ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М.: изд. Русский язык, 1978. — Т. 4, с. 665


ЭСТРАДА ж. итал. помостъ, возвышенье, ипр. для музыки.
 

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: изд. БСЭ, 1953—1955. — Т. 3, с. 702


ЭСТРАДА, 1) вид сценич. искусства, объединяющий разнообразные формы исполнит. творчества (инструментальное и вокальное исполнение муз. произведений, художеств. чтение, танец, исполнение небольших драматич. сценок, скетчей, пародий, цирковых номеров и т. д.). Эстрадные представления или концерты строятся иногда на основе тематич. программы, объединённый конферансом. 2) Подмостки для концертных выступлений.

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — М.: изд. СЭ, 1980. — С. 1572


ЭСТРАДА (франц. estrade), 1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драм. и вок. иск-ва, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отд. законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоят. иск-во сформировалось в кон. 19 в. 2) Сценич. площадка (пост. или врем.) для концертных выступлений артистов.

ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР, инстр. ансамбль, исполняющий эстрадную, джазовую музыку. Состоит из струнных, духовых (в т. ч. гитар, саксофонов), аккордеонов, ударных и электроинструментов.

ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценич. танца, небольшая сценка, хореографич. миниатюра; включает эксцентрику, акробатику, ритмич. танцы и др.

 

 

С. И. ОжеговСловарь русского языка. — М.: изд. Русский язык, 1986. — С. 791


ЭСТРА´ДА, -ы, ж. 1. Возвышение для исполнителей (оркестра, чтеца и т. п.), выступающих перед публикой. Выйти на эстраду. 2. Музыкальное или драматическое искусство — исполнение небольших произведений на эстраде, на сцене. Советская э. Артист эстрады. Театр эстрады. || прил. эстрадный, -ая, -ое. Э. концерт.

ЭСТРА´ДНИК, -а, м. Артист эстрады (во 2 знач.). || ж. эстрадница, -ы.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 479. // Электронная версия


ЭСТРАДА (франц. estrade – воз­вы­ше­ние, под­мо­ст­ки), 1) вид сце­нич. ис­кус­ст­ва. Вклю­ча­ет т. н. ма­лые фор­мы дра­ма­тур­гии, дра­ма­тич. и во­каль­но­го иск-ва, му­зы­ки, хо­рео­гра­фии, цир­ка, те­ат­ра ку­кол и др. Со­еди­ня­ет в пред­став­ле­нии (кон­цер­те) раз­но­об­раз­ные жан­ры (ку­плет, скетч, мо­но­лог, ак­ро­ба­тич. та­нец, ма­ни­пу­ля­цию и мн. др.) в но­ме­рах, яв­ляю­щих­ся отд. за­кон­чен­ны­ми вы­сту­п­ле­ния­ми од­но­го или не­сколь­ких ар­ти­стов. Для Э. ха­рак­тер­но пря­мое об­ра­ще­ние ар­ти­стов к зри­тель­но­му за­лу, час­то от собств. ли­ца. Эс­т­рад­но­му ис­пол­ни­те­лю при­су­щи об­на­жён­ность чувств, от­кры­тость мас­тер­ст­ва. Учи­ты­вая крат­кость вы­сту­п­ле­ния, ар­ти­сты Э. ши­ро­ко при­ме­ня­ют сред­ст­ва мол­ние­нос­но­го воз­дей­ст­вия на зал, приё­мы гро­те­ска, буф­фо­на­ды. Они, как пра­ви­ло, от­ка­зы­ва­ют­ся от глу­бо­кой пси­хо­ло­гич. раз­ра­бот­ки об­раза, стре­мят­ся соз­дать оп­ре­де­лён­ную мас­ку. В иск-ве Э. (пре­ж­де все­го в раз­го­вор­ных жан­рах) пре­об­ла­да­ют эле­менты юмо­ра, са­ти­ры и пуб­ли­ци­сти­ки, оно стро­ит­ся пре­им. на зло­бо­днев­ном ма­те­риа­ле. Ис­то­ки Э. – в вы­сту­п­ле­ни­ях бро­дя­чих ар­ти­стов (ско­мо­ро­хов, жонг­лё­ров, шпиль­ма­нов и др.) гл. обр. на нар. гу­лянь­ях, а с сер. 18 в. и в ба­ла­га­нах, где вы­сту­па­ли зву­ко­под­ра­жа­те­ли, ак­роба­ты, фо­кус­ни­ки, транс­фор­ма­то­ры, со 2-й пол. 19 в. так­же рас­сказ­чи­ки, ку­пле­ти­сты, ис­пол­ни­те­ли фар­со­вых сце­нок. Дру­гим ис­точ­ни­ком Э. ста­ли ди­вер­тис­мен­ты. Иск-во Э. раз­ви­ва­лось и в мю­зик-хол­лах (осо­бен­но рас­про­стра­нён­ных в Анг­лии), ка­ба­ре, те­ат­рах ми­ниа­тюр, те­ат­рах эс­т­ра­ды. Су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие Э. ока­за­ли джазпан­то­ми­марок-му­зы­капоп-му­зы­ка, рэп, разл. фор­мы хо­рео­гра­фии – на­род­но-сце­нич. та­нец, степ, са­лон­но-бы­то­вой та­нец, ак­ро­ба­тич. груп­по­вой рит­ми­че­ский та­нец «гёрлс», рок-н-ролл, брейк, смёрф, хип и т. д. Боль­шое рас­про­стра­не­ние на Э. по­лу­чи­ла пес­ня. Тер­мин «Э.», во­шед­ший в оби­ход (при­ме­ни­тель­но к ви­ду иск-ва) на ру­бе­же 19–20 вв., в 21 в. всё ча­ще ус­ту­па­ет ме­сто по­ня­тию шоу-биз­нес. (Под­роб­нее о раз­ви­тии отеч. Э. см. в то­ме «Рос­сия» раз­дел Эс­т­ра­да).

2) Сце­нич. пло­щад­ка (по­сто­ян­ная и вре­мен­ная) для кон­церт­ных вы­сту­п­ле­ний ар­ти­стов.

Библиография

Лит.: Эс­т­ра­да / Под ред. С. А. Вос­кре­сен­ско­го, М. Пад­во. М., 1928; Куз­не­цов Е. М. Из про­шло­го рус­ской эст­ра­ды. М., 1958; Уте­сов Л. О. С пес­ней по жиз­ни. М., 1961; Дмит­ри­ев Ю. А. Со­вет­ская эс­т­ра­да. М., 1968; Смир­нов-Со­коль­ский Н. П. Со­рок пять лет на эс­т­ра­де. М., 1976; По­ля­ков В. С. То­ва­рищ Смех. М., 1976; Лу­на­чар­ский А. В. О мас­со­вых празд­не­ст­вах, эс­т­ра­де, цир­ке. М., 1981; Вар­та­нов А. С. Те­ле­ви­зи­он­ная эс­т­ра­да. М., 1982; он же. Те­ле­ви­зи­он­ные зре­ли­ща. М., 1986; Кли­тин С. С. Эс­т­ра­да. М., 1987; Эс­т­ра­да: Что? где? за­чем? М., 1988; Эс­т­ра­да без па­ра­да. М., 1991; Ур­ба­ни­за­ция и раз­влека­тель­ная куль­ту­ра. М., 1991; Тих­вин­ская Л. И. Ка­ба­ре и те­ат­ры ми­ниа­тюр в Рос­сии. 1908–1917. М., 1995; Сав­чен­ко Б. А. Эст­ра­да рет­ро. М., 1996; он же. Мо­с­ков­ская эс­т­ра­да в ли­цах. М., 1997; Рай­кин А. И. Воспо­ми­на­ния. М., 1998; Эс­т­ра­да Рос­сии: XX век. М., 2004; Ше­ре­меть­ев­ская Н. Е. Та­нец на эс­т­ра­де. М., 2006; Бре­мя раз­вле­че­ний: Otium в Ев­ро­пе, XVIII–XX вв. СПб., 2006.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Эстрада в центральном парке Калининграда

Эстра́да (от фр. estrade, «подмосткипомост») — первоначально, разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Приложение


Игорь Кийко. 2022

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024