ГАВАРНИ (Gavarni) Поль (наст. имя и фам. Сюльпис Гийом Шевалье, Ghevalier) (1804—1866), франц. график. Живые, выразит., часто полные юмора литографии, рис., акварели на темы из жизни гор. буржуа, бедноты, богемы.
Гаварни Поль (Gavarni) (наст. имя и фам.— Сюльпис Гийом Шевалье, Chevalier) (1804—66), франц. график. Спец. образования не получил. Работал в Париже, в 1847—51 посетил Великобританию. Автор многочисл. живых и выразит. литографий и акварелей на бытовые темы. Произведения: серии литогр.— «Женские плутни» (1837), «Студенты и лоретки» (1841), «Актрисы», «Актёры» и «Кулисы» (все — 1837—47), «Маски и лица» (1852—53). Создал также илл. к произв. О. Бальзака, Э. Сю и др., гравюры, посв. жизни лондонских рабочих кварталов. Последние серии литографий окрашены глубоким пессимизмом.
П. Гаварни. «Искусительница». Литография. Сер. 19 в.
Лит.: П. Гаварни. Каталог выставки эстампов, Л., 1961; Литографии П. Гаварни и О. Домье. Каталог передвижной выставки. [Авт. вступит. ст. и сост. Е. К. Каменецкий], Л., 1974
ГАВАРНИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)
П. Гаварни. Лист из серии «Состарившиеся лоретки». Литография. 1851.
ГАВАРНИ́ (Gavarni) Поль (наст. имя и фам. Сюльпис Гийом Ипполит Шевалье, Chevalier) (13.1.1804, Париж – 23 или 24.11.1866, там же), франц. график и живописец. Обучался в рисовальной школе; работал помощником инженера в местечке Гаварни (отсюда – псевдоним художника), посылал свои рисунки в столичные журналы: забавные сценки, нар. костюмы и т. п. С 1828 работал в Париже, где изучал технику литографии. Сотрудничал с популярными журналами («La Caricature», «L’Artiste», «Le Charivari» и др.). Г. прекрасно удалось передать дух и наэлектризованную атмосферу своей эпохи в сериях «Женские плутни» (1837), «Студенты и лоретки» (1841), «Актрисы», «Актёры» и др. (все 1837–47). Рисунки Г. отличаются изяществом и меткостью характеристик, остроумием; ему свойственна скорее мягкая ирония, нежели едкая сатира. В 1834 Г. издавал «Журнал для светских людей» («Le journal des gens du monde»); когда издание прогорело, он, как несостоятельный должник, попал в тюрьму Клиши, где, не теряя присутствия духа, рисовал сокамерников (серия «Клиши»). В 1847–51 жил в Лондоне; его работы этого периода овеяны печалью и горечью. Произведения после 1851 нередко отражают глубокие раздумья художника над превратностями судьбы: «Инвалиды мод», «Состарившиеся лоретки». Г. иллюстрировал произведения Э. Сю, А. Дюма-отца, О. де Бальзака, бр. Гонкур (написавших книгу о жизни и творчестве Г., 1873) и др. В последние годы нередко обращался к пейзажу, создавая во время своих путешествий по Франции, особенно в Пиренеях, тонкие по цвету, поэтичные акварели. В последние годы жизни оставил рисование, вернувшись к профессии инженера; увлёкся вопросами воздухоплавания. Наследие Г. включает ок. 8 тыс. работ, запечатлевших жизнь Парижа 1830–1850-х гг.
Лит.: Lemoisne P. A. Gavarni. Peintre et lithographe. P., 1924–1928. Vol. 1–2; П. Гаварни. (Кат. выставки). Л., 1961; Литографии П. Гаварни и О. Домье. (Кат. выставки). Л., 1974.