ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ГАВАРНИ, Поль (1804—66), франц. рисовальщик и литограф. В живых и остроумных рисунках сатирически изображал быт и нравы современной ему Франции.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ГАВАРНИ (Gavarni) Поль (наст. имя и фам. Сюльпис Гийом Шевалье, Ghevalier) (1804—1866), франц. график. Живые, выразит., часто полные юмора литографии, рис., акварели на темы из жизни гор. буржуа, бедноты, богемы.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


Гаварни Поль (Gavarni) (наст. имя и фам.— Сюльпис Гийом Шевалье, Chevalier) (1804—66), франц. график. Спец. образования не получил. Работал в Париже, в 1847—51 посетил Великобританию. Автор многочисл. живых и выразит. литографий и акварелей на бытовые темы. Произведения: серии литогр.— «Женские плутни» (1837), «Студенты и лоретки» (1841), «Актрисы», «Актёры» и «Кулисы» (все — 1837—47), «Маски и лица» (1852—53). Создал также илл. к произв. О. Бальзака, Э. Сю и др., гравюры, посв. жизни лондонских рабочих кварталов. Последние серии литографий окрашены глубоким пессимизмом.

П. Гаварни. «Искусительница». Литография. Сер. 19 в.

П. Гаварни. «Искусительница». Литография. Сер. 19 в.

Лит.: П. Гаварни. Каталог выставки эстампов, Л., 1961; Литографии П. Гаварни и О. Домье. Каталог передвижной выставки. [Авт. вступит. ст. и сост. Е. К. Каменецкий], Л., 1974

 

 

ГАВАРНИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


П. Гаварни. Лист из серии «Состарившиеся лоретки». Литография. 1851.

ГАВАРНИ́ (Gavarni) Поль (наст. имя и фам. Сюль­пис Гий­ом Ип­по­лит Ше­ва­лье, Chevalier) (13.1.1804, Па­риж – 23 или 24.11.1866, там же), франц. гра­фик и жи­во­пи­сец. Обу­чал­ся в ри­со­валь­ной шко­ле; ра­бо­тал по­мощ­ни­ком ин­же­не­ра в мес­теч­ке Га­вар­ни (от­сю­да – псев­до­ним ху­дож­ни­ка), по­сы­лал свои ри­сун­ки в сто­лич­ные жур­на­лы: забав­ные сцен­ки, нар. кос­тю­мы и т. п. С 1828 ра­бо­тал в Па­ри­же, где изу­чал тех­ни­ку ли­то­гра­фии. Со­труд­ни­чал с по­пу­ляр­ны­ми жур­на­ла­ми («La Caricature», «L’Artiste», «Le Charivari» и др.). Г. пре­крас­но уда­лось пе­ре­дать дух и на­элек­три­зо­ван­ную ат­мо­сфе­ру сво­ей эпо­хи в се­ри­ях «Жен­ские плут­ни» (1837), «Сту­ден­ты и ло­рет­ки» (1841), «Ак­три­сы», «Ак­тё­ры» и др. (все 1837–47). Ри­сун­ки Г. от­ли­ча­ют­ся изя­ще­ст­вом и мет­ко­стью ха­рак­тери­стик, ост­ро­уми­ем; ему свой­ст­вен­на ско­рее мяг­кая иро­ния, не­же­ли ед­кая са­ти­ра. В 1834 Г. из­да­вал «Жур­нал для свет­ских лю­дей» («Le jour­nal des gens du mon­de»); ко­гда из­да­ние про­го­ре­ло, он, как не­со­стоя­тель­ный долж­ник, по­пал в тюрь­му Кли­ши, где, не те­ряя при­сут­ст­вия ду­ха, ри­со­вал со­ка­мер­ни­ков (се­рия «Кли­ши»). В 1847–51 жил в Лон­до­не; его рабо­ты это­го пе­рио­да овея­ны пе­ча­лью и го­ре­чью. Про­из­ве­де­ния по­сле 1851 не­ред­ко от­ра­жа­ют глу­бо­кие раз­думья ху­дож­ни­ка над пре­врат­но­стя­ми судь­бы: «Ин­ва­ли­ды мод», «Со­ста­рив­шие­ся ло­рет­ки». Г. ил­лю­ст­ри­ро­вал про­из­ве­де­ния Э. Сю, А. Дю­ма-от­ца, О. де Баль­за­ка, бр. Гон­кур (написавших кни­гу о жиз­ни и твор­че­ст­ве Г., 1873) и др. В по­след­ние го­ды не­ред­ко об­ра­щал­ся к пей­за­жу, соз­да­вая во время сво­их пу­те­ше­ст­вий по Фран­ции, осо­бен­но в Пи­ре­не­ях, тон­кие по цве­ту, по­этич­ные ак­ва­ре­ли. В по­след­ние го­ды жизни ос­та­вил ри­со­ва­ние, вер­нув­шись к про­фес­сии ин­же­не­ра; ув­лёк­ся во­про­са­ми воз­ду­хо­пла­ва­ния. На­сле­дие Г. включа­ет ок. 8 тыс. ра­бот, за­пе­чат­лев­ших жизнь Па­ри­жа 1830–1850-х гг.

Лит.: Lemoisne P. A. Gavarni. Peintre et li­thographe. P., 1924–1928. Vol. 1–2; П. Га­вар­ни. (Кат. вы­став­ки). Л., 1961; Ли­то­гра­фии П. Га­вар­ни и О. До­мье. (Кат. вы­став­ки). Л., 1974.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024