ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедически словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 586


ДУНАЕВСКИЙ, Исаак Осипович (р. 1900), советский композитор, нар. артист РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии. Автор многих широко известных песен, в т. ч. «Песни о Родине» из фильма «Цирк», музыки к фильмам «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Кубанские казаки», оперетт «Золотая долина», «Вольный ветер» и др.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 421


ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (1900—55), сов. композитор, нар. арт. РСФСР (1950). Широко популярны «Песня о Родине», «Марш энтузиастов», «Песня о Каховке» и др. Один из создателей сов. оперетты («Золотая долина», «Вольный ветер», «Сын клоуна», «Белая акация», «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», «Кубанские казаки» и др. Гос. пр. СССР (1941, 1951).

 

 

ДУНАЕВСКИЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017) // Новая версия


ДУНАЕ́ВСКИЙ Исаак Осипович [18(30).1.1900, г. Лохвица Полтавской губ. – 25.7.1955, Москва], рос. композитор, дирижёр, нар. арт. РСФСР (1950). Один из основоположников сов. оперетты, музыкальной кинокомедии, массовой песни. Из семьи банковского служащего; дед композитора, Симон Бецалев Дунаевский, был известным одесским кантором. Окончил музыкальное уч-ще, в 1919 – консерваторию в Харькове по классам скрипки И. Ю. Ахрона и композиции С. С. Богатырёва. В 1920–1924 зав. муз. частью, композитор и дирижёр Харьковского рус. драматич. театра (композиторский дебют – музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро», 1920; дирижёрский – «Перикола» Ж. Оффенбаха, 1921). С 1924 жил в Москве, зав. муз. частью т. н. Фанерного театра (сад «Эрмитаж»), в 1926–28 – Театра сатиры (написал музыку к 13 спектаклям), а также муз. рук. театров им. МГСПС (в дальнейшем Театр им. Моссовета) и Моск. драматического (быв. Театр Корша), сотрудничал с Моск. театром оперетты. В 1929–34 муз. руководитель и гл. дирижёр Ленингр. мюзик-холла, для которого совм. с Л. О. Утёсовым создал ряд эстрадных программ. В эти годы Д. написал музыку к 62 драматич. спектаклям, 23 эстрадным обозрениям, 6 водевилям, сочинил 2 балета, оперетты «Женщины в аду», «Пассажир с "Океаника"», «И нашим и вашим», «Соломенная шляпка» и др. С сер. 1930-х гг. осн. область творчества – песни и киномузыка. Признание и успех композитору принесла музыка к кинокомедии «Весёлые ребята» реж. Г. В. Александрова (1934), творч. содружество с которым реализовалось в дальнейшем в ряде популярнейших фильмов. В 1937–41 пред. Ленингр. отделения СК СССР, в 1938–41 руководитель Ансамбля песни и пляски ленингр. Дворца пионеров. Живя в Ленинграде, сохранял творч. связи с Москвой: в 1938–1948 руководил Ансамблем ЦДКЖ (Центр. дом культуры железнодорожников), в 1938–39 сотрудничал с М. А. Булгаковым (для Д. писатель сочинил либр. оперы «Рашель» по рассказу Г. де Мопассана «Мадемуазель Фифи»; не окончена). В 1943 вернулся в Москву. Во время Вел. Отеч. войны во главе Ансамбля ЦДКЖ совершал концертные поездки по стране, выступал в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах; создал более 70 произведений на воен. тему.

Д. – автор св. 10 оперетт, в лучших из них – «Женихи» (1927), «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Сын клоуна» (1950), «Белая акация» (1955; все пост. в Моск. театре оперетты) – классич. традиции жанра (Ж. Оффенбах, И. Кальман, Ф. Легар) связал со стилистикой сов. массовой песни и гор. фольклора, ввёл большие ансамбли, развёрнутые финалы, симфонич. эпизоды. Работая в кино, одним из первых отеч. композиторов наделил музыку качествами ведущего элемента кинодраматургии; при его участии создано более 40 худож. и документальных фильмов. Написанная в условиях сталинского террора, музыка Д., однако, излучала оптимизм и радость; всенародную любовь завоевала музыка к фильмам «Весёлые ребята», «Три товарища», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Цирк» и «Волга-Волга» (оба – Гос. пр. СССР, 1941), «Концерт Бетховена», «Светлый путь», «Весна»; «Кубанские казаки» (Гос. пр. СССР, 1951) и др. Песни Д., многие из которых приобрели широкую известность благодаря исполнению Л. П. Орловой, М. О. Рейзеном, Утёсовым, К. И. Шульженко, выразили мироощущение поколения 1930-х гг. и стали символами сов. образа жизни. Композитор создал новый тип массовой песни-марша («Марш весёлых ребят», «Песня о Каховке», «Спортивный марш», «Песня о весёлом ветре», «Марш энтузиастов»); стилистически близки к ним «попутные» песни («Пути-дороги», «Дорожная песня»). Образцы лирич. произведений Д. – песни из фильмов «Вратарь», «Искатели счастья», «Волга-Волга», песни-вальсы «Вечер вальса», «Школьный вальс», «Молчание», «Не забывай». Песенные темы органично разрабатываются по законам классико-романтич. симфонизма; увертюра к ф. «Дети капитана Гранта», оркестровый финал ф. «Цирк», интерлюдии в ф. «Весна» построены на самостоят. тематич. материале и могли бы быть частями симфоний.

Осн. черта муз. стиля Д. – мелодич. рельефность и изобретательность; сам Д. определял мелодию как «живое, дышащее существо, у которого свои органы чувств, свои повадки, привычки, капризы». Истоки мелодизма Д. – в рус. гор. романсе, причудливо смешанном с интонациями музыки клезмеров (евр. инструментальных ансамблей) и синагогального пения, песен и танцев Лат. Америки, джаза (с которым композитор был знаком гл. обр. по музыке Дж. Гершвина); фольклорные интонации претворены в песне «Еврейская комсомольская» (из ф. «Искатели счастья», 1936) и др. Д. умел мастерски имитировать любой стиль (образец обработки одной мелодии в укр., груз., тадж., евр. фольклорных стилях – колыбельная из ф. «Цирк»).

Песня «Летите, голуби!» (из документального ф. «Мы за мир!», 1950) стала символом борьбы за мир. Начало «Песни о Родине» из ф. «Цирк» использовалось в качестве позывных Всесоюзного радио (с 1938). Песня «Моя Москва» (стихи М. С. Лисянского и С. Аграняна, 1942) – Гимн Москвы (с 1995).

Братья Д.: Семён Осипович (Иосифович) (1906–86), дирижёр, хормейстер, нар. арт. РСФСР (1969); Зиновий Иосифович (1908–81), композитор, засл. деят. искусств УССР (1954).

Сыновья Д.: Евгений Исаакович (1932–2000), художник; Максим Исаакович (р. 15.1.1945), композитор, нар. арт. РФ (2006). В 1970 окончил Моск. конс. по классу композиции Т. Н. Хренникова. Автор мюзиклов «Тили-тили-тесто…» (1968, Москва), «Емелино счастье» (1975, Новосибирск), «Дети капитана Гранта» (1987, Свердловск), поп-оперы «Пловец» (1989, Моск. театр «Современник»), рок-оперы «Саломея» (1992, Москва), кантат «Старые корабли» (для хора а капелла, 1970) и «Радуйся солнцу, радуйся жизни!» (к 1100-летию Пскова, 2003), концерта для оркестра (1970), вокальных циклов, камерно-инструментальных ансамблей, сонат, музыки к спектаклям драматич. театра, фильмам (в т. ч. «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978, «Ах, водевиль, водевиль…», 1979, «Карнавал», 1981, «Мери Поппинс, до свиданья!», 1983, «В поисках капитана Гранта», 1985, «Ловушка для одинокого мужчины», 1990, «Граница. Таёжный роман», 2001), песен (в т. ч. «Городские цветы», «Всё пройдёт – и печаль, и радость», «Листья жгут») и др.

Соч.: Выступления, статьи, письма. – Воспоминания. М., 1961; Избр. письма. Л., 1971; «Когда душа горит творчеством…»: Письма к Р. Рыськиной. Астана, 2000; Почтовый роман: Переписка И. О. Дунаевского и Л. С. Райнль. М., 2001; «Если Вам нужны мои письма…»: Письма к Л. Г. Вытчиковой. Павлодар, 2005.

Лит.: Янковский М. И. О. Дунаевский. Л.; М., 1940; Пэн А. И. Дунаевский. М., 1956; Чернов А. И. О. Дунаевский. М., 1961; Михеева Л. И. О. Дунаевский. Л., 1963; Сараева-Бондарь А. М. Дунаевский в Ленинграде. Л., 1985; Шафер Н. Г. Дунаевский сегодня. М., 1988; он же. Еврейская судьба И. Дунаевского // Корни. 2005. № 26; Минченок Д. А. И. Дунаевский. Большой концерт. М.; Смоленск, 1998; он же. Дунаевский: Красный Моцарт. М., 2006; И. О. Дунаевский. Ното-библиографический справочник. М., 1971.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024