ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
В литературе - Большая российская энциклопедия. 2017
В музыке - Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М.: Русский язык, 1978


ПАРОДIЯ ж. грч. забавная передѣлка важнаго сочиненья, смѣшное или насмѣшливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку. Пародировать что, представлять, изображать въ смешномъ, превратномъ видѣ; перелицевать, вывернуть наизнанку; представить важное смѣшнымъ.

 

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: БСЭ, 1953—1955


ПАРОДИЯ, шуточное или насмешливое подражание к.-л. лит. произведению с целью осмеяния или подчёркивания его слабых сторон. В другом смысле П.— внешнее, неудачное подражание чему-нибудь, извращающее сущность.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980


ПАРОДИЯ (греч. parõdia). 1) жанр в лит-ре, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирич., иронич. и юмористич. целях индивидуальной манеры, а также целого стиля, направления, жанра или стереотипов речи, игры и поведения (см. напр. Козьма Прутков). 2) Подражание, неосознанное искажающее образец; смешное, искажённое подобие чего-либо.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986


ПАРО´ДИЯ, -и, 1. Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П. на роман. 2. перен. Неудачное, искажающее образец подражание, превращающееся в насмешку, издевательство. Не стихи а п. || прил. пародический, -ая, -ое и пародийный, -ая, -ое. Пародический прием. Пародийный стиль.

ПАРОДИ´РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., кого-что. Представить (-влять) в пародийном виде.

ПАРОДИ´СТ, -а, м. Автор пародий.

 

 

ПАРОДИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


ПАРО́ДИЯ (от греч. παρῳδία – перепев) в литературе и искусстве, комическое подражание. Пародироваться могут как худож. произведение или группа произведений, так и индивидуальная манера, стереотипы речи и поведения. Необходимым условием П. является наличие узнаваемого пародируемого образца. В зависимости от характера комизма П. бывают юмористическими или сатирическими.

П. в литературе, как правило, строится на нарочитом несоответствии плана выражения плану содержания; в её основе часто лежат приёмы бурлеска. П. может относиться как к стилю, так и к тематике произведений конкретного автора, жанра, целого худож. направления. П. не раз становилась средством лит. полемики, особенно при смене худож. эпох и стилей, но может преследовать и внелитературные цели, никак не связанные с «пародируемым» произведением.

Древнейшая П. в европ. литературе – др.-греч. поэма «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек», 6 в. или 5 в. до н. э.), в которой раздор и сражения между животными описаны стилем «Илиады». Комедии Аристофана, направленные против софистов и Сократа, трагедий Еврипида («Облака», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки») стали первыми образцами полемич. П. В средние века получила распространение П. на сакральные тексты (на Священное Писание, на церковные песнопения) – т. н. parodia sacra, не имевшая кощунственного характера. Пародийностью проникнут роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле. Один из наиболее ярких и значит. образцов П. раннего Нового времени – роман М. де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», являющийся во многом П. на обветшалый жанр рыцарского романа. К П. неоднократно обращался в своих пьесах У. Шекспир. В 17–18 вв. известность снискали пародийные поэмы П. Скаррона («Вергилий наизнанку»), А. Тассони («Похищенное ведро»), Н. Буало («Налой»), А. Поупа («Похищение локона»), пародийные комедии Мольера («Смешные жеманницы», «Версальский экспромт»). В эпоху Просвещения П. писали Д. Дефо и Дж. Свифт, Г. Филдинг и Вольтер; в 19 в. – Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Скотт, Г. Гейне, Э. М. Лабиш, Э. Скриб и мн. др. Широкое распространение П. получила в 20 в. – от произведений К. Чапека, С. Ликока, А. Франса, Б. Брехта до лит-ры постмодернизма.

В России первые П. относятся к 17 в.: П. на челобитную, на роспись о приданом, на лечебник, на церковную службу и т. д. В 18 в. появились П. в форме ироикомической поэмы: «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздражённый Вакх» В. И. Майкова, «Вергилиева Энеида, вывернутая наизнанку» Н. П. Осипова и др., а также полемические П.: «Оды вздорные» А. П. Сумарокова, направленные против торжественных од М. В. Ломоносова и В. П. Петрова. В 19 в. к П. обращались К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, И. И. Дмитриев, А. А. Шаховской, молодой А. С. Пушкин; характерные образцы создали Д. Д. Минаев, В. С. Курочкин, Н. А. Добролюбов, И. И. Панаев, Козьма Прутков, В. С. Соловьёв. В 20 в. написание П. становится преим. уделом авторов-пародистов, специализирующихся почти исключительно на создании произведений подобного рода: А. А. Измайлов в 1910-е гг., А. Г. Архангельский в 1920–30-е гг., А. А. Иванов в 1960–70-е гг. Элементы П. присущи романам В. Г. Сорокина («Голубое сало», 1999), Б. Акунина («Внеклассное чтение», 2002), некоторым стихотворениям Т. Ю. Кибирова и др.

Театр и кино. П. была широко представлена в ярмарочных театрах; многочисл. П. созданы в 17–18 вв. в парижском театре «Комеди Итальен». В России П. развивали театры «Кривое зеркало» и «Летучая мышь», позднее – «Синяя блуза», Моск. и Ленингр. театры миниатюр и пр. В 1989 в Москве создан Театр пародий под рук. В. Винокура (с 1997 гос.). Популярностью П. пользуется в кукольном театре (спектакли «Обыкновенный концерт», «Дон Жуан-75» в Центр. театре кукол им. С. В. Образцова), на эстраде (В. Я. Хенкин, А. И. Райкин, Миронова и Менакер, В. И. Чистяков, Г. В. Хазанов, М. С. Евдокимов, М. Я. Грушевский), в цирке (В. Е. Лазаренко, бр. Танти, Б. П. Вяткин, О. К. Попов). Широкое распространение П. получила на телевидении, а также в кино. Среди кинопародий кон. 20 – нач. 21 вв.: «Космические яйца» (1987, на эпопею Дж. Лукаса о звёздных войнах), «Горячие головы» (1991, на боевики), серия картин «Очень страшное кино» (2000–2011, на фильмы ужасов), «Нереальный блокбастер» (2008) – все США; «Самый лучший фильм» (2008) и «Самый лучший фильм 2» (2009) – Россия.

В изобразительном искусстве до Новейшего времени иногда встречается пародирование отд. известных произведений либо пародийная (намеренно сниженная) интерпретация возвышенных сюжетов. В 20 в. П. используют мастера дадаизма, сюрреализма и др. направлений авангардизма; во 2-й пол. 20 в. П. становится одним из определяющих приёмов поп-арта и соц-арта (последний термин сам является пародийным).

Библиография

Изд.: Русская литературная пародия. М.; Л., 1930; Мнимая поэзия: Материалы по истории поэтической пародии XVIII и XIX в. / Под ред. Ю. Тынянова. М.; Л., 1931; Русская стихотворная пародия. (XVIII – начало ХХ в.) / Вступ. ст., подгот. текста и прим. А. А. Морозова. Л., 1960; Русская театральная пародия XIX – начала XX в. / Сост., ред., вступ. ст., коммент. М. Я. Полякова. М., 1976.

Лит.: Берков П. Н. Козьма Прутков, директор пробирной палатки и поэт. К истории русской пародии. Л., 1933; Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968; Пасси И. Хитрости пародии // Вопросы философии. 1969. № 12; Фрейденберг О. М. Происхождение пародии // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Т. 6. Вып. 308; Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Hutcheon L. A theory of parody: the teachings of twentieth-century art forms. N. Y.; L., 1985; Karrer W. Parodie, Travestie, Pastiche. Münch., 1987; Новиков В. И. Книга о пародии. М., 1989; Rose M. Parody: ancient, modern, and post-modern. Camb., 1993; Тихвинская Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908–1917. М., 1995; Д’Анджело Б. Пародия в средневековой романской литературе (1250–1350). М., 2003; Даркевич В. П. Народная культура Средневековья: пародия в литературе и искусстве IX–XVI вв. 2-е изд. М., 2009.

 

 

ПАРОДИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


ПАРО́ДИЯ в музыке, 1) в мессе эпохи Возрождения П. – цитирование композитором чужого (реже собственного) фрагмента многоголосного вокального сочинения: шансон (оригинал мог иметь текст фривольного содержания, как, напр., популярная шансон «Susanne un jour» – «Однажды Сюзанна»), мотета, мессы. Термин «П.» в этом значении ввёл в науч. оборот А. В. Амброс (1868) и поддержал нем. музыковед П. Вагнер в своей работе «История мессы» (1913). В историч. документах (нотах, муз.-теоретич. трактатах) вместо слова «П.» часто встречается лат. термин «имитация» (missa ad imitationem; букв. – месса в подражание), которого ныне принято избегать в связи с возможной терминологич. путаницей (имитация – осн. приём полифонической техники). При разработке цитаты композитор мог отключить отд. голоса оригинала и/или приписать собств. новые. Основоположником техники П. считается Жоскен Депре (примеры месс-пародий в его творчестве – «Malheur me bat», «Mater Patris» и «Fortuna desperata»), ранний образец жанра есть также у А. Брюмеля (месса «De dringhs» на собств. шансон «Tous les regretz» – «Все печали [мира]»). К сер. 16 в. большинство авторов использовали именно эту технику, особенно часто её применял Дж. П. да Палестрина: св. 50 его месс содержат П. на собств. или заимствованные многоголосные модели (напр., месса «Assumpta est Maria»). Среди др. авторов месс-пародий: Ф. де Монте, Я. Климент-не-папа, А. Вилларт, О. Лассо, К. де Моралес, Т. Л. де Виктория (месса «O quam gloriosum»), Н. Гомберт, К. Монтеверди (месса «In illo tempore»). После запрета на использование в церковной музыке заимствований светского тематич. материала, установленного Тридентским собором, количество месс-пародий в Италии сократилось, в то время как в Германии ощутимой реакции композиторов на этот запрет не последовало. Технику П. систематически изложил итал. теоретик музыки П. Чероне в большом трактате «El melopeo y maestro» (1613). От месс-пародий следует отличать мессы-парафразы (см. в ст. Парафраза). 2) То же, что контрафактура. 3) Разработка автором муз. материала собств. сочинений в новом произведении. Образцы – у И. С. Баха, вокальные сочинения которого часто сочетают контрафактуру ранее созданной композиции и авторскую переработку; пример инструментальной П. – Концерт a-moll для клавесина, флейты, скрипки и струнных BWV 1044, части которого включают материал Трио-сонаты BWV 527 и Фуги для клавира BWV 894. 4) Пародийность в смысле воспроизведения свойств к.-л. муз. материала в иронич. ключе свойственна мн. стилевым направлениям (неоклассицизм, авангардизм) и жанрам (оперетта).

Библиография

Лит.: Schering A. Über Bachs Parodieverfahren // Bach-Jahrbuch. 1921. Jg. 18; Lockwood L. On 'parody' as term and concept in 16th-century music // Aspects of medieval and Renaissance music: a birthday offering to G. Reese. N. Y., 1966; Brainard P. Bach’s parody procedure and the St. Matthew Passion // Journal of the American Musicological Society. 1969. Vol. 22. № 2; Brown H. M. Emulation, competition, and homage: imitation and theories of imitation in the Renaissance // Ibid. 1982. Vol. 35. № 1; Häfner K. Aspekte des Parodieverfahrens bei J. S. Bach: Beiträge zur Wiederentdeckung verschollener Vokalwerke. Laaber, 1987; Schulze H.-J. The parody process in Bach’s music: an old problem reconsidered // Bach. 1989. Vol. 20. № 1; Dürr A. Zur Parodiefrage in Bachs h-moll-Messe: eine Bestandsaufnahme // Die Musikforschung. 1992. Bd 45. № 2.

 

 

Ссылка


Пародия — Википедия

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024