ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Н. Виленская и В. Клычин.

НА ЛЫЖАХ
ПО ОКРЕСТНОСТЯМ ЛЕНИНГРАДА

 

30
маршрутов

 

ОГИЗ "Физкультура и туризм", 1932

Обложка работы художника Г. Д. Епифанова
 

 

Редактор: Я. Г. Рохлин. Техн. редактор; М. С. Коган. Сдано в набор 5/1 1932 г., подписано к печати 28/1 1932 г. Формат бумаги 63х94. Печатных листов 4. Печатных знаков в листе 44.160. Огиз—Фит № 915. Тираж 4100 экз. Заказ Л 133. Ленинградский Горлит № 25747. 2-я типография Полиграфтреста НКПО. им. тов Лоханкова. Ленинград, ул. Правды, 15.

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Изучим наши окрестности
Маршрут № 18. Ленинград — село Ивановское — Лобаново — Дубровка.

 

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга предназначается не для аполитичных, чисто спортивных вылазок. Прошли времена бесцельных, либо в лучшем случае образовательных путешествий, и нет больше места аполитичному бродяжничанью. Наша социалистическая стройка дала новое общественно-политическое содержание туризму. И сейчас нет ни одного участка великой стройки, где этому последнему не было бы отведено почетное место: в борьбе за промфинплан, за ударничество и темпы, в борьбе за социалистическое строительство, за пятилетку в четыре года, в борьбе за все актуальнейшие хозяйственно-политические задачи дня пролетарский туризм выдвигается на передовые позиции нашего революционного фронта, разя своим главным орудием — показом пятилетки в действии, смычкой города с деревней, смычкой пролетариата разных концов СССР.

Широкие, окутанные снежным покровом в долгие зимние месяцы пространства нашего Союза создают во всех отношениях благоприятную обстановку для лыжного туризма. В нашем распоряжении все предпосылки для развития одного из интереснейших видов путешествий, а между тем до сих пор мы не сумели развить его в достаточной степени.

В зимнее время только незначительная часть трудящихся использует продолжительные отпуска, и потому лыжный туризм носит почти исключительно местный характер, хотя наша страна представляет все возможности отдаленных путешествий (Карелия, Кольский полуостров, Печерский край, Мурман и г. д.); Но зато мы можем с успехом использовать для лыж дни своего отдыха.

Наши маршруты охватывают окрестности Ленинграда радиусом в 50—60 км. Они построены в виде цепи, опоясывающей город, начиная с северной его стороны — (Сестрорецк) и заканчивая последнее звено на юге (Стрельна).

Взяты они с таким расчетом, чтобы турист-лыжник имел возможность их комбинировать, т. е. объединять несколько маршрутов в один, в том случае, если в его распоряжении будет несколько дней отдыха. Ведь этого рода местный туризм является самой лучшей подготовкой к дальним путешествиям. С одной стороны, он тренирует и закаляет организм, а с другой-такие лыжные вылазки, тем более регулярные, в течение целой зимы, дают возможность туристу серьезно, "во все" охвате познакомиться с предлагаемым районом с точки зрения его хозяйственного Уклада, ландшафта, истории, экономики, быта населения, естественных богатств края. Правда, Пригородный район по которому проходит большинство наших маршрутов, изучен очень тщательно, а к тому же снег исключает возможность, в большинстве случаев, научно-исследовательской работы, но даже проверяя уже готовые цифры, итоги, планы, делая выводы общего характера из своих наблюдений, производя топографические съемки местности, — турист приобретает богатый запас знаний, которые послужат ему основой для углубленных изысканий в области изучения края и подготовят его тем самым для дальней, многообразной туристской работы.

При выборе маршрутов мы руководствовались разными соображениями. Наша основная цель — дать возможность рабочему, крестьянину, учащемуся охватить хотя бы в местном масштабе пятилетку в действии. Взяты как раз те места, которые насыщены отзвуками героической борьбы за пятилетку ленинградской промышленности. Вместе с тем они являют картину победного шествия коллективизации, особенно на некоторых отрезах (Куйвазовский район), давая своими колхозами и совхозами полное представление о социалистическом секторе сельского хозяйства. Этот показ пятилетки в действии и выковывает тех энтузиастов, которые строят ударными темпами 518 и 1040 и сплошным потоком идут на штурм за пятилетку в четыре года, преодолевая бешеное сопротивление классовых врагов, догоняя передовые капиталистические страны в области техники и далеко перегнав их в воле и уменьи строить новое общество.

Кроме того, нам хотелось отметить те памятники бесславно в прах рассыпавшейся монархии, которые являются вместе с тем страницами героической борьбы и победы пролетариата, строящего свой новый социалистический мир на развалинах сгнившего самодержавия.

Наконец, окрестности Ленинграда — это летопись нашей гражданской войны, летопись геройской обороны подступов к нашему городу — колыбели Октябрьской революции. В данном случае вопрос лыжного туризма тесно увязывается с задачами военизации туризма на службу обороне СССР.

 

ИЗУЧИМ НАШИ ОКРЕСТНОСТИ!

Прежде чем перейти к описанию отдельных лыжных маршрутов в окрестностях Ленинграда, необходимо отметить, что почти все они сосредоточены в пределах вновь образованного в 1930 г. Пригородного района. Последний граничит с севера по Карельскому перешейку с Куйвазовским, с северо-востока с Путиловским, с юга — с Красногвардейским и Тосненским, с запада — с Ораниенбаумским районами и занимает 2713 кв. км. простираясь между Финским заливом и Ладожским озером.

В наших маршрутах основные средства передвижения — железная дорога, трамвай и лыжи. Первые два пути сообщения используются нами только ввиду необходимости исходить из краткого срока однодневной вылазки, чтобы передвижение не шло в ущерб осмотру объектов строительства и общественно-полезной работе в пути.

Те места, по которым мы советуем направляться лыжникам, много миллионов лет тому назад находились под водой, так как здесь расстилалось первобытное море, образовавшееся из стаявшего мощного ледника, спустившегося сюда с гор Скандинавии в доисторический период. Около тысячи лет тому назад Ладожское озеро доходило до Финского залива, куда и выливались непосредственно его воды. В тот период берегами этого моря служили теперешние Парголовские и Токсовские возвышенности, с одной стороны, а с другой — высоты Пулковская, Дудергофская и Детскосельская, да крутой берег Петергофа и Ораниенбаума.

Благодаря медленным геологическим процессам и колебаниям земной коры, находившиеся под водой части неуклонно поднимались, образовав, наконец, сушу, представляющую собой в части Пригородного района холмистую равнину, слегка покатую к морю. Местность, в целом, низменная, болотистая из-за подстилающего ее водоупорного слоя глины и близости грунтовых вод; всюду впадины, ложбины водоемы. Множество озер — Суздальское, Татаршино, Соколки (близ Ладожского оз.), целый ряд рек и речек, не говоря о Неве: Черная, Сестра, Ижора, Славянка и Охта (общее протяжение водных путей — 100 кв. км). Такое обилие больших водоемов — озер, рек, с одной стороны, и близость моря, с другой, не могло не оказать влияния на климат района: сравнительно прохладное лето, относительно теплая зима, продолжительная, но зато не холодная осень и хмурая поздняя весна.

Южнее реки Невы тянется гряда холмов, проходящая через Киркгофские и Дудергофские высоты, Красное Село, Койерово, Пулково, Детское Село, Никольское, Захожье и Путилово (на южном берегу Ладожского озера; к западу, параллельно берегу Финского залива, тянется крутой береговой скат (Петергоф, Ораниенбаум). Вот между этим береговым скатом, с одной стороны, и реками Лугой и Оредежем, с другой, находится так называемая силурийская возвышенность. А вдоль берега Финского залива, от Горской до Сестрорецка и дальше на север, на расстоянии 13 км, тянутся наносные, песчаные горы-дюны, часть которых остановилась в движении и поросла сосновым лесом, а часть продолжает перемещаться и разноситься ветром.

Леса в нашем районе вообще много: на низких, равнинных местах господствуют смешанные леса (ель, береза, осина, ольха), а на возвышенностях преобладает сосна. Встречаются у нас и дубовые рощи, например у Сестрорецка — „Дубки", но это уже искусственные насаждения, выращенные капризом русских самодержцев. Между прочим, надо сказать, что леса Пригородного района сильно пострадали за годы войны и революции, в эпоху острого топливного кризиса.

Так как пласты земной коры часто обнажаются по берегам рек и ручьев, а такие обнажения встречаются в нашем районе по берегам рек Тосны и Поповки близ Слуцка, то лыжнику удастся убедиться на практике в местах обножений, что осадочные породы залегают повсеместно в районе, сменяя друг друга. Внизу твердая, кристаллическая порода — гнейс (не пропускающий воды), а на нем пласты, относящиеся к так называемым кембрийской, силурийской и девонской системам; все эти пласты, в свою очередь, прикрываются наносной, моренной толщиной, состоящей из глины, песка, различной формы и величины валунов, галек и всякого рода несортированных обломков.

Такое строение почвы обеспечивает добычу в Пригородном районе необходимых для промышленности и строительства материалов: так, по берегам Невы, Ижоры, Славянки и т. д. имеются хорошего качества глины, а отсюда — широко развитое здесь кирпичное производство. Затем огромные залежи торфа дают возможность использовать местные запасы топливной энергии, что особенно необходимо, считаясь с высокой себестоимостью привозного донецкого угля.

Кроме того, совершенно новое применение торфа для коксования открывает широкие горизонты проблеме „большой металлургии" в Ленинграде. До сих пор за отсутствием достаточного количества угля здесь на месте вообще (и коксующего в частности) приходилось всякого рода железные отбросы вывозить на Урал для переплавки, а пиритные огарки (получаются при производстве серной кислоты в качестве отбросов и содержат большое количество железа) оставлять неиспользованными.

Теперь, когда найден способ коксования торфа, перед ленинградской промышленностью открываются огромные возможности плавки железных отбросов и пиритных огарков тут же на месте, пользуясь местным горючим материалом.

В основу пятилетнего плана по Ленинградской области было положено использование местного сырья, а потому в отношении нашего района во главу угла была поставлена постройка торфяной электроцентрали и создание Дубстроя на Неве по примеру уже работающего на торфе гиганта —„Красного Октября".

Но вышесказанным еще не исчерпываются сырьевые возможности Пригородного района: по берегам реки Тосны и около Путилова сосредоточены залежи известняка, который в многочисленных местных каменных разработках идет на изготовление известковых плит, а кварцевые пески по реке Тосне перерабатываются в стекло на стекольных заводах района (напр., стекольный завод близ ст. Сиверской)

На правом берегу Невы идет колоссальное строительство невского химкомбината по производству суперфосфата (200 тыс. тонн), серной кислоты (100 тыс. тонн) и цинка (10 тыс. тонн), значительная доля вложений по химпромышленности (40,7 млн. рублей) отнесена на этот завод. (Мы не упоминаем здесь о заводах-гигантах Пpигoродного района — Сестрорецком им. Воскова, Ижорском и „Красном Октябре", так как будем говорить о них отдельно при описании самих маршрутов. Так как наша книжка касается окрестностей Ленинграда, то заводы внутри города мы, за редким исключением, не упоминаем).

Лесные богатства района используются для развития лесобумажной и лесохимической промышленности: в районе реки Невы, около Шлиссельбурга и т. д. существует ряд писчебумажных фабрик и химических заводов.

Наконец, необходимо посмотреть у Пороховых первую вискозную фабрику, которая химическим путем производит из дерева искусственный шелк и шерсть.

„Что касается сельского хозяйства Пригородного района, то оно имеет совершенно определенное животноводчески-молочное направление с уклоном к огородничеству. Поэтому полеводство превращено здесь, фактически, в кормовую базу для животноводства, занимая 80,8% всей посевной площади" (Пятилетка Ленинградской области, Лгр., 1930.)

Строительство колхозов Пригородного района, с огородным направлением сельского хозяйства, развитой культурой картофеля и интенсивно-молочным животноводством, основанном на сбыте молока в непереработанном виде, идет по линии организации сельско-хозяйственных артелей — ТОЗ (товариществ по совместной обработке земли).

На весну 1931 г. в районе было коллективизировано 41% сельских хозяйств, причем это количество включает 7 коммун, 46 сельскохозяйственных артелей и 71 ТСОЗ.

Наряду с этим характерен факт, что бедняцко-батрацкие слои деревни, обладающие ничтожным количеством средств производства, имеют тенденцию объединяться в наивысшую форму колхоза— коммуну; что касается середняка, то последний сначала входит в колхоз лишь на основании обобществления полеводства, а потом переходит от ТСОЗ к с.-х. артели и, наконец, неизбежно, к коммуне, убеждаясь на практике в преимуществах коллективного хозяйства над индивидуальным:

Далее интересно, что при коллективизации, прежде всего, обобществляются машины, а в самом конце живой инвентарь. В данном случае в нашем районе коллективизация всех средств производства достигла 99,8% в коммунах и 81,6% в с.-х. артелях, а в то же время живой инвентарь — является почти на 50% частной собственностью.

Очень важно, что колхозы в районе растут в смысле не только их количества, но и увеличения размеров каждой.организационной единицы: растет число объединяющихся хозяйств, размер пашни, обобществленного скота (в 2—4 раза за 2 месяца).

Рост колхозного движения в Пригородном районе, как и вообще по области, захватывает сейчас все большие бедняцко-середняцкие массы, последние увидели на практике преимущества крупного социалистического хозяйства над мелкособственническим и распыленным. Они убедились, что пролетариат может выступить не только их союзником и организатором, но что под руководством рабочего класса и коммунистической партии для них открывается широкая возможность перестройки своего раздробленного хозяйства в крупное и обобществленное.

И вот, перед самодеятельными туристскими группами стоит интересная и огромная по своему политическому объему задача: используя массовые лыжные вылазки, активно содействовать коллективизации сельского хозяйства в Пригородном районе. Нужно вести беседы с крестьянами-колхозниками и совхозниками, попутно разъяснять самому отсталому крестьянину-одиночке, в котором еще медленно изживаются старые мелкособственнические инстинкты, о наших победах на колхозном и совхозном фронте, о наших успехах в деле поднятия производительности, урожайности и доходности в полеводстве и животноводстве.

Необходимо отметить цифры, ярко рисующие превращение Пригородного района в продовольственную базу Ленинграда. Посевы овощей с 2 600 га по району в 1930 г. доведены в 1931 г. до 8 000 га, причем количество корнеплодов увеличивается в три раза, а картофеля — вдвое. Пригородные совхозы будут иметь в этом году 20, а колхозы —16 молочных ферм. Количество молочного скота увеличено в 4—6 раза. В 8 раз возрастает количество свинооткормочных пунктов (Пятилетка Ленинградской области).

В результате, в текущем году Ленинград получит из Пригородного района 30% нужных ему овощей, 15% картофеля, и треть всего необходимого ему количества молока.

Теперь скажем несколько слов о населении Пригородного района, с которым туристу-лыжнику придется иметь дело, вернее — об истории этого населения; отметим значение этих мест с точки зрения культурно-исторических ценностей, а также укажем те железнодорожные и др. пути, которыми нашему экскурсанту, может быть, придется воспользоваться.

Население Пригородного района исчисляется на 1 января 1930 г. в 275000 человек. Состав его крайне пестрый: тут и потомки первоначального финского племени коренных жителей края —„ижоров"; здесь финны, эсты, латыши, карелы и, наконец, немцы, которые с давних времен организовали тут (напр., в районе Детского Села) свои колонии, переходящие сейчас в колхозы, как мы это увидим при описании маршрутов.

Пестрота национального состава объясняется тем, что две империалистические державы — Россия и Швеция — в течение ряда десятилетий, проводя свои захватнические тенденции, борясь за обладание местными водными путями, захватывали по очереди эти места. В конечном результате эта местность перешла к России и коренное население, естественно, смешалось с пришельцами.

Затем при постройке Петербурга нарождающийся капитализм „Государства Российского" не щадит „подлых людишек": он сгоняет их сюда несчетными толпами, чтобы, захватив этот топкий, мало населенный, пустынный край, создать из него новый военный, административный и торговый центр. И опять-таки все коренное население, уже разбавленное пришлыми, из-за войн, элементами, еще раз смешивается с выходцами из центральных губерний.

Между прочим, очень интересен и исторически показателен тот факт, что южные и восточные окрестности Ленинграда (в пределах Пригородного района), между левым берегом Невы и Финским заливом, заселены гораздо сильнее северных и западных. Объясняется это тем, что насильственное переселение крестьян шло с востока и юга, а они со своей стороны старались осесть ближе к родным местам.

Кроме того, здесь в первую голову создавались тракты, шоссе, железные дороги: с севера были бесплодные, пустынные места и для развивающейся торговли отсутствовала таким образом база, а с запада было море (Финский залив).

Вообще же интересующий нас район был населен еще за несколько тысячелетий до нашей эры: об этом с достаточной ясностью говорят те стоянки доисторического человека каменного и железного веков, которые были обнаружены в нескольких местах, напр. на берегу Сестрорецкого Разлива, Лахты и Токсова: найденные там предметы обнаруживают не только принадлежность наших предков к восточно-финской неолитической группе, населявшей юго-восточную Финляндию и прилегавшие к ней части России, но и на оживленный обмен между племенами. Дальше, в районе Белоострова и Дибунов открыты курганы более позднего происхождения, относящиеся, по найденным в них изделиям, к железному и бронзовому векам. Эти ценные находки сосредоточены в Лахтинском музее, и лыжнику небезынтересно будет там с ними познакомиться.

Кроме всего сказанного, нет ни одного района в области, где было бы сосредоточено такое количество памятников прошлого, дворцов-музеев, парков, бывших имений, усадеб, являющихся отображением социально-экономических влияний минувших столетий, записью того, сначала дворянско-крепостнического, а потом капиталистического уклада, на развалинах которого выросло наше новое социалистическое строительство. С этой точки зрения очень интересно ознакомиться лыжнику с прошлым тех мест, где теперь он видит ростки новой жизни: каждое сведение о бывшем имении, превращенном сейчас в колхоз, распахивает перед ним наглядно страницу истории в ее сравнительном разрезе, и под тем же углом наш турист сможет в той же деревне, на этом же месте провести беседу с крестьянами о том, что мы разрушили и что мы строим. Такой сравнительный, показ истории откроет глаза многим маловерам.

Между прочим, туристу весьма полезно указать в своей беседе на стандартное строительство рабочих поселков. Огромный недостаток в жилище в связи с потребностью обеспечить таковым как можно скорее рабочий класс плюс стремление к удешевлению постройки вызвали к жизни строительство стандартных (однотипных) домиков, заготовляющихся Стандартстройтрестом в законченном и дособирающемся на месте виде. Такие домики изолированы, приспособлены большей частью для одной семьи, состоят из 2—3—4 комнат, снабжены необходимыми удобствами и обстановкой, обходятся не дороже квартирного общежития, приобретаются в полную собственность и всегда при переезде могут быть использованы в другом месте.

В Сестрорецке, на Дюнах, в Озерках, Токсове, на Мельничном ручье мелькают среди зелени эти карточные, „чайные" домики, составляя целые рабочие поселки.

Пригородный район испещрен железными и гужевыми дорогами, которыми лыжник всегда может легко пользоваться, в случае усталости или мятели, при которой легко сбиться с пути.

 

Здесь проходят 11 железнодорожных линий Октябрьской ветви:
1) северная часть района пересекается линиями на Сестрорецк, Курорт, Белоостров, Токсово, Васкелово, Ладожское озеро, Невскую Дубровку;
2) в южной части проходят линии на Москву, Ораниенбаум, Котлы, Веймарн, Кингисепп, Псков, Павловск, Дно, Новгород.

Кроме того, здесь проходят дороги на Мурманск и Тихвин.

 

Гужевая сеть шоссе и проселочных дорог не менее густа:
1) в сев.-зап. части Выборгское шоссе, от которого отходит Кексгольмский тракт;
2) вдоль побережья залива — шоссе Ленинград — Сестрорецк;
3) в сев.-вост. Части — дорога Ленинград — Рябово — Мельничный ручей — Ириновка.
4) Ленинград — Колтуши — Рябово (и др. менее значительные).

В южной части:
1) Ленинград — Ораниенбаум,
2) Ленинград — Кингисепп,
3) Ленинград — Луга — Псков;
4) Лигово — Детское Село, Знаменка — Детское Село, Стрельна — Красногвардейск, Красное Село — Ропша — Детское Село, Детское Село — Колпино;
5) в южной части района проходит Московское шоссе.

И всего этого мало при необычайном росте населения и индустриализации района. Уже к 1 января 1933 г. должны быть полностью электрифицированы линии Ленинград — Ораниенбаум и Лигово — Гатчина. В тeчeнии 1933 г. будет электрифицирована линия Ленинград — Павловск 1. Дальше пойдет электрификация участков Детское Село — Вырица, Ораниенбаум — Лебяжье, Гатчине — Сиверская.

Общая характеристика района отмечает, что это обширный, богатый городскими центрами участок области, подчиненный в хозяйственном отношении Ленинграду, покрытый густою сетью железных дорог, с высокоинтенсивными формами сельского хозяйства, с широким распространением дачных промыслов, с крупной фабрично-заводской промышленностью.

 

Маршрут № 18

Ленинград — село Ивановское — Лобаново — Дубровка.

Поездом с Московского вокзала до села Ивановского.
Ивановское — Лобаново 12 км
Лобанове — Дубровка 4 км
Всего на лыжах 16 км.

Местность, где лежит село Ивановское, некогда принадлежала известному И. И. Неплюеву (н) — жестокому колонизатору русского Востока. При нем в Ивановском было заведено хлебопашество, огород, сад и конский завод. В 1781 г. имение переходит к Екатерине II, которая дает ему название "Пепла". Здесь был построен великолепный дворец, который при Павле I был разобран, а материалы привезены в Петербург для сооружения Михайловского замка. В "Пелле" же были устроены артиллерийские казармы и конюшни. Развалины эти сохранились и посейчас.

От села Ивановского до деревни Петрушино дорога вьется по берегу реки Невы: по правую сторону реки лес, прорезанный просеками.

В деревне Петрушино интересен национальный еврейский колхоз "Еврабзем", организовавшийся в 1926 г.; за эти несколько лет существования колхоза трудящиеся — евреи упорным трудом сумели создать крупное молочно-огородное хозяйство.

На другой стороне реки, на островах, находится деревня Островки. Здесь же развалины дворца, принадлежавшего любимцу Екатерины — Потемкину. Замок стоит на высоком обрывистом выступе, отделенном оврагом от берега. После смерти фаворита дворец переходит из рук в руки. Он сохранился до наших дней в виде руины на берегу реки, за хмурым, покрытым хвойным лесом островком.

За Петрушиным дорога отклоняется немного в сторону от Невы. По обеим сторонам ее вытянулись стройные молодые сосны, пересекая насыпь незаконченной железной дороги. Здесь же начинается замкнутая в кольце лесов территория комбината силикатно-кирпичных заводов №№ 2, 3 и 4.

Их начали строить в 1930 г. Всего предполагалось создать 3 завода с производительностью в 40 млн. кирпичей каждый. Песок будет добываться на местных карьерах, а известь доставляться с Угловских известковых заводов. Сейчас построен один завод, который должен дать в этом году 10 млн. кирпичей. Для сравнения отметим, что тот завод силикатного кирпича, "Невские пороги", о котором мы упоминали в маршруте № 17, имеет производительность в 25 млн. штук кирпича в год. Все производство нового завода № 2 механизировано, благодаря чему потребует 250 человек для обслуживания. Кирпич будет доставляться в Ленинград и по воде и по вновь выстроенной ветке к станции Горы Мурманской железной дороги.

Дорога проходит мимо вновь выстроенного завода (Павлово): светлое серое здание, с высокой трубой и датой 1931 г. напоминающей нам о победных темпах пятилетки во всех углах Союза.

Здесь же рядом построено несколько корпусов для рабочих.

У впадения реки Мги в Неву, на левом берегу Мги мыза Лобаново, а на другой стороне — небольшой лесопильный завод, на котором работают около 80 человек. За заводом Шлиссельбургский тракт проходит через село Анненское. Любопытно, что здесь в 1815 г. была открыта древняя гробница, в которой, судя по Новгородским летописям, была похоронена одна из жен Иоанна Грозного, из рода Нагих, сосланная в пустыни Карельские".

Отсюда видны трубы и строения Дубровки — промышленного строения на Неве. В Дубровке строится крупная электростанция на торфе, призванная улучшить снабжение Ленинграда электроэнергией. Электростанция должна быть закончена к середине 1932 г.; ее мощность будет равна 200 тыс. киловатт. На станции будут 4 агрегата с мощностью в 50 000 киловатт каждый и 8 котлов с площадью нагрева в 2 500 кв. м каждый (котлы и турбины делают завод им. Сталина и "Электросила"). На станции не будет ни одного заграничного гвоздя, так как все оборудование будет создано внутри страны. Рядом с местом стройки находится Назиевское торфяное болото, которое и явится топливной базой станции; сейчас на болоте ведутся большие строительные работы.

В районе Дубровки имеются, кроме того, лесопильный завод "Дубровка", на котором работают 1 200 человек, и Писчебумажная фабрика им. Ленина, вырабатывающая газетную и оберточную бумагу. На фабрике тоже работают 1 200 человек. Сейчас этот Дубровский комбинат реконструируется, благодаря чему выпуск газетной бумаги повышается с 18 до 25 тысяч тонн в год. Кроме того, здесь предполагается построить крупный сульфатно-целлюлозный завод с годовой производительностью в 35 тысяч тонн сульфата и целлюлозы; сырьем для нового завода будут служить отходы Дубровского лесопильного завода, а также и ленинградских лесопильных заводов.

Из Дубровки возвращаемся по Финляндской или по Мурманской железной дороге.

 

 

Примечание


НЕПЛЮЕВ, Иван Иванович (1693—1773), русский гос. деятель 18 в. Выполнял ряд дипломатич. поручений; был начальником Оренбургского края. Сторонник преобразований Петра I.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024