Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 246
ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694—1778), франц. писатель и философ-просветитель, деист. Лирика молодого В. проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: филос. пов. «Кандид или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (1761), сатирич. поэмы («Орлеанская девствиница», 1735), публицистика, ист. соч. Деятельность В. связана с борьбой против религ. нетерпимости и мракобесия, критикой феод.-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733), Философский словарь» (1764—69). Сыграл огромную роль в идейной подготовке Вел. франц. рев-ции, в развитии мировой, в т. ч. русской, обществ.-филос. мысли.
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 334
ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари (наст. фамилия — А р у э; 1694—1778), знаменитый франц. писатель и философ, просветитель. Сыграл большую роль в идейной подготовке франц. буржуазной революции конца 18 в. Подверг резкой критике феодальную идеологию, в особенности католицизм, религ. фанатизм. Однако В. в то же время считал религию практически полезной, как гарантию порядка, «узду» для простого народа. В философии В. противопоставил идеалистич. теории «врождённых» идей теорию познания, основанную на чувственном опыте («Философские письма», 1733, «Философский словарь», 1764). Лучшие литературные произведения: трагедия «Заира» (1732), сатирич. поэма «Орлеанская девственница» (1755) — памфлет против церковного ханжества, философско-сатирич. повести «Микромегас» (1752), «Кандид или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767) и др. В них он подверг критике сословные предрассудки, обществ, нравы, политич. систему абсолютизма, суд, церковь и т. д. Большое значение для своего времени имели историч. трактаты В. «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов» (7 тт., 1756—69). Интерес В. к России нашёл отражение в «Истории России при Петре Великом» (2 тт., 1759—63), материал для к-рой был подготовлен М. В. Ломоносовым. При всей остроте и язвительности обличений феодально-абсолютистской системы политич. идеалы В. не шли дальше просвещённой монархии, а философские взгляды — дальше деизма.
Краткий философский словарь. — Москва, 1954
ВОЛЬТЕР (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778) — виднейший французский просветитель XVIII в., писатель, философ. Вольтер принадлежит к числу мыслителей, которые своей острой критикой церкви и феодальных порядков осуществляли идеологическую подготовку французской буржуазной революции конца XVIII в. В философии Вольтер является последователем Локка (см.). Вольтер считал, что невозможно понять невещественную субстанцию. Однако Вольтер не дошёл до материализма — он остался умеренным агностиком и деистом. Существование бога он стремится доказать рационалистически, в противовес религиозно-мистическому учению об откровении. Бытие бога, по Вольтеру, доказывается стройностью мироздания. Вольтер настаивает на практической «пользе» религии: бог нужен как узда для «простого народа», как гарантия «порядка». Наряду с этим Вольтер выступает как борец против католицизма, суеверий, предрассудков, фанатизма. При всей своей критике абсолютизма Вольтер, однако, оставался (до 60-х годов) монархистом; в дальнейшем, в связи с обострением противоречий между третьим сословием и абсолютизмом, Вольтер склонялся к идее конституционной монархии, он даже говорил о преимуществах республики.
Философия Вольтера полна противоречий: разящая критика католицизма и поповщины и признания существования бога и необходимости религии; критика абсолютизма и признание «просвещённого абсолютизма». Маркс пишет, что Вольтер проповедует в тексте безверие, а в примечаниях защищает религию. Вольтер был идеологом крупной буржуазии. Неравенство он считал извечным, непреложным законом мира. В его презрении к «черни» сказывалась классовая природа французского буржуазного просветительства XVIII в. Блестящий популяризатор идей просветительства, Вольтер имел огромное влияние на современников как критик поповщины, католицизма, самодержавия, как обличитель существовавших во Франции феодальных порядков. Основные философские произведения Вольтера: «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Кандид».
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. М,: Издательство политической литературы, 1987
ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694 — 1778) — фр. писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Мировоззрение В. противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, „первого двигателя" (Деизм). Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествление бога („великого геомстра") и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание, по В., — свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент: способностью мыслить наделил материю бог. В противовес теологической метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал сенсуализм Локка, Задача науки — изучение объективной причинности. Однако В. допускал наличие „конечных причин" и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования „высшего разума" и „архитектора" вселенной. Социально-политические взгляды В. имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежным деление об-ва на богатых и бедных. Разумное государственное устройство, по В.,— конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни В. склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. В исторических соч. критиковал библейско-христианскую т. зр. на развитие об-ва, дал набросок картины истории человечества. В основе "философии истории" (термин введен В.) лежит идея прогрессивного развития об-ва независимо от воли божества. Но ход истории В. объяснял изменением идей, т. е. идеалистически. Огромное значение в деятельности В. имела его борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. Гл. мишень сатиры В.— христианство и католическая церковь, к-рую он считал осн. врагом прогресса Тем не менее В. не приемлет атеизма. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа, Будды и т.д.), он полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. Соч.: „Философские письма" (1733), „Трактат о метафизике" (1734), „Основы философии Ньютона" (1738), „Опыт о нравах и духе народов..." (1756).
ВОЛЬТЕР // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Версия 2022 |
ВОЛЬТЕ́Р (Voltaire) [псевд.; наст. имя Франсуа Мари Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж – 30.5.1778, там же), франц. писатель, философ, историк.
Вольтер. Портрет работы Н. де Ларжильера. 1718. Музей Карнавале (Париж).
Чл. Франц. академии (1746), поч. чл. Петерб. АН (1746). Родился в семье нотариуса; в 7 лет потерял мать. Учился в иезуитском коллеже (1704–11). В 1710 опубликовал первое произв. «Подражание оде досточтимого отца Леже в честь св. Женевьевы» («Imitation de l’ode du R. P. Lejay sur sainte Geneviève»). В 1717–18 провёл неск. месяцев в Бастилии за сочинение стихов, высмеивавших регента Филиппа Орлеанского. Известность принесла трагедия на мифологич. сюжет «Эдип» («Œdipe», пост. 1718). Пребывание в Англии (1726–29) сделало В. убеждённым сторонником сенсуализма Дж. Локка и деизма. Влиянием пьес Шекспира отмечены ранние трагедии В. «Брут» («Brutus», пост. 1730), «Заира» («Zaїre», пост. 1732) и др. Англ. опыт отразился в его «Философских письмах» («Lettres philosophiques», опубл. на англ. яз. под назв. «Письма об английской нации», 1733, на франц. яз. – в 1734), в которых В., в частности, полемизирует с Б. Паскалем, утверждая, что человек создан для счастья на земле и должен не предаваться метафизич. рассуждениям, но действовать, добиваясь на практике улучшения своей жизни. Философия счастья В. изложена в эпикурейской поэме «Светский человек» («Le mondain», 1736) и дидактич. поэме «Рассуждение в стихах о человеке» («Discours en vers sur l’homme», 1738). Веря в возможность благотворных изменений по мере просвещения умов, В. сотрудничал с энциклопедистами (до 1760). Он возлагал большие надежды на «просвещённых» правителей, пытаясь найти их среди европ. монархов. В своих историч. сочинениях он с воодушевлением описал Петра Великого [«История Российской империи в царствование Петра Великого» («Histoire de l’Empire de Russie sous Pierre le Grand», t. 1–2, 1759–63; рус. пер. 1809)], золотой век франц. абсолютизма [«Век Людовика XIV» («Siècle de Louis XIV», изд. в 1751)]. В 1745 В. стал офиц. историографом Людовика XV, в 1750–53 жил при дворе прус. короля Фридриха II Великого. С 1763 до конца жизни переписывался с Екатериной II.
Центральная для творчества В. проблема смысла и цели человеческого существования неразрывно связана у него с проблемой религии. Он не был атеистом, но религия Откровения как непостижимая человеческим разумом вызывала у него протест. По мнению В., Бог существует, т. к. это доказывают наш разум и вся природа: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать» [«К автору книги о трёх обманщиках» («Epître à l’auteur du livre des Trois imposteurs», 1769)]. Скептич. ум В. не допускал ничего, превосходящего возможности разума: вслед за П. Бейлем и Б. Спинозой он видел в Библии лишь набор нелепых басен. Католич. церковь, особенно повинная в несчастьях человечества, как считал В., подверглась наиболее сильным нападкам в ироикомической поэме «Орлеанская девственница» («La pucelle d’Orlé ans», 1735, изд. в 1755) и в «Философском словаре» («Dictionnaire philosophique», 1764–69). В. не щадил и протестантство, ибо религ. фанатизм стал, по его мнению, источником войн и преследования личности. Этой теме посвящены, помимо эпич. поэмы «Генриада» («Henriade», 1728) и «Оды на фанатизм» («Ode sur le fanatisme», 1732), мн. трагедии на историч. и мифологич. сюжеты: «Фанатизм, или Пророк Магомет» («Le fanatisme ou Mahomet le prophète», 1742), «Законы Миноса» («Les lois de Minos», 1772) и др. Свои нравственные принципы В. воплощал в жизнь, защищая жертв религ. фанатизма (Ж. Каласа в 1762, П. П. Сирвена в 1765, Ж. Ф. Делабарра в 1766), а также др. невинно пострадавших людей. Преследования со стороны властей заставили его в 1760 поселиться в Ферне, на границе Франции и Швейцарии.
Изначальный оптимистич. взгляд на мир сменился у В. пессимизмом, что отразилось в «Опыте о нравах и духе народов» («Essai sur les mœurs et l’esprit des nations», изд. в 1756), «Поэме о Лиссабонском землетрясении» («Poème sur le désastre de Lisbonne», 1756), а также в филос. повестях: «Задиг, или Судьба» («Zadig ou la Destinée», 1748); «Микромегас» («Le Micromé gas», 1752); «Кандид, или Оптимизм» («Candide ou l’Optimisme», 1759), в которой он последовательно отвергал идею Провидения; «Простодушный» («L’Ingénu», 1767), где В. полемизировал с Ж. Ж. Руссо.
Литература для В. в определённой мере заняла место религии, становясь средством объединения людей, обретения отсутствующей в мире гармонии. При этом писатель в значит. мере опирался на достижения франц. классицизма. В то же время он проявил себя в нерегламентированных жанрах, ориентированных на салонную культуру (повести, полемич. сочинения, письма, «лёгкая поэзия» и пр.). Филос. повести В. (осн. чертами которых стали остроумие и ирония, ясность и простота формы, быстрая смена тона, краткость и недоговорённость) оказали значит. влияние на развитие франц. прозы.
В нач. 1770-х гг. В. практически перестал писать, в 1778 он с триумфом вернулся из Ферне в Париж, где вскоре скончался. В 1791 его прах был перенесён в Пантеон.
В России произведения В. были известны с 1720-х гг. Под влиянием идей В. в России 18 – 1-й пол. 19 вв. развивалось вольтерьянство – политич. и религ. вольнодумство, нацеленное на построение рационального и справедливого обществ. устройства.
Соч.: Œuvres complètes. P., 1877–1885. Vol. 1–52; Письма. М.; Л., 1956; Complete Works-Œuvres complètes. Oxf., 1980–. Vol. 1–73; Romans et contes: en vers et en prose. P., 1994; Философские сочинения. М., 1996; Философские повести. Философские письма. М., 2004.
Лит.: Pomeau R. La religion de Voltaire. P., 1969; Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер: XVIII – первая треть XIX в. Л., 1978; Voltaire en son temps. Oxf., 1985–1994. Vol. 1–5; Pomeau R. D’Arouet à Voltaire. Oxf., 1988; Mervaud Ch. Voltaire en toutes lettres. P., 1991; Вольтер и Россия. М., 1999; Cambou P. Le traitement voltairien du conte. P., 2000; Trousson R. Visages de Voltaire (XVIII– XIX siècles). P., 2001; Dictionnaire general de Voltaire. P., 2003; Bengesco G. Bibliographie des œuvres de Voltaire. P., 1882–1890. Vol. 1–4; Barr M. A bibliography of writings on Voltaire. N. Y., 1929; Spear F. A. Bibliographie analytique des écrits relatifs à Voltaire. 1966–1990. Oxf., 1992; Вольтер в России: Библиографический указатель: 1735–1995. М., 1995.
Ссылка
- Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа́-Мари́ Аруэ́... Википедия
Б. Земляной, Ю. Чевокина. В мире занимательных фактов. — Алма-Ата, изд. Казахстан, 1965. — С. 216—217 V. В ГОСТЯХ У ПРЕКРАСНОГО. СРЕДИ КНИГ И АВТОРОВ ... В августе 1779 года библиотека была доставлена в Петербург. Книги расставили в залах Эрмитажа, где они простояли до 1862 года, а затем были перевезены в Императорскую публичную библиотеку. С 1949 года библиотека Вольтера хранится в отделе редкой книги Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Составляющие эту уникальную коллекцию книги очень разнообразны по тематике. |