ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

ПамяткаЗа нашу Советскую Родину!

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
в Великой Отечественной войне

 

ПАМЯТКА
демобилизуемым краснофлотцам, старшинам, сержантам и офицерам
Северного флота

 

Политическое Управление Северного флота
1945

Составил С. Теняев.  Редактор М. Пронин. Типография газ. «Краснофлотец»

 

ТОВАРИЩИ!
В мирном труде закрепите и приумножьте боевые традиции воинов Военно-Морского Флота. Стахановской работой ускорьте восстановление хозяйства, разрушенного врагом, поднимайте еще выше военно-экономическую мощь нашей страны.
Помните о необходимости повседневного укрепления мощи Военно-Морского Флота — надежного стража морских рубежей нашей социалистической державы. Пропагандируйте его роль в защите Родины среди трудящихся городов и сел, содействуйте укреплению любви народа к своему флоту, его росту и строительству.
Высоко держите честь воспитанников нашего славного флота, соблюдайте строгую дисциплину и порядок. Проявляйте высокую бдительность и умение хранить военную тайну.

(Из обращения Военного Совета Северного флота).

 

1. СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, СОЗДАННЫЙ ТОВАРИЩЕМ СТАЛИНЫМ — САМЫЙ МОЛОДОЙ ФЛОТ НАШЕЙ РОДИНЫ.

Неисчерпаемы богатства нашего Севера! На Кольском полуострове, природные богатства которого изучены еще не полностью, только за последние годы открыто до 400 месторождений различных полезных ископаемых. Хибиногорские апатиты, ловозерский эвдиалит и лопарит (редкие элементы необходимые для выплавки спецсталей), крупные запасы меди и никеля в Монче-Тундре и Печенге, огромные запасы железной руды в ряде пунктов  и значительное количество других полезных ископаемых скрывается в недрах Кольского полуострова.

На базе этих неисчислимых сырьевых ресурсов за годы советской власти в Заполярьи создана мощная, исключительно важная для всего нашего народного хозяйства промышленность.

Велико и стратегическое значение Заполярья в обороне нашей Родины.

Огромное, протяженностью в 15,5 тысяч километров северное побережье нашей страны, сплошь омывается морями Ледовитого океана, образующими Великий Северный морской путь — важную водную магистраль, связывающую советский запад с Дальним Востоком.

Северные моря, в отличие от Балтийского и Черного морей, выходы из которых контролируются другими государствами, имеют открытый выход в Атлантический и Тихий океаны, являются удобной артерией, связывающей Советский Союз с заграницей. Только на Севере наша страна имеет единственный, не стесненный узкостями и проливами открытый морской театр. Особенно важное значение имеет Баренцово море и незамерзающий порт Мурманск.

В силу этих причин перед Советским правительством стала задача создать Северный Военно-Морской флот, способный обеспечить наши стратегические коммуникации и оказать существенную поддержку армии в защите границ Советского Заполярья.

Подготовка к созданию такого флота началась в 1931—1932 гг. В 1933 г. с Балтики, через Беломорско-Балтийского канал имени товарища Сталина были направлены на Север первые военные корабли — миноносцы, подлодки и сторожевики.

Северный флот по праву считается детищем товарища Сталина. По его инициативе и при его личном участии заложили основы нашего флота. В июле 1933 г. в Беломорском порту корабли, следовавшие на Север, посетили товарищи Сталин, Киров и Ворошилов.

22 июля 1933 г. товарищи Сталин, Киров и Ворошилов прибыли в Мурманск. На судне "Буревестник" они совершили переход по Кольскому заливу. По указанию товарища Сталина были определены места базирования флота.

5 августа 1933 г. наши первые корабли прибыли в Мурманск, который был тогда главной базой. С этого времени начинается большая работа по освоению Северного морского театра, все больший разворот получает строительство баз. батарей, культурных и бытовых учреждений. В 1936 г. были начаты работы по созданию базы военно-морских самолетов. Флот непрерывно рос и пополнялся новыми современными кораблями различных классов, самолетами, батареями.

11 мая 1937 г. Северная военная флотилия Была преобразована в Северный Военно-Морской флот. Это было показателем того, что наши военно-морские силы на Севере настолько выросли, что могли уже решать новые, большие задачи. Корабли и подводные лодки Северного флота за это время пронесли Советский Военно-Морской Флаг в самые отдаленные места Заполярья.

Одновременно шло освоение побережья. Тысячи советских моряков своей деятельностью на Севере способствовали культурно-политическому и хозяйственному росту Мурманской области.

В 1939—1940 гг. Северный флот своими боевыми действиями в войне против белофиннов подтвердили правильность и своевременность создания флота на Севере. В короткий срок сломив сопротивление финнов, советские войска, при поддержке флота, заняли Петсамо. В результате этой войны наши стратегические позиции значительно улучшились за счет полного присоединения к нашей территории полуостровов Средний и Рыбачий.

В последовавший мирный период боевая подготовка Северного флота еще более была приближена к условиям боевой действительности. Флот упорно и настойчиво учился действовать так, как это нужно делать на войне. К началу Великой Отечественной войны Северный флот был подготовлен к тому, чтобы с честью выполнить свои задачи в защите Советского Заполярья.

2. ОБОРОНА СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ.

Немецкие фашисты долго и тщательно готовились к захвату Заполярья. К началу войны они сосредоточили на Мурманском направлении 2 и 3 горно-егерские дивизии немецкого корпуса "Норвегия" и финский пехотный полк. На аэродромах Северной Норвегии было сосредоточено до 250 самолетов. В портах Северной Норвегии и Финляндии базировались значительные военно-морские силы. Готовясь к внезапному нападению, немцы рассчитывали быстро разгромить части Красной Армии, захватить Кольский полуостров и побережье Белого моря, перерезать морские пути сообщения СССР с западом.

Для осуществления захвата Мурманска командующий немецкими войсками генерал Дитл создал ударную группу из наиболее отчаянных фашистских головорезов, которым было обещано право грабить Мурманск в течение трех дней и право в течении всей войны служить в тылу.

Однако, расчеты германского командования с первых же дней войны были опрокинуты стойким сопротивлением частей Красной Армии и кораблей Северного флота. Первый удар немцев, рассчитанный на прорыв фронта на Мурманском направлении, не дал немцам никаких положительных результатов. 29 июня 1941 года немецкие войска перешли в наступление по всему фронту и к 6 июля просочились на восточный берег Западной Лицы. Имея значительный перевес в людях, автоматическом оружии, артиллерии и авиации, немцы создали для нас на фронте затруднительное положение.

Для отражения этих ударов в помощь частям Красной Армии флот направил отряды моряков добровольцев — отряды Ермоленко, Старовойтова, Семенко и других. Корабли "Куйбышев", "Смерч", "Ураган" и другие обстреливали врага с моря, морская авиация наносила штурмовые и бомбовые удары. В развернувшихся ожесточенных боях горные егеря потеряли до 75 процентов своего состава. Враг не выдержал и вынужден был перейти к обороне.

В начале августа немцы снова перешли в наступление, но в результате трехдневных встречных упорных боев наши войска, заняв три важных высоты, значительно улучшили свои позиции и нанесли противнику большие потери в людях и технике.

В конце августа и начале сентября генерал Дитл получил подкрепление в составе 214 немецкой пехотной дивизии и бригады "СС", в которую входили отборные фашистские батальоны с громкими названиями: "Дейчланд", "Фюрер", "Штурмовик" и "Батальон смерти". Гитлер установил последний срок занятия Мурманска — 1 октября. Геббельс писал, что Мурманск уже занят, генерал Дитл готовился к банкету в мурманской гостинице "Арктика".

В сентябре после артиллерийской подготовки, при поддержке крупных сил авиации немцы перешли в наступление. Ценой больших потерь батальоны "СС" прорвали нашу линию обороны и вышли на дорогу, ведущую к главной базе флота. Для сухопутных частей создалась весьма напряженная обстановка.

В этот момент был брошен в бой отряд моряков под командой капитана Старовойтова и подразделение Солдатова. Они зажали фашистский клин в клещи. После 18-дневных боев немцы, опасаясь окружения , поспешно бежали на исходные позиции. Объединенными усилиями армии и флота немцы были остановлены на всем Мурманском направлении.

В марте 1942 года стало известно, что враг готовит новое наступление на Мурманск. Чтобы сорвать этот план немцев, Северным флотом, во взаимодействии с приморской армией была проведена крупная, так называемая апрельско-майская десантная операция, в ходе которой моряки Северного флота уничтожили свыше 6.000 гитлеровских солдат и офицеров. Успех апрельско-майской операции сорвал весеннее наступление немцев в Заполярье в 1942 году. С тех пор война перешла в позиционный период, который окончился переходом Красной Армии и флота в октябре 1944 года в решительное наступление, полным разгромом немецких войск и очищением от них Севера.

Уже в первые дни боев с немецко-фашистскими захватчиками североморцы проявили исключительное мужество и геройство.

При обороне важной высоты старший сержант Кисляков (ныне Герой Советского Союза), после того, когда командир был убит, принял на себя командование взводом. Фашисты, имея большое превосходство сил, попытались окружить высоту и взять североморцев в плен. Тов. Кисляков, ввиду того, что у его бойцов вышли патроны, приказал им отойти. Оставшись один, он пулеметным огнем уничтожил более 100 фашистов и удержал высоту до подхода подкрепления.

Выдающий подвиг совершил краснофлотец Сивко. Оказавшись в окружении, он сражался до последней гранаты, со словами — "Русские в плен не сдаются", он взорвал себя и наседавших немцев.

Героически героически сражались летчики-североморцы. Чтобы свести на нет количественное преимущество противника в самолетах, они делали по 5-6 вылетов в день. Особенно отличились в этих боях летчики - Дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов, Коваленко, Покровский, Максимович и другие.

15 сентября 1941 года 7 истребителей "И-16", ведомые Сафоновым, вступили в бой с 52 самолетами противника и сбили 5 вражеских самолетов. Пять истребителей "И-16" под командованием Коваленко вели бой с 40 фашистскими самолетами, заставили их сбросить бомбы на свои войска, сбили 2 и подбили 2 самолета противника.

3. ПОДДЕРЖКА СЕВЕРНЫМ ФЛОТОМ ПРИМОРСКОГО ФЛАНГА КРАСНОЙ АРМИИ.

В развернувшихся жестоких боях с немецко-фашистскими захватчиками перед Северным флотом стали следующие задачи:

Первой, главной задачей являлась поддержка приморского фланга Красной Армии всеми средствами и методами морской войны. Северный флот оказал большую помощь в развертывании армейских частей морскими перевозками, питанием и снабжением, а также ударами по немецким позициям и тылам в пределах досягаемости корабельной артиллерии и морской авиации. Северный флот неоднократно выделял из своих кадров морскую пехоту, которая отстаивала сухопутные подступы к своим базам, высаживала тактические десанты и разведывательные отряды в тыл противника.

Благодаря боевой активности североморцев враг вынужден был держать на рубежах и побережье Баренцова моря большие силы нужные ему в других местах.

С первых дней войны основные силы Северного флота приняли активное участие в операциях на прибрежных участках сухопутного фронта. Авиация штурмовала и бомбила боевые порядки и тылы фашистских войск, прикрывая с воздуха нашу пехоту, базы, аэродромы, морские коммуникации. Береговые батареи топили транспорты противника, перевозившие войска и снабжение в Петсамо. Боевые корабли огнем своих орудий громили укрепления и позиции приморского фланга противника.

Моряки 12 бригады морской пехоты, добровольческие морские отряды Ермоленко, Семененко, Старовойтова, Сысоева, Савченко в жестоких боях с немецкими захватчиками покрыли себя неувядаемой славой. Тактические десанты, высаживаемые легкими силами флота сыграли немаловажную роль в том, что немецкое наступление на Мурманск захлебнулось. В 1942 году моряки взяли на себя оборону полуострова Рыбачего и морские пехотинцы заняли участок фронта на Муста-Тунтури.

В течении всей войны Северный флот, тесно взаимодействуя с фронтом, помогал Красной Армии крепко держать немецкие полчища в прибрежном районе вплотную у нашей границы, обескровливая и изматывая врага. "Наш Северный флот,— говорит адмирал Исаков,— сыграл решающую роль в полном срыве вражеского первоначального плана полярного варианта "дранг нах остен".

4. УДАРЫ СЕВЕРОМОРЦЕВ ПО КОММУНИКАЦИЯМ ПРОТИВНИКА.

Вторая задача, которая была поставлена перед Северным фронтом — активными операциями на морских коммуникациях противника, уничтожением боевых кораблей и транспортов ослаблять немецкую заполярную группировку, которая из-за отсутствия железных дорог пополнялась и питалась только морским путем.

С первых дней войны североморцы начали наносить тяжелые удары по морским коммуникациям противника. 22 июня 1941 года береговая батарея Космачева потопила первый немецкий транспорт. 14 июля 1941 года ПЛ "Щ-402" открыла боевой счет подводников, потопив вражеский корабль. Боевой счет североморцев неуклонно возрастал. В итоге действий подлодок, торпедных катеров, береговых батарей и авиации Северного флота к концу1941 года фашисты потеряли 61 корабль, общим водоизмещением 250.000 тонн.

С самого начала войны первенство в деле уничтожения вражеских судов завоевали подводники. Они неустанно искали, находили и топили вражеские транспорты, смело проникали в самые глубокие и хорошо защищенные вражеские фиорды.

Герой Советского Союза тов. Колышкин — руководитель и воспитатель многих славных североморских подводников — только в один поход на ПЛ "Д-3" потопил 4 корабля противника. Подводная лодка тов. Видяева имеет на своем боевом счету 11 вражеских кораблей и транспортов, Фисановича — 13, Каутского — 12, Старикова — 16, Лунина — 16. Лунин торпедировал немецкий линкор "Тирпиц", сорвав тем самым задуманную немецким командованием большую операцию против крупного каравана, следовавшего в Мурманск.

Впервые в практике подводного флота североморец Гаджиев, проникнув во вражеский фиорд и уничтожив торпедой транспорт противника, всплыл на виду у неприятельских береговых батарей и огнем из своих орудий потопил сторожевой корабль и катер-истребитель подводных лодок. Инициатива Гаджиева была подхвачена другими подводниками. Успешно применяя свою артиллерию, подводники тт. Котельников, Малафеев, Уткин и другие пустили ко дну не один немецкий транспорт. Сам Гаджиев артиллерийским огнем потопил 5 кораблей противника.

Высокое военное мастерство, непревзойденное мужество и отвагу проявили североморцы-катерники в борьбе на коммуникациях противника.

Группа катерников капитана 2 ранга Чекурова атоковала неприятельские транспорты, шедшие под охраной миноносцев, сторожевых кораблей, тральщиков и морских охотников. Катер лейтенанта Паламарчука (ныне Герой Советского Союза), прорвавшись сквозь огневую завесу, с короткой дистанции выстрелил торпедой во вражеский миноносец и потопил транспорт водоизмещением 5—6 тысяч тонн. Катера под командованием капитана 2 ранга Алексеева догнали и атаковали караван противника в составе 30 вымпелов. Немецкие корабли оказались бессильными помешать ударам североморцев. В результате атаки немцы потеряли 4 транспорта, один танкер, два миноносца, два сторожевых корабля.

В 1943 году значительное развитие получила боевая деятельность торпедной авиации. Только в январе 1943 года авиация потопила около 20 вражеских кораблей.

Наиболее сокрушительные удары были нанесены противнику летчиками 9 гвардейского минно-торпедного полка, который по оценке, данной в передовой статье газеты "Правда", является лучшим в Военно-Морском Флоте. На боевом счету летчиков-торпедоносцев этого полка числится 118 потопленных кораблей противника. В жестоких боях с противником 17 летчиков из состава этого полка завоевали высокое звание Героев Советского Союза.

Испытывая могучие удары по своим коммуникациям, немцы принимали все меры к их защите. В зоне действия наших торпедоносцев, штурмовиков и подлодок они перешли к комбинированному эскорту, который по своей численности в несколько раз превышал количество охраняемых транспортов.

Однако, никакие ухищрения не помогли немцам. Например, 12-го октября 1943 года нашей авиаразведкой были обнаружены 3 транспорта противника, следовавшие в охранении двух миноносцев, 12 сторожевых кораблей, 5 тральщиков и 10 сторожевых катеров. С воздуха конвой (к) охранялся "Мессершмиттами". Последовательными ударами по конвою наши летчики потопили транспорт и экскортный корабль, в воздушных боях над караваном сбили 15 вражеских самолетов. Два остальных транспорта конвоя были сильно повреждены.

Замечательной по силе и сложности была операция, проведенная нами в июне 1944 года, когда был нанесен сложный комбинированный удар по вражеской базе в городе Киркенес. В этой операции участвовали сотни североморских самолетов, взаимодействовавших с кораблями и артиллерией береговой обороны.

26 июня наша авиаразведка обнаружила конвой, шедший в Киркенес — 5 транспортов, охраняемых 26 военными кораблями. Ввиду нелетной погоды разгромить конвой не удалось и командование решило ударить по кораблям в порту, а заодно уничтожить военные объекты Киркенеса.

27 июня в воздух поднялись наши самолеты, которые преодолев зенитный огонь и сопротивление истребительной авиации противника, начали бомбить и штурмовать военные объекты Киркенеса и стоявшие там корабли. В результате этого удара был разрушен рудодробильный завод, потоплен транспорт 8.000 тонн водоизмещением, тральщик и 2 сторожевых катера, сильно поврежден был второй тральщик. В воздушных боях было сбито 6 самолетов противника и один подбит.

Несколько часов спустя наша авиация нанесла второй удар, в результате которого было потоплено 2 транспорта в 8—10 тысяч тонн и подожжен транспорт в 8 тысяч тонн водоизмещением. На пути к цели наши летчики обнаружили корабли, шедшие из Киркенеса в Петсамо, атаковали их, потопили транспорт и подожгли еще один корабль. Во время второго налета в воздушных боях наши летчики уничтожили 4 вражеских самолета и один подбили.

Третий удар был нанесен по кораблям противника, направлявшимся в Петсамо. В этом ударе совместно с авиацией участвовали торпедные катера и береговая артиллерия. Немцы попытались прикрыть прикрыть свои корабли домовой завесой. Этим воспользовались наши катера, которые, войдя в дымовую завесу, атаковали и потопили транспорт, танкер и тральщик. В то же время огнем артиллерии были потоплены два транспорта и еще двум транспортам были нанесены серьезные повреждения. В воздушных боях во время этого третьего удара было сбито 3 немецких самолета.

Так, изо дня в день атакуя врага на его коммуникациях, в базах и портах, Северный Флот блестяще выполнил свою задачу — заставил противника напрягать свои тающие силы, подтачивал возможности его заполярной группировки и тем самым способствовал ее разгрому и ликвидации фашистского плацдарма на Крайнем Севере.

5. СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ НА ЗАЩИТЕ НАШИХ МОРСКИХ ПУТЕЙ.

Третья чрезвычайно важная задача, которая стала перед Северным флотом, была защита наших внешних морских коммуникаций, связывающих нас с Англией и США.

Почти с самого начала Великой Отечественной войны из Англии в СССР, на основе договора о взаимной помощи, через северные порты пошел поток грузов с оружием и ценным стратегическим сырьем. Немецкое командование приняло все меры к тому, чтобы сорвать эти перевозки. В базы Северной Норвегии немцами была переведена с этой целью эскадра кораблей в составе линкора "Тирпиц", двух тяжелых крейсеров, двух легких крейсеров, 10 миноносцев и 10 подводных лодок. Кроме этого для удара по конвоям было переброшено 30 самолетов-торпедоносцев.

Однако, попытки немцев использовать против конвоев надводные корабли окончились неудачей. 5 июля 1942 года эскадра противника, пытавшаяся прорваться к конвою, была обнаружена подлодка "К-21" под командованием Героя Советского Союза тов. Лунина. Прорвавшись сквозь охранение, тов. Лунин повредил линкор "Тирпиц" и сорвал попытку противника атаковать конвой.

Несмотря на все старания немцев, их надводные корабли ни разу не смогли нанести удар по конвоям. К конвоям удалось проникать только авиации и подводным лодкам, где с ними вступали в борьбу наши миноносцы, самолеты и военные корабли союзников. И здесь немцы несли тяжелые потери. Так, за время прохождения одного из конвоев, мы, вместе с союзниками, сбили 37 фашистских самолетов.

Большую роль при обеспечении конвоев сыграли эсминцы Северного флота. Например, только один эсминец Северного флота — "Гремящий"— сбил 11 самолетов противника и потопил подводную лодку.

Замечательно действовали при охране караванов летчики-истребители Северного флота. Незабываемые подвиги Дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, участвовавшего в 224 боевых вылетах, в 34 воздушных боях, сбившего 25 вражеских самолетов. Вылетев на прикрытие одного из конвоев, Сафонов в одном бою сбил 3 самолета противника. Мужественный, скромный, любимец товарищей и подчиненных летчик-гвардеец Сафонов был непровзойденным новатором воздушного боя. Он воспитал для нашей страны плеяду славных летчиков — Покровского, Амосова, Орлова, Курзенкова, Алагурова, Максимовича и многих других, обессмертивших свое имя в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

В результате высокого боевого мастерства, мужества и геройства личного состава Северного флота, действовавшего на охране наших коммуникаций, сотни транспортов союзников прошли в зоне охраны Северного флота в наши северные порты почти без потерь.

Немцам не удалось существенно помешать нашим перевозкам не потому, что они были слабы, а потому, что наши моряки превзошли немцев в тактике, в применении оружия, в искусстве морского боя. Североморцы с первых дней войны дали почюствовать фашистам, что такое Северный флот, заставили их уважать нашу морскую силу, бояться ее.

6. РАЗГРОМ НЕМЦЕВ НА СЕВЕРЕ.

В октябре 1944 года Красная Армия нанесла немцам свой десятый удар, завершившийся освобождением исконно русской земли — Печенгской области и вступлением наших войск в пределы союзной Норвегии. Почти все силы Северного флота участвовали в этом походе на запад, содействуя наступающим войскам Карельского фронта.

Еще до начала решающего наступления Северный флот развил особенно активные боевые действия на коммуникациях противника. Подводники, в тесном взаимодействии с авиацией и моряками торпедных катеров закрыли немцам морские пути. Враг был лишен возможности подбрасывать морем подкрепление в районы боев, а также вывозить из северных портов важное стратегическое сырье.

В ночь на 9 октября 1944 года флот обрушил все свои силы на врага, дополняя и наращивая удар, одновременно нанесенный по врагу частями Карельского фронта. Высаженная флотам в тыл немцев бригада морской пехоты перерезала дороги, ведущие к Муста-Тунтури и ударила по тылу противника. Морские пехотинцы, державшие с 1942 года оборону у Муста-Тунтури, после четырехчасовой артиллерийской подготовки пошли на штурм и к утру прорвали линию обороны немцев, которую фашисты считали непреступной.

В ночь с 12 на 13 октября торпедные катера и катера-охотники под командованием славных севереморских катерников капитана 2 ранга Коршуновича, капитана 2 ранга Зюзина (ныне Героя Советского Союза) и Героя Советского Союза капитана 3 ранга Шабалина (ныне дважды Герой Советского Союза), имея на борту морских пехотинцев-десантников, смело ворвался в порт Лиинахамари. Преодолев трехмильную узкость пролива, простреливавшуюся с обоих берегов плотным огнем противника, катера почти без потерь высадили десант на причалы порта. Сломив сопротивление противника в порту, десантники ворвались в военный городок и после жестокого боя к вечеру 14 октября овладели им.

Таким образом, важнейшая военно-морская база в Петсамском заливе — порт Лиинахамари оказался в наших руках.

15 октября войска Карельского фронта при содействии десантных частей и кораблей Северного флота овладели городом Петсамо, а 1 ноября было завершено полное освобождение Печенгской области от немецко-фашистских захватчиков.

В битве за Печенгу моряки-североморцы еще и еще раз продемонстрировали свое мужество, стойкость, высокое военное мастерство.

Незабываемый подвиг совершила группа разведчиков под командованием капитана Барченко и старшего лейтенанта Леонова. Группа получила задание — для облегчения прорыва катеров в порт Лиинахамари обезвредить вражескую батарею на мысе Крестовом, прикрывавшую своим огнем вход в порт. Высадившись на вражеской территории, группа проделала труднейший двухсуточный марш без дорог, по сопкам и внезапно обрушилась на батарею. Сломив ожесточенное сопротивление немцев в двухсуточном непрерывном бою, разведчики овладели батареей, чем в огромной степени облегчили прорыв катеров в порт Лиинахамари.

Огромную роль в борьбе за Печенгу сыграла североморская авиация, которая, взаимодействуя с десантниками, наносила штурмовые удары, подчас решая исход боя.

Итоги боевой деятельности Северного флота в войне против гитлеровской Германии занимают немалый вес в боевом итоге Военно-Морского Флота Советского Союза.

Советская Родина достойно и по заслугам отметила североморцев наградами. Тысячи моряков награждены орденами и медалями Советского Союза. 80 моряков-североморцев удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Б. Ф. Сафонов и А. О. Шабалин удостоены звания дважды Героя Советского Союза. 47 кораблей и частей Северного флота награждены правительством орденами, 16 кораблей и частей преобразованы в гвардейские.

Товарищ Сталин дважды, в своих приказах — 15 октября и 1 ноября 1944 года выносил благодарности морякам Северного флота за отличные боевые действия. Советским правительством учреждена специальная медаль "За Оборону Советского Заполярья", которой награждены все участники боев на Северном театре военных действий.

Северный флот, самый молодой из флотов Советского Союза с честью выполнил возложенные на него задачи в войне против гитлеровской Германии. Залогом боевых успехов Северного флота явилась беспредельная любовь к Родине, преданность делу партии Ленина — Сталина, мужество и отвага, высокое военное мастерство, проявленные личным составом в ходе боев с немецко-фашистскими захватчиками.

"Северный флот,— говорит Командующий Северного флота адмирал Головко,— созданный товарищем Сталиным, из сражений Отечественной войны вышел с честью — окрепшим, накопившим богатый боевой опыт, приумножившим славные традиции Военно-Морского Флота. Под руководством товарища Сталина наш молодой флот одержал победу и превратился в могучую и грозную силу, надежно охраняющую берега и воды Советского Заполярья".

Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин в приказе № 371 дал высокую оценку боевой деятельности Советского Военно-Морского Флота. Одновременно товарищ Сталин поставил перед нами большие задачи. Он напомнил, что советский народ хочет видеть свой флот еще более сильным и могучим. Он указал, что наш народ создаст для флота новые корабли и новые базы.

Теперь, когда война с германским и японским империализмом окончилась блестящей победой советского оружия, боевая мощь Военно-Морского Флота, опираясь на нашу промышленность, на любовь и преданность советского народа, будет возрастать невиданными темпами. У могучей советской державы должен быть и будет соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела морской и океанский флот.

 

 

Ссылки


 

 

Примечания


КОНВОИРОВАНИЕ СУДОВ (морской конвой), сопровождение воен. транспортов и торг. судов воен. кораблями и авиацией для защиты от надводных и подводных кораблей, а также самолётов противника.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024