ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Полиция — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ПолицияСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

Полиция — Юридический словарь. 1953
Полиция — Юридический энциклопедический словарь. 1987

Полиция — Большая российская энциклопедия. 2016


В. Даль. Толковый словарь. 1978


ПОЛИЦIЯ ж. фрн. надзоръ за внѣшнимъ порядкомъ въ общежитiи; исправа, Кармз. Надзоръ полицiи. Полицейская служба. Полицiймейстеръ нѣм. начальникъ полицiи города.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ПОЛИЦИЯ, в эксплуататорских гос-вах часть вооружённых сил, назначение к-рых (в отличие от армии) — поддерживать внутр. обществ. и гос. «порядок» методами систематич. принуждения и насилия. Задача П.— охрана интересов господствующих классов и подавление трудящихся. Сугубо реакц. роль играет П. в империалистич. гос-вах, особенно в США, Англии, Франции, где она является одним из гл. орудий в борьбе против прогрессивного и революц. движения.

ПОЛИЦМЕЙСТЕР, начальник гор. полиции в крупных городах царской России и нек-рых зап.-европ. гос-в (напр., кайзеровской Германии).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПОЛИЦИЯ (нем. Polizei). 1) в эксплуататорских гос-вах система особых органов надзора и принуждения, а также карат. войска внутр. назначения, охраняющие существующий обществ. строй путём прямого подавления классовых противников. 2) П. военная — служба в сухопут. войсках вооруж. сил нек-рых иностр. гос-в (в США, Великобритании, ФРГ и д. р.), контролирующая движение на дорогах; осуществляет задержание дезертиров, расследование преступлений и др. 3) Термин «П.» применяется в нек-рых социалистич. странах (напр., в ГДР), где П. выполняет те же функции, что и милиция в СССР.

ПОЛИЦМЕЙСТЕР (полицеймейстер) (нем. Polizeimtister), в России с 1782 нач. полиции губ. города, ему подчинялись частные приставы. В Петербурге и Москве было по нескольку П. во главе с обер-полицмейстером или градоначальником.

 

 

Юридический словарь. 1953


ПОЛИЦИЯ — система особых органов государственного управления в эксплуататорских государствах, осуществляющих в интересах господствующих классов охрану буржуазного государства и установленных им порядков и действующих методами прямого принуждения и террора в отношении трудящихся. П.— одно из наиболее жестоких орудий государственного принуждения в руках эксплуататоров.

Различают т. н. «политическую полицию» («тайная полиция», «полиция государственной безопасности», «политический сыск» и т. д.), осуществляющую расправу с лицами, ведущими борьбу против установленного в данном капиталистическом государстве режима, и т. н. «общую полицию» («криминальная полиция», «полиция порядка», «уголовный сыск» и т. д.), поддерживающую угодный правящим классам общественный порядок и ведущую борьбу с общеуголовной преступностью. Для современных империалистических государств характерно сращивание обоих видов полиции. Так, в гитлеровской Германии все виды полиции входили в т. н. «Ведомство имперской безопасности». Тайная П. («гестапо» и служба осведомления «СД») и т. н. «криминальная полиция» («крипо») являлись отделами этого ведомства. В США Федеральное бюро расследований (ФБР) также объединяет политический и общеуголовный сыск. Характерным для США является сращивание органов юстиции с полицейским аппаратом: ФБР входит не в систему министерства внутренних дел (куда входят полицейские органы в большинстве капиталистических государств), а в систему министерства юстиции. Под руководством министра юстиции ФБР выступает в качестве исполнителя наиболее реакционных мероприятий американской империалистической буржуазии, осуществляющей террористическую расправу с прогрессивно-демократическими деятелями. В 20-х гг., напр., под руководством крайнего реакционера министра юстиции Пальмера ФБР произвело тысячи незаконных арестов, объявив «крестовый поход» против «красной опасности», а американские суды и прокуратура полностью поддержали эту кампанию полицейского террора против прогрессивных деятелей. То же происходит и в наст. время, когда ФБР совместно с федеральными судами и прокуратурой проводит массовые террористические мероприятия против прогрессивных деятелей, используя для этой цели реакционные законы Маккарэна-Вуда и Смита. Полицейский характер американской юстиции полностью проявился на процессе 11 руководителей американской компартии. Обвинение «основывалось» на показаниях 13 свидетелей, 12 из к-рых являлись штатными агентами ФБР или его негласными сотрудниками.

Для П. современных капиталистических государств характерно также объединение полицейского аппарата с т. н. «охранными» террористическими организациями, создаваемыми буржуазией для подавления сопротивления эксплуатируемых, и с «частными детективными агентствами», целиком состояниями на службе у монополий.

Американская П. (федеральная и П. отдельных штатов) связана с крайне реакционными организациями американской буржуазии — Ку-Клукс-Кланом, «Американским легионом» и т. д. Форд на своих заводах в Детройте создал специальный аппарат охраны и осведомления. Хотя формально этот аппарат и не облечён такими правами, как государственная П. США, фактически же он является полицейским аппаратом со специальной секретной службой осведомления, непосредственно связанным с официальным государственным полицейским аппаратом. Такие же службы созданы всеми крупными американскими монополистическими объединениями.

Для современных империалистических государств характерно усиление полицейского аппарата, увеличение его численности, проникновение П. во все отрасли государственной и общественной жизни, широкое применение террористических методов полицейской деятельности. Так, в 1951 г. ФБР насчитывало, по минимальным данным, многотысячную армию штатных агентов (не считая негласных осведомителей, т. н. «друзей ФБР»). В 1948 г. в картотеке ФБР находилось 113 млн. дактилоскопических карточек. Таким образом, всё взрослое население США взято на дактилоскопической учёт американской охранки.

Для полицейских методов характерно попрание элементарных прав личности.

 

 

Юридический энциклопедический словарь. 1987


ПОЛИЦИЯ (нем. Polizei, от греч.— liteia — управление делами государства), 1) в эксплуататорских гос-вах система особых органов надзора и принуждения, а также карательные войска внутр. назначения, охраняющие существующий общественный строй путём непосредственного подавления.

П.— один из ранее всего проявившихся признаков государства. Ф. Энгельс отмечал, что, напр., в Древних Афинах «...публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 118).

В бурж. странах осн. силой, используемой гос-вом для сохранения капиталистич. способа производства, как борьбы против трудящихся и др. прогрессивных сил.

В совр. капиталистов. гос-вах П. используется гл. обр. для карательно-репрессивных целей в борьбе против национально-освободит. и рабочего двидения.

Существует две формы организации нац. полицейских систем: централизованная (Австрия, Франция, Япония и др.) и децентрализованная (Великобритания, ФРГ и др.). П. осн. направлениям деятельности можно выделить: П. управления; П. безопасности; уголовную и административную (кабинетную) П.; политическую П.; военную П. (ж а н д а р м е р и я). В США федеральная П. состоит из входящего в состав Мин-ва юстиции Федерального бюро расследований (ФБР) и др. центр. полицейских ведомств в составе различных мин-в; П. штатов подчиняется, как правило, непосредственно губернатору штата. В Великобритании П. входит в систему Мин-ва внутренних дел; её оперативный штаб — лондонское управление уголовного расследования (Новый Скотленд ярд). ФРГ имеет разветвленную систему органов П.: ведомство по охране конституции, уголовная П., пограничная П., военная П., руководство к-рыми осуществляет федеральное Мин-во внутренних дел. Во Франции полицейские органы подчинены Ген. дирекции национальной П., входящей в состав Мин-ва внутренних дел.

В бурж. гос-вах имеется, как правило, частная П., охраняющая крупные пром., транспортные, банковские и др. объекты, а также осуществляются частный уголовный сыск. Патент на содержание частной П. выдаётся под денежный залог.

2) В нек-рых социалистич. странах (напр., ГДР) народная П. выполняет функции по охране правопорядка, аналогичные функциям милиции в СССР.

Я. М. Бельсон.

 

 

ПОЛИЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

ПОЛИ́ЦИЯ (нем. Polizei, от греч. πολιτεα  – государственное или городское управление, администрация), система особых органов надзора и принуждения государства, а также формирования внутр. войск (жандармерии), предназначенные для обеспечения безопасности личности, общества и государства. По направлению деятельности различают П. гос., политич. (тайную), управления, безопасности, криминальную, адм., полицию военную и др. Объём полномочий П. определяется внутр. законодательством государств. В большинстве стран мира осн. предназначением П. является поддержание обществ. спокойствия и порядка в городах и др. населённых пунктах, предотвращение преступлений, преследование правонарушителей, оказание помощи лицам, которым угрожает опасность. В отд. странах к полномочиям П., кроме того, отнесены: регулирование дорожного движения, охрана разл. объектов, проведение аварийно-спасат. работ, осуществление пожарной охраны, поддержание порядка при проведении судебных заседаний, контрольно-пропускной режим на гос. границе, паспортно-визовая работа и др. Названия полицейских органов также различны. Как правило, в государстве П. представлена несколькими полицейскими службами с пересекающейся компетенцией. Обычно действуют общая П. и специализир. полицейские органы. К осн. ведению общей П. относятся вопросы охраны обществ. порядка и борьбы с общеуголовной преступностью. Предметом специализир. органов являются отд. участки полицейской деятельности; напр., в РФ к таким специализир. структурам относятся органы наркоконтроля. Однако есть государства, в которых имеется только одна П. для решения всех полицейских задач (Финляндия, Польша и др.). Полицейские органы и формирования могут быть объединены в одном ведомстве либо управление ими осуществляется разными ведомствами. В большинстве стран общая П. входит в состав МВД, но в ряде государств полицейские службы подчиняются министерствам юстиции, министерствам внутр. безопасности, др. ведомствам либо существуют как самостоят. органы. Организация П. зависит от традиций и истории государства. Ныне сложились 3 формы организац. построения общей П.: централизованная, когда полицейские службы объединены жёсткой вертикалью подчинения (напр., Австрия, РФ, Франция); децентрализованная, при которой осн. объём полномочий выполняет П. территорий и органов местного самоуправления, а функции центр. власти сводятся к координации их деятельности (Германия, Молдова и др.); смешанная, где имеют место как полицейские органы общегосударств. уровня, так и П. территорий (большинство государств, в т. ч. США, Великобритания, Канада, Италия, Япония).

Представители полиции Нижнего Новгорода. Фото 1896.

П. возникла с образованием государства, но на протяжении б. ч. истории человечества её функции выполняли учреждения (должностные лица), в компетенцию которых входили и др. обязанности. Собственно полицейские учреждения появились в ср.-век. Германии. Они предназначались для решения задач по обеспечению безопасности и благоустройству в пределах гор. поселения. В древние времена на Руси общеполицейские функции выполняли княжеская дружина и разл. органы управления, землевладельцы и вотчинная администрация, органы гор. и сельского общинного самоуправления, сотские, пятидесятские и десятские из местного населения. С 16 в. на гор. улицах стала выставляться стража. Улицы перегораживались решётками, у которых выставлялся караул (во главе с решёточными приказчиками), на въездах в города создавались заставы. В охране обществ. порядка широко использовались расквартированные в городах воинские части, особенно подразделения стрельцов. Общеполицейскими делами (благочинием) ведали приказы. Общая регулярная П. в России начала создаваться при Петре I, который в 1718 учредил должность генерал-полицмейстера С.-Петербурга. В спец. пунктах указа определялись осн. обязанности П.: контроль за градостроительством, надзор за благоустройством, санитарным состоянием и торговлей города, пресечение преступлений, обеспечение обществ. порядка, пожарная охрана города. В 1722 полицеймейстерская канцелярия, возглавляемая обер-полицеймейстером, руководившим гор. полицейской командой, была создана в Москве. Позднее были образованы полицейские структуры в др. городах. В 18 в. полицейские органы неоднократно реформировались, а централизов. руководство П. сменялось децентрализованным и наоборот. В нач. 19 в. все полицейские формирования вошли в состав Министерства полиции, а после его упразднения – Министерства внутренних дел. Но на протяжении этого времени функции П. в сфере гос. управления постепенно сужались, и она всё более превращалась в специализир. правоохранит. орган. В России П. просуществовала до марта 1917. В сов. период развития рос. общества, а также в РФ до марта 2011 полицейские функции выполняла милиция.

Ныне в России общая П. не является самостоят. гос. органом, а входит в систему МВД РФ в виде совокупности подразделений, служб и организаций. Компетенция П. определена Федеральным законом от 7.2.2011 «О полиции», где выделены следующие осн. направления полицейской деятельности: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и адм. правонарушений, выявление и раскрытие преступлений; производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об адм. правонарушениях, исполнение адм. наказаний; обеспечение правопорядка в обществ. местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в т. ч. на договорной основе; гос. защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранит. и контролирующих органов, др. защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистич. деятельности. Обязанностью П. является также оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья. П. для выполнения возложенных на неё обязанностей наделена широким объёмом прав. Она, в частности, вправе требовать от граждан, должностных лиц и организаций законного (обязанного) поведения, осуществлять проверку документов, истребовать от граждан, должностных лиц и организаций документы и иную информацию, патрулировать обществ. места, задерживать правонарушителей, проникать в жилые и иные помещения, когда там совершается преступление, оцеплять (блокировать) участки местности и объекты, ограничивать движение автотранспорта, применять физич. силу, спец. средства и огнестрельное оружие и выполнять др. юридически значимые действия.

Фото А. И. Нагаева Учебное десантирование с полицейского вертолёта МИ-8. Фото 2011.

Совр. идеология деятельности П. основывается на партнёрской модели отношений П. и общества. Организац. формой согласования общественно значимых интересов граждан, органов гос. власти, органов местного самоуправления, обществ. объединений, правозащитных организаций и иных институтов гражданского общества для решения наиболее важных вопросов деятельности П. выступают обществ. советы, образуемые при МВД РФ и его территориальных органах. Численность П. составляет св. 782 тыс. чел. (2013). Полицейскими являются следующие подразделения органов внутр. дел: по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД); по обеспечению охраны обществ. порядка; по противодействию экстремизму; собственной безопасности; уголовного розыска; экономич. безопасности и противодействия коррупции; дознания; спец. технич. мероприятий; оперативно-поисковые; отряды спец. назначения; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих гос. защите, и некоторые др. Руководство П. осуществляют: в масштабах всей страны – министр внутр. дел РФ, в субъектах РФ – министры внутр. дел республик, начальники гл. управлений и управления МВД РФ по иным субъектам РФ, в муниципальных образованиях – начальники управлений (отделов) МВД по районам, городам, иным муниципальным образованиям, а также начальники иных территориальных органов МВД (на окружном и межрегиональном уровнях, на транспорте, в закрытых адм.-терр. образованиях). В Гл. управлениях (управлениях) МВД РФ по субъектам РФ, а также в гор. и районных отделах (управлениях) внутр. дел учреждена должность начальника П., который является зам. начальника соответствующего органа внутр. дел.

Лит.: Губанов А. В. Полиция зарубежных государств. М., 2001; Аврутин Ю. А. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. СПб., 2003; Полицейские системы зарубежных стран. М., 2004–2006. Ч. 1–3; Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2008.

 

 

Ссылки


 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024