ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ГАВАРНИ, Поль (1804—66), франц. рисовальщик и литограф. В живых и остроумных рисунках сатирически изображал быт и нравы современной ему Франции.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ГАВАРНИ (Gavarni) Поль (наст. имя и фам. Сюльпис Гийом Шевалье, Ghevalier) (1804—1866), франц. график. Живые, выразит., часто полные юмора литографии, рис., акварели на темы из жизни гор. буржуа, бедноты, богемы.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


Гаварни Поль (Gavarni) (наст. имя и фам.— Сюльпис Гийом Шевалье, Chevalier) (1804—66), франц. график. Спец. образования не получил. Работал в Париже, в 1847—51 посетил Великобританию. Автор многочисл. живых и выразит. литографий и акварелей на бытовые темы. Произведения: серии литогр.— «Женские плутни» (1837), «Студенты и лоретки» (1841), «Актрисы», «Актёры» и «Кулисы» (все — 1837—47), «Маски и лица» (1852—53). Создал также илл. к произв. О. Бальзака, Э. Сю и др., гравюры, посв. жизни лондонских рабочих кварталов. Последние серии литографий окрашены глубоким пессимизмом.

П. Гаварни. «Искусительница». Литография. Сер. 19 в.

П. Гаварни. «Искусительница». Литография. Сер. 19 в.

Лит.: П. Гаварни. Каталог выставки эстампов, Л., 1961; Литографии П. Гаварни и О. Домье. Каталог передвижной выставки. [Авт. вступит. ст. и сост. Е. К. Каменецкий], Л., 1974

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 6. — Москва, 2006. — С. 230. Электронная версия


П. Гаварни. Лист из серии «Состарившиеся лоретки». Литография. 1851.

ГАВАРНИ́ (Gavarni) Поль (наст. имя и фам. Сюльпис Гийом Ипполит Шевалье, Chevalier) (13.1.1804, Париж – 23 или 24.11.1866, там же), франц. график и живописец. Обучался в рисовальной школе; работал помощником инженера в местечке Гаварни (отсюда – псевдоним художника), посылал свои рисунки в столичные журналы: забавные сценки, нар. костюмы и т. п. С 1828 работал в Париже, где изучал технику литографии. Сотрудничал с популярными журналами («La Caricature», «L’Artiste», «Le Charivari» и др.). Г. прекрасно удалось передать дух и наэлектризованную атмосферу своей эпохи в сериях «Женские плутни» (1837), «Студенты и лоретки» (1841), «Актрисы», «Актёры» и др. (все 1837–47). Рисунки Г. отличаются изяществом и меткостью характеристик, остроумием; ему свойственна скорее мягкая ирония, нежели едкая сатира. В 1834 Г. издавал «Журнал для светских людей» («Le journal des gens du monde»); когда издание прогорело, он, как несостоятельный должник, попал в тюрьму Клиши, где, не теряя присутствия духа, рисовал сокамерников (серия «Клиши»). В 1847–51 жил в Лондоне; его работы этого периода овеяны печалью и горечью. Произведения после 1851 нередко отражают глубокие раздумья художника над превратностями судьбы: «Инвалиды мод», «Состарившиеся лоретки». Г. иллюстрировал произведения Э. Сю, А. Дюма-отца, О. де Бальзака, бр. Гонкур (написавших книгу о жизни и творчестве Г., 1873) и др. В последние годы нередко обращался к пейзажу, создавая во время своих путешествий по Франции, особенно в Пиренеях, тонкие по цвету, поэтичные акварели. В последние годы жизни оставил рисование, вернувшись к профессии инженера; увлёкся вопросами воздухоплавания. Наследие Г. включает ок. 8 тыс. работ, запечатлевших жизнь Парижа 1830–1850-х гг.

Лит.: Lemoisne P. A. Gavarni. Peintre et lithographe. P., 1924–1928. Vol. 1–2; П. Гаварни. (Кат. выставки). Л., 1961; Литографии П. Гаварни и О. Домье. (Кат. выставки). Л., 1974.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024