ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Басня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955. Стр. 150.


БАСНЯ, повествовательное произведение, гл. обр. в стихотворной форме небольшого размера, нравоучительного или сатирич. характера. Древнейшие Б. — легендарного др.-греч. баснописца Эзопа. Широко известны Б. франц. поэта Лафонтена. В России Б. получили распространение в 18 в. (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, А. Е. Измайлов, И. И. Дмитриев). Наивысшего расцвета Б. достигла в творчестве гениального русского баснописца И. А. Крылова. В советской литературе известны талантливые и острые басни Д. Бедного, С. В. Михалкова и др.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980. Стр. 115.


БАСНЯ, малый повествоват. жанр, преим. стихотворный, нравоучит., сатирич. характера. Широко использует олицетворение; действ. лицами обычно выступают животные, растения, вещи; в нач. или конце Б. краткое резюме — «мораль». Мн. сюжеты восходят к Эзопу, к инд сб. «Панчатантра». Яркое нац. своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова.

 

 

БАСНЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

БА́СНЯ, жанр ди­дак­тич. ли­те­ра­ту­ры: ко­рот­кий рас­сказ в сти­хах или про­зе с пря­мо сфор­му­ли­ро­ван­ным мо­раль­ным вы­во­дом, при­даю­щим рас­ска­зу ал­ле­го­рич. смысл. Крат­кая Б. ино­гда на­зы­ва­ет­ся апо­ло­гом. По­ве­ст­во­ват. ча­стью Б. сбли­жа­ет­ся со сказ­ка­ми (осо­бен­но о жи­вот­ных), но­вел­ла­ми, анек­до­та­ми; мо­ра­ли­сти­че­ской – с по­сло­ви­ца­ми и сен­тен­ция­ми; один и тот же ма­те­ри­ал мо­жет ис­поль­зо­вать­ся как в Б., так и в этих жан­рах. В от­ли­чие от прит­чи, ко­то­рая су­ще­ст­ву­ет толь­ко в кон­тек­сте («по по­во­ду»), Б. бы­ту­ет са­мо­стоя­тель­но (при­ме­ня­ясь к раз­ным по­во­дам) и вы­ра­ба­ты­ва­ет свой тра­диц. круг об­ра­зов и мо­ти­вов (жи­вот­ные, рас­те­ния, схе­ма­ти­че­ские фи­гу­ры лю­дей, сю­же­ты по ти­пу «как нек­то хо­тел сде­лать се­бе луч­ше, а сде­лал толь­ко ху­же»). Час­то в Б. при­сут­ст­ву­ют ко­мизм и мо­ти­вы со­ци­аль­ной кри­ти­ки, но в це­лом идео­ло­гия фольк­лор­ной Б. кон­сер­ва­тив­на.

Эле­мен­ты ба­сен­но­го жан­ра при­сут­ст­ву­ют в фольк­ло­ре всех на­ро­дов (в т. ч. в древ­ней­ших шу­ме­ро-ак­кад­ских тек­стах), но ус­той­чи­вую жан­ро­вую фор­му Б. при­об­ре­ла в греч. сло­вес­но­сти (6 в. до н. э. – вре­мя по­лу­ле­ген­дар­но­го Эзо­па). От­сю­да од­на струя ба­сен­ной тра­ди­ции рас­про­стра­ня­ет­ся на Вос­ток и отту­да об­рат­но на За­пад (инд. «Пан­ча­тан­тра», 3 в. н. э.; пех­ле­вий­ская, си­рий­ская и за­тем араб. «Ка­ли­ла и Дим­на», 8 в.; ви­зан­тий­ский и за­тем рус. «Сте­фа­нит и Их­ни­лат»); дру­гая про­дол­жа­ет жить в лит-ре Рим. им­пе­рии (Федр, Баб­рий), зап. Сред­не­ве­ко­вья (лат. «Ро­мул», франц. «Изо­пет») и Но­во­го вре­ме­ни (Ж. Ла­фон­тен, К. Ф. Гел­лерт, Т. де Ири­ар­те, Л. Холь­берг, И. Кра­сиц­кий).

В Рос­сии гл. эта­па­ми раз­ви­тия Б. были: по­теш­ная у А. П. Су­ма­ро­ко­ва, на­ста­ви­тель­ная у И. И. Хем­ни­це­ра, изящ­ная у И. И. Дмит­рие­ва, лу­ка­во-умуд­рён­ная у И. А. Кры­ло­ва, кра­соч­но-бы­то­вая у А. Е. Из­май­ло­ва. С сер. 19 в. ба­сен­ное твор­че­ст­во в Рос­сии и Ев­ро­пе уга­са­ет (па­ро­ди­че­ские Б. Козь­мы Прут­ко­ва, А. Бир­са), со­хра­ня­ясь в пуб­ли­ци­стич. и юмо­ри­стич. по­эзии (П. Ла­шам­бо­ди, Д. Бед­ный).

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024