ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. — М.: изд. Русский язык, 1978. — С. 665


ЭСТРАДА ж. итал. помостъ, возвышенье, ипр. для музыки.
 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 702


ЭСТРАДА, 1) вид сценич. искусства, объединяющий разнообразные формы исполнит. творчества (инструментальное и вокальное исполнение муз. произведений, художеств. чтение, танец, исполнение небольших драматич. сценок, скетчей, пародий, цирковых номеров и т. д.). Эстрадные представления или концерты строятся иногда на основе тематич. программы, объединённый конферансом. 2) Подмостки для концертных выступлений.

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1572


ЭСТРАДА (франц. estrade), 1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драм. и вок. иск-ва, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отд. законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоят. иск-во сформировалось в кон. 19 в. 2) Сценич. площадка (пост. или врем.) для концертных выступлений артистов.

ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР, инстр. ансамбль, исполняющий эстрадную, джазовую музыку. Состоит из струнных, духовых (в т. ч. гитар, саксофонов), аккордеонов, ударных и электроинструментов.

ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценич. танца, небольшая сценка, хореографич. миниатюра; включает эксцентрику, акробатику, ритмич. танцы и др.

 

 

С. И. ОжеговСловарь русского языка. — М.: изд. Русский язык, 1986. — С. 791


ЭСТРА´ДА, -ы, ж. 1. Возвышение для исполнителей (оркестра, чтеца и т. п.), выступающих перед публикой. Выйти на эстраду. 2. Музыкальное или драматическое искусство — исполнение небольших произведений на эстраде, на сцене. Советская э. Артист эстрады. Театр эстрады. || прил. эстрадный, -ая, -ое. Э. концерт.

ЭСТРА´ДНИК, -а, м. Артист эстрады (во 2 знач.). || ж. эстрадница, -ы.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 479. // Электронная версия


ЭСТРАДА (франц. estrade – возвышение, подмостки), 1) вид сценич. искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматич. и вокального иск-ва, музыки, хореографии, цирка, театра кукол и др. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры (куплет, скетч, монолог, акробатич. танец, манипуляцию и мн. др.) в номерах, являющихся отд. законченными выступлениями одного или нескольких артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрительному залу, часто от собств. лица. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологич. разработки образа, стремятся создать определённую маску. В иск-ве Э. (прежде всего в разговорных жанрах) преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики, оно строится преим. на злободневном материале. Истоки Э. – в выступлениях бродячих артистов (скоморохов, жонглёров, шпильманов и др.) гл. обр. на нар. гуляньях, а с сер. 18 в. и в балаганах, где выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, со 2-й пол. 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок. Другим источником Э. стали дивертисменты. Иск-во Э. развивалось и в мюзик-холлах (особенно распространённых в Англии), кабаре, театрах миниатюр, театрах эстрады. Существенное влияние на развитие Э. оказали джазпантомимарок-музыкапоп-музыка, рэп, разл. формы хореографии – народно-сценич. танец, степ, салонно-бытовой танец, акробатич. групповой ритмический танец «гёрлс», рок-н-ролл, брейк, смёрф, хип и т. д. Большое распространение на Э. получила песня. Термин «Э.», вошедший в обиход (применительно к виду иск-ва) на рубеже 19–20 вв., в 21 в. всё чаще уступает место понятию шоу-бизнес. (Подробнее о развитии отеч. Э. см. в томе «Россия» раздел Эстрада).

2) Сценич. площадка (постоянная и временная) для концертных выступлений артистов.

Библиография

Лит.: Эстрада / Под ред. С. А. Воскресенского, М. Падво. М., 1928; Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; Утесов Л. О. С песней по жизни. М., 1961; Дмитриев Ю. А. Советская эстрада. М., 1968; Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде. М., 1976; Поляков В. С. Товарищ Смех. М., 1976; Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981; Вартанов А. С. Телевизионная эстрада. М., 1982; он же. Телевизионные зрелища. М., 1986; Клитин С. С. Эстрада. М., 1987; Эстрада: Что? где? зачем? М., 1988; Эстрада без парада. М., 1991; Урбанизация и развлекательная культура. М., 1991; Тихвинская Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908–1917. М., 1995; Савченко Б. А. Эстрада ретро. М., 1996; он же. Московская эстрада в лицах. М., 1997; Райкин А. И. Воспоминания. М., 1998; Эстрада России: XX век. М., 2004; Шереметьевская Н. Е. Танец на эстраде. М., 2006; Бремя развлечений: Otium в Европе, XVIII–XX вв. СПб., 2006.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Эстрада в центральном парке Калининграда

Эстра́да (от фр. estrade, «подмосткипомост») — первоначально, разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Приложение


Игорь Кийко. 2022

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024