ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Полиция — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ПолицияСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

Полиция — Юридический словарь. 1953
Полиция — Юридический энциклопедический словарь. 1987

Полиция — Большая российская энциклопедия. 2016


В. Даль. Толковый словарь. 1978


ПОЛИЦIЯ ж. фрн. надзоръ за внѣшнимъ порядкомъ въ общежитiи; исправа, Кармз. Надзоръ полицiи. Полицейская служба. Полицiймейстеръ нѣм. начальникъ полицiи города.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ПОЛИЦИЯ, в эксплуататорских гос-вах часть вооружённых сил, назначение к-рых (в отличие от армии) — поддерживать внутр. обществ. и гос. «порядок» методами систематич. принуждения и насилия. Задача П.— охрана интересов господствующих классов и подавление трудящихся. Сугубо реакц. роль играет П. в империалистич. гос-вах, особенно в США, Англии, Франции, где она является одним из гл. орудий в борьбе против прогрессивного и революц. движения.

ПОЛИЦМЕЙСТЕР, начальник гор. полиции в крупных городах царской России и нек-рых зап.-европ. гос-в (напр., кайзеровской Германии).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПОЛИЦИЯ (нем. Polizei). 1) в эксплуататорских гос-вах система особых органов надзора и принуждения, а также карат. войска внутр. назначения, охраняющие существующий обществ. строй путём прямого подавления классовых противников. 2) П. военная — служба в сухопут. войсках вооруж. сил нек-рых иностр. гос-в (в США, Великобритании, ФРГ и д. р.), контролирующая движение на дорогах; осуществляет задержание дезертиров, расследование преступлений и др. 3) Термин «П.» применяется в нек-рых социалистич. странах (напр., в ГДР), где П. выполняет те же функции, что и милиция в СССР.

ПОЛИЦМЕЙСТЕР (полицеймейстер) (нем. Polizeimtister), в России с 1782 нач. полиции губ. города, ему подчинялись частные приставы. В Петербурге и Москве было по нескольку П. во главе с обер-полицмейстером или градоначальником.

 

 

Юридический словарь. 1953


ПОЛИЦИЯ — система особых органов государственного управления в эксплуататорских государствах, осуществляющих в интересах господствующих классов охрану буржуазного государства и установленных им порядков и действующих методами прямого принуждения и террора в отношении трудящихся. П.— одно из наиболее жестоких орудий государственного принуждения в руках эксплуататоров.

Различают т. н. «политическую полицию» («тайная полиция», «полиция государственной безопасности», «политический сыск» и т. д.), осуществляющую расправу с лицами, ведущими борьбу против установленного в данном капиталистическом государстве режима, и т. н. «общую полицию» («криминальная полиция», «полиция порядка», «уголовный сыск» и т. д.), поддерживающую угодный правящим классам общественный порядок и ведущую борьбу с общеуголовной преступностью. Для современных империалистических государств характерно сращивание обоих видов полиции. Так, в гитлеровской Германии все виды полиции входили в т. н. «Ведомство имперской безопасности». Тайная П. («гестапо» и служба осведомления «СД») и т. н. «криминальная полиция» («крипо») являлись отделами этого ведомства. В США Федеральное бюро расследований (ФБР) также объединяет политический и общеуголовный сыск. Характерным для США является сращивание органов юстиции с полицейским аппаратом: ФБР входит не в систему министерства внутренних дел (куда входят полицейские органы в большинстве капиталистических государств), а в систему министерства юстиции. Под руководством министра юстиции ФБР выступает в качестве исполнителя наиболее реакционных мероприятий американской империалистической буржуазии, осуществляющей террористическую расправу с прогрессивно-демократическими деятелями. В 20-х гг., напр., под руководством крайнего реакционера министра юстиции Пальмера ФБР произвело тысячи незаконных арестов, объявив «крестовый поход» против «красной опасности», а американские суды и прокуратура полностью поддержали эту кампанию полицейского террора против прогрессивных деятелей. То же происходит и в наст. время, когда ФБР совместно с федеральными судами и прокуратурой проводит массовые террористические мероприятия против прогрессивных деятелей, используя для этой цели реакционные законы Маккарэна-Вуда и Смита. Полицейский характер американской юстиции полностью проявился на процессе 11 руководителей американской компартии. Обвинение «основывалось» на показаниях 13 свидетелей, 12 из к-рых являлись штатными агентами ФБР или его негласными сотрудниками.

Для П. современных капиталистических государств характерно также объединение полицейского аппарата с т. н. «охранными» террористическими организациями, создаваемыми буржуазией для подавления сопротивления эксплуатируемых, и с «частными детективными агентствами», целиком состояниями на службе у монополий.

Американская П. (федеральная и П. отдельных штатов) связана с крайне реакционными организациями американской буржуазии — Ку-Клукс-Кланом, «Американским легионом» и т. д. Форд на своих заводах в Детройте создал специальный аппарат охраны и осведомления. Хотя формально этот аппарат и не облечён такими правами, как государственная П. США, фактически же он является полицейским аппаратом со специальной секретной службой осведомления, непосредственно связанным с официальным государственным полицейским аппаратом. Такие же службы созданы всеми крупными американскими монополистическими объединениями.

Для современных империалистических государств характерно усиление полицейского аппарата, увеличение его численности, проникновение П. во все отрасли государственной и общественной жизни, широкое применение террористических методов полицейской деятельности. Так, в 1951 г. ФБР насчитывало, по минимальным данным, многотысячную армию штатных агентов (не считая негласных осведомителей, т. н. «друзей ФБР»). В 1948 г. в картотеке ФБР находилось 113 млн. дактилоскопических карточек. Таким образом, всё взрослое население США взято на дактилоскопической учёт американской охранки.

Для полицейских методов характерно попрание элементарных прав личности.

 

 

Юридический энциклопедический словарь. 1987


ПОЛИЦИЯ (нем. Polizei, от греч.— liteia — управление делами государства), 1) в эксплуататорских гос-вах система особых органов надзора и принуждения, а также карательные войска внутр. назначения, охраняющие существующий общественный строй путём непосредственного подавления.

П.— один из ранее всего проявившихся признаков государства. Ф. Энгельс отмечал, что, напр., в Древних Афинах «...публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 118).

В бурж. странах осн. силой, используемой гос-вом для сохранения капиталистич. способа производства, как борьбы против трудящихся и др. прогрессивных сил.

В совр. капиталистов. гос-вах П. используется гл. обр. для карательно-репрессивных целей в борьбе против национально-освободит. и рабочего двидения.

Существует две формы организации нац. полицейских систем: централизованная (Австрия, Франция, Япония и др.) и децентрализованная (Великобритания, ФРГ и др.). П. осн. направлениям деятельности можно выделить: П. управления; П. безопасности; уголовную и административную (кабинетную) П.; политическую П.; военную П. (ж а н д а р м е р и я). В США федеральная П. состоит из входящего в состав Мин-ва юстиции Федерального бюро расследований (ФБР) и др. центр. полицейских ведомств в составе различных мин-в; П. штатов подчиняется, как правило, непосредственно губернатору штата. В Великобритании П. входит в систему Мин-ва внутренних дел; её оперативный штаб — лондонское управление уголовного расследования (Новый Скотленд ярд). ФРГ имеет разветвленную систему органов П.: ведомство по охране конституции, уголовная П., пограничная П., военная П., руководство к-рыми осуществляет федеральное Мин-во внутренних дел. Во Франции полицейские органы подчинены Ген. дирекции национальной П., входящей в состав Мин-ва внутренних дел.

В бурж. гос-вах имеется, как правило, частная П., охраняющая крупные пром., транспортные, банковские и др. объекты, а также осуществляются частный уголовный сыск. Патент на содержание частной П. выдаётся под денежный залог.

2) В нек-рых социалистич. странах (напр., ГДР) народная П. выполняет функции по охране правопорядка, аналогичные функциям милиции в СССР.

Я. М. Бельсон.

 

 

ПОЛИЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

ПОЛИ́ЦИЯ (нем. Polizei, от греч. πολιτεα  – го­су­дар­ст­вен­ное или го­род­ское управ­ле­ние, ад­ми­ни­ст­ра­ция), сис­те­ма осо­бых ор­га­нов над­зо­ра и при­ну­ж­де­ния го­су­дар­ст­ва, а так­же фор­ми­ро­ва­ния внутр. войск (жан­дар­ме­рии), пред­на­зна­чен­ные для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. По на­прав­ле­нию дея­тель­но­сти раз­ли­ча­ют П. гос., по­ли­тич. (тай­ную), управ­ле­ния, безо­пас­но­сти, кри­ми­наль­ную, адм., по­ли­цию во­ен­ную и др. Объ­ём пол­но­мо­чий П. оп­ре­де­ля­ет­ся внутр. за­ко­но­да­тель­ст­вом го­сударств. В боль­шин­ст­ве стран ми­ра осн. пред­на­зна­че­ни­ем П. яв­ля­ет­ся под­дер­жа­ние об­ществ. спо­кой­ст­вия и по­ряд­ка в го­ро­дах и др. на­се­лён­ных пунк­тах, пре­дот­вра­ще­ние пре­сту­п­ле­ний, пре­сле­до­ва­ние пра­во­на­ру­ши­те­лей, ока­за­ние по­мо­щи ли­цам, ко­то­рым уг­ро­жа­ет опас­ность. В отд. стра­нах к пол­но­мо­чи­ям П., кро­ме то­го, от­не­се­ны: ре­гу­ли­ро­ва­ние до­рож­но­го дви­же­ния, ох­ра­на разл. объ­ек­тов, про­ве­де­ние ава­рий­но-спа­сат. ра­бот, осу­ще­ст­в­ле­ние по­жар­ной ох­ра­ны, под­дер­жа­ние по­ряд­ка при про­ве­де­нии су­деб­ных за­се­да­ний, кон­троль­но-про­пу­ск­ной ре­жим на гос. гра­ни­це, пас­порт­но-ви­зо­вая ра­бо­та и др. На­зва­ния поли­цей­ских ор­га­нов так­же раз­лич­ны. Как пра­ви­ло, в го­су­дар­ст­ве П. пред­став­ле­на не­сколь­ки­ми по­ли­цей­ски­ми служ­ба­ми с пе­ре­се­каю­щей­ся ком­пе­тен­ци­ей. Обыч­но дей­ст­ву­ют об­щая П. и спе­циа­ли­зир. по­ли­цей­ские ор­га­ны. К осн. ве­де­нию об­щей П. от­но­сят­ся во­про­сы ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка и борь­бы с об­ще­уго­лов­ной пре­ступ­но­стью. Пред­ме­том спе­циа­ли­зир. ор­га­нов яв­ля­ют­ся отд. уча­ст­ки по­ли­цей­ской дея­тель­но­сти; напр., в РФ к та­ким спе­циа­ли­зир. струк­ту­рам от­но­сят­ся ор­га­ны нар­ко­кон­тро­ля. Од­на­ко есть го­су­дар­ст­ва, в ко­то­рых име­ет­ся толь­ко од­на П. для ре­ше­ния всех по­ли­цей­ских за­дач (Фин­лян­дия, Поль­ша и др.). По­ли­цей­ские ор­га­ны и фор­ми­ро­ва­ния мо­гут быть объ­е­ди­не­ны в од­ном ве­дом­ст­ве ли­бо управ­ле­ние ими осу­ще­ст­в­ля­ет­ся раз­ны­ми ве­дом­ст­ва­ми. В боль­шин­ст­ве стран об­щая П. вхо­дит в со­став МВД, но в ря­де го­су­дарств по­ли­цей­ские служ­бы под­чи­ня­ют­ся ми­ни­стер­ст­вам юс­ти­ции, ми­ни­стер­ст­вам внутр. безо­пас­но­сти, др. ве­дом­ст­вам ли­бо су­ще­ст­ву­ют как са­мо­сто­ят. ор­га­ны. Ор­га­ни­за­ция П. за­ви­сит от тра­ди­ций и ис­то­рии го­су­дар­ст­ва. Ны­не сло­жи­лись 3 фор­мы ор­га­ни­зац. по­строе­ния об­щей П.: цен­тра­ли­зо­ван­ная, ко­гда по­ли­цей­ские служ­бы объ­е­ди­не­ны жё­ст­кой вер­ти­ка­лью под­чи­не­ния (напр., Ав­ст­рия, РФ, Фран­ция); де­цен­тра­ли­зо­ван­ная, при ко­то­рой осн. объ­ём пол­но­мо­чий вы­пол­ня­ет П. тер­ри­то­рий и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, а функ­ции центр. вла­сти сво­дят­ся к ко­ор­ди­на­ции их дея­тель­но­сти (Гер­ма­ния, Мол­до­ва и др.); сме­шан­ная, где име­ют ме­сто как по­ли­цей­ские ор­га­ны об­ще­го­су­дарств. уров­ня, так и П. тер­ри­то­рий (боль­шин­ст­во го­су­дарств, в т. ч. США, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ка­на­да, Ита­лия, Япо­ния).

Представители полиции Нижнего Новгорода. Фото 1896.

П. воз­ник­ла с об­ра­зо­ва­ни­ем го­су­дар­ст­ва, но на про­тя­же­нии б. ч. ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва её функ­ции вы­пол­ня­ли уч­ре­ж­де­ния (долж­но­ст­ные ли­ца), в ком­пе­тен­цию ко­то­рых вхо­ди­ли и др. обя­зан­но­сти. Соб­ст­вен­но по­ли­цей­ские уч­ре­ж­де­ния по­яви­лись в ср.-век. Гер­ма­нии. Они пред­на­зна­ча­лись для ре­ше­ния за­дач по обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти и бла­го­ус­т­рой­ст­ву в пре­де­лах гор. по­се­ле­ния. В древ­ние вре­ме­на на Ру­си об­ще­по­ли­цей­ские функ­ции вы­пол­ня­ли кня­же­ская дру­жи­на и разл. ор­га­ны управ­ле­ния, зем­ле­вла­дель­цы и вот­чин­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция, ор­га­ны гор. и сель­ско­го об­щин­но­го са­мо­управ­ле­ния, сот­ские, пя­ти­де­сят­ские и де­сят­ские из ме­ст­но­го на­се­ле­ния. С 16 в. на гор. ули­цах ста­ла вы­став­лять­ся стра­жа. Ули­цы пе­ре­го­ра­жи­ва­лись ре­шёт­ка­ми, у ко­то­рых вы­став­лял­ся ка­ра­ул (во гла­ве с ре­шё­точ­ны­ми при­каз­чи­ка­ми), на въез­дах в го­ро­да соз­да­ва­лись за­ста­вы. В ох­ра­не об­ществ. по­ряд­ка ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись рас­квар­ти­ро­ван­ные в го­ро­дах во­ин­ские час­ти, осо­бен­но под­раз­де­ле­ния стрель­цов. Об­ще­по­ли­цей­ски­ми де­ла­ми (бла­го­чи­ни­ем) ве­да­ли при­ка­зы. Об­щая ре­гу­ляр­ная П. в Рос­сии на­ча­ла соз­да­вать­ся при Пет­ре I, ко­то­рый в 1718 уч­ре­дил долж­ность ге­не­рал-по­лиц­мей­сте­ра С.-Пе­тер­бур­га. В спец. пунк­тах ука­за оп­ре­де­ля­лись осн. обя­зан­но­сти П.: кон­троль за гра­до­строи­тель­ст­вом, над­зор за бла­го­ус­т­рой­ст­вом, са­ни­тар­ным со­стоя­ни­ем и тор­гов­лей го­ро­да, пре­се­че­ние пре­сту­п­ле­ний, обес­пе­че­ние об­ществ. по­ряд­ка, по­жар­ная ох­ра­на го­ро­да. В 1722 по­ли­цей­мей­стер­ская кан­це­ля­рия, воз­глав­ляе­мая обер-по­ли­цей­мей­сте­ром, ру­ко­во­див­шим гор. по­ли­цей­ской ко­ман­дой, бы­ла соз­да­на в Мо­ск­ве. Позд­нее бы­ли об­ра­зо­ва­ны по­ли­цей­ские струк­ту­ры в др. го­ро­дах. В 18 в. по­ли­цей­ские ор­га­ны не­од­но­крат­но ре­фор­ми­ро­ва­лись, а цен­тра­ли­зов. ру­ко­во­дство П. сме­ня­лось де­цен­тра­ли­зо­ван­ным и на­обо­рот. В нач. 19 в. все по­ли­цей­ские фор­ми­ро­ва­ния во­шли в со­став Ми­ни­стер­ст­ва по­ли­ции, а по­сле его уп­разд­не­ния – Ми­ни­стер­ст­ва внут­рен­них дел. Но на про­тя­же­нии это­го вре­ме­ни функ­ции П. в сфе­ре гос. управ­ле­ния по­сте­пен­но су­жа­лись, и она всё бо­лее пре­вра­ща­лась в спе­циа­ли­зир. пра­во­ох­ра­нит. ор­ган. В Рос­сии П. про­су­ще­ст­во­ва­ла до мар­та 1917. В сов. пе­ри­од раз­ви­тия рос. об­ще­ст­ва, а так­же в РФ до мар­та 2011 по­ли­цей­ские функ­ции вы­пол­ня­ла мили­ция.

Ны­не в Рос­сии об­щая П. не яв­ля­ет­ся са­мо­сто­ят. гос. ор­га­ном, а вхо­дит в сис­те­му МВД РФ в ви­де со­во­куп­но­сти под­раз­де­ле­ний, служб и ор­га­ни­за­ций. Ком­пе­тен­ция П. оп­ре­де­ле­на Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 7.2.2011 «О по­ли­ции», где вы­де­ле­ны сле­дую­щие осн. на­прав­ле­ния по­ли­цей­ской дея­тель­но­сти: за­щи­та лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва от про­ти­во­прав­ных по­ся­га­тельств; пре­ду­пре­ж­де­ние и пре­се­че­ние пре­сту­п­ле­ний и адм. пра­во­на­ру­ше­ний, вы­яв­ле­ние и рас­кры­тие пре­сту­п­ле­ний; про­из­вод­ст­во до­з­на­ния по уго­лов­ным де­лам; ро­зыск лиц; про­из­вод­ст­во по де­лам об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях, ис­пол­не­ние адм. на­ка­за­ний; обес­пе­че­ние пра­во­по­ряд­ка в об­ществ. мес­тах; обес­пе­че­ние безо­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния; кон­троль за со­блю­де­ни­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ в об­лас­ти обо­ро­та ору­жия; кон­троль за со­блю­де­ни­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ в об­лас­ти ча­ст­ной де­тек­тив­ной (сы­ск­ной) и ох­ран­ной дея­тель­но­сти; ох­ра­на иму­ще­ст­ва и объ­ек­тов, в т. ч. на до­го­вор­ной ос­но­ве; гос. за­щи­та по­тер­пев­ших, сви­де­те­лей и иных уча­ст­ни­ков уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ст­ва, су­дей, про­ку­ро­ров, сле­до­ва­те­лей, долж­но­ст­ных лиц пра­во­ох­ра­нит. и кон­тро­ли­рую­щих ор­га­нов, др. за­щи­щае­мых лиц; осу­ще­ст­в­ле­ние экс­перт­но-кри­ми­на­ли­стич. дея­тель­но­сти. Обя­зан­но­стью П. яв­ля­ет­ся так­же ока­за­ние по­мо­щи ли­цам, по­стра­дав­шим от пра­во­на­ру­ше­ний и не­сча­ст­ных слу­ча­ев, на­хо­дя­щим­ся в бес­по­мощ­ном со­стоя­нии ли­бо в со­стоя­нии, опас­ном для их жиз­ни и здо­ро­вья. П. для вы­пол­не­ния воз­ло­жен­ных на неё обя­зан­но­стей на­де­ле­на ши­ро­ким объ­ё­мом прав. Она, в ча­ст­но­сти, впра­ве тре­бо­вать от гра­ж­дан, долж­но­ст­ных лиц и ор­га­ни­за­ций за­кон­но­го (обя­зан­но­го) по­ве­де­ния, осу­ще­ст­в­лять про­вер­ку до­ку­мен­тов, ис­тре­бо­вать от гра­ж­дан, долж­но­ст­ных лиц и ор­га­ни­за­ций до­ку­мен­ты и иную ин­фор­ма­цию, пат­ру­ли­ро­вать об­ществ. мес­та, за­дер­жи­вать пра­во­на­ру­ши­те­лей, про­ни­кать в жи­лые и иные по­ме­ще­ния, ко­гда там со­вер­ша­ет­ся пре­сту­п­ле­ние, оце­п­лять (бло­ки­ро­вать) уча­ст­ки ме­ст­но­сти и объ­ек­ты, ог­ра­ни­чи­вать дви­же­ние ав­то­транс­пор­та, при­ме­нять фи­зич. си­лу, спец. сред­ст­ва и ог­не­стрель­ное ору­жие и вы­пол­нять др. юри­ди­че­ски зна­чи­мые дей­ст­вия.

Фото А. И. Нагаева Учебное десантирование с полицейского вертолёта МИ-8. Фото 2011.

Совр. идео­ло­гия дея­тель­но­сти П. ос­но­вы­ва­ет­ся на парт­нёр­ской мо­де­ли от­но­ше­ний П. и об­ще­ст­ва. Ор­га­ни­зац. фор­мой со­гла­со­ва­ния об­ще­ст­вен­но зна­чи­мых ин­те­ре­сов гра­ж­дан, ор­га­нов гос. вла­сти, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, об­ществ. объ­е­ди­не­ний, пра­во­за­щит­ных ор­га­ни­за­ций и иных ин­сти­ту­тов гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва для ре­ше­ния наи­бо­лее важ­ных во­про­сов дея­тель­но­сти П. вы­сту­па­ют об­ществ. со­ве­ты, об­ра­зуе­мые при МВД РФ и его тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нах. Чис­лен­ность П. со­став­ля­ет св. 782 тыс. чел. (2013). По­ли­цей­ски­ми яв­ля­ют­ся сле­дую­щие под­раз­де­ле­ния орга­нов внутр. дел: по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния (ГИБДД); по обес­пе­че­нию ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка; по про­ти­во­дей­ст­вию экс­тре­миз­му; соб­ст­вен­ной безо­пас­но­сти; уго­лов­но­го ро­зы­ска; эко­но­мич. безо­пас­но­сти и про­ти­во­дей­ст­вия кор­руп­ции; доз­на­ния; спец. тех­нич. ме­ро­прия­тий; опе­ра­тив­но-по­ис­ко­вые; от­ря­ды спец. на­зна­че­ния; по обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти лиц, под­ле­жа­щих гос. за­щи­те, и не­ко­то­рые др. Ру­ко­во­д­ство П. осу­ще­ст­в­ля­ют: в мас­шта­бах всей стра­ны – ми­нистр внутр. дел РФ, в субъ­ек­тах РФ – ми­ни­ст­ры внутр. дел рес­пуб­лик, на­чаль­ни­ки гл. управ­ле­ний и управ­ле­ния МВД РФ по иным субъ­ек­там РФ, в му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях – на­чаль­ни­ки управ­ле­ний (от­де­лов) МВД по рай­онам, го­ро­дам, иным му­ни­ци­паль­ным об­ра­зо­ва­ни­ям, а так­же на­чаль­ни­ки иных тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов МВД (на ок­руж­ном и меж­ре­гио­наль­ном уров­нях, на транс­пор­те, в за­кры­тых адм.-терр. об­ра­зо­ва­ни­ях). В Гл. управ­ле­ни­ях (управ­ле­ни­ях) МВД РФ по субъ­ек­там РФ, а так­же в гор. и рай­он­ных от­де­лах (управ­ле­ни­ях) внутр. дел уч­ре­ж­де­на долж­ность на­чаль­ни­ка П., ко­то­рый яв­ля­ет­ся зам. на­чаль­ни­ка со­от­вет­ст­вую­ще­го ор­га­на внутр. дел.

Лит.: Гу­ба­нов А. В. По­ли­ция за­ру­беж­ных го­су­дарств. М., 2001; Ав­ру­тин Ю. А. По­ли­ция и ми­ли­ция в ме­ха­низ­ме обес­пе­че­ния го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти в Рос­сии. СПб., 2003; По­ли­цей­ские сис­те­мы за­ру­беж­ных стран. М., 2004–2006. Ч. 1–3; Рыб­ни­ков В. В., Алек­су­шин Г. В. Ис­то­рия пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов Оте­че­ст­ва. М., 2008.

 

 

Ссылки


 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024