Басня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл... Википедия |
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 150.
БАСНЯ, повествовательное произведение, гл. обр. в стихотворной форме небольшого размера, нравоучительного или сатирич. характера. Древнейшие Б. — легендарного др.-греч. баснописца Эзопа. Широко известны Б. франц. поэта Лафонтена. В России Б. получили распространение в 18 в. (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, А. Е. Измайлов, И. И. Дмитриев). Наивысшего расцвета Б. достигла в творчестве гениального русского баснописца И. А. Крылова. В советской литературе известны талантливые и острые басни Д. Бедного, С. В. Михалкова и др.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 115.
БАСНЯ, малый повествоват. жанр, преим. стихотворный, нравоучит., сатирич. характера. Широко использует олицетворение; действ. лицами обычно выступают животные, растения, вещи; в нач. или конце Б. краткое резюме — «мораль». Мн. сюжеты восходят к Эзопу, к инд сб. «Панчатантра». Яркое нац. своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова.
Большая российская энциклопедия. Том 3. — Москва, 2005. — С. 90 // Электронная версия |
БА́СНЯ, жанр дидактич. литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорич. смысл. Краткая Б. иногда называется апологом. Повествоват. частью Б. сближается со сказками (особенно о животных), новеллами, анекдотами; моралистической – с пословицами и сентенциями; один и тот же материал может использоваться как в Б., так и в этих жанрах. В отличие от притчи, которая существует только в контексте («по поводу»), Б. бытует самостоятельно (применяясь к разным поводам) и вырабатывает свой традиц. круг образов и мотивов (животные, растения, схематические фигуры людей, сюжеты по типу «как некто хотел сделать себе лучше, а сделал только хуже»). Часто в Б. присутствуют комизм и мотивы социальной критики, но в целом идеология фольклорной Б. консервативна.
Элементы басенного жанра присутствуют в фольклоре всех народов (в т. ч. в древнейших шумеро-аккадских текстах), но устойчивую жанровую форму Б. приобрела в греч. словесности (6 в. до н. э. – время полулегендарного Эзопа). Отсюда одна струя басенной традиции распространяется на Восток и оттуда обратно на Запад (инд. «Панчатантра», 3 в. н. э.; пехлевийская, сирийская и затем араб. «Калила и Димна», 8 в.; византийский и затем рус. «Стефанит и Ихнилат»); другая продолжает жить в лит-ре Рим. империи (Федр, Бабрий), зап. Средневековья (лат. «Ромул», франц. «Изопет») и Нового времени (Ж. Лафонтен, К. Ф. Геллерт, Т. де Ириарте, Л. Хольберг, И. Красицкий).
В России гл. этапами развития Б. были: потешная у А. П. Сумарокова, наставительная у И. И. Хемницера, изящная у И. И. Дмитриева, лукаво-умудрённая у И. А. Крылова, красочно-бытовая у А. Е. Измайлова. С сер. 19 в. басенное творчество в России и Европе угасает (пародические Б. Козьмы Пруткова, А. Бирса), сохраняясь в публицистич. и юмористич. поэзии (П. Лашамбоди, Д. Бедный).