Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Оперетта — небольшая опера, въ которой отдѣльные муз. номера связаны не речитативами, а дiалогами. Въ О. всѣ музыкальные номера меньше по размѣру, проще по формѣ и по фактурѣ, чѣмъ въ оперѣ. О. состоитъ изъ одного, двухъ или трехъ актовъ, не болѣе. Сюжетъ О.— исключительно комическiй. Хотя итальянскую opera-buffa нельзя вполнѣ считать О., но она генетически связана съ нею. Первою формою opera-buffa было веселое интермеццо, исполнявшееся между актами серьезной оперы, чтобы путемъ контраста возвысить художественное дѣйствiе серьезной оперы. Выдающимися композиторами въ этой области были Лагрошино, Пиччини, Галуппи, Паизiелло, Чимароза, позднеѣ Россини, Доницетти. Opera-buffa есть продуктъ XVIII ст. Послѣ изгнанiя итальянской opera-buffa изъ Парижа, тамъ явилась французская оперетта: «Comedie à ariettes». Первое сочиненiе въ этомъ родѣ, «Les troqueurs», написалъ Антуанъ д'Овернь (1754); затѣмъ О. писали во Францiи Дуни, Филидоръ, Монсиньи, Гретри, д'Алейракъ, Госсекъ, Катель, Николо Изуаръ. У позднѣйшихъ композиторовъ О. скорѣе переходитъ въ комическую оперу (Буалдьё, Адамъ, Мегюль, Оберъ). Позднѣйшая О. во Францiи получила у Герве, Оффенбаха, Лекока и мн. др. характеръ музыкальной сатиры. Въ Германiи О. зародилась въ началѣ второй половины XVIII стол. Первая О.: «Der Teufel ist los», съ музыкою Штандфуса, была дана въ Лейпцигѣ, въ 1752 г. О. писалъ еще Адамъ Гиллеръ. Въ Вѣнѣ О. появилась годомъ раньше, чѣмъ въ Лейпцигѣ: «Der Krumme Teufel» написана Iосифомъ Гайдномъ въ 1761 г. Въ 1768 г. Моцартъ (отецъ) написалъ «Bastien und Bastienne». Для Вѣны оперетты писалъ еще Карлъ Диттерсъ фонъ-Диттерсдорфъ. Въ Мюнхенѣ въ этой области дѣйствовалъ Винтеръ, въ Мангеймѣ — Гольцбауэръ, въ Берлинѣ — Андре, Iоганнъ Шульц. Писали еще О. Цумштеегъ, Бенда и др. Подъ влiяниемъ новѣйшей франц. О. развилась новѣйшая нѣмецкая, представителями которой являются Зуппе, Iоганнъ Штраусъ, Миллекеръ, Целлеръ. Въ Англiи во второй половинѣ XIX стол. О. стала пользоваться особенными симпатiями; изъ композиторов ея особенно извѣстны Сюлливанъ и Осмондъ Карръ. Хотя въ Россiи иностранная О. пользуется успѣхомъ, но до сихъ поръ попытки въ области русской О. оказывались ничтожными. Названiе «О.» установилось въ серединѣ прошлаго столѣтiя. Къ области легкихъ сценическихъ представленiй съ музыкой относится и водевиль (см.).
Н. С.
Энциклопедически словарь. 1953—1955
ОПЕРЕТТА, музыкально-сценическое произведение комедийного характера. Состоит из арий, ансамблей (гл. обр. дуэтов), чередующихся с разговорной речью и часто сопровождающихся танцами. Первоночально О. наз. небольшая опера. Как самостоят. жанр. О. сложилась в сер. 19 в.; сочетала приёмы комич. оперы и водевиля. Широкое распространение получила франц. (Ф. Эрве, Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Р. Планкетт) и венская О. (Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, И. Кальман и др.). Элементы реализма и сатиры, присущие классич. О. (Оффенбаха, Штрауса и др.), в ряде более поздних О. вытеснялись поверхностной развлекательностью и бурж. пошлостью. Советская О. в своих лучших образцах отличается реалистич. содержанием, использует жанры и интонации народной и массовой песни. Среди советских композиторов О.: И. О. Дунаевский, Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьёв-Седой и др.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв.— маленькая опера), муз.-театр. жанр, представление преим. комедийного характера, в к-ром вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. О. сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирич. направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 в.— нач. 20 в. ведущее положение занимает венская О. Свои школы О, сложились и в др. странах. Мн. зап.-европейские О. не свободны от поверхностной развлекательности, вульгарности, а также от драматургич. штампов. Сов. О. развивается на основе нац. комич. оперы, народной и массовой песенности. Среди наиболее значит. О.—«Прекрасная Елена» (1884) и «Перикола» (1888) Ж. Оффенбаха, «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока (1872), «Донна Жуанита» Ф. Зуппе (1880), «Летучая мышь» (1874) и «Пыганский барон» (1885) И. Штрауса-сына, «Веселая вдова» Ф. Легара (1905), «Сильва» И. Кальмана (1915), «Холопка» Н. М. Стрельникова (1929), «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова (1937), «Вольный ветер» (1947) и «Белая акация» (1955) И. О. Дунаевского, «Трембита» Г. С. Милютина (1949), «Москва, Черёмушки» Д. Д. Шостаковича (1959), «Сто чертей и одна девушка» Т. Н. Хренникова (1983).
Большая российская энциклопедия. Том 24. — Москва, 2014. — С. 245. Электронная версия
ОПЕРЕ́ТТА (итал. operetta, букв. – малая опера), вид (жанр) муз. театра; развлекательное муз.-сценич. представление, в котором объединяются пение, танец, разговорные сцены, элементы эстрадного иск-ва. Во 2-й пол. 17 – сер. 19 вв. термин применялся к разного рода небольшим лирич. и комич. операм, преим. с разговорными диалогами. О. в совр. смысле сложилась в 1850-е гг. в Париже, высшие достижения жанра в его классич. виде относятся гл. обр. к франц., венской и новой венской О. (кон. 1850-х – 1920-е гг.). Осн. предшественники О. – водевиль (от него О. отличается обилием музыки) и разл. виды комич. оперы (франц. опера-комик, австр. зингшпиль и др.). Муз. основа – общедоступные по стилистике куплетные песни и популярные танцы, тесно связанные с совр. формами муз. быта (франц. кафешантан, венские балы и др.). Используются также оперные формы (ария, дуэт и др.), которые в О. более просты по муз. языку и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Сюжеты созвучны современности, но легкомысленны и нередко фривольны (воспевание радостей лёгкой и весёлой жизни, красоты и любви); характерно сниженное переиначивание известных сюжетных мотивов и варьирование нарочито банальных ситуаций. О. традиционно ставится «на актёров», которые, в отличие от оперных певцов, должны обладать драматич. мастерством; постепенно в рамках жанра выработалась особая исполнительская манера – брио (итал. и франц. brio, букв. – живость, блеск), с которой связаны специфичные для О. блеск и шарм.
Первые авторы О. – франц. композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах, первый классик жанра; лучшие его сочинения написаны на либр. Э. Кремьё, А. Мельяка и Л. Галеви. Наряду с термином «О.» (франц. opérette), которым Оффенбах обозначал свои одноактные лирико-комич. представления, он использовал термины «музыкальная буффонада» (bouffonnerie musicale), «опера-буфф» (opéra bouffe) и др.; позднее за всеми подобными сценич. сочинениями Оффенбаха, независимо от разновидностей, закрепилось обозначение «О.». Стремление Оффенбаха и его либреттистов угодить вкусам публики соединялось с драматургич. мастерством, остроумием текста (злободневные сюжеты в фарсовом духе) и изобретательностью музыки. Пародийное (по мнению Э. Золя и мн. критиков того времени, кощунственное) преломление др.-греч. мифов – в опереттах Оффенбаха «Орфей в аду» (1858) и «Прекрасная Елена» (1864) с их яркими вокальными номерами, живыми стремительными танцами (галоп, канкан). Те же особенности свойственны его О. «Синяя борода», «Парижская жизнь» (обе 1866), «Великая герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868). В дальнейшем гл. франц. опереточными композиторами стали Ш. Лекок («Дочь мадам Анго», 1872), Р. Планкет («Корневильские колокола», 1877), Э. Одран («Маскотта», 1880). К нач. 20 в. франц. О. в основном исчерпала себя, хотя впоследствии к ней обращались видные музыканты (А. Онеггер).
К нач. 1860-х гг. относится появление венской О., крупнейшие авторы – Ф. фон Зуппе («Пансионат», 1860, считается первой венской О.), И. Штраус, К. Миллёкер, К. Целлер («Продавец птиц», 1891). Либретто (ведущие авторы – Ф. Целль и Р. Жене) обычно построены на лёгкой водевильной интриге с переодеваниями, недоразумениями, неожиданными поворотами действия, в котором особенное значение приобретают лирич. мотивы. Высокой худож. ценностью венские О. более всего обязаны музыке; основа муз. языка – многообразные формы венского вальса наряду с маршем, полькой, галопом, мазуркой, чардашем. Высоким худож. уровнем особенно отличаются «Летучая мышь» (1874) и «Цыганский барон» (1885) Штрауса с их романтич. вальсовой стихией; сольные вокальные партии представляют собой высокий уровень исполнительской сложности. Муз. драматургию Штраус и Зуппе трактуют близко к традициям итал. оперы-буффа, создавая развёрнутые и сложные ансамбли, финалы. В венской О. успешно воспроизводится нац. муз. колорит: итальянский – в «Боккаччо» Зуппе (1879), польский – в «Нищем студенте» Миллёкера (1882), венгерский – в «Цыганском бароне». «Красивая буржуазность» и одновременно типично опереточная чувствительность в большой степени свойственны т. н. новой венской О.; её осн. представители – композиторы Ф. Легар, И. Кальман, О. Штраус, Л. Фалль, Р. Штольц, либреттисты В. Леон, Р. Боданцки, Б. Йенбах, Л. Штейн. В сюжетах главенствует сочетание лирич. линии с комедийной, сценически представленной т. н. каскадом (быстрый танец, основанный на прыжке и сопровождающийся пением). Устоялись опереточные амплуа: лирич. герои (им отданы ведущие вокальные партии), эксцентрич. каскадная пара, молодые люди (простаки), субретки, комический старик и др. Музыка мн. О. основывается на фольклоре – вост.-славянском («Весёлая вдова» Легара, 1905), венг. и цыганском («Королева чардаша» Кальмана, 1915). Значит. влияние венская О. оказала на берлинскую (с кон. 19 в.), наиболее значит. её представитель – Ж. Жильбер (М. Винтерфельд). Непродолжительный расцвет англ. О. связан преим. с творчеством композитора А. Салливена и либреттиста У. Гилберта.
В 1930-е гг. жанр О. постепенно перестал интересовать европ. композиторов, однако классич. О. по-прежнему была востребована среди самых разных слоёв общества. Перенесение европ. О. на амер. сцену и её адаптация к новым условиям в нач. 20 в. составили основу нового жанра – мюзикла.
История О. в России началась в 1860-х гг. с постановок оперетт Оффенбаха, в т. ч. на императорской сцене; в С.-Петербурге, Москве, Одессе и др. городах рос. провинции создавались опереточные антрепризы (М. В. Лентовского, А. Э. Блюменталь-Тамарина и др.). Классич. О. продолжали широко ставиться и в сов. период; тогда же сложилась отеч. школа О. Начало сов. О. положено композиторами И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым («Холопка», 1927). В сочинениях Дунаевского 1930–50-х гг. («Вольный ветер», 1947, и др.), носящих преим. лирико-романтич. характер, использован опыт классич. О. в сочетании с новой песенной мелодикой. Среди авторов сов. О.: Б. А. Александров (см. в ст. Александровы; «Свадьба в Малиновке», 1937), К. Я. Листов («Севастопольский вальс», 1961), Г. С. Милютин («Девичий переполох», 1945; «Трембита», 1949), В. П. Соловьёв-Седой («Самое заветное», 1951), Т. Н. Хренников («Сто чертей и одна девушка», 1963), А. Я. Эшпай («Нет меня счастливее», 1972). Традиции нац. муз.-комедийного иск-ва получили развитие в жанре О. в республиках СССР (Р. Гаджиев и др.), после 2-й мировой войны – в ряде стран Вост. Европы. Во многих случаях границы жанра стёрты, и обозначение «О.» может использоваться наряду с терминами «муз. комедия» и «мюзикл».
К кон. 20 в. О. повсеместно утратила былую популярность, однако лучшие европ. и отеч. образцы жанра распространены в виде муз. фильмов и видеозаписей спектаклей, среди наиболее знаменитых – «Летучая мышь» И. Штрауса (запись спектакля лондонского театра «Ковент-Гарден», 1983, дирижёр П. Доминго).
Библиография
Лит.: Keller О. Die Operette in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Lpz. u. a., 1926; Янковский М. Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. Л.; М., 1937; он же. Советский театр оперетты. Л.; М., 1962; он же. Искусство оперетты. М., 1982; Hughes G. Composers of operetta. L.; N. Y., 1962; Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советской оперетты. М., 1962; Ярон Г. О любимом жанре. 2-е изд. М., 1963; Schneidereit O. Operettenbuch. 10. Aufl. B., 1964; Opeлович A. Что такое оперетта. М.; Л., 1966; Grun В. Kulturgeschichte der Operette. В., 1967; Жукова Л. Искусство оперетты. М., 1967; она же. В мире оперетты. М., 1976; Bruyr J. L’opérette. P., 1974; Владимирская A. Звездные часы оперетты. [Л.], 1975; Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. Л.; М., 1977; Трауберг Л. Ж. Оффенбах и другие. М., 1987; Traubner R. Operetta: a theatrical history. N. Y.; L., 1989; Грекова-Дашковская О. П. Старые мастера оперетты. М., 1990; Оster L. Les opérettes du répertoire courant. 2 éd. P., 1990; Klotz V. Operette. Porträt und Handbuch einer unerhörten Kunst. Münch., 1991; Kracauer S. Offenbach and the Paris of his time. 2nd ed. N. Y.; L., 2002.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Опере́тта (итал. operetta — уменьшительное от «опера») — музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ