Популярная художественная энциклопедия. Книга 1. — Москва, 1986
Барокко (итал. barocco, букв.— причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европ. арх-ре и иск-ве кон. 16 — сер. 18 вв. Б. утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и нац. гос-в (гл. обр. абсолютных монархий) и получило наиб. распространение в странах, где особенно активную роль играла феод.-католич. реакция. Тесно связанное с аристократич. кругами и церковью, иск-во Б. было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем ограничивать Б. рамками контрреформации и феод. реакции неосновательно. В иск-ве Б. нашли косвенное отражение и антифеод. протест и нац.-освободит. движения народов против монархич. тирании, вносивших в него подчас струю демокр. бунтарских устремлений. Б. воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматич. сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Б. пришло на смену гуманистич. художеств. культуре Возрождения и изощрённому субъективизму иск-ва маньеризма. Отказавшись от присущих классич. ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика Б. строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве Б. предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.
Для иск-ва Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетич. приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Синтезу иск-в в Б., носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до гор. низов и отчасти крестьянства), свойственно торжеств. монумент.-декор. единство, поражающее воображение своим размахом. Гор. ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художеств. целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий Б. украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.
В изобразит. иск-ве Б. преобладают виртуозные декор. композиции религ., миф. или аллегорич. характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегиров. обществ. положение человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиц. и оптич. эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произв. иск-ва Б. порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.). В живописи большое значение приобретают эмоц., ритмич. и колористич. единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений.
В Италии — на родине Б.— отд. его предпосылки и приёмы проявились в 16 в. в станковой и декор. живописи Корреджо, проникнутом демокр. бунтарством тв-ве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Наиб. законч. и яркое воплощение стиль Б. нашёл в полных религ. и чувственной аффектации произведениях арх. и скульптора Л. Бернини, арх. Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны. Позднее итал. Б. эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписей Дж. Б. Тьеполо. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерл. бурж. революцией 1566—1602, внесло в иск-во Б. мощные жизнеутверждающие реалистич. и подчас нар. начала (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании в 17 в. нек-рые черты Б. проступали в аскетичной арх-ре школы Х. Б. де Эрреры, в реалистич. живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса. В 18 в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы Б. достигали необычайной сложности и декор. изощрённости (ещё более гипертрофированной в «ультрабарокко» стран Лат. Америки). Стиль Б. получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (арх. И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч), и абсолютистских гос-вах Германии (арх. и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, бр. Азам, семья арх. Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, Б. оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный т. н. большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Понятие «Б.» иногда неправомерно распространяется на всю художеств. культуру 17 в., в т. ч. на явления, далёкие от Б. по содержанию и стилю (напр., нарышкинское Б., или «моск. Б.», в рус. зодчестве кон. 17 в., см. Нарышкинский стиль). Во многих странах Европы в 17 в. сложились и яркие нац. реалистич. школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художеств. традиции реализма. Они наиб. ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д. Веласкеса в Испании, Ф. Халса, Я. Вермера Делфтского, Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художеств. концепциям Б.
В России развитие иск-ва Б., отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю пол. 18 в. Стиль Б. в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для иск-ва католич. стран) и обладал рядом нац. особенностей. Рус. арх-ра Б., достигшая величественного размаха в гор. и усадебных анс. Петербурга, Петергофа (см. Петродворец), Царского Села (см. Пушкин) и др., отличается торжеств. ясностью и цельностью композиции зданий и архит. комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский); изобразит. иск-ва обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптура Б. К. Растрелли и др.).
Эпоха Б. отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с арх-рой. В 1-й пол. 18 в. Б. эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.
Барокко. И. Л. Хильдебрандт. Дворец Верхний Бельведер в Вене. 1721—1722. План.
Барокко. Дворцово-парковый комплекс в Царском селе (ныне г. Пушкин). План.
Барокко. П. П. Рубенс. «Поклонение волхвов». 1624. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.
Барокко. В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин. Андреевский собор в Киеве. 1748—1753. Освящён в 1767.
Барокко. Пьетро да Кортона. Плафон в Палаццо Барберини в Риме. 1633—1639.
Барокко. Л. Бернини. Скала Реджа (Королевская лестница) в Ватикане в Риме. 1663—1666.
Барокко. Б. К. Растрелли. Бюст неизвестного. Бронза. 1732. Третьяковская галерея. Москва.
Лит.: Г. Вельфлин, Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ, 1913; его же, Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М., 1930; ИРИ, т. 5, М., 1960; ВИИ, т. 4, М., 1963; Русское искусство барокко, М., 1977; Weisbach W., Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien, (2 Aufl.), В., 1929; Windfuhr M., Die Barocke Bildlichkeit und ihre Kritiker, Stuttg., (1966); Bialostocki J., Barock-Stil, Epoche, Haltung, Dresden, 1966; Held J. S., Posner D., 17th and 18th century art; baroque painting, sculpture, architecture, N. Y., 1971; Heimbьrger M., Architettura, scultura e arti minori nei barocco italiano, Firenze, 1977; Martin J. R., Baroque, N. Y.-(a. o.), 1977; Hansmann W., Baukunst des Barock, Kцln, 1978.
Ссылка
- Барокко, стиль в искусстве