ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КУРБЕ, Гюстав (1819─77), выдающийся франц. живописец-реалист, боровшийся за демократич. искусство. Активный деятель Парижской Коммуны. В своих произведениях правдиво отображал жизнь трудового народа и выступал с острой критикой буржуазного строя. Главные произведения ─ «Каменщики», «Похороны в Орнане».

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КУРБЕ, (Courbet) Гюстав (1819—77), франц. живописец. Активный участник Парижской Коммуны 1871, боролся за демокр. идеи, принципы реализма, правдивость иск-ва, его близость к жизни. Утверждал обобщённые образы простых людей-тружеников («Дробильщики камня», 1849), худ. значительность повседневной жизни («Похороны в Орнане», 1849). Произв. К. отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 16. — Москва, 2010. — С. 383 // Электронная версия

КУРБЕ́ (Courbet) Гюстав (Жан Дезире Гюстав) (10.6.1819, Орнан – 31.12.1877, Ла-Тур-де-Пельз, Швейцария), франц. живо­писец. Из семьи зажиточного фермера. Первые уроки живописи получил в Орнане у отца Бо (ученика А. Ж. Гро), в 1837–39 обучался в худож. школе в Безансоне у Ш. А. Флажуло (ученика Ж. Л. Давида).

Г. Курбе. «Человек с чёрной собакой» (автопортрет). 1842. Музей Пти-Пале (Париж).

В 1839 отправился в Париж, где недолго обучался в академиях Сюиса и Лапена, изучал картины старых мастеров в Лувре (преим. испанских – Д. Веласкеса, Х. де Риберы, Ф. Сурбарана). В ранний период пишет пейзажи (в пастозной манере) родной пров. Франш-Конте, также композиции на религ. и лит. сюжеты («Лот с дочерьми», 1841, частное собрание, Париж; «Вальпургиева ночь», ок. 1841, не сохр.). Лучшими работами молодого К. были портреты его близких и особенно «романтизированные» автопортреты, которыми он впервые заявляет о себе в Салоне («Человек с чёрной собакой», 1842, Музей Пти-Пале, Париж; «Раненый», 1844, Музей Орсе, Париж; «Счастливые влюблённые», 1844–45, Музей Пти-Пале; «Человек с трубкой», ок. 1847–48, Музей Фабра, Монпелье).

Г. Курбе. «Девушки на берегу Сены». 1856–57. Музей Пти-Пале (Париж).

В 1846 К. посетил Нидерланды; огромное впечатление, которое произвели на него произведения Ф. Халса и Рембрандта, укрепляют К. в поисках реалистич. пути в иск-ве («запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке»). Художник испытал сильное влияние идей П. Ж. Прудона. В отличие от франц. романтизма с его влечением к неординарному и экзотическому, в картинах К. предстают обыкновенные люди, занятые обыденными делами; вместе с тем его полотнам свойственна героич. приподнятость, а героям – значительность. Мастер пишет на холстах большого размера, изображая фигуры почти в натуральную величину: «Послеобеденный отдых в Орнане» (1849, Музей изящных искусств, Лилль), «Дробильщики камня» (1849, не сохр.), «Веяльщицы» (1855, Музей изящных искусств, Нант). Грандиозное полотно «Похороны в Орнане» (1849–50, Музей Орсе, Париж) – одно из самых значит. произведений франц. реализма 19 в. – подобно монументальной фреске, запечатлевшей жизнь франц. провинции. В 1850–1870-х гг. К. создаёт жанровые композиции, натюрморты, пейзажи: «Деревенские барышни» (1851–52, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Купальщицы» (1853), «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!», 1854; обе – Музей Фабра, Монпелье).

Каждая новая работа К. вызывала дискуссии в прессе; вокруг мастера объединялись художники реалистич. направления, однако офиц. худож. круги относились к нему с открытой враждебностью. В Салон, приуроченный ко Всемирной выставке 1855 в Париже, не были приняты «Похороны в Орнане» и программная картина «Ателье» (1855, Музей Орсе), названная К. «реальной аллегорией». В ответ художник соорудил рядом с территорией выставки врем. «Павильон реализма» и устроил в нём персональную выставку, выпустив каталог с изложением принципов своего иск-ва («Манифест реализма»). В 1860-х гг. К. много путешествовал по Франции и за границей; в маринах («Бушующее море», 1870, Музей Орсе) воссоздал образ морской стихии – грозной, неподвластной человеку и великолепной в своём буйстве. Занимался также графикой и скульптурой.

В период Парижской коммуны (1871) К. был делегатом мэрии, возглавлял федерацию художников. После подавления Коммуны власти Третьей республики возбудили против К. судебный процесс, выдвинув ему ложное обвинение в участии в разрушении Вандомской колонны. Он был осуждён, заключён в тюрьму и приговорён к огромному штрафу. Вынужденный эмигрировать в Швейцарию (1873), художник умер в изгнании.

Соч.: Courbet raconté par lui-même et par ses amis / Éd. P. Courthion. Gen., 1948–1950. Vol. 1–2; Courbet’s Letters / Ed. P. ten-Doesschate Chu. Chi., 1992.

Лит.: Aragon L. L’Exemple de Courbet. P., 1952; Тихомиров А. Н. Г. Курбе. М., 1965; Г. Курбе. Письма, документы, воспоминания современников. М., 1970; Lindsay J. Courbet: his life and art. Bath; L., 1973; Foucart B. Courbet. N. Y., 1977; Fernier R. La vie et l’œuvre de G. Courbet. Lausanne; P., 1977–1978. Vol. 1–2; Rubin J. H. Realism and social vision in Courbet and Proudhon. Princeton, 1980; Калитина Н. Н. Г. Курбе: Очерк жизни и творчества. М., 1981; Faunce S., Nochlin L. Courbet reconsidered. N. Y., 1988; Herding K. Courbet: to venture independence. New Haven; L., 1991; Мак Г. Г. Курбе. М., 2002.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Jean Désiré Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Во, Швейцария) — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.


Курбе в 1860-е годы

Биография

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также). Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались преподавателем. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдах. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон.

В конце концов Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны.

После падения Коммуны отсидел по приговору суда полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в 1877 году, отказавшись возвращаться во Францию, пока не будет объявлена всеобщая амнистия.

Творчество

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык».

Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре — в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др.), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.

Галерея

«Похороны в Орнане», 1849—1850

 

«Веяльщицы», 1853

 

«Мастерская художника», 1855

 

«Порыв ветра», около 1865

 

«Портрет девушки» (Национальная картинная галерея Армении)

Документальные фильмы

  • 2014 - Кто вы, господин Курбе? / Mais qui êtes-vous, monsieur Courbet? (реж. Изабель Брюннариус / Isabelle Brunnarius)

Источники

  • Сомов А. И. Курбе, Гюстав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).— СПб., 1890—1907.

 

 

Гюстав Курбе > Произведения

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024