ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

С. И. ОжеговСловарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986. — С. 152


ДОСТО’ИНСТВО, -а, ср. 1. Положительное качество. Д. книги. В спектакле много достоинства. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять свое д. Говорить с достоинством. Действовать с чувством собственного достоинства. 3. Стоимость, ценность  денежного знака. Кредитный билет достоинством в 25 рублей. 4. Титул (в знач.; устар.). Графское д. Оценить по достоинству кого-что — составить о ком-чем.-н. правильное (положительное или отрицательное) мнение.

ДОСТО’ЙНЫЙ, -ая, -ое; -ин, -йна. 1. Заслуживающий чего-н. Д. похвалы. Д. порицания. 2. полн. ф. Справедливый, заслуженный. Достойная награда. 3. полн. ф. Уважаемый, почтенный. Д. человек.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 13


ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и об-ва к индивиду. Сознание собственного Д. является формой самоконтроля личности, на к-рой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от об-ва, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего Д.). Т. обр., Д. наряду с совестьюодин из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед об-вом. Д. личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и об-ва в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав и т. д. В обоих случаях Д. выступает как важная сторона социальной и моральной свободы личности. Идеалистическая этика ищет источник Д. в некой внесоциальной (божественной, природной, "собственно человеческой") сущности личности и противопоставляет Д. индивида законам, требованиям и правам об-ва. Марксистская этика рассматривает Д. как социально обусловленное и историческое отношение, к-рое впервые возникает в период разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением личности, но в классовом об-ве проявляется противоречиво. В условиях феодализма Д. в осн. выступает в виде сословной чести, при капитализме фактически также зависит от классовой принадлежности индивида. Лишь с уничтожением социального неравенства Д. становиться действительно равным правом каждого человека, к-рое, однако, реально утверждается (и осознается) им индивидуально в зависимости от его социального и нравственного развития и сознательности.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 9. — Москва, 2007. — С. 303. Электронная версия


ДОСТО́ИНСТВО, характеристика человека с точки зрения его внутр. ценности, соответствия своему предназначению. Если ранние представления о Д. соотносились с социальным статусом человека (Д. тем выше, чем выше статус), то в посттрадиционных обществах Д. обозначает «внутреннее благородство», отличное от иерархически высокого происхождения или положения. Д. как моральное понятие («общечеловеческое достоинство», по И. Канту) характеризует индивида как личность: оно определяется не происхождением, богатством, образованием или социальным положением человека, а присущей ему как индивидуальной личности и гражданину свободой. По Канту, Д., выступающее основанием воления, противостоит любым иным практическим побуждениям, в частности своекорыстным.

Понятие Д. может иметь разную степень обобщения. В качестве достойного может признаваться индивид: а) соответствующий представлению о высшем назначении человека (таков общегуманистич. образ Д., складывающийся уже в античности, ярко выраженный у Аристотеля, Эпикура, стоиков); б) просто как таковой, т. е. безусловно (в христианстве Д. человека ассоциируется с тем, что он изначально заключает в себе образ Бога; в кантовском учении уважение к другому обусловлено тем, что другой признаётся в качестве субъекта законодательствующей воли); в) как личность, исполняющая свои обязанности и отвечающая разумным ожиданиям окружающих в конкретных человеческих отношениях.

В отличие от заслуги Д. не только оценочное, но и императивное понятие: человеку предписывается быть достойным, тогда как заслуги вменяются ему в знак одобрения его достижений, успехов на к.-л. поприще. В субъективном плане Д. как чувство самоуважения заключается в ощущении человеком собств. значимости, которое сохраняется при условии, что другие одобряют (по Д. оценивают) его действия.
 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024