ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедически словарь. 1953—1955


КАЛЬМАН, Имре (Эммерих) (р. 1882), венг. композитор. Автор оперетт: «Сильва» (пост. 1916), «Баядера» (1921), «Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1927) и мн. др.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КАЛЬМАН (Kalman) Имре (1882—1953), венг. композитор. Мастер т. н. новой венской оперетты. Популярны: «Королева чардаша» («Сильва», 1915), «Баядерка» (1921), «Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Фиалка Монмарта» (1930) и др. Ввёл в оперетту венг. муз. фольклор, демократизировал её. С 1940 жил в США, с 1948 — во Франции.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 12. — Москва, 2008. — С. 568. Электронная версия


КА́ЛЬМАН (Kálmán) Имре (наст. имя и фам. Эммерих Коппштайн, Koppstein) (24.10.1882, Шиофок, Австро-Венгрия – 30.10.1953, Париж), венг. и австр. композитор и дирижёр. Родился в семье зажиточного евр. торговца, с 1892 жил и учился в Будапеште. В 1897 дебютировал как пианист под псевд. Имре Кальман, но вскоре оставил игру на фп. из-за болезни руки. В 1900–04 учился на юридич. ф-те Будапештского ун-та, в те же годы окончил Муз. академию по классу теории музыки и композиции Х. Кёслера. В 1904–08 работал муз. критиком в газ. «Pesti Napló», сочинял музыку для оркестра (в т. ч. симфонич. поэма «Сатурналия», 1904), голоса, для драматич. театра и кабаре. Восторженно была встречена публикой первая оперетта К. – «Осенние манёвры» (Будапешт, 1908). В 1908–38 жил в Вене, где состоялись премьеры оперетт К., принёсших ему мировую славу: «Цыган-премьер» (1912), «Княгиня чардаша» (1915; на венг. сцене «Королева чардаша», на рус. сцене «Сильва»), «Фея карнавала» (1917), «Голландочка» (1920), «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926; на рус. сцене «Мистер Икс»), «Чикагская герцогиня» (1928), «Фиалка Монмартра» (1930). В годы нацизма произведения К. были запрещены. В 1938 эмигрировал, с 1940 жил в США (в 1947 получил гражданство), где работал гл. обр. как дирижёр, написал оперетту «Маринка» (на сюжет из истории династии Габсбургов; Нью-Йорк, 1945). Вернулся в Европу в 1949. Последнюю оперетту К. «Леди Аризоны» завершил после смерти композитора его сын Чарльз Кальман.

К. – один из создателей т. н. новой венской оперетты. Его раннее творчество основано на венг. нац. традициях, стиле вербункош. Для зрелого периода характерно обращение к муз. фольклору разных стран (К. вводил в оркестр цимбалы, гитару, банджо и др. нар. инструменты) при непременном сохранении «венского колорита». Создал тип «ностальгической» оперетты, наполненной романтич. воспоминаниями, соединяющей буффонаду с лиризмом и грустным юмором. К. тщательно работал над лит. текстом (вместе с Л. Штайном, А. Грюнвальдом, Ю. Браммером и др.), стремясь придать либретто максим. психологич. достоверность. В целях динамизации действия использовал технику лейтмотивов, сквозные формы ансамблей и хоров.

Оперетты К. ставятся на мн. сценах мира (на рус. сцене – с 1910-х гг., со значит. изменениями в тексте и оркестровке), многократно экранизировались и записывались (с участием А. Моффо, А. Ротенбергер, Н. Гедды, Р. Колло и др. певцов). Значит. влияние К. испытала сов. оперетта.

Лит.: Мусатов В. И. И. Кальман: очерк жизни и творчества. М., 1978; Нагибин Ю. М. Блестящая и горестная жизнь И. Кальмана // Музыканты. М., 1986; Владимирская А. Звездные часы оперетты. Л., 1991; Дегтярева Н. И. Неовенская оперетта // История зарубежной музыки. СПб., 2001. Вып. 6; Кальман В. Помнишь ли ты?... Жизнь И. Кальмана. 2-е изд. М., 2002; Frey St. «Unter Tränen lachen»: E. Kálmán. Eine Operettenbiografie. B., 2003; Weinberger J. E. Kálmán. Zum 50. Todestag des Komponisten. Fr./M., 2003; Clarke K. «Im Himmel spielt auch schon die Jazzband»: E. Kálmán und die transatlantische Operette. Hamb., 2007.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024