ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Оффенбахъ (Jacques Offenbach) — изв. композиторъ (1819—1880) евр. происхожденiя. Въ Парижѣ, куда О. переселился въ 1842 г. изъ своего родного города Кельна, въ продолженiе многихъ лѣтъ онъ не могъ пробить себѣ дороги, только въ 1847 г. получилъ мѣсто капельмейстера въ Th eâtre-Français. Къ этому времени относятся его небольшiя легкiя арiетки, написанныя на сюжеты изъ басенъ Лафонтена («La Cigale et la Fourmi», «Le corbeau» и др.). Въ 1855 г. О. открылъ маленькiй театръ, подъ названiемъ «Bouffes-Parisiens» и написалъ для него цѣлый рядъ оперетокъ, изъ которыхъ «Les deux aveugles», «Tromb-Al-Cazas», «Le manage aux lanternes» имѣли огромный успѣхъ. На болеѣ обширной сценѣ (въ пассажѣ Choiseul) онъ поставилъ «Orphee aux enfers», «Monsieur Choufleury», «La chanson de Fortunio» и пр., впослѣдствiи получившiе огромнѣйшую популярность. Въ театрѣ Varietes были поставлены самыя блестящiя оперетты О.: «Belle Helene», «Barbe-bleu», «La grandeduchesse de Ge rolstein». Всѣхъ опереттъ О. написалъ 102. Изъ нихъ пользуются извѣстностью еще «Les brigands», «Madame l'Archiduc», «La Creole», «Perichole», «Madame Favart». Послѣ его смерти оперы «Les contes d'Hoffman» и «Belle Lurette» остались неоркестрованными; во второй недостаетъ нѣсколькихъ нумеровъ. Успѣху многихъ опереттъ О. значительно способствовали остроумныя либретто, написанныя Мельякомъ и Галеви. Кромѣ вышепоименованныхъ оперъ, О. началъ «Le cabaret des lilas».

Н. С.

 

 

Энциклопедически словарь. 1953—1955


ОФФЕНБАХ, Жак (1819—80), франц. композитор, крупнейший мастер франц. классич. оперетты. Гл. произв.: «Орфей в аду» (пост. 1858), «Прекрасная Елена» (пост. 1864), «Перекола...» (пост. 1868) и мн. др. Автор романтич. оперы «Сказки Гофмана» (пост. 1881).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ОФФЕНБАХ (Offenbach) Жак (Якоб) (1819—80), франц. композитор. Один из основоположников классич. оперетты. В 1855 открыл т-р «Буфф-Паризьен» (руководил до 1862). Оп-ты: «Орфей а аду» (1858; 2-я ред. 1874), «Прекрасная Елена» (1864), «Парижская жизнь» (1866), «Перикола» (1868), «Дочь тамбур-мажора» (1879) и др. Оп. «Сказки Гофмана» (пост. 1881).

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 24. — Москва, 2014. — С. 718. Электронная версия


ОФФЕНБА́Х [Offenbach; псевд. по месту рождения отца – г. Оффенбах-ам-Майн; наст. фам. Эберст (Eberst) или Эбершт (Eberscht)] Жак (Якоб) (20.6.1819, Кёльн – 5.10.1880, Париж), франц. композитор, дирижёр, виолончелист, антрепренёр. Получил домашнее начальное муз. образование, обучался игре на скрипке у отца – синагогального кантора. Позднее брал уроки игры на виолончели у Й. Александера и Б. Бройера. В качестве виолончелиста вместе с братом и сестрой выступал в составе семейного трио. В 1833 поступил в Парижскую конс. и переехал в Париж. С 1835 до 1837 или 1838 виолончелист в оркестре театра «Опера-Комик», где познакомился с Ф. Галеви, у которого стал брать уроки композиции. Салонные и танцевальные пьесы О. быстро обрели популярность, однако его первое сочинение для театра – водевиль «Паскаль и Шамбор» (1839, Париж) – не вызвало никакого отклика. Одновременно продолжалась деятельность О. как виолончелиста-виртуоза: в 1830–40-е гг. он часто гастролировал в Кёльне (в 1843 выступал там вместе с Ф. Листом), в 1844 – в Лондоне. В Париже О. пытался заручиться поддержкой дирекции «Опера-Комик», поставил на свои средства одноактный водевиль «Альков» (1847, зал Тур-д’Овернь, Париж) и получил от А. Адана заказ на трёхактную комич. оперу (для основанного Аданом в 1847 в Париже Нац. театра). Из-за революц. событий 1848 эти планы не осуществились, до нач. 1849 О. в целях безопасности находился в Кёльне. По возвращении в Париж назначен дирижёром театра «Комеди Франсез» (работал в этой должности в 1850–55), сочинял муз. антракты и сценки, среди которых – не замеченные критикой одноактные буффонады «Сокровище Матюрена» (1853, Концертный зал Герца) и «Пепито» (1853, театр «Варьете»; обе – в Париже).

Неприятие его творчества руководством «Опера-Комик», а также приобретённый опыт сочинения сценич. музыки способствовали осознанию О. его гл. цели – создания собств. театра, наследующего лучшие традиции комич. оперы и обеспеченного высококачественной, доступной массовому слушателю развлекательной музыкой. В 1855 получил лицензию на открытие театра «Буфф-Паризьен» с правом постановки пантомим, танцевальных номеров и муз. комедий, включающих не более 3 (позднее 4) персонажей. По этому случаю им была написана и поставлена буффонада «Двое слепых» (1855). До 1864 одноактные спектакли О. шли непрерывно сменяя друг друга: самыми известными из них стали «Ба-та-клан» (1855), «Помолвка при фонарях» (1857) и «Мост вздохов» (1861). В этих сочинениях обнаружились присущие композитору качества: необычайная продуктивность, мелодический дар, виртуозное владение разнообразными сценич. формами – буффонадой, балетом, пантомимой. Из этого синтеза (при усвоении и ассимилировании традиций комич. оперы) возник новый жанр – оперетта.

Появление «Орфея в аду» (1858, «Буфф-Паризьен») – первой 2-актной оперетты с большим числом действующих лиц – ознаменовало начало расцвета композиторской деятельности О. и стремительного роста его известности. Совмещая функции автора музыки, дирижёра и режиссёра-постановщика, О. приступил к созданию «оффенбахианы» – универсального худож. проекта, в рамках которого ему удалось реализовать свои самые оригинальные и смелые замыслы. Многолетнее сотрудничество с такими высокопрофессиональными либреттистами, как Ф. Жиль, А. Мельяк, Л. Галеви и Э. Кремьё, способствовало выработке идеальной жанровой модели: остросюжетного, динамичного, зрелищного спектакля с тонко сбалансированным соотношением текста и муз. подтекста. Заложенная в либретто и блестяще продолженная в музыке игра смыслами, парадоксальность ситуаций и их муз. воплощения – все эти свойства определили суть необычайно прогрессивного для своего времени худож. феномена: прикрытой маской фривольности едкой и остроумной сатиры на политич. и обществ. строй Второй империи. Каждая оперетта демонстрировала блестящее владение её авторами богатым арсеналом комич. эффектов и приёмов, таких как пародирование в сюжетах античных мифов, а в музыке – оперного стиля совр. композиторов (Р. Вагнера, Г. Берлиоза, Дж. Мейербера), гротескное использование хора и отд. инструментов оркестра. Одновременно оперетта явилась в высшей степени демократичным жанром, чему способствовало обилие в ней ярких, запоминающихся мелодий и ритмов общеизвестных бытовых танцев (галопа, вальса, тарантеллы, канкана и др.). Сочетание этих качеств привлекало публику, обеспечивая неизменный успех, а часто и подлинный триумф лучших сочинений О. в этом жанре – оперетт «Женевьева Брабантская» (1859), «Песенка Фортунио» (1861; обе – в «Буфф-Паризьен»), «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя борода» (1866; обе – в театре «Варьете»), «Парижская жизнь» (1866, «Пале-Рояль»), «Герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868) и «Разбойники» (1869; все – в театре «Варьете»). Постановки оперетт О. вызывали энтузиазм не только парижской публики: с 1861 композитор регулярно бывал в Вене, которая вскоре превратилась в метрополию жанра оперетты в целом и музыки О. в частности. Для Вены О. написал оперу «Рейнские русалки» (1864, Венская придворная опера).

После франко-прусской войны 1870–71 популярность сатирич. оперетт пошла на убыль: на авансцену вышли оперетты Ш. Лекока, в большей степени опирающиеся на традицию франц. лирико-бытовой комедии. Подвергнутые авторской переработке пьесы О. всё больше приобретали характер ревю. В поисках новых задач и выхода из финансовых затруднений, обусловленных приобретением театра «Гете» (1873–75), композитор увлёкся идеей широкомасштабной, богато декорированной феерии, реализованной в спектакле «Путешествие на Луну» (по роману Ж. Верна, 1875), а также совершил турне по США (1875–76).

Последняя, оставшаяся неоконченной лирич. опера О. «Сказки Гофмана» (либр. Ж. Барбье по мотивам сочинений Э. Т. А. Гофмана, оркестровка и редакция Э. Гиро, 1881, «Опера-Комик») явилась обобщением его творч. опыта и радикально изменила привычные представления о диапазоне худож. возможностей композитора. Оригинальность драматургич. замысла, многоплановость сценич. образов, пластичность и изысканность мелодики – все эти компоненты образовали гармоничное единство оперного спектакля, занявшего прочное место в репертуаре ведущих муз. театров мира.

Библиография

Лит.: Соллертинский И. И. Оффенбах. М., 1962; Faris A. J. Offenbach. Z., 1982; Gammond P. Offenbach. L., 1986; Silbermann A. Das imaginäre Tagebuch des Herrn J. Offenbach. Münch., 1991; Jacob P. W. J. Offenbach. 5. Aufl. Reinbeck bei Hamburg, 1997; Kydryński L. Offenbach. Warsz., 1999; Hawig P. J. Offenbach. Facetten zu Leben und Werk. Köln, 1999; Кракауэр З. Ж. Оффенбах и Париж его времени. М., 2000; J. Offenbach und das Théâtre des Bouffes-Parisiens 1855 / Hrsg. P. Ackermann u. a. Fernwald, 2006; Schwarz R.-O. Vaudeville und Operette. J. Offenbachs Werke für das Théâtre du Palais-Royal. Fernwald, 2007; Schipperges T., Dohr C., Rüllke K. Bibliotheca Offenbachiana. J. Offenbach – eine systematisch-chronologische Bibliographie. Köln, 1998.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024