ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


АРИСТОФАН (ок. 446—385 до н. э.), выдающийся представитель др.-греч. комедии. Будучи, по характеристике Ф. Энгельса, ярко выраженным тенденциозным поэтом, А. выступал сторонником аттического крестьянства и политич. традиций времён расцвета афинской демократии, противником олигархии и паразитич. элементов города. В «Осах» он высмеял сутяжничество, во «Всадниках» — демагогов, корыстно обманывающих народ; в «Ахарнянах», «Мире» и «Лисистрате» дал сатиру на войны, разорявшие тружеников деревни; в «Облаках» его сатира направлена против софистов. Из 44 комедий А. до нас дошло 11.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


АРИСТОФАН (ок. 445 — ок. 385 до н. э.), др.-греч. поэт-комедиограф, «отец комедии». Взгляды А. на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам консервативно-демократич. крестьянства; он с недоверием относился к радик. демагогии, увлекавшей гор. низы («Всадники»), и к индивидуалистич. философии софистов («Облака»), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афин. демократии. Комедии А. переполнены откликами на актуальные события, выступлениями против воен. политики («Лисистрата»), поношением реальных личностей (Сократа — в «Облаках»), фантастич. ситуациями («Ахарняне». «Птицы»).

 

 

АРИСТОФАН // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия 


АРИСТОФА́Н (’Aριστοφάνης) (ок. 446 – ок. 385 до н. э.), др.-греч. драматург-комедиограф. Биографич. сведения об А. скудны; известно, что он был афинским гражданином и происходил из дема Кидафин. Свою первую комедию («Пирующие» – «Δαιταλεῖς») поставил в 427. Написал не менее 40 комедий, из них полностью сохранились 11: «Ахарняне» («’Αχαρνεῖς», 425), «Всадники» («‘Ιππeῖς», 424), «Облака» («Νεφέλαι», 423), «Oсы» («Σφῆϰες», 422), «Mир» («Εἰρήνη», 421), «Птицы» («Ὄρνιθες», 414), «Лисистрата» («Λυσιστράτη»), «Женщины на празднике Фесмофорий» («Θεσμοφοριάζουσαι», обе 411), «Лягушки» («Βάτραχοι», 405), «Женщины в народном собрании» («’Εϰϰλεσιάζουσαι», 392), «Плутос» («Πλοῦτος», 388). От остальных сохранилось ок. 1000 фрагментов.

Произведения А. с большой политич. остротой отражают нарастание кризисных явлений в гос. строе и мировоззрении афинской демократии (первые 9 из 11 комедий поставлены в годы Пелопоннесской войны). Уже ранние комедии (427–421) показывают, что А. выражал взгляды консервативно настроенного аттич. крестьянства, которое охотно принимало блага, предоставляемые ему демократией, но выступало против её крайних проявлений, особенно в отношении к войне. В «Ахарнянах» А. протестует против войны; во «Всадниках» обличает самого влиятельного из вождей демократии, выступавшего за войну, – стратега Клеона, выводя его под маской Пафлагонца, раба одряхлевшего афинского демоса (народа). Во многом благодаря А. др.-греч. слово «демагог», обозначавшее «предводителя народа», приобрело в дальнейшем одиозное значение. Критику демагогов, наживающихся на судебных процессах, А. продолжает в «Осах». Комедия «Мир», поставленная накануне заключения мира между Афинами и Спартой, полна ликования по этому поводу, хотя и здесь А. не упускает возможности посмеяться над сторонниками войны.

Элемент фантастики и социальной утопии, занимающий значит. место уже в раннем творчестве А., в наибольшей степени проявился в комедиях А. последующего десятилетия. В «Птицах» торжествует откровенно сказочный колорит: два афинских гражданина, уставшие от бесконечных судебных процессов, основывают с помощью птиц идеальное царство между небом и землёй, чтобы получать свою долю от жертв, приносимых богам. В «Лисистрате» действие переносится на землю, но также имеет фантастич. характер: женщины со всей Греции, удручённые войной, захватывают афинский Акрополь, где хранится гос. казна, и решают на время войны отказать своим мужьям в исполнении супружеских обязанностей, не желая рожать сыновей, которым придётся сражаться за чужие интересы. Если в «Лисистрате» женский заговор ведёт к примирению воюющих сторон, то в комедии «Женщины в народном собрании», где женщины снова захватывают власть в Афинах для установления всеобщего благоденствия с обобществлением имущества и жён, идеалы уравнит. коммунизма терпят крах: бездельники пользуются трудами честных работников. Утопический идеал всеобщего счастья изображён в «Плутосе», где прозревший бог богатства наделяет честных бедняков сказочными благами, а всех доносчиков и приживал делает нищими.

 Особая тема в комедиях А. – критика тех явлений в духовной жизни Афин, которые, по его мнению, подрывали прочность афинской демократии. Это и философия софистов (в «Облаках» её носителем становится Сократ), и драматургия Еврипида, который остаётся объектом комического обличения от «Ахарнян» до «Лягушек». В «Лягушках» А. переносит действие в подземное царство и заставляет уже умершего Еврипида отстаивать своё превосходство над «старомодным» Эсхилом, которого бог Дионис в типичном для А. фантастико-утопическом финале выводит на землю для возрождения афинской драмы.

 Композиционная структура комедий А. отличается постоянством: к развитому экспозиц. прологу с участием нескольких действующих лиц примыкает парод хора. В дальнейшем действие протекает в чередовании речевых партий (эписодиев) с хоровыми, из которых выделяется парабаса – партия хора, выступающего обычно от лица поэта. Особое место занимает агон, где противопоставляются позиции спорящих сторон; победу одерживает та из них, чья точка зрения в конце концов торжествует. Следующие затем эписодии должны либо подкрепить правоту победителя (как в большинстве комедий), либо доказать её иллюзорность в противопоставлении реальному ходу вещей (как в комедии «Женщины в народном собрании»). В более поздних комедиях наблюдается отход от традиц. структуры: парабаса может быть включена в развитие действия («Лисистрата»), сильно сокращается и роль хора. Характерен при этом принцип комич. типизации, используемый А.: облик реально существующего человека вырастает до гиперболически обобщённого образа. Не имеющие реальных прототипов герои А. также являются воплощением какой-то одной маски («простака», «бахвала», «доносчика»), поданной с плакатной броскостью, подчас – с гротескным преувеличением.

В целом комедии А. представляют собой неповторимый сплав фантастики с реальностью, сказочной стихии с безудержной инвективой, публичной речи с яркой метафоричностью. Эти разнородные элементы находят выражение в языке А., с одной стороны, спускающемся к повседневности, включая брань и обсценные намёки, а с другой – поднимающемся до высот проникновенной лирики.

Мотивы произведений А., получившего славу «отца комедии», использовались в лит-ре Нового времени: к ним обращались Ж. Расин («Сутяги», 1668, – переделка «Ос»), И. В. Гёте (обработка «Птиц» для Веймарского театра, 1780) и мн. другие.

Соч.: Комедии: В 2 т. М., 1983; Комедии. Фрагменты. М., 2000.

Лит.: Giardini G. Aristofane, la vita, il teatro, la fortuna. Milano, 1979; Harriott R. M. Aristophanes, poet and dramatist. L., 1986; Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988; MacDowell D. M. Aristophanes and Athens: an introduction to the plays. Oxf.; N. Y., 1995; Соболевский С. И. Аристофан и его время. 2-е изд. М., 2000; Möllendorff P. von. Aristophanes. Hildesheim, 2002.

 

 

Ссылка


  • Аристофан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.).— СПб., 1890.— Т. II.— С. 93—94.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024