ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Эзоп (др.-греч. Αἴσωπος) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н. э. Оригинальные стихи Эзопа... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ЭЗОП (6—5 вв. до н. э.), полулегендарный др.-греч. баснописец, по преданию — фригийский раб. Э. приписывается авторство народных басен с сатирич. и морально-назидат. направленностью. Иносказат. язык этих басен, употребляемый в изображении. человеческих отношений, получил название эзопов язык. Сюжеты многих басен Э. разрабатывались последующими баснописцами.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980. — С. 1546


ЭЗОП, др.-греч. баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем (канонизатором) басни. Легенды рисуют Э. юродивым нар. мудрецом в обличии хромого раба, безвинно сброшенным со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен (Эзоповы басни), обрабатывавшиеся европ. баснописцами от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.

 

 

Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия

ЭЗО́П (Αἴσωπος) (7–6 вв. до н. э.), ле­ген­дар­ный др.-греч. бас­но­пи­сец. Су­ще­ст­во­ва­ние Э. до 16 в. не ста­ви­лось под со­мне­ние; совр. ис­сле­до­ва­тель­ская тра­ди­ция пред­по­ла­га­ет на­ли­чие не­сколь­ких про­то­ти­пов Э., в т. ч. на Древ­нем Вос­то­ке (его имя мо­жет быть пе­ре­да­чей име­ни биб­лей­ско­го пер­со­на­жа Ио­си­фа, в ис­то­рии ко­то­ро­го есть ряд па­рал­ле­лей с со­бы­тия­ми жиз­ни Э.). Греч. ле­ген­да об Э., ве­ро­ят­но, сло­жи­лась на о. Са­мос. Со­глас­но Ге­ро­до­ту, он был ра­бом на Са­мо­се, где его уби­ли дель­фий­цы, за что че­рез по­ко­ле­ние внук его хо­зяи­на по­лу­чил вы­куп. Де­та­ли уст­но­го пре­да­ния об Э. встре­ча­ют­ся у мн. ав­то­ров; в ча­ст­но­сти, Ари­сто­фан («Осы») со­об­ща­ет о зо­ло­той ча­ше, под­бро­шен­ной Э. с це­лью об­ви­нить его в кра­же; др. ко­ме­дио­гра­фы упо­ми­на­ют, что Э. по­мо­гал гре­кам при сра­же­нии при Фер­мо­пи­лах, Плу­тарх вклю­чал его в чис­ло 7 муд­ре­цов. В греч. ро­ма­не «Жиз­не­опи­са­ние Эзо­па» (сохр. в 2 вер­си­ях) он пред­ста­ёт в об­ра­зе урод­ли­во­го не­мо­го ра­ба-фри­гий­ца, ко­то­рый по­лу­чил за своё бла­го­чес­тие дар ре­чи и та­лант бас­но­пис­ца; ку­п­лен­ный фи­ло­со­фом Ксан­фом, он де­мон­ст­ри­ро­вал пе­ред его уче­ни­ка­ми своё ум­ст­вен­ное и нравств. пре­вос­ход­ст­во. По­лу­чив сво­бо­ду, Э. по­сту­пил на служ­бу к ца­рю Ва­ви­ло­на (пе­ред ко­то­рым был ок­ле­ве­тан и чу­дом из­бе­жал ги­бе­ли); был убит дель­фий­ца­ми по­сле то­го, как об­ви­нил их в раб­ском про­ис­хо­ж­де­нии и алч­но­сти.

Бас­ни Э. (ка­но­ни­че­ским счи­та­ет­ся сбор­ник, под­го­тов­лен­ный амер. ис­сле­до­ва­те­лем Э. Пер­ри в 1952, в ко­то­рый вклю­че­ны 584 тек­ста) на­пи­са­ны про­зой; их ге­роя­ми обыч­но яв­ля­ют­ся го­во­ря­щие жи­вот­ные, ре­же – лю­ди. Бас­ни, ве­ро­ят­но, при­над­ле­жат раз­ным ав­то­рам и из­на­чаль­но пред­став­ля­ли со­бой фик­са­цию уст­ных рас­ска­зов, ко­то­рые скла­ды­ва­лись в по­сто­ян­но по­пол­няе­мый сбор­ник. Гл. ге­рой кн. «Жизнь Апол­ло­ния Ти­ан­ско­го» Фи­ло­ст­ра­та Фла­вия (см. Фи­ло­ст­ра­ты) ут­вер­ждал, что бас­ни Э., бу­ду­чи не­прав­до­по­доб­ны по сю­же­там, прав­ди­вы и по­учи­тель­ны, т. е. по­доб­ны прит­че или ал­ле­го­рии. Де­мет­рий Фа­лерн­ский со­брал бас­ни Э. в 10 кни­гах (ут­ра­че­ны); в нач. 2 в. Баб­рий пе­ре­ло­жил ори­ги­наль­ные греч. тек­сты хо­ли­ям­ба­ми, за­тем они во­шли в сб-к ба­сен Мак­си­ма Пла­ну­да, ко­то­рый так­же на ос­но­ве «Жиз­не­опи­са­ния» со­ста­вил кн. «Жизнь Эзо­па». Федр пе­ре­ло­жил ряд ба­сен Э. на лат. яз. (ям­бом), ве­ро­ят­но до­ба­вив собств. со­чи­не­ния; Авиан (4 в.) пе­ре­ложил 42 бас­ни на ла­тынь эле­гич. ди­сти­хом. Бас­ни пе­ре­во­ди­лись на раз­ные язы­ки, на их ос­но­ве соз­да­ва­лись пье­сы, филь­мы; су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во их муз. ин­тер­пре­та­ций, ил­лю­ст­ра­ций к ним; мн. вы­ска­зы­ва­ния из ба­сен ста­ли по­го­вор­ка­ми. Пер­вые пе­ре­во­ды на рус. яз. от­но­сят­ся к 18 в. На зап.-ев­роп. куль­ту­ру зна­чит. влияние ока­за­ли пе­ре­ло­же­ния, соз­дан­ные Ж. де Ла­фон­те­ном и Г. Э. Лес­син­гом, на рус­скую – И. А. Кры­ло­вым.

Литература

Изд.: Perry E. A. Aesopica, a series of texts re­lating to Aesop or ascribed to him or closely connected with the literary tradition that bears his name. Urbana, 1952; Aesop without morals: The famous fables, and a life of Aesop. N. Y.; L., 1961; Бас­ни Эзо­па. М., 1968; За­по­ве­ди. Бас­ни. Жиз­не­опи­са­ние. Рос­тов н/Д., 2003.

Лит.: Der Äsop-Roman. Motivgeschichte und Erzählstruktur. Tüb., 1992; Ferrari F. Ro­manzo di Esopo. Mil., 1997; Ми­хее­ва Д. М. Ли­те­ра­тур­ная ин­тер­пре­та­ция ле­ген­дар­но­го ма­те­риа­ла в «Жиз­не­опи­са­нии Эзо­па» // Тру­ды Ин­сти­ту­та вос­точ­ных куль­тур и ан­тич­но­сти. М., 2004; она же. Эзоп и Ио­сиф: Сю­жет, свер­ну­тый в име­ни // Име­но­слов. Ис­то­ри­че­ская се­ман­ти­ка име­ни. М., 2007; Бра­гин­ская Н. В. Эзоп – слу­жи­тель Муз, или Ошиб­ка бо­га // Вос­ток и За­пад в бал­кан­ской кар­ти­не ми­ра. М., 2007.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. — СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Эзопъ – родоначальникъ названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнѣйшему преданiю, онъ жилъ около середины VI в. до Р. Хр., былъ рабомъ самосца Iадмона и умеръ насильственной смертью въ Дельфахъ. Позднѣе его родиной называли Малую Азiю, что вполнѣ правдоподобно, такъ какъ съ этимъ согласуется характеръ его имени. Его смерть въ Дельфахъ была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя ихъ съ болѣе поздними свидѣтельствами. Согласно этой легендѣ Э., находясь въ Дельфахъ, своимъ злословiемъ возбудилъ противъ себя нѣсколькихъ гражданъ, и они рѣшили наказать его. Для этого они, похитивъ золотую чашу изъ храмовой утвари, тайно вложили ее въ котомку Э. и затѣм забили тревогу; приказано было обыскать богомольцевъ, чаша была найдена у Э., и онъ, какъ святотатецъ, былъ побитъ камнями. Черезъ много лѣтъ последовало чудесное обнаруженiе невинности Э.; потомки его убiйцъ были вынуждены уплатить виру, за полученiемъ которой явился внукъ того Iадмона, который былъ его господиномъ. Историческое ядро этой легенды заключается въ отношенiи Дельфовъ, этого средоточiя поэзiи VI в., къ Эзоповой баснѣ: будучи вначалѣ враждебнымъ, оно со временемъ стало дружественнымъ, т. е. Дельфы сочли за лучшее принять подъ свое покровительство этот популярный и влiятельный типъ повѣствовательной поэзiи.– Что касается до самой Эзоповой басни, то подъ этимъ именемъ древнiе разумѣли ту, въ которой дѣйствующими лицами выступали животныя и др. безсловесныя существа и предметы. Другой разновидностью была такъ назыв. сибаритская басня, въ которой выступали люди; кромѣ того, были еще басни ливiйскiя, египетскiя, кипрскiя, карiйскiя, киликiйския. Поименованныя мѣстности всѣ лежатъ на окраинахъ (западной, южной, восточной) греческаго мipa; это стоитъ въ связи съ часто замѣченнымъ фактомъ, что произведенiя народной словесности лучше сохраняются и раньше обращаютъ на себя вниманiе именно на окраинахъ, гдѣ антагонизмъ съ иными народностями заставляетъ болѣе дорожить сокровищницей нацiональныхъ преданiй. Согласно этому мы и во фригiйце Э. должны будемъ видѣть просто собирателя и пересказчика греческихъ басенъ; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопическаго» характера была приписываема ему. Есть основанiе предполагать, что въ эпоху Аристофана (конецъ V в.) въ АѲинахъ былъ извѣстенъ письменный сборникъ Эзоповыхъ басенъ, по которому учили дѣтей въ школѣ; «ты невѣжда и лѣнтяй, даже Э. не выучилъ!», говоритъ у Аристофана, одно дѣйствующее лицо. Это были прозаическiе пересказы, безо всякой художественной отдѣлки. Признанiе Э. Дельфами было для поэтовъ косвеннымъ призывомъ внести въ поэтическую литературу этотъ заброшенный видъ народной словесности; откликнулся на него Сократъ, подъ влiянiемъ того мистическаго настроенiя, въ которомъ онъ, какъ избранникъ дельфiйскаго Аполлона, провелъ послѣднiе дни своей жизни. Передѣлки Сократа не сохранились для потомства; мнимые отрывки изъ нихъ подложны. Сводъ Эзоповыхъ басенъ въ прозѣ составилъ въ концѣ IV в. Димитрiй Фалерскiй. До насъ изъ древности дошли лишь вольныя поэтическiя передѣлки Бабрiя (III в. по Р. Хр.) на греческомъ, Федра (I в. по Р. Хр.) и Авiена (IV в. по Р. Хр.) – на латинскомъ яз.; тѣ же сухiе прозаическiе пересказы, которые озаглавлены въ рукописяхъ, какъ «Эзоповы басни», всѣ составлены въ среднiе вѣка.– Интересъ къ баснямъ Э. переносился и на его личность; за неимѣнiемъ достовѣрныхъ свѣденiй о немъ прибѣгали къ легендѣ. Фригiйскiй краснобай, иносказательно поносившiй сильныхъ мiра сего, естественно представлялся человѣкомъ сварливымъ и злобнымъ, на подобiе Гомеровскаго Ѳерсита, а потому и портретъ Ѳерсита, подробно изображенный Гомеромъ, былъ перенесенъ и на Э. Его представляли горбатымъ, хромымъ, съ лицомъ обезьяны – однимъ словомъ, во всѣхъ отношенiяхъ безобразнымъ и прямо противоположнымъ божественной красотѣ Аполлона; такимъ онъ изображался и въ скульптурѣ, между прочимъ – въ томъ интересномъ изваянiи, которое до насъ сохранилось. Въ среднiе вѣка была сочинена въ Византiи анекдотическая бiографiя Э., которая долго принималась за источникъ достовѣрныхъ свѣдѣнiй о немъ. Э. представленъ здѣсь рабомъ, за бесцѣнокъ продаваемымъ изъ рукъ въ руки, постоянно обижаемымъ и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умѣющимъ удачно мстить своимъ обидчикамъ. Эта бiографiя не только не вытекла изъ подлинной традицiи объ Э.– она даже и не греческаго происхожденiя. Ея источникъ – еврейская повѣсть о мудромъ Акирiи. принадлежащая къ циклу легендъ, которыми была окружена у позднѣйшихъ евреевъ личность царя Соломона. Посредствующiя звенья между этой повѣстью и византiйской бiографiей Э. еще не обнаружены; сама повѣсть извѣстна главным образомъ изъ древнеславянскихъ передѣлокъ. Бiографiя Э. получила широкую популярность и была рано переведена на многiе языки, между прочимъ, на болгарскiй, турецкiй и румынскiй.

Литература. Исторiя Эзоповой басни – одинъ изъ самыхъ чувствительныхъ пробѣловъ въ исторiи античныхъ литературъ; ей должно предшествовать собранiе всехъ сводовъ и отрывковъ Эзоповой басни, а это – очень трудная задача, которая врядъ ли скоро найдетъ исполнителя. См. Keller, «Geschichte der griechischen Fabel» (1852). Лучшее изданiе басенъ – Halm (Лпц., у Teubner'a); бiографiи – Eberhard – «Fabulae Romanenses» (тамъ же). Объ Акирiи ст. Ягича въ «Byzantinische Zeitschrift» (1892); ср. также Лопаревъ, «Слово о св. Ѳеостириктѣ» («Пам. древн. письменности» № 94). Ѳ. З.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024