ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


ДОМЬЕ (Анри-Огюстъ-Ипполитъ Daumier, 1808—1879),— франц. рисовальщикъ и отчасти живописецъ. Составилъ себѣ въ 1840—50-х гг. громкую извѣстность карикатурами на политическiя обстоятельства, общественную и частную жизнь и выдающихся людей тогдашней Францiи. Рисунокъ у него сухъ и грубоватъ; но представляемые имъ типы и сцены полны жизни, поразительной правды и вмѣстѣ съ тѣмъ ѣдкой насмѣшки. Сатирическiе рисунки Д. начали появляться въ журналѣ «Charivari». Это были сцены изъ «Похожденiй Робера-Макера» (съ подписями Филипона). За этою серiей слѣдовали другiя, подъ заглавiями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires et proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержанiе двумъ любопытнѣйшимъ его альбомамъ: «Idylles parlementaires» и «Les Repr esentants representes». Изъ живописныхъ произведенiй Д. извѣстны: «Мельникъ, его сынъ и оселъ» (1849), «Донъ-Кихотъ, отправляющiйся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861).

Л. С—въ.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


Домье

ДОМЬЕ, Оноре (1808—79), франц. живописец и литограф, один из крупнейших реалистов в зап.-европ. искусстве 19 в. В своих политических и бытовых карикатурах изобличал с демократических позиций бурж.-дворянскую реакцию, пороки бурж. общества («Законодательное чрево», «Улица Транснонен» и др.). Многие картины и литографии Д. посвящены людям труда («Прачка» и др.) и темам революции («Восстание»).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (1808—79), франц. график, живописец и скульптор. Предст. критич. реализма, тесно связан с демокр. движением, мастер сатирич. рис. и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую бурж. верхушку и мещанство (литографии — «Улица Транснонен», 1834; серия «Добрые буржуа», 1846—49). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», ок. 1868).

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 9. — Москва, 2007. — С. 256-257. Электронная версия


О. Домье. «Вагон третьего класса». Ок. 1862–64. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

 

О. Домье. «Ж. Ж. Дюпен-Старший». Раскрашенная глина. 1832. Музей Орсе (Париж).

ДОМЬЕ́ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26.2.1808, Марсель – 10.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), франц. график, живописец, скульптор. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса, изучал старых мастеров в Лувре. В 1820-х гг. Д. был ассистентом литографа Ж. М. Белиара, работал для мелких издательств, исполняя виньетки, титульные листы и т. п. (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политич. сатиры, Д. начал сотрудничать с ж. «La Caricature» и «Le Charivari». Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 мес. тюрьмы и штраф, принесла Д. широкую известность.

О. Домье. «Опустите занавес, фарс окончен».Литография. 1834.

Злободневные события, совр. политич. деятели оживают в его литографиях (всего – ок. 4 тыс.), поражающих глубиной социальных оценок, гражд. бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Современники (О. де Бальзак, Ш. Бодлер, Т. де Банвиль и др.) высоко ценили графику Д., ставя его в один ряд с У. Хогартом и Ф. Гойей. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно совершенного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой совр. ему франц. обществ. жизни («Робер Макер», 1839; «Олимпийские боги», 1841; «Физиологии», 1841–42; «Служители правосудия», 1845–49; «Добрые буржуа», 1846–49, и др.). По отзывам современников, Д. обладал прекрасной зрительной памятью, схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные жесты, мимику. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832; после смерти Д. мн. работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Д. компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Д. великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.

Графика Д. «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), поэтому закономерным представляется его обращение к живописи с сер. 1830-х гг.; в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Д. предстаёт скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство симпатии, духовной близости, сострадания. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж; «Вагон третьего класса», ок. 1862–64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др. собрания; серия «Прачки», ок. 1860–63, музей Орсе и др.), иногда обращается к мифологич. сюжетам; излюбленными образами Д. надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров флам. барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», ок. 1849, Худож. галерея, Глазго; «Триумф Силена», 1850, Музей изобразит. иск-ва и кружев, Кале). В живописи Д. важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа, и динамичный мазок; колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», ок. 1860, музей Орсе; «Восстание», 1840-е гг., Нац. галерея, Прага). Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Д. с иск-вом 20 в. При жизни Д. его живопись была мало известна, и лишь посмертная выставка 1901 заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», ок. 1851, музей Орсе). Иск-во Д. оказало большое влияние на позднейшую европ. живопись, от Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога до фовистов, нем. экспрессионистов, П. Пикассо и Х. Сутина.

Лит.: Adhémar J. H. Daumier. P., 1954; Замятина А. Н. О. Домье. М., 1954; Калитина Н. Н. О. Домье. М., 1955; Герман М. Ю. Домье. М., 1962; Maison K. E. H. Daumier: Catalogue raisonné of the paintings, watercolours and drawings. L., 1968. Vol. 1–2; Georgel P., Mandel G. Tout l’œuvre peint de Daumier. P., 1972; Эсколье Р. О. Домье. М., 1978; Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., 1984; Provost L., Childs E. L. H. Daumier. A thematic guide to the œuvre. N. Y.; L., 1989; Laughton B. H. Daumier. New Haven, 1996.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


ДОМЬЕ (Daumier) Оноре Викторьен (1808—79), франц. график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал иск-вом литографии. После Революции 1830 стал политич. карикатуристом и завоевал обществ. признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую бурж. верхушку. Карикатуры Д. распространялись в виде отд. листов или публиковались в иллюстриров. изданиях («Силуэт». 1830—31, «Карикатюр», 1830—35, «Шаривари», 1833—60 и 1863—72). Д. вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты бурж. политич. деятелей (раскраш. глина, ок. 1830—32, сохр. 36 бюстов), к-рые послужили основой для серии литографич. портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). В 1832 за карикатуру на короля (литогр. «Гаргантюа», 1831) был на полгода заключён в тюрьму. В литографиях 1834 года Д. обличал бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов - «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»), героич. образ рабочего-революционера («Свобода печати», «Современный Галилей»). Запрещение политич. карикатуры в 1835 вынудило Д. ограничиться бытовой сатирой. Он осмеивал духовное и физич. убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя («Парижские типы», 1839—40; «Лучшие в жизни», 1843—46; «Добрые буржуа», 1846—49; серия «Карикатюрана», в к-рой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836—38). Д. приветствовал Революцию 1848—49, разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политич. проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронз. экз. в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Д. придавал публицистич. заострённость графич. языку, срывая с буржуа маску благопристойности, обнажая его бездушие и самодовольство. Зрелым литографиям Д. присущи бархатистость штриха, тонкость передачи психологич. оттенков, света и воздуха.

В живописи Д. связан с романтизмом; острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма и цветовой экспрессией, мощью пластич. формы и светотеневых контрастов. В картинах Д. нашли воплощение пафос революц. борьбы («Восстание», ок. 1848; «Семья на баррикадах», Нац. гал., Прага), сочувствие к простым людям, ощущение присущих им внутр. силы и духовной красоты («Прачка», ок. 1859—60, Лувр; «Вагон 3-го класса», ок. 1862—63, Метропол.-музей). Д. создал ряд портретов, картин на лит., религ., миф. сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комич. внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», ок. 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).

Домье. Прачка

О. Домье. «Прачка». Ок. 1859—60. Лувр. Париж.

Лит.: Яворская Н. В., О. Домье, Л., 1935; Замятина А. Н., О. Домье, М., 1954; Калитина Н., О. Домье, М., 1955; Эсколье Р., О. Домье, пер. с франц., М., 1978; Пассерон Р., Домье, пер. с франц., М., 1984; Н. Daumier und die ungelцsten Probleme der bьrgerlichen Gesellschafl, В., [1974]; Saint Guilhem F., Schrenk K., H. Daumier, l'oeuvre lithographique, t. 1—2, P., 1978.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024