Eduard Fuchs
(21.01.1870, Геппинген, Германия — 26.01.1940, Париж)
немецкий ученый, писатель и политический деятель
В 1917 году вёл переговоры с большевиками в Стокгольме. Имея при себе письмо Розы Люксембург он обсуждал с Лениным проблемы создания Третьего интернационала. В 1919 году стал учредителем Коммунистической партии Германии. В 1929 году разрывает с КПГ и вступает в оппозиционное крыло. В 1933 году эмигрировал во Францию, умер в 1940 г. в Париже.
Немецкий ученый, писатель и политический деятель Эдуард Фукс сохранил известность во многом благодаря своей «Иллюстрированной истории нравов». Внимание читателя привлечет в первую очередь богатейший фактический и иллюстративный материал книги, собранный исследователем, а вот некоторые его подходы и выводы могут показаться наивными: ведь автор закончил свой труд более 80 лет назад. Но даже с высоты современных знаний и представлений нельзя не оценить титанические усилия Э. Фукса по "раскопкам" исторических источников, давшим поистине бесценный свод интереснейших сведений о нравах разных времен и народов.
Эдуард Фукс, замечательный немецкий писатель, ученый, журналист, культуролог, крупный коллекционер живописи, и, ко всему прочему, — непримиримый марксист, родился 21 января 1870 г. в небольшом городке Кеппингеме в семье мелкого торговца. Уже в 1886 г. юношей он вступает в запрещенную тогда Социалистическую Рабочую Партию Германии (предшественницу СДПГ) и становится ведущим членом радикальной социалистической ассоциации «Лидерферайн Кармина». За изданную им в январе 1888 г. листовку, в которой он назвал кайзера Вильгельма «прусским организатором массовых убийств», его приговорили к 5 месяцам тюрьмы. В том же году Эдуард Фукс вошел в число учредителей объединения ассоциаций клерков «Ферайн дер Хандлунггехильфен» в Штутгарте. Выданный доносчиком полиции за распространение запрещенной политической литературы был вновь осужден на 5-месячный срок.
В 1890 г. Эдуард Фукс начинает сотрудничать в социал-демократической газете «Мюнхен Пост» сперва как руководитель отдела объявлений, а затем как редактор. В апреле он выпустил первомайское издание сатирического журнала «Дер зюддойче пастильон». Его политические высказывания на посту редактора привели к тому, что против него был возбужден целый ряд дел в суде: в 1894 г. за подстрекательство к насильственным действиям, в 1897 г. — за «разоблачения» (6 месяцев тюрьмы), в 1898 г. за оскорбление Его Величества в Нюрнберге (10 месяцев тюрьмы), 5 дней ареста Фукс получил за то, что дал пощечину одному трактирщику – тот срывал социал-демократические плакаты.
Здесь же в Мюнхене в 1898 г. в издательстве «Эрне» Эдуард Фукс издает свою первую книгу «1848 год в карикатуре». За ней следует другая значительная его работа — «Карикатура европейских народов с древности до нового времени», выпущенная в издательстве «Хофманн». Осенью 1901 г. Эдуард Фукс переехал в Берлин, где продолжил деятельность журналиста в берлинской газете «Форверст» и в ряде других периодических изданий. Выпускает множество иллюстрированных праздничных изданий к Первому мая, по случаю принятия закона о социалистах, к Восьмому марта и т. д. Во внутрипартийных сатирических журналах Фукс резко критикует ревизионизм Бернштейна (б) и Давида (д).
1903 г. отмечен в жизни Фукса началом подъема литературной деятельности, хотя и его политические увлечения не ослабевают. В эти годы он создает работы: «Карикатура европейских народов с 1848 г. до современности», Берлин 1903; «Эротические (э) элементы в карикатуре», Берлин, 1904; «Женщина в карикатуре», Берлин, 1904. С 1908 г. начинает выходить главный капитальный и самый значительный труд его жизни — «Иллюстрированная история нравов» (неоднократно переизданная в трехтомных и шеститомных изданиях) и как продолжение этой работы — «История эротического искусства».
В 1913 г. издается двухтомная работа «Преобладание женщины в истории человечества».
На Первую мировую войну Фукс откликается книгой «Мировая война в карикатуре», Мюнхен, 1916. В 1921 г. там же он издает книгу «Евреи в карикатуре», а в 1930 г. – книгу «Великие мастера эротики». В эти же годы Фукс издает несколько альбомов, посвященных творчеству своего любимого художника Оноре Домье, а также Гаварни и других великих мастеров эротики.
Продолжается его активнейшая политическая жизнь: в 1913 г. Э. Фукс становится членом правления «Немецкого Союза помощи политическим заключенным и ссыльным России», в котором работал и Карл Либкнехт. Как противник социал-демократической политики невмешательства во время Первой мировой войны он порвал с СДПГ.
Летом 1917 г. Фукс вел переговоры с большевиками в Стокгольме. Имея при себе письмо от Розы Люксембург, он обсуждал с Лениным проблемы создания Третьего интернационала. А в 1919 г. он стал учредителем КПГ – Коммунистической партии Германии. Его связывала дружба с Францем Мерингом, после смерти которого он вместе с Августом Тальхаймером стал распорядителем его наследства.
В июне 1923 г. Э. Фукс учреждает «Общество друзей новой России», а в августе 1925 г. становится куратором по детским домам организации «Роте Хильфе» («Красная Помощь»).
В 1927—28 гг. Фукс активно выступал за возобновление деятельности правого крыла КПГ и соответственно за возобновление деятельности «брандлеристов» (по имени коммуниста Генриха Брандлера, не согласного с политикой Эрнста Тельмана и других руководителей КПГ, выступавших против сотрудничества с социал-демократами и исключенного за это из партии.) После того, как его предложение было отвергнуто, он прекратил дружбу с Вильгельмом Пиком. В 1928 г. 28 мая в письме Бухарину Фукс просит его использовать свое влияние против вредной политики КПГ и предостерегает: «Если ошибки претворяются непосредственно в практику, нужны месяцы, а то и годы, чтобы вновь завоевать доверие рабочих...»
В 1928 г. Фукс разрывает с КПГ и вступает в КПГО – оппозиционное крыло, которое он поддерживает материально ежемесячными суммами от 250 до 500 рейхсмарок.
В 1929 г. Фукс издал полное собрание сочинений Франца Меринга. В качестве сотрудников этого издания ему удалось привлечь известных марксистов — Лео Бороховица и Августа Тальмайлера, в которых он был уверен, что «они обладают всей необходимой степенью мышления... применительно к идее социализма так, как этого требовал Франц Меринг от самого себя».
В 1933 г. после захвата власти национал-социалистами Фукс бежал во Францию.
Его огромная коллекция, содержавшая множество произведений экспрессионистов, и все остальное его имущество были конфискованы и проданы с аукциона. Его книги изымались из всех мест общественного пользования и сжигались.
В парижской эмиграции Фукс поддерживал своих друзей по КПГО, был дружен с Вальтером Беньямином. Э. Фукс умер 26 января 1940 г. в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез, рядом с могилами борцов Парижской Коммуны и художником-революционером Оноре Домье.
Имя Эдуарда Фукса мало знакомо русскоязычному читателю. Между тем в библиофильской среде, не только русскоязычной, его работы весьма популярны. Сочинения Фукса вызывали и вызывают особый повышенный интерес у коллекционеров самого высокого ранга. Считается большой удачей иметь книги этого автора, представляющие значительную редкость на рынке библиофилов.
Что же является причиной такого особого внимания со стороны книголюбов к сочинениям Фукса? Дело в том, что тема, которую он разрабатывал в ряде своих произведений, не всегда вписывалась в идеологические рамки политических режимов. Так, с приходом к власти Гитлера книги Фукса уничтожались не только по причине приверженности автора марксистским идеям, но и за их содержание. В Советской России сочинения Фукса не выходили по идеологическим моральным причинам. А изданные в предреволюционной России его главные классические работы «Иллюстрированная история нравов» и «История эротического искусства» были значительно урезаны синодальной цензурой.
Eduard Fuchs (* 31. Januar 1870 in Göppingen; † 26. Januar 1940 in Paris) war ein marxistischer Kulturwissenschaftler, Historiker, Schriftsteller und Kunstsammler.
Journalistische Laufbahn
Journalismus
Er wuchs als Sohn eines kleinen Kaufmanns auf, trat 1886 in die damals verbotene Sozialistische Arbeiterpartei (die Vorgängerorganisation der SPD) ein und wirkte als führendes Mitglied im radikalsozialistischen Liederverein Carmina.
Für ein Flugblatt, das er im Januar 1888 herausgab und worin er Kaiser Wilhelm als „preußischen Massenmörder“ bezeichnete, wurde er zu fünf Monaten Haft verurteilt. E. Fuchs war 1888 Gründungsmitglied des Vereins der Handlungsgehilfen in Stuttgart. Wegen seiner politischen Tätigkeit wurde er von einem Spitzel denunziert, was fünf Monate Haft wegen Verbreitung verbotener sozialistischer Schriften zur Folge hatte. Fuchs fand im August 1890 zunächst als Anzeigenleiter, dann als Redakteur bei der sozialdemokratischen Münchener Post Anstellung. Im April 1892 gestaltete er die 1.-Mai-Ausgabe der satirischen Zeitschrift Süddeutscher Postillon. Seine politischen Äußerungen als Redakteur brachten eine Reihe von Anklagen: 1894 wegen „Aufreizung zu Gewalttätigkeiten“, 1897 wegen des Gedichts Enthüllungen (sechs Monate Haft), 1898 wegen Majestätsbeleidigung in Nürnberg (zehn Monate Haft). E. Fuchs verfasste in dieser Zeit sein Buch Karikatur der europäischen Völker. Fünf Tage Haft erhielt er, weil er einen Wirt geohrfeigt hatte, der sozialdemokratische Plakate abriss. 1901 erfolgte sein Umzug nach Berlin, wo er als Redakteur bei der Zeitung Vorwärts seine Tätigkeit weiterführte. Für den Verlag gab er mehrere illustrierte Festnummern zum 1. Mai, Sozialistengesetz, 8. März und zu Ostern heraus. In parteiinternen satirischen Zeitschriften kritisierte er den Revisionismus von Bernstein und David.
Bücher zur Kulturgeschichte
Von 1905 bis 1923 verfasste er mehrere Werke zur Kulturgeschichte:
- Die Frau in der Karikatur (1905).
- Geschichte der erotischen Kunst (3 Bände, 1908 bis 1923)
- Sittengeschichte (6 Bände, 1902 bis 1912; diese brachte ihm den Beinamen Sittenfuchs ein)
- Der Weltkrieg in der Karikatur (1916).
- Die Juden in der Karikatur (1921).
In mehreren Kunstbänden gab er Werke der Graphiker Honoré Daumier und Paul Gavarni sowie anderer „Großer Meister der Erotik“ heraus.
Politische Laufbahn
Von der SPD zur KPD
1913 wurde er Vorstandsmitglied im Deutschen Hilfsverein für die politischen Gefangenen und Verbannten Russlands, in dem auch Karl Liebknecht mitarbeitete. Vom 11. Februar bis 3. Mai 1914 reiste er zusammen mit dem Künstler Max Slevogt nach Ägypten. Als Gegner der sozialdemokratischen Burgfriedenspolitik brach er mit der SPD. Im Sommer 1917 verhandelte er mit den Bolschewiki in Stockholm. 1918 war er Gründungsmitglied des Spartakusbundes. Durch einen Brief Rosa Luxemburgs legitimiert, führte er mit Lenin Gespräche über die Gründung der III.Internationale. 1919 war Fuchs Gründungsmitglied der KPD. Es verband ihn eine enge Freundschaft zu Franz Mehring (nach Mehrings Tod war er sein Nachlassverwalter) und August Thalheimer. Im Juni 1923 war Fuchs Gründungsmitglied der Gesellschaft der Freunde des neuen Russland und beteiligte sich im August 1925 an der Aktion „Hände weg von China“ der Internationalen Arbeiterhilfe. Im März 1926 wirkte er mit an einem Aufruf von Intellektuellen für eine Enteignung der Fürsten. 1927 war er im Kuratorium für die Kinderheime der Roten Hilfe und protestierte gegen die Zerstörung der Heinrich Vogeler-Fresken im Barkenhoff.
Bruch mit der KPD
1927/28 setzte sich Fuchs dafür ein, dass Heinrich Brandler und andere KPD-Funktionäre, die KPD-intern als „Rechte“ galten, wieder in die Parteiführung aufgenommen werden sollten. Als das scheiterte, brach seine Freundschaft mit Wilhelm Pieck. Am 22. Mai 1928 forderte er in einem Brief an den Komintern-Führer Bucharin,[1] er solle seinen Einfluss gegen die schädliche Politik der KPD geltend zu machen und mahnte: „Sobald Fehler nicht mehr rein theoretisch bleiben, sondern sich in der unmittelbaren Praxis auswirken, dauert es immer Monate, ja mit unter sogar Jahre, bis die Arbeiter wieder neues Vertrauen gewonnen haben…“ und setzte sich für Jacob Walcher ein: „Als Gewerkschafter überragt Walcher überhaupt alle um mehr als Haupteslänge“. 1928 trat er aus der KPD aus und schloss sich 1929 der Kommunistischen Partei-Opposition (KPO) an, die er mit einem regelmäßigen Monatsbeitrag von 250 bis 500 Reichsmark unterstützte. 1929 gab er die gesammelten Werke von Franz Mehring heraus. Als Mitarbeiter gewann er Leo Borochowicz und August Thalheimer, von denen er überzeugt war, „dass sie jeden Grad von Selbständigkeit im Denken… gegenüber der großen Idee des Sozialismus besitzen, wie ihn Franz Mehring von sich selbst forderte“.
Exil
1933 nach der nationalsozialistischen „Machtergreifung“ floh Fuchs nach Frankreich. Seine Kunstsammlung, die vor allem viele impressionistische Werke (Max Liebermann, Max Slevogt) sowie Gemälde, Zeichnungen und nahezu sämtliche Lithographien von Honoré Daumier enthielt, seine Villa und seine einmalige Graphiksammlung wurden von den Nationalsozialisten beschlagnahmt und in drei Auktionen bei Rudolph Lepke in Berlin und einer weiteren bei C.G. Boerner in Leipzig versteigert. Im Pariser Exil unterstützte er seine Freunde der KPO; dort war Fuchs u. a. mit Walter Benjamin befreundet. Im Sommer 1939 orientierte er sich zur KPO-Minderheitsrichtung. Fuchs starb am 26. Januar 1940 in Folge einer Angina Pectoris und wurde am 29. Januar 1940 auf dem Friedhof Père Lachaise beerdigt, wo auch die Kämpfer der Pariser Kommune und der revolutionäre Künstler Honoré Daumier ruhen. Bereits zuvor hatte sich Fuchs' Gesundheitszustand verschlechtert.[4] Eine geplante und bereits organisatorisch vorbereitete Reise in die Vereinigten Staaten kam nicht zu Stande.
Fuchs wurde von seiner zweiten Ehefrau Margarete - genannt Grete, auch Margret Fuchs - überlebt. Sie starb am 7. Juni 1953 im Exil in New York City. Seine Tochter Gertraud aus erster Ehe mit Frida Fuchs (1876–1956), verstarb am 19. Mai 1960.
Werke
- 1848 in der Caricatur. Ernst, München [1898]
- Die Karikatur der europäischen Völker vom Altertum bis zur Neuzeit. Hofmann, Berlin 1901.
- Die Karikatur der europäischen Völker vom Jahre 1848 bis zur Gegenwart. Hofmann, Berlin 1903.
- Das erotische Element in der Karikatur. Hofmann, Berlin 1904.
- Die Frau in der Karikatur. Langen, München 1906.
- Geschichte der erotischen Kunst. Band 1: Das zeitgeschichtliche Problem. Langen, München 1908.
- Illustrierte Sittengeschichte vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Band 1: Renaissance. Langen, München 1909.
- Illustrierte Sittengeschichte vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Band 2: Die galante Zeit. Langen, München 1910.
- Illustrierte Sittengeschichte vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Band 3: Das bürgerliche Zeitalter. Langen, München 1912.
- mit A. Kind: Die Weiberherrschaft in der Geschichte der Menschheit. 2 Bände. Langen, München 1913.
- Der Weltkrieg in der Karikatur. Band 1: Bis zum Vorabend des Krieges. Langen, München 1916, (Lf.1-3 als Digitalisat)
- Die Juden in der Karikatur. Langen, München 1921.
- Geschichte der erotischen Kunst. Band 2: Das individuelle Problem. Erster Teil. Langen, München 1923.
- Geschichte der erotischen Kunst. Band 3: Das individuelle Problem. Zweiter Teil. Langen, München 1926.
- Die grossen Meister der Erotik. Ein Beitrag zum Problem des Schöpferischen in der Kunst. Langen, München 1930.
Referenzen
- Brief E. Fuchs an Bucharin, 22. Mai 1928, Institut für Marxismus-Leninismus / Zentrales Parteiarchiv / Neue Liste / 5/73
- Auktionskataloge bei Wikisource
- Ulricht Weitz: Der Mann im Schatten. Eduard Fuchs. Berlin 2014, S. 360.
- Ulricht Weitz: Der Mann im Schatten. 2014 S. 359.
- Ulricht Weitz: Der Mann im Schatten. 2014, S. 358.
Literatur
- Ulrich E. Bach: Eduard Fuchs between Elite and Mass Culture. academia.edu In: Lynne Tatlock (Hrsg.): Publishing Culture and the “Reading Nation”. Camden House, Rochester (NY) 2010
- Walter Benjamin: Eduard Fuchs, der Sammler und der Historiker. In: Zeitschrift für Sozialforschung. Jg. 6, 1937
- Theodor Bergmann: „Gegen den Strom.“ Die Geschichte der KPD (Opposition). Hamburg 2001
- Micha Brumlik: Innerlich beschnittene Juden. Zu Eduard Fuchs’ „Die Juden in der Karikatur“. KVV konkret, Hamburg 2012
- Thomas Huonker: Revolution, Moral & Kunst. Eduard Fuchs: Leben und Werk. Limmat-Verlag, Zürich 1985(Leben und Werk von Eduard Fuchs, 1983 DNB 213081792 (Dissertation Universität Zürich, Philosophische Fakultät, 1983, V, 45 Seiten, Auszug, Vollständige Ausgabe in der Zentralbibliothek Zürich)).
- Peter Gorsen: Wer war Eduard Fuchs ? In: Zeitschrift für Sexualwissenschaft. 19/3 2006
- Barbara Kontny: Eduard Fuchs (1870–1940). In: Günter Benser, Michael Schneider (Hrsg.): „Bewahren Verbreiten Aufklären“: Archivare, Bibliothekare und Sammler der Quellen der deutschsprachigen Arbeiterbewegung. Bonn-Bad Godesberg 2009
- Ulrich Weitz: Salonkultur und Proletariat. Eduard Fuchs: Sammler, Sittengeschichtler, Sozialist. Stöffler & Schütz, Stuttgart 1991
- Ulrich Weitz: Der Mann im Schatten - Eduard Fuchs : Sitten-Fuchs, Sozialist, Konspirateur, Sammler, Mäzen. Dietz, Berlin 2014
- Luciana Zingarelli: Eduard Fuchs, vom militanten Journalismus zur Kulturgeschichte. In: Ästhetik und Kommunikation. 7/25, 1976
- Luciana Zingarelli: Eduard Fuchs: Entwurf eines Oeuvre-Kataloges. In: Ästhetik und Kommunikation. 7/25, 1976
- Fuchs, Eduard. In: Hermann Weber, Andreas Herbst (Hrsg.): Deutsche Kommunisten. Biographisches Handbuch 1918 bis 1945. 2., überarbeitete und stark erweiterte Auflage. Karl Dietz Verlag, Berlin 2008
- Heiner Jestrabek: Eduard Fuchs : Kunstsammler und Zeitkritiker. Eine biographisch-politische Skizze. Freiheitsbaum edition Spinoza, Reutlingen 2012
Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. Берлин
Создан по поручению Эдуарда Фукса, архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ, построен Вильгельмом Пиком, открыт 13 июня 1926, позже уничтожен нацистами
Эдуард Фукс. Предисловие к русскому изданию «Иллюстрированной истории нравов», 1912
Нравственное поведение, нравственные воззрения и постановления, нормирующие и санкционирующие половую жизнь каждой эпохи, являются самыми характерными и яркими выразителями духа этой эпохи. Сущность каждого исторического периода, каждого народа и каждого класса отражаются в них нагляднее всего. В своих тысячах излучений половая жизнь вскрывает нам не только важный закон, но и вообще основной закон жизни. В нравственном поведении и в нравственных установлениях и воззрениях облекается в осязательную форму основная функция жизни. Нет ни одной формы и ни одного жизненного проявления, которые бы не получали направления или по меньшей мере известной окраски от полового базиса жизни. Вся общественная и частная жизнь людей и народов насыщена половыми тенденциями и интересами. Они – вечная и неисчерпаемая проблема и программа, которая никогда не снимается с очереди в существовании индивидиума и общества.
Однако, каждая эпоха – и это самое важное – облекает эти переживания в иные формы и постоянно пересматривает и направляет свои установления. В тысяче разных оттенках протекала половая жизнь людей, понимаемая то как еле осознанная стихийная сила, как чисто животное чувство, то, напротив, провозглашаемая как дивная тайна бытия и высшая точка творческого проявления, то низводимая до уровня нескончаемой скабрезной выходки, причем каждое слово и каждый жест были отданы на служение чувственной оргии.
Вот почему история половой нравственности на разных ступенях культурного развития вместе с тем одна из главных составных частей истории человечества. Выражаясь более точно, это значит: история половой нравственности охватывает наиболее важные стороны общественного бытия людей, следовательно, историю законной и незаконной любви (брак, супружескую верность, целомудрие, прелюбодеяние, проституцию), историю чрезвычайно разнообразных форм взаимного ухаживания в целях и в интересах осуществления половой потребности, обычаев и нравов, в виде которых они кристаллизовались, представлений о красоте, радости, наслаждении и способов выражения чувства, (язык, философия, право и т.д.), а также идеологическое освещение половой жизни посредством искусства, к которому то и дело приводила эта половая жизнь.
Так как история половой нравственности представляет самую важную часть истории нравственности, то и богатство свидетельствующих о ней документов в каждой стране неисчерпаемо. К тому же в них мы имеем самое величавое и блестящее, самое утонченное и безобразное, самое нелепое и тривиальное, что когда-либо измыслил и создал дух человека. В них одинаково обнаруживаются его самые смелые мысли, его самые вдохновенные настроения и – самые печальные заблуждения. Несмотря на такое фундаментальное значение истории нравов, специально трактующих о половой нравственности, для человека, стремящегося к историческому познанию прошлого, несмотря на богатство источников, находящихся в услугах исследователя, история половой нравственности, однако, область, находящаяся в пренебрежении у современных историков. В немецкой научной литературе значительные труды существуют разве только о нравах древнего Рима. Нет ни одной истории нравов, которая рассматривала и обосновала бы разнообразные видоизменения, происшедшие в воззрениях и нормах половой нравственности, начиная с раннего средневековья. У нас имеются только собрания материалов и несколько сжатых монографий, посвященных отдельным специальным вопросам, странам и эпохам. Вот и все. Но и это немногое не имеет никакого значения, так как среди этих работ нет ни одной, которая покоилась бы на современных научных предпосылках. Моя работа должна до известной степени заполнить этот пробел. Хотя она рассчитана на три тома, я прекрасно знаю, что она представит лишь незначительную частицу. Заполнить этот пробел настоящим образом могло бы только гигантское предприятие, к услугам которого находилась бы армия специалистов, способных создать целую библиотеку. К сожалению, таких специалистов еще не существует. А те немногие, которые имеются, совершенно не понимают внутреннюю связь исторических явлений.
В такой истории половой нравственности сосредоточено и самое высокое, и самое низкое. В силу необходимости она, однако, будет скорее историей безнравственности.
Это так понятно , потому что то, что считается в каждую эпоху «нравственным», заключается преимущественно в том, чего не делают, то есть в том, что не поддается изображению, тогда как безнравственность обнаруживается в известных поступках, то есть в том, что можно изобразить. Или, выражаясь парадоксально: в истории половой нравственности отрицательное часто является единственным положительным. История нравов, стремящаяся изобразить и исчерпывающе обосновать все проблемы половой нравственности, не смущаясь мелочными и трусливыми соображениями, конечно, не чтение для школьников и школьниц – но ведь такие качества никогда и не свойственны серьезным научным исследованиям.
Те документы из находящегося в моем распоряжении богатого материала, которые не годятся для широкой публики или слишком перегрузили бы изложение, представляя вместе с тем научную ценность, я потом издам в отдельном томе, который доставит ученым и собирателям необходимые дополнения.
В заключение я должен заметить следующее. Имя мое в литературе тесно связано с историей карикатуры. Многие из многих читателей вообразят, что я со своим новым трудом перехожу в новую для меня область. Такое мнение было бы неправильным. Так же мало, как я считаю законченными свои работы по истории карикатуры, совершаю я теперь уклонение от своего пути. Вся моя научная деятельность была неизменно направлена на историю культуры. Своими трудами я хотел осветить историческое развитие общества. На этом пути мне встретилась карикатура. Когда для меня стало ясно, что она позволит мне понять и уяснить себе события и лица с такой отчетливостью, как никакой другой документ, во мне проснулось желание изъять карикатуры из безмолвных папок, где они в продолжение столетий покоились неоцененные и потому игнорируемые. По мере того, как богаче становились результаты накоплявшегося материала, и по мере того, как во мне крепло убеждение, что карикатура важное подсобное средство исторической реконструкции, родилась во мне честолюбивая мысль написать историю этих своеобразных документов духа времени.
Относясь к карикатуре как историк культуры, усматривая в ней самый правдивый источник ознакомления с нравами, событиями и личностями прошлого и настоящего, я всегда сознательно касался художественной стороны вопроса лишь на втором плане. Не потому, чтобы я игнорировал важность этой стороны дела. Напротив, я ни на минуту не терял ее из вида. Именно потому, что я прекрасно понимаю важное значение этого вопроса, я всегда считал его специальной задачи эстетов. Я же не специалист по эстетике.
Издавая ныне свою «Историю нравов», я отнюдь не уклоняюсь. Я не изменяю своей главной страсти, карикатуре, как не изменял я и моим культурно-историческим интересам, когда задался целью написать историю карикатуры. Мои труды по истории карикатуры и моя «История нравов» лежат в той же самой плоскости, вращаются в том же круге идей.
Эдуард Фукс. Берлин-Целендорф. Весна 1909
Ссылка
Примечания
ДАВИД, Эдуард (1863—1930), один из правых лидеров герм. с.-д. партии, ревизионист, социал-шовинис, ярый враг рабочего класса. По профессии — экономист. Проповедовал антимарксистскую теорию «устойчивости» мелкокрестьянского х-ва. Целью этой теории было восхваление и упрочение капиталистич. порядков разоряющих миллионные массы мелких крестьян. Уничтожающая критика Д. дана в трудах В. И. Ленина.
БЕРНШТЕИН, Эдуард (1850—1932), лидер крайнего оппортунистич. крыла герм. с.-д-тии и 2-го Интернационала, ревизионист, реформист и предатель интересов рабочего класса. Ярый враг СССР. Выдвинув лозунг «конечная цель — ничто, движение — всё», Б. выступал против революц. борьбы пролетариата и проповедовал примирение классовых противоречии и классовое сотрудничество пролетариата с буржуазией. Поддерживал захватнич. политику герм. империализма. Бернштейнианство полностью разоблачено В. И. Лениным и И. В. Сталиным.
ЭРОТ, в греч. мифологии бог любви. В римской мифологии ему соответствует Купидон.
ЭРОТИКА, чувственность.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
См. ► Фукс — 20 век. Однофамильцы