ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Оффенбахъ (Jacques Offenbach) — изв. композиторъ (1819—1880) евр. происхожденiя. Въ Парижѣ, куда О. переселился въ 1842 г. изъ своего родного города Кельна, въ продолженiе многихъ лѣтъ онъ не могъ пробить себѣ дороги, только въ 1847 г. получилъ мѣсто капельмейстера въ Th eâtre-Français. Къ этому времени относятся его небольшiя легкiя арiетки, написанныя на сюжеты изъ басенъ Лафонтена («La Cigale et la Fourmi», «Le corbeau» и др.). Въ 1855 г. О. открылъ маленькiй театръ, подъ названiемъ «Bouffes-Parisiens» и написалъ для него цѣлый рядъ оперетокъ, изъ которыхъ «Les deux aveugles», «Tromb-Al-Cazas», «Le manage aux lanternes» имѣли огромный успѣхъ. На болеѣ обширной сценѣ (въ пассажѣ Choiseul) онъ поставилъ «Orphee aux enfers», «Monsieur Choufleury», «La chanson de Fortunio» и пр., впослѣдствiи получившiе огромнѣйшую популярность. Въ театрѣ Varietes были поставлены самыя блестящiя оперетты О.: «Belle Helene», «Barbe-bleu», «La grandeduchesse de Ge rolstein». Всѣхъ опереттъ О. написалъ 102. Изъ нихъ пользуются извѣстностью еще «Les brigands», «Madame l'Archiduc», «La Creole», «Perichole», «Madame Favart». Послѣ его смерти оперы «Les contes d'Hoffman» и «Belle Lurette» остались неоркестрованными; во второй недостаетъ нѣсколькихъ нумеровъ. Успѣху многихъ опереттъ О. значительно способствовали остроумныя либретто, написанныя Мельякомъ и Галеви. Кромѣ вышепоименованныхъ оперъ, О. началъ «Le cabaret des lilas».

Н. С.

 

 

Энциклопедически словарь. 1953—1955


ОФФЕНБАХ, Жак (1819—80), франц. композитор, крупнейший мастер франц. классич. оперетты. Гл. произв.: «Орфей в аду» (пост. 1858), «Прекрасная Елена» (пост. 1864), «Перекола...» (пост. 1868) и мн. др. Автор романтич. оперы «Сказки Гофмана» (пост. 1881).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ОФФЕНБАХ (Offenbach) Жак (Якоб) (1819—80), франц. композитор. Один из основоположников классич. оперетты. В 1855 открыл т-р «Буфф-Паризьен» (руководил до 1862). Оп-ты: «Орфей а аду» (1858; 2-я ред. 1874), «Прекрасная Елена» (1864), «Парижская жизнь» (1866), «Перикола» (1868), «Дочь тамбур-мажора» (1879) и др. Оп. «Сказки Гофмана» (пост. 1881).

 

 

ОФФЕНБАХ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ОФФЕНБА́Х [Offenbach; псевд. по мес­ту ро­ж­де­ния от­ца – г. Оф­фен­бах-ам-Майн; наст. фам. Эберст (Eberst) или Эбершт (Eberscht)] Жак (Якоб) (20.6.1819, Кёльн – 5.10.1880, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, вио­лон­че­лист, ан­тре­пре­нёр. По­лу­чил до­маш­нее на­чаль­ное муз. об­ра­зо­ва­ние, обу­чал­ся иг­ре на скрип­ке у от­ца – си­на­го­галь­но­го кан­то­ра. Позд­нее брал уро­ки иг­ры на вио­лон­че­ли у Й. Алек­сан­де­ра и Б. Брой­е­ра. В ка­че­ст­ве вио­лон­че­ли­ста вме­сте с бра­том и се­ст­рой вы­сту­пал в со­ста­ве се­мей­но­го трио. В 1833 по­сту­пил в Па­риж­скую конс. и пе­ре­ехал в Па­риж. С 1835 до 1837 или 1838 вио­лон­че­лист в ор­ке­ст­ре те­ат­ра «Опе­ра-Ко­мик», где по­зна­ко­мил­ся с Ф. Га­ле­ви, у ко­то­ро­го стал брать уро­ки ком­по­зи­ции. Са­лон­ные и тан­це­валь­ные пье­сы О. бы­ст­ро об­ре­ли по­пу­ляр­ность, од­на­ко его пер­вое со­чи­не­ние для те­ат­ра – водевиль «Пас­каль и Шам­бор» (1839, Па­риж) – не вы­зва­ло ни­ка­ко­го от­кли­ка. Од­но­вре­мен­но про­дол­жа­лась дея­тель­ность О. как вио­лон­че­ли­ста-вир­туо­за: в 1830–40-е гг. он час­то га­ст­ро­ли­ро­вал в Кёль­не (в 1843 вы­сту­пал там вме­сте с Ф. Лис­том), в 1844 – в Лон­до­не. В Па­ри­же О. пы­тал­ся за­ру­чить­ся под­держ­кой ди­рек­ции «Опе­ра-Ко­мик», по­ста­вил на свои сред­ст­ва од­но­акт­ный во­де­виль «Аль­ков» (1847, зал Тур-д’Овернь, Па­риж) и по­лу­чил от А. Ада­на за­каз на трёх­акт­ную ко­мич. опе­ру (для ос­но­ван­но­го Ада­ном в 1847 в Па­ри­же Нац. те­ат­ра). Из-за ре­во­люц. со­бы­тий 1848 эти пла­ны не осу­ще­ст­ви­лись, до нач. 1849 О. в це­лях безо­пас­но­сти на­хо­дил­ся в Кёль­не. По воз­вра­ще­нии в Па­риж на­зна­чен ди­ри­жё­ром те­ат­ра «Ко­ме­ди Фран­сез» (ра­бо­тал в этой долж­но­сти в 1850–55), со­чи­нял муз. ан­трак­ты и сцен­ки, сре­ди ко­то­рых – не за­ме­чен­ные кри­ти­кой од­но­акт­ные буф­фо­на­ды «Со­кро­ви­ще Ма­тю­ре­на» (1853, Кон­церт­ный зал Гер­ца) и «Пе­пи­то» (1853, те­атр «Варь­е­те»; обе – в Па­ри­же).

Не­при­ятие его твор­че­ст­ва ру­ко­во­дст­вом «Опе­ра-Ко­мик», а так­же при­об­ре­тён­ный опыт со­чи­не­ния сце­нич. му­зы­ки спо­соб­ст­во­ва­ли осоз­на­нию О. его гл. це­ли – соз­да­ния собств. те­ат­ра, на­сле­дую­ще­го луч­шие тра­ди­ции ко­мич. опе­ры и обес­пе­чен­но­го вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ной, дос­туп­ной мас­со­во­му слу­ша­те­лю раз­вле­ка­тель­ной му­зы­кой. В 1855 по­лу­чил ли­цен­зию на от­кры­тие те­ат­ра «Буфф-Па­ризь­ен» с пра­вом по­ста­нов­ки пан­то­мим, тан­це­валь­ных но­ме­ров и муз. ко­ме­дий, вклю­чаю­щих не бо­лее 3 (позд­нее 4) пер­со­на­жей. По это­му слу­чаю им бы­ла на­пи­са­на и по­став­ле­на буф­фо­на­да «Двое сле­пых» (1855). До 1864 од­но­акт­ные спек­так­ли О. шли не­пре­рыв­но сме­няя друг дру­га: са­мы­ми из­вест­ны­ми из них ста­ли «Ба-та-клан» (1855), «По­молв­ка при фо­на­рях» (1857) и «Мост вздо­хов» (1861). В этих со­чи­не­ни­ях об­на­ру­жи­лись при­су­щие ком­по­зи­то­ру ка­че­ст­ва: не­обы­чай­ная про­дук­тив­ность, ме­ло­ди­че­ский дар, вир­ту­оз­ное вла­де­ние раз­но­об­раз­ны­ми сце­нич. фор­ма­ми – буф­фо­на­дой, ба­ле­том, пан­то­ми­мой. Из это­го син­те­за (при ус­вое­нии и ас­си­ми­ли­ро­ва­нии тра­ди­ций ко­мич. опе­ры) воз­ник но­вый жанр – опе­рет­та.

По­яв­ле­ние «Ор­фея в аду» (1858, «Буфф-Па­ризь­ен») – пер­вой 2-акт­ной опе­рет­ты с боль­шим чис­лом дей­ст­вую­щих лиц – оз­на­ме­но­ва­ло на­ча­ло рас­цве­та ком­по­зи­тор­ской дея­тель­но­сти О. и стре­ми­тель­но­го рос­та его из­вест­нос­ти. Со­вме­щая функ­ции ав­то­ра му­зы­ки, ди­ри­жё­ра и ре­жис­сё­ра-по­ста­нов­щи­ка, О. при­сту­пил к соз­да­нию «оф­фен­ба­хиа­ны» – уни­вер­саль­но­го ху­дож. про­ек­та, в рам­ках ко­то­ро­го ему уда­лось реа­ли­зо­вать свои са­мые ори­ги­наль­ные и сме­лые за­мыс­лы. Мно­го­лет­нее со­труд­ни­че­ст­во с та­ки­ми вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ны­ми либ­рет­ти­ста­ми, как Ф. Жиль, А. Мель­як, Л. Га­ле­ви и Э. Кре­мьё, спо­соб­ст­во­ва­ло вы­ра­бот­ке иде­аль­ной жан­ро­вой мо­де­ли: ост­ро­сю­жет­но­го, ди­на­мич­но­го, зре­лищ­но­го спек­так­ля с тон­ко сба­лан­си­ро­ван­ным со­от­но­ше­ни­ем тек­ста и муз. под­тек­ста. За­ло­жен­ная в либ­рет­то и бле­стя­ще про­дол­жен­ная в му­зы­ке иг­ра смыс­ла­ми, па­ра­док­саль­ность си­туа­ций и их муз. во­пло­ще­ния – все эти свой­ст­ва оп­ре­де­ли­ли суть не­обы­чай­но про­грес­сив­но­го для сво­его вре­ме­ни ху­дож. фе­но­ме­на: при­кры­той мас­кой фри­воль­но­сти ед­кой и ост­ро­ум­ной са­ти­ры на по­ли­тич. и об­ществ. строй Вто­рой им­пе­рии. Ка­ж­дая опе­рет­та де­мон­ст­ри­ро­ва­ла бле­стя­щее вла­де­ние её ав­то­ра­ми бо­га­тым ар­се­на­лом ко­мич. эф­фек­тов и приё­мов, та­ких как па­ро­ди­ро­ва­ние в сю­же­тах ан­тич­ных ми­фов, а в му­зы­ке – опер­но­го сти­ля совр. ком­по­зи­то­ров (Р. Ваг­не­ра, Г. Бер­лио­за, Дж. Мей­ер­бе­ра), гро­те­ск­ное ис­поль­зо­ва­ние хо­ра и отд. ин­ст­ру­мен­тов ор­ке­ст­ра. Од­но­вре­мен­но опе­рет­та яви­лась в выс­шей сте­пе­ни де­мо­кра­тич­ным жан­ром, че­му спо­соб­ст­во­ва­ло оби­лие в ней яр­ких, за­по­ми­наю­щих­ся ме­ло­дий и рит­мов об­ще­из­ве­ст­ных бы­то­вых тан­цев (га­ло­па, валь­са, та­ран­тел­лы, кан­ка­на и др.). Со­че­та­ние этих ка­честв при­вле­ка­ло пуб­ли­ку, обес­пе­чи­вая не­из­мен­ный ус­пех, а час­то и под­лин­ный три­умф луч­ших со­чи­не­ний О. в этом жан­ре – опе­ретт «Же­невь­е­ва Бра­бант­ская» (1859), «Пе­сен­ка Фор­ту­нио» (1861; обе – в «Буфф-Па­ризь­ен»), «Пре­крас­ная Еле­на» (1864), «Си­няя бо­ро­да» (1866; обе – в те­ат­ре «Варь­е­те»), «Па­риж­ская жизнь» (1866, «Па­ле-Ро­яль»), «Гер­цо­ги­ня Ге­роль­штейн­ская» (1867), «Пе­ри­ко­ла» (1868) и «Раз­бой­ни­ки» (1869; все – в те­ат­ре «Варь­е­те»). По­ста­нов­ки опе­ретт О. вы­зы­ва­ли эн­ту­зи­азм не толь­ко па­риж­ской пуб­ли­ки: с 1861 ком­по­зи­тор ре­гу­ляр­но бы­вал в Ве­не, ко­то­рая вско­ре пре­вра­ти­лась в мет­ро­по­лию жан­ра опе­рет­ты в це­лом и му­зы­ки О. в ча­ст­но­сти. Для Ве­ны О. на­пи­сал опе­ру «Рейн­ские ру­сал­ки» (1864, Вен­ская при­двор­ная опе­ра).

По­сле фран­ко-прус­ской вой­ны 1870–71 по­пу­ляр­ность са­ти­рич. опе­ретт по­шла на убыль: на аван­сце­ну вы­шли опе­рет­ты Ш. Ле­ко­ка, в боль­шей сте­пе­ни опи­раю­щие­ся на тра­ди­цию франц. ли­ри­ко-бы­то­вой ко­ме­дии. Под­верг­ну­тые ав­тор­ской пе­ре­ра­бот­ке пье­сы О. всё боль­ше при­об­ре­та­ли ха­рак­тер ре­вю. В по­ис­ках но­вых за­дач и вы­хо­да из фи­нан­со­вых за­труд­не­ний, обу­слов­лен­ных при­об­ре­те­ни­ем те­ат­ра «Ге­те» (1873–75), ком­по­зи­тор ув­лёк­ся иде­ей ши­ро­ко­мас­штаб­ной, бо­га­то де­ко­ри­ро­ван­ной фее­рии, реа­ли­зо­ван­ной в спек­так­ле «Пу­те­ше­ст­вие на Лу­ну» (по ро­ма­ну Ж. Вер­на, 1875), а так­же со­вер­шил тур­не по США (1875–76).

По­след­няя, ос­тав­шая­ся не­окон­чен­ной ли­рич. опе­ра О. «Сказ­ки Гоф­ма­на» (либр. Ж. Бар­бье по мо­ти­вам со­чи­не­ний Э. Т. А. Гоф­ма­на, ор­ке­ст­ров­ка и ре­дак­ция Э. Ги­ро, 1881, «Опе­ра-Ко­мик») яви­лась обоб­ще­ни­ем его творч. опы­та и ра­ди­каль­но из­ме­ни­ла при­выч­ные пред­став­ле­ния о диа­па­зо­не ху­дож. воз­мож­но­стей ком­по­зи­то­ра. Ори­ги­наль­ность дра­ма­тур­гич. за­мыс­ла, мно­го­пла­но­вость сце­нич. об­ра­зов, пла­стич­ность и изы­скан­ность ме­ло­ди­ки – все эти ком­по­нен­ты об­ра­зова­ли гар­мо­нич­ное един­ст­во опер­но­го спек­так­ля, за­няв­ше­го проч­ное ме­сто в ре­пер­туа­ре ве­ду­щих муз. те­ат­ров ми­ра.

Библиография

Лит.: Сол­лер­тин­ский И. И. Оф­фен­бах. М., 1962; Faris A. J. Offenbach. Z., 1982; Gam­mond P. Offenbach. L., 1986; Silbermann A. Das imaginäre Tagebuch des Herrn J. Offen­bach. Münch., 1991; Jacob P. W. J. Offen­bach. 5. Aufl. Reinbeck bei Hamburg, 1997; Kyd­ryński L. Offen­bach. Warsz., 1999; Hawig P. J. Offenbach. Facetten zu Leben und Werk. Köln, 1999; Кра­кау­эр З. Ж. Оф­фен­бах и Па­риж его вре­ме­ни. М., 2000; J. Offenbach und das Théâtre des Bouffes-Parisiens 1855 / Hrsg. P. Acker­mann u. a. Fernwald, 2006; Schwarz R.-O. Vaudeville und Operette. J. Offenbachs Werke für das Théâtre du Palais-Royal. Fern­wald, 2007; Schipperges T., Dohr C., Rüll­ke K. Bibliotheca Offenbachiana. J. Offen­bach – eine syste­ma­tisch-chronologische Bib­lio­graphie. Köln, 1998.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024