ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


МУЗЫ, в греч. мифологии боги, покровительницы разного рода искусств и наук: Клио — истории, Евтерпа — лирич. поэзии и музыки, Талия—комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато— любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпоса. Предводителем и покровителем М. считался Аполлон.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


МУЗЫ, в греч. мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини-покровительницы наук, поэзии и искусств; Евтера — лирич. поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астронимии, Каллиопа — эпоса.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Музы (Μοΰσαι) — миѳическiя женскiя существа у древнихъ грековъ. Гомеръ (въ Илiадѣ) и древнѣйшая поэзiя чаще называютъ лишь одну M. (Μοΰσα, дор. Μωσα, можетъ быть отъ слова μάομαι, «замышлять»), знающую все, что человѣкъ жаждетъ знать о богахъ, тайнахъ мiрозданiя и судьбахъ героевъ; она обо всемъ этомъ подаетъ вѣсть воспѣвающимъ героевъ рапсодамъ. Гомеровскiя М. живутъ на Олимпѣ и увеселяютъ пѣнiемъ пирующихъ боговъ. Онѣ любятъ и поддерживаютъ пѣвца, который признаетъ, что онъ всѣмъ имъ обязан, и наказываютъ дерзновенныхъ, думающихъ превзойти ихъ въ пѣнiи: такъ, онѣ ослѣпили за это ѳракiйскаго пѣвца Ѳамирида и лишили его дара пѣнiя. Во многихъ мѣстностяхъ древней Грецiи встрѣчается представленiе о трехъ M. (Mελέτη, Μνήμη и Λοιδή), соединяемыхъ съ Аполлономъ и часто смѣшиваемыхъ съ харитами (см.) или нимфами источниковъ; предполагаютъ, впрочемъ, что М. первоначально вообще были богинями источниковъ. Позже главными мѣстами почитанiя М. были беотiйские города Аскра и Ѳеспiи, на склонахъ Геликона, гдѣ находились и древнiя школы прорицателей и пѣвцовъ; такое же соединенiе школы съ центромъ культа, вѣроятно, существовало и въ Пiерiи, у сѣв. подножiя Олимпа, на родинѣ почитанiя М., называвшихся отсюда Пiеридами. Уже въ «Одиссеѣ» (XXIV, 60) М. считается девять. Имена ихъ со временъ Гезiода («Ѳеогонiя», 77), установились слѣдующiя: Каллiопа (по Гезiоду «знатнѣйшая» изъ всѣхъ М.), Клiо, Евтерпа, Талiя (Ѳалiя), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимнiя, Уранiя. Ихъ родителями слыли въ миѳологiи Зевсъ и Мнемозина (XIX, 540).

Значенiе ихъ долго ограничивалось поэзiею, пѣнiемъ и хороводною пляскою, которымъ, по представленiю поэтовъ, онѣ покровительствовали какъ бы сообща. Болѣе точное различенiе между областями отдѣльныхъ М. ведетъ свое начало лишь со временъ ученой александрiйской эпохи. Созданныя въ это время изваянiя М. невозможно обозначить отдѣльными названiями, за недостаткомъ подписей и вслѣдствiе колебанiй и противорѣчiй въ краткихъ описанiяхъ и въ подписяхъ къ мозаикамъ римскаго времени. Въ эпоху римской имперiи легче провести границу между призванiями большинства М., а также и изображенiями ихъ. На развитiе художественныхъ типовъ М. повлiялъ дельфiйскiй храмъ Аполлона, на фронтонѣ котораго изображены были Аполлонъ и М.; важную роль сыграли и группы у Геликона, созданныя, большею частью, Кефисодотомъ, отцомъ Праксителя. Въ Мантинеѣ найдены недавно рельефы подножiй, изъ которыхъ одинъ изображаетъ состязанiе Аполлона съ Марсiемъ, а на каждомъ изъ двухъ другихъ изображены по три M., очень сходныя съ Гермесомъ Праксителя: по меньшей мѣрѣ концепцiя фигуръ М. принадлежитъ здѣсь Праксителю, или же онѣ скопированы съ его такъ наз. Ѳеспiадъ.— Какъ богини пѣнiя, М. находятся въ тѣсной связи съ Аполлономъ, любителемъ музыки и пѣнiя: его называли предводителемъ M. (Mουσαγέτης).

Ср. Deiters, «Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen» (Боннъ, 1868); Trendelenburg, «Der Musenchor» (Б., 1876); O. Bie, «Die Musen in der antiken Kunst» (Б., 1887); таблицы (1—3) въ «Bull. de corresp. hellen.» (АѲины, 1888); ст. Overbeck'a (въ «Berichte d. S ä chsischen Ges.», 1888) и W. Mayer'a (въ «Mitteil. d. Kais. Deutsch, arch ä ol. Instit.», афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892).— У римлянъ соотвѣтствовавшими М. богинями-покровительницами поэзiи были Камены (XIV, 173).

 

 

МУЗЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


МУ́ЗЫ, мусы (Μοῦσαι, «мыслящие»), аониды, аонийские сёстры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), в греч. религии и мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М. – богини поэзии, искусств и наук, 9 сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские»: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Евтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания. Имена (за исключением Урании – «небесная» и Клио – «дарующая славу») указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Олимпийские М. восходят к архаическим М. – хтоническим существам, которых, вероятнее всего, было три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). Согласно одной из версий мифа (Paus. IX 29), они были дочерьми Урана (неба) и Геи (земли), ввели культ этих М. страшные великаны – алоады От и Эфиальт, первыми принёсшие им жертвы на Геликоне. Потом Пиэр (по имени которого названа гора), прибывший из Македонии, установил число М. (9) и дал им имена. Олимпийские М. обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов. Обычно выступают М. под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. По мере дифференциации искусств функции М. постепенно разграничивались, и в эллинистич. эпоху они воспринимались как символич. образы. Храмы, посвящённые М., назывались мусейонами (отсюда «музей»).

Иконография

Рафаэль. «Аполлон и музы». Фрагмент фрески «Парнас» в Станце делла-Сеньятура в Ватикане. 1509–11.

 

«Саркофаг муз» (находился на Остийской дороге под Римом). Мрамор. 150–160. Слева направо: Клио, Талия, Эрато, Евтерпа, Полигимния, Каллиопа, Терпсихора, Урания, Мельпомена. Лувр (Париж).

М. обычно изображаются в виде женских фигур (нередко с атрибутами искусств). Наиболее ранние изображения – в античной вазописи, скульптуре («Саркофаг муз», 150–160, Лувр, Париж), в др.-рим. мозаиках и росписях. Образы М., выступающих спутницами Аполлона, пользовались популярностью в эпоху Возрождения – в произведениях, созданных по гуманистич. программам: «Парнас» А. Мантеньи (1497), «Царство муз» Л. Косты (ок. 1506, обе – Лувр, Париж); сцена «Парнас» Рафаэля в Станце делла-Сеньятура в Ватикане (1509–11); роспись свода Зала Олимпа и иллюзионистич. музицирующие фигуры в нишах на вилле Барбаро (Барбаро-Вольпи) в Мазере (худ. П. Веронезе, 1560–61). Серию полноростовых изображений М. написал К. Тура для студиоло д’Эсте в замке Бельфьоре (1458–60, Нац. галерея, Лондон, и др. собрания). В качестве сложных аллегорий (или символов) М. присутствуют в портретах Иоганна Куспиниана и его жены Анны работы Л. Кранаха Старшего (1502–03, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Возможно, М. являются обнажённые женские фигуры на первом плане картины «Сельский концерт» (нач. 16 в., приписывается Джорджоне или Тициану, Лувр). Классицизм разл. эпох охотно обращался к сюжетам с участием М.: «Вдохновение поэта» (картина Н. Пуссена, ок. 1629, Лувр), «Аполлон и музы на горе Парнас» (картина К. Лоррена, 1680, Музей изобразит. искусств, Бостон), «Минерва, посещающая муз» (картины Ж. Стела, ок. 1640, Лувр; Й. де Момпера, нач. 17 в., Королевский музей изобразит. искусств, Антверпен), получают распространение серии полотен с изображением М. (цикл Дж. Бальони, созданный в нач. 17 в. для Марии Медичи, картины 1652–55 Э. Лесюэра для Кабинета Муз отеля Ламбер, ныне в Лувре), «Парнас» А. Р. Менгса (1761, Эрмитаж, С.-Петербург), акварель «Рождение муз» Ж. О. Д. Энгра (1859, Лувр).

Фигуры М. могут присутствовать в сюжетах, связанных с Аполлоном («Аполлон и Марсий», «Наказание Мидаса»). В иск-ве 19–20 вв. М. воспринимались гл. обр. как источник поэтич. вдохновения: картины «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами» П. Пюви де Шаванна (1883, коллекция Филипс, Вашингтон), «Музы в Священной роще» М. Дени (1893, музей Орсе, Париж), «Зеркало Венеры» Э. Бёрн-Джонса (1872–77, Фонд Г. Гюльбенкяна, Лиссабон), «Муза» М. А. Врубеля (1896, ГТГ), скульптура К. Брынкуши «Спящая муза» (1910; Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


 

Музы (др.-греч. μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι — «мыслящие») — богини в древнегреческой мифологии, дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, либо дочери богини Гармонии, живущие на Парнасе — покровительницы искусств и наук. Кроме того, обителью муз считалась гора Геликон в Беотии, где били священные ключи, источники вдохновения — Аганиппа и Гиппокрена. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV: 60)... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024