ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Бейл

Пьер Бейль (фр. Pierre Bayle) (род. 18 ноября 1647 года в Карлате, графство Фуа, Лангедок, † 28 декабря 1706 года в Роттердаме)... Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (1647—1706), французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения; с позиций скептицизма отвергал возможность рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Основные произведения — «Исторический и критический словарь» (т. 1—2, 1695—1697) — оказала большое влияние на развитие европейского свободомыслия.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


БЕЙЛЬ, Пьер (1647—1706), прогрессивный французский мыслитель, автор «Исторического и критического словаря» (2 тт., 1695), возвестивший, по характеристике К. Маркса, «появление атеистического общества».

 

 

Краткий философский словарь. 1954


БЕЙЛЬ, БЭЙЛЬ, Пьер (1647—1706) — выдающийся французский публицист и философ. Бейль, как указывал Маркс, теоретически подорвал доверие к метафизики и богословской схоластике. Он открыто заявил, что вполне возможно существование общества, состоящего исключительно из атеистов. Человека унижает не атеизм (см.), писал Бейль, а религиозные предрассудки. Вслед за Декартом (см.) Бейль провозгласил сомнение единственным методом познания объективного мира. Путь к истине лежит через сомнение. Но сама истина существует объективно, независимо от познания её. Истину, говорит Бейль, нельзя уничтожить ни общей традицией, ни единодушным согласием всех людей. Скептицизм был в руках Бейля оружием борьбы против метафизики и схоластики. Бейль, замечает Маркс, преимущественно опровергал Спинозу (см.) и Лейбница (см.). Критикуя Спинозу, Бейль доказывает абсурдность отождествление материальной субстанции — основы всех изменений и явлений в мире — с богом. Бейль склоняется к утверждению, что субстанция едина, но не единственна. Если у Спинозы каждая вещь есть только осколок общей субстанции, тождественный с ней, то, по Бейлу, каждая вещь может быть рассматриваема как самостоятельная субстанция. Вселенная, согласно его взгляду, состоит из бесконечного множества обособленных и наделённых разумом субстанций.

Лейбница Бейль критикует за его учение о так называемой предустановленной гармонии. Если допустить, что всё к лучшему в этом лучшем из миров, как мыслил Лейбниц, то откуда же. спрашивает Бейль, зло, бедствия и обман и как может быть наказуемо зло, если оно с необходимостью вытекает из предусмотренной гармонии? Поэтому, по Бейлю, нравственность нельзя связывать с религией. Самые религиозные люди, говорит Бейль, могут быть самыми безнравственными, и, наоборот, атеисты могут быть высоконравственными людьми. Религия не является уздой, сдерживающей страсти. Разум человека может без помощи религии определить, какие поступки достойны похвалы и какие — порицания. Добро надо любить само по себе, а не из-за страха перед богом.Поведение человека, по Бейлю, зависит не от законов евангелия, а от законов государства; измените законы государства, и вы измените нравственность. Бейль был сторонником монархии. Хотя свой скептицизм он распространял и на разум и его критика религии была половинчатой, всё же философия Бейля сыграла в целом положительную роль. Главное произведение Бейля — «Исторический и критический словарь» (1695—1697).

 

 

БЕЙЛЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Версия 2022

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (18.11.1647, Карла – 28.12.1706, Роттердам), франц. философ и публицист, представитель скептицизма 17 в. Родился в семье протестантского пастора. Проф. философии в протестантской академии в Седане (1675–81), после её закрытия Людовиком XIV эмигрировал в Голландию; проф. Роттердамского ун-та (1681–92). С 1684 издавал науч. ж. «Новости литературной республики». Большой популярностью пользовался 2-томный «Исторический и критический словарь» («Dictionnaire historique et critique», 1695–97, рус. пер. 1968), содержащий биографии и многочисл. примечания, трактующие богословские, филос., науч., историч. и др. вопросы. В 1697–1741 словарь издавался 11 раз на франц. яз. и 2 раза на английском.

Филос. мировоззрение Б. сформировалось под влиянием как античного скептицизма (пирронизма), так и идей М. Монтеня, Б. Паскаля, Р. Декарта. Но в отличие от декартовского критич. сомнения скептицизм Б. более последователен: не только схоластика, но и труды современников должны быть выставлены на суд разума. Скептицизм предстаёт у Б. как критич. рефлексия, направленная на поиск истины; Б. исходит при этом из того, что всем людям присущ «естественный свет» всеобщего разума – «первое правило» жизни; учение, проповедуемое в Священном Писании, – это «второе правило», зависящее от первого. «Естественный свет» есть высший судья, его приговор окончательный, и если утверждения Священного Писания противоречат этому приговору, то они ложны. Б. оказал значит. влияние на франц. и нем. Просвещение и англ. деизм.

Литература

Соч.: Œuvres diverses. La Haye, 1727–1731. Vol. 1–4.

Лит.: Пи­ков В. П. Бейль. М., 1933; Бо­гу­слав­ский В. М. П. Бейль. М., 1995.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024