ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ВЫБОРГ, город в Ленинградской обл. РСФСР, порт в Финском зал., у Сайменского канала; ж.-д. узел. Пищ. и металлообр. пром-сть. Учительский ин-т. Много памятников старины.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ВЫБОРГ, г., райцентр в Ленингр. обл. Порт в Финском заливе. Ж.-д. уз. 72 т. ж. (1977).  Маш-ние и металлообр., лёгк., пищ. пром-сть. Дом-музей В. И. Ленина. Осн. в 12 в. новгородцами, с 1293 швед. крепость, с 1710 в России, в 1918—40 в Финляндии. Замок 13 в.

 

 

С. В. Кисловский. «Знаете ли Вы?» Словарь географических названий Ленинградской области. 1974


Выборг

Выборг. Старая крепость.

Выборг — город областного подчинения, расположен на северо-западе Карельского перешейка, на живописных островах и полуостровах Выборгского залива; ж.-д. узел в 130 км от Ленинграда и крупный морской порт. Административный центр Выборгского района.

Возник на месте основанного в XI в, новгородцами поселения на торговом водном пути, который связывал по рекам и озерам Ладожское озеро с Финским заливом. В 1293 г. эти земли захватили шведы и обосновали у самого устья р. Вуоксы крепость, вокруг которой вырос г. Выборг, что значит «Священная крепость» (др.-сканд. «vi» — святой, священный, «borg» — крепость).

В 1710 г., во время Северной войны, крепость была взята войсками Петра I и по Ништадтскому миру (1721) Выборг перешел к России. С 1918 по 1940 г. принадлежал Финляндии и назывался Виипури. По мирному договору с Финляндией, заключенному 12 марта 1940 г., Выборг включен в состав СССР.

Город играл видную роль в истории революционного движения России. Здесь несколько раз бывал В. И. Ленин. В первой половине августа 1906 г. Владимир Ильич руководил в Выборге подготовкой выпуска газеты «Пролетарий».

В городе много промышленных предприятий: крупный завод «Электроинструмент», поставляющий свою продукцию (реактивные преобразователи тока, электробуры, сверлильные машины и др.) не только во многие районы СССР, но и в зарубежные страны; судостроительный завод; завод рыбопромышленного оборудования; сетевязальная фабрика, изготовляющая капроновые и фильдекосовые сети; завод железобетонных конструкций; дробильно-сортировочный завод Выборгского карьероуправления; завод лимонной кислоты, крупный мельничный комбинат.

Среди учебных заведений — авиационно-техническое училище Гражданского воздушного Флота, медицинское училище, учебно-консультационный пункт Северо-западного заочного политехнического института.

Три стадиона, два народных театра, краеведческий музей, новый Дворец культуры им. 50-летия Великого Октября. Два больших парка — им. Ленина (в центре города) и Городской парк культуры и отдыха, вытянувшийся вдоль залива.

В городе много архитектурных памятников старины. Среди них самым древним является Выборгский замок. Напротив замка, близ Крепостного моста,— гранитная скала, известная под названием «Петровская гора». Отсюда в 1710 году Петр I руководил штурмом крепости.

У южного въезда в город — величественный монумент советским воинам, освободителям города.

В окрестностях — приморский климатический курорт с многочисленными здравницами в шхерах Выборгского залива.

 

 

ВЫБОРГ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

ВЫ́БОРГ, го­род в Рос­сии, в се­ве­ро-зап. час­ти Ле­нингр. обл., центр Вы­борг­ско­го р-на. Нас. 78,5 тыс. чел. (2005). Рас­по­ло­жен на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке, по­лу­ост­ро­вах и шхе­рах Вы­борг­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м., у вхо­да в Сай­мен­ский ка­нал. Мор. порт (гру­зо­обо­рот св. 900 тыс. т, 2005). Ж.-д. узел. В. – центр ме­ж­ду­нар. ту­риз­ма, кли­ма­тич. ку­рорт.

Выборг. Замок с башней Святого Олафа. Кон. 13 в., перестроен в 16–17 и 19 вв. Фото А. И. Нагаева

На мес­те совр. В., ве­ро­ят­но не позд­нее 11 в., бы­ло ос­но­ва­но ка­рел. тор­го­во-ре­мес­лен­ное по­се­ле­ние. В 1293 от­ряд швед. войск вы­са­дил­ся на остро­ве (поз­д­нее – о. Зам­ко­вый) в Вы­борг­ском зал. и ос­но­вал за­мок Вы­борг, ус­пеш­но вы­дер­жав­ший оса­ды нов­го­род­ских войск в 1294, 1322, 1351, 1411. По­се­ле­ние, вы­рос­шее во­круг зам­ка на ма­те­ри­ке, дос­та­точ­но бы­ст­ро пре­вра­ти­лось в круп­ный адм., во­ен. и тор­го­во-ре­мес­лен­ный центр швед. Ка­ре­лии. В. в ис­точ­ни­ках 14 в. уже име­но­вал­ся го­ро­дом, офи­ци­аль­но гор. пра­ва по­лу­чил в 1403 от швед. ко­ро­ля Эри­ка XIII По­ме­ран­ско­го. В 15 в. здесь дей­ст­во­ва­ла верфь, раз­ви­ва­лись ре­мёс­ла. В 1470-х гг. ма­те­ри­ко­вая часть го­ро­да бы­ла об­не­се­на ка­мен­ной кре­пост­ной сте­ной. В 15–16 вв. важ­ный центр ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли, имел свя­зи с Нов­го­ро­дом, Сток­голь­мом, Ган­зей­ским сою­зом. В 1495 и 1556 В. вы­дер­жал оса­ды рус. войск. В 1550–90-х гг. по­строе­на но­вая сис­те­ма гор. ук­ре­п­ле­ний с Ро­га­той кре­по­стью (ра­зо­бра­на в 1860), зем­ля­ным ва­лом и бас­тио­на­ми «Эу­ро­па» («Эу­ря­пя»), «Валь­порт» («Валкорт»; оба ра­зоб­ра­ны в 1860-е гг.) и «Пан­цер­лакс».

В 1706, в хо­де Сев. вой­ны 1700–21, царь Пётр I со­вер­шил не­удач­ный по­ход на В. По­сле вто­рич­ной Вы­бор­га оса­ды 1710 го­род сдал­ся рос. вой­скам, был вклю­чён в со­став С.-Пе­терб. губ. (с 1719 центр Вы­борг­ской пров.; за­кре­п­лён за Рос­си­ей Ни­штадт­ским ми­ром 1721). В 1710–21 од­но из мест строи­тель­ст­ва рос. га­лер­но­го фло­та. В 1710–13 вос­ста­нов­ле­ны ста­рые ук­ре­п­ле­ния В. и воз­ве­де­ны но­вые – Трон­гзунд­ские, в 1730-е гг. с зап. сто­ро­ны зам­ка по­строе­на кре­пость Ан­нен­крон (4 бас­тио­на с ра­ве­ли­на­ми и 2 ря­да­ми рвов и ва­лов; про­ект ген.-м. А. К. де Ку­ло­на, 1731). В 1744–1917 В. – центр Вы­борг­ской гу­бер­нии (в 1802–11 Фин­лянд­ская губ.), с 1811 в со­ста­ве Вел. кн-ва Фин­лянд­ско­го. В хо­де рус.-швед. вой­ны 1788–90 близ В. со­стоя­лось мор. Вы­борг­ское сра­же­ние 1790. По­сле вос­ста­ния де­каб­ри­стов в В. со­дер­жа­лось ок. 300 сол­дат – его уча­ст­ни­ков, а в 1826–1828 не­ко­то­рые из де­каб­ри­стов (в т. ч. М. К. Кю­хель­бе­кер, М. С. Лу­нин, В. С. Но­ров, П. А. Му­ха­нов и др.). В 1863–70 воз­ве­де­ны Вост.-Вы­борг­ские ук­ре­п­ле­ния на Ба­та­рей­ной и Ин­тен­дант­ской го­рах с бас­тио­на­ми, рва­ми и по­тер­на­ми – под­зем­ны­ми хо­да­ми со­об­ще­ния (про­ект ген.-л. Э. И. Тот­ле­бе­на).

В 1906 груп­па быв. де­пу­та­тов 1-й Гос. ду­мы, про­те­сто­вав­шая про­тив её до­сроч­но­го рос­пус­ка, при­ня­ла в го­ро­де Вы­борг­ское воз­зва­ние. В 1917–40 В. вхо­дил в со­став Фин­лян­дии, на­зы­вал­ся Вии­пу­ри. Во вре­мя сов.-финл. вой­ны 1939–40 (13.3.1940, по­сле ноч­но­го штур­ма) взят час­тя­ми Крас­ной Ар­мии. По Моск. до­го­во­ру 1940 во­шёл в со­став СССР, с 1940 центр Вии­пур­ско­го (Вы­борг­ско­го) р-на Ка­ре­ло-Фин. ССР. В Вел. Отеч. вой­ну, в 1941–44, был ок­ку­пи­ро­ван фин. и герм. вой­ска­ми. Ос­во­бо­ж­дён вой­ска­ми Ле­нингр. фрон­та 20.6.1944 в ре­зуль­та­те Вы­борг­ско-Пет­ро­за­вод­ской опе­ра­ции 1944. В го­ды вой­ны силь­но раз­ру­шен. С 1944 рай­он­ный центр Ле­нингр. об­лас­ти.

Ис­то­рич. яд­ро В. – за­мок с баш­ней Св. Ола­фа. От кре­по­ст­ных со­ору­же­ний 15–16 вв. со­хра­ни­лись баш­ня Ра­ту­ши (15 в.) и Круг­лая баш­ня (1550). Гор. за­строй­ка 14–16 вв. пред­став­ле­на до­ма­ми из круп­ных не­об­ра­бо­тан­ных кам­ней с уз­ки­ми ок­на­ми ти­па бой­ниц (дом ку­печ. гиль­дии, кон. 14 – нач. 15 вв.; «до­мик на ска­ле», 1477–1560; шко­ла фран­ци­скан­цев, 16 в., в 1802 ос­вя­ще­на как кос­тёл Св. Гиа­цин­та, с 1970 – дет­ская ху­дож. шко­ла) и го­тич. хра­ма­ми (ка­фед­раль­ный со­бор Де­вы Ма­рии и Св. Ола­фа, 1413–98, со­хра­нил­ся в руи­нах, ко­ло­коль­ня пе­ре­строе­на в ча­со­вую баш­ню; ц. Де­вы Ма­рии и свя­тых ан­ге­лов мо­на­сты­ря чёр­ных брать­ев-до­ми­ни­кан­цев, 1481–90-е гг., пе­ре­строе­на в 1828–1832, по­стра­да­ла от по­жа­ров в 1940 и 1989). По­сле по­жа­ра 1638 В. по­лу­чил гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ный план с пря­мо­уголь­ны­ми квар­та­ла­ми. Ан­самбль гор. цен­тра по пла­ну 1794 по­лу­чил клас­си­ци­стич. фор­мы. Сре­ди па­мят­ни­ков – Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор (1787–1817, арх. И. Брок­ман по про­ек­ту Н. А. Льво­ва), Гос­ти­ный двор (про­ект Дж. Ква­рен­ги, не был до­стро­ен), кор­пу­са ка­зарм, лю­те­ран­ская ц. Свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (1793–99, арх. Брок­ман по про­ек­ту Ю. М. Фель­те­на), по­строй­ки нач. 20 в. в сти­ле сев. мо­дер­на (ар­хи­тек­то­ры К. А. Шуль­ман, К. А. Гюль­ден и У. В. Уль­берг); Центр. гор. б-ка (арх. А. Аал­то, 1930–35).

Крае­ведч. му­зей (1960). Дом-му­зей В. И. Ле­ни­на. Те­атр дра­мы и ку­кол (1982). Ки­но­фес­ти­валь «Ок­но в Ев­ро­пу» (с 1993).

Наи­бо­лее раз­ви­то ма­ши­но­строе­ние: су­до­строит. за­вод, рос. пред­при­ятие ме­ж­ду­нар. кон­цер­на «Helkama» (хо­ло­диль­ное обо­ру­до­ва­ние), за­вод «Пирс» (уз­лы и де­та­ли для хи­мич., гор­но-хи­мич., ж.-д. обо­ру­до­ва­ния и др.), про­из-во элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ния и др. Пред­при­ятия де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей, лёг­кой (швей­ная фаб­ри­ка и др.) и пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти.

Выборг. Музей-заповедник «Парк Монрепо».

Близ В., на по­бе­ре­жье бух­ты За­щит­ная Вы­борг­ско­го зал., в сев.-зап. час­ти о. Твер­дыш рас­по­ло­жен Гос. ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный и при­род­ный му­зей-за­по­вед­ник «Парк Мон­ре­по», ис­то­ри­че­ское яд­ро ко­то­ро­го со­став­ля­ет уса­деб­но-пар­ко­вый ан­самбль кон. 18 – нач. 19 вв. (в 1788–1943 при­над­ле­жал ро­ду ба­ро­нов Ни­ко­лаи). В соз­да­нии ан­самб­ля при­ни­ма­ли уча­стие ар­хи­тек­то­ры Д. А. Мар­ти­нел­ли, О. Р. де Мон­фер­ран, Ж. Ф. То­ма де То­мон, А. И. Шта­кенш­ней­дер, Ч. Тэ­там, ху­дож­ни­ки Я. Мет­тен­лей­нер и П. ди Г. Гон­за­го, скульп­то­ры Й. Та­ка­нен, Г. Бо­руп. Ан­самбль вклю­ча­ет па­мят­ни­ки де­рев. ар­хи­тек­ту­ры клас­си­циз­ма (гл. уса­деб­ный дом и Биб­лио­теч­ный фли­гель), а так­же Гл. во­ро­та, ко­лон­ну им­пе­ра­то­рам Пав­лу I и Алек­сан­д­ру I, обе­лиск бр. Ав­гу­сту и Кар­лу Брог­лио (де Бро­льи) на Ле­ван­тий­ской ска­ле, ис­точ­ник «Нар­цисс», грот «Рас­се­ли­на», грот Ме­ду­зы. Рес­тав­ри­ро­ва­на ка­пел­ла Люд­вигс­бург на Люд­виг­штай­не (ост­ро­ве-нек­ро­по­ле ба­ро­нов Ни­ко­лаи), вос­соз­да­ны па­виль­он «Храм Неп­ту­на», Кит. мос­ти­ки в рай­оне о. Ко­лон­на, Чай­ная бе­сед­ка. Пей­заж­ный скаль­ный парк ро­ман­тич. сти­ля (пл. 180 га) – уни­каль­ный па­мят­ник са­до­во-пар­ко­во­го иск-ва. Ис­то­рич. часть пар­ка ор­га­нич­но пе­ре­хо­дит в ле­со­пар­ко­вый мас­сив c уни­каль­ны­ми скаль­ны­ми гря­да­ми (выс. до 20 м) из гра­ни­та ра­па­ки­ви (ка­рел. – «гни­лой ка­мень»). С 1991 в му­зее-за­по­вед­ни­ке еже­год­но про­во­дят­ся фес­ти­ва­ли ка­мер­ной клас­сич. му­зы­ки «Ве­че­ра в Мон­ре­по», с 1998 – фес­ти­ва­ли мо­ло­дёж­ной му­зы­ки «Дверь в ле­то».

Лит.: Ва­силь­ев Е. Н., За­ка­ти­лов Н. И. Вы­борг. Л., 1975; Кепп Е. Е. Ар­хи­тек­тур­ные па­мят­ни­ки Вы­бор­га XIII–XX. Пу­те­во­ди­тель. Л., 1977; он же. Вы­борг: Ху­до­же­ст­вен­ные дос­то­при­ме­ча­тель­но­сти. Вы­борг, 1992; Тю­ле­нев В. А. К во­про­су о дош­вед­ском по­се­ле­нии на мес­те Вы­бор­га // Но­вое в ар­хео­ло­гии СССР и Фин­лян­дии. Л., 1984; Ка­уп­пи У.-Р., Миль­чик М. И. Вы­борг: Сто­ли­ца ста­рой Фин­лян­дии. Хель­син­ки, 1993; Neuvonen P. Viipu­rin historiallinen keskusta. Hels., 1994; Стра­ни­цы вы­борг­ской ис­то­рии. Вы­борг, 2000–2004. Кн. 1–2; Ки­щук А. А. Парк Мон­ре­по в Вы­бор­ге. СПб., 2001.

 

 

Ссылка


 

 

Приложение


Достопримечательности Ленинградской области. — Лениздат. 1977

ЗДЕСЬ РОЖДАЛАСЬ «БАЛЛАДА ФИННА»

Город Выборг связан с именем великого русского композитора М. И. Глинки. На Прогонной улице, короткой, как все улицы в старой части Выборга, у самого залива стоит двухэтажный белый каменный дом с балконом на закругленном углу.

Сюда, в этот дом, который ныне значится под № 2 на Прогонной улице, в гостиницу синьора Мотти, в 1829 году и приезжал М. И. Глинка.

Был июнь, романтическая пора белых ночей, когда даже после захода солнца можно было любоваться серой громадой замка, стоявшего рядом с гостиницей. Гости синьора Мотти: Михаил Иванович Глинка, его приятель Александр Яковлевич Римский-Корсак, Aнна Петровна Керн, двадцатидевятилетняя красивая женщина (это ей четыре года назад Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»), поэт Антон Антонович Дельвиг, его жена и довольно известный в то время публицист Орест Михайлович Сомов,— прекрасно провели вечер в гостинице в обществе радушного хозяина, а утром отправились к водопаду Иматра.

На обратном пути Глинка с Сомовым ехали в двухколесной тележке, остальные — в линейке. Возница-финн, который вез Глинку и Сомова, был всю дорогу оживлен, порою разговаривал со своими седоками по-русски, несмотря на весьма слабое знание русского языка. Время от времени он напевал то веселые, то грустные финские песни.

Подъезжая к Выборгу, сделали на последней станции остановку. Глинка с Сомовым прибыли сюда первыми. А когда подъехала и линейка, путешественники увидели, что Глинка с карандашом в руке и листком бумаги стоит за полуразрушенным сараем и что-то пишет, а его возница поет ему какую-то песню. Окончив запись, Михаил Иванович подвел финна к остальным путникам и попросил его спеть эту песню и для них.

Когда прибыли в Выборг, солнце было еще высоко в небе, Дельвиг настаивал на том, чтобы немедленно идти смотреть знаменитый сад барона Николаи «Монрепо». Отправились туда. И снова любовались не только беседками, гротами и другими творениями рук человеческих, но и захватывающим в своей суровости финским пейзажем с огромными гранитными валунами и даже целыми холмами из гранита, сосновым лесом и заливом, блестевшим внизу.

Воспоминания этого дня — дорога среди скал, лесов и озер, песня финского ямщика, захватывающие пейзажи в саду «Монрепо» и суровый замок, возвышающийся над водами залива,— все это отложилось в сознании композитора...

В 1838 году — девять лет спустя — Глинка написал «Финскую песню» для фортепьяно, а в 1842 году в его опере «Руслан и Людмила» прозвучала баллада Финна, в которой наряду со сказочным повествованием о стране, где «среди лесов, в тиши далекой живут седые колдуны», слышится с небывалой силой выраженный рассказ о любви, о страстях и страданиях человеческих.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024