ту, въ которой дѣйствующими лицами выступали животныя и др. безсловесныя существа и предметы. Другой разновидностью была такъ назыв. сибаритская басня, въ которой выступали люди; кромѣ того, были еще басни ливiйскiя, египетскiя, кипрскiя, карiйскiя, киликiйския. Поименованныя мѣстности всѣ лежатъ на окраинахъ (западной, южной, восточной) греческаго мipa; это стоитъ въ связи съ часто замѣченнымъ фактомъ, что произведенiя народной словесности лучше сохраняются и раньше обращаютъ на себя вниманiе именно на окраинахъ, гдѣ антагонизмъ съ иными народностями заставляетъ болѣе дорожить сокровищницей нацiональныхъ преданiй. Согласно этому мы и во фригiйце Э. должны будемъ видѣть просто собирателя и пересказчика греческихъ басенъ; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопическаго» характера была приписываема ему. Есть основанiе предполагать, что въ эпоху Аристофана (конецъ V в.) въ АѲинахъ былъ извѣстенъ письменный сборникъ Эзоповыхъ басенъ, по которому учили дѣтей въ школѣ; «ты невѣжда и лѣнтяй, даже Э. не выучилъ!», говоритъ у Аристофана, одно дѣйствующее лицо. Это были прозаическiе пересказы, безо всякой художественной отдѣлки. Признанiе Э. Дельфами было для поэтовъ косвеннымъ призывомъ внести въ поэтическую литературу этотъ заброшенный видъ народной словесности; откликнулся на него Сократъ, подъ влiянiемъ того мистическаго настроенiя, въ которомъ онъ, какъ избранникъ дельфiйскаго Аполлона, провелъ послѣднiе дни своей жизни. Передѣлки Сократа не сохранились для потомства; мнимые отрывки изъ нихъ подложны. Сводъ Эзоповыхъ басенъ въ прозѣ составилъ въ концѣ IV в. Димитрiй Фалерскiй. До насъ изъ древности дошли лишь вольныя поэтическiя передѣлки Бабрiя (III в. по Р. Хр.) на греческомъ, Федра (I в. по Р. Хр.) и Авiена (IV в. по Р. Хр.) – на латинскомъ яз.; тѣ же сухiе прозаическiе пересказы, которые озаглавлены въ рукописяхъ, какъ «Эзоповы басни», всѣ составлены въ среднiе вѣка.– Интересъ къ баснямъ Э. переносился и на его личность; за неимѣнiемъ достовѣрныхъ свѣденiй о немъ прибѣгали къ легендѣ. Фригiйскiй краснобай, иносказательно поносившiй сильныхъ мiра сего, естественно представлялся человѣкомъ сварливымъ и злобнымъ, на подобiе Гомеровскаго Ѳерсита, а потому и портретъ Ѳерсита, подробно изображенный Гомеромъ, былъ перенесенъ и на Э. Его представляли горбатымъ, хромымъ, съ лицомъ обезьяны – однимъ словомъ, во всѣхъ отношенiяхъ безобразнымъ и прямо противоположнымъ божественной красотѣ Аполлона; такимъ онъ изображался и въ скульптурѣ, между прочимъ – въ томъ интересномъ изваянiи, которое до насъ сохранилось. Въ среднiе вѣка была сочинена въ Византiи анекдотическая бiографiя Э., которая долго принималась за источникъ достовѣрныхъ свѣдѣнiй о немъ. Э. представленъ здѣсь рабомъ, за бесцѣнокъ продаваемымъ изъ рукъ въ руки, постоянно обижаемымъ и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умѣющимъ удачно мстить своимъ обидчикамъ. Эта бiографiя не только не вытекла изъ подлинной традицiи объ Э.– она даже и не греческаго происхожденiя. Ея источникъ – еврейская повѣсть о мудромъ Акирiи. принадлежащая къ циклу легендъ, которыми была окружена у позднѣйшихъ евреевъ личность царя Соломона. Посредствующiя звенья между этой повѣстью и византiйской бiографiей Э. еще не обнаружены; сама повѣсть извѣстна главным образомъ изъ древнеславянскихъ передѣлокъ. Бiографiя Э. получила широкую популярность и была рано переведена на многiе языки, между прочимъ, на болгарскiй, турецкiй и румынскiй.
Литература. Исторiя Эзоповой басни – одинъ изъ самыхъ чувствительныхъ пробѣловъ въ исторiи античныхъ литературъ; ей должно предшествовать собранiе всехъ сводовъ и отрывковъ Эзоповой басни, а это – очень трудная задача, которая врядъ ли скоро найдетъ исполнителя. См. Keller, «Geschichte der griechischen Fabel» (1852). Лучшее изданiе басенъ – Halm (Лпц., у Teubner'a); бiографiи – Eberhard – «Fabulae Romanenses» (тамъ же). Объ Акирiи ст. Ягича въ «Byzantinische Zeitschrift» (1892); ср. также Лопаревъ, «Слово о св. Ѳеостириктѣ» («Пам. древн. письменности» № 94). Ѳ. З.