ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. 1986


ФРАНЦИЯ (France), Французская Республика, государство в Западной Европе. Уже в эпоху позднего палеолита (ок. 38—33-го тыс. до н. э.) на терр. Юго-Вост. Ф. (пещеры Ласко, Фон-де-Гом, Тюк д'Одубер) были созданы замечат. пам. первобытного искусства: вырезанные из камня и кости схематичные изображения женщины-матери, поражающие своей жизненностью и выразительностью живописные и скульптурные изображения животных. В Сев.-Зап. Ф. в конце неолита и начале бронз. века (кон. 3-го — 1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) возводились мегалитические сооружения: кромлехи, целые аллеи менгиров (иногда с выбитыми изображениями). От эпохи греч. колонизации и рим. владычества сохранились многочисл. архит. пам. галло-рим. искусства: кам. храмы (Ним), театры (Арль, Оранж), триумфальные арки (Оранж, Ним), гробницы (Сен-Реми), акведуки (т. н. Пон-дю-Гар близ Нима), изготовлялись саркофаги, надгробные рельефы, в к-рых элементы др.-рим. иск-ва сочетались с местными чертами, идущими от искусства кельтов — коренного населения Ф.

Франция. Часовня Сент-Шапель в Париже. 1243—48. Интерьер.

 

С 5 в., с образованием варварских гос-в, формировалось ср.-век. иск-во (см. Меровингское искусство). В 8—9 вв., в период «Каролингского возрождения», были построены мн. комплексы монастырей, выполнены замечат. образцы резьбы по кости и книжной миниатюры. Романский стиль развился во Ф. в 10—12 вв. на основе традиций каролингского иск-ва. Сформировался ср.-век. франц. город с нерегул. застройкой и узкими улицами, с 2—3-этажными домами, имевшими открытые аркады для лавок и мастерских на 1-м этаже и жилые помещения на 2-м этаже. Жильём феодалов служили суровые, обнесённые глухими мощными стенами замки с донжонами и цитадели (Каркасом). Возводились церкви в форме лат. креста с высокими, перекрытыми полуциркульными сводами центр. нефами, развитым хором с венцом капелл, 2 башнями, фланкирующими зап. фасад, и мощной 8-гранной башней над средокрестием (церковь Клюни-3 в Клюни). Капители, порталы, фасады церквей заполнялись скульптурой и рельефами, вырезанными из камня (Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье). Для романской арх-ры Ф. характерны многочисл. местные школы. В Нормандии и Шампани храмы обычно широкие и светлые, лаконичные и скупые по внеш. облику и декору. В Аквитании, наоборот, обширны и увенчаны рядами куполов на парусах или тромпах, в Лангедоке больше напоминают крепости, в Оверни украшены богатой полихромной кладкой, в Провансе имеют обильное скульпт. убранство на порталах. Особенно выразительны скульптурные композиции тимпанов порталов храмов в Бургундии, пронизанные острыми и беспокойными ритмами и обычно посв. теме грядущего «страшного суда». В Провансе сохранилась близость антич. традиции. Условность, плоскостность и линеарность и вместе с тем драматическая экспрессивность образов были свойственны миниатюрной и монументальной живописи этого времени, где особенно выделяется анс. фресок ц. Сен-Савен-сюр-Гартамп в Пуату. Энергичной стилизацией, «варварской» пышностью декора отличались ювелирные изделия, лиможская эмаль, ткани и вышивки этого периода (ковёр из Байё, кон. 11 — нач. 12 вв., Музей, Байё).

Франция. Э. Делакруа. «Резня на Хиосе». 1823—24. Лувр. Париж.

 

В сер. 12 в. в городах Сев. Ф. зародилась готика. Разрастались, укреплялись и перестраивались старые города, новые обычно возводились на регул. основе, имели прямоуг. сетку улиц, очень плотную застройку и 2 гл. площади — соборную и рыночную. Гл. гор. сооружением стал собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Ф. свои классич. формы. Это 3—5-нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, 2-башенным зап. фасадом с 3 перспективными порталами и готич. розой в центре. Произв. раннеготич. зодчества (церковь аббатства Сен-Дени; соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили нек-рую массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиц. линий фасадов, тяжёлые 2-пролётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор. деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В кон. 13—14 вв. в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архит. членения, появились искривлённые линии т. н. пламенеющего стиля (церковь Сен-Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390—1420). В 15 в. возник тип богатого гор. дома — отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443—51).

В готич. скульптуре, тесно связанной с архит. формами, возродился интерес к физич. красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи сев. портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благословляющего Христа на зап. фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы «Посещение Марией Елизаветы» на зап. портале собора в Реймсе. Эти произв. оказали большое влияние на развитие всей зап.-европейской скульптуры. В готич. живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в к-рую наряду с канонич. сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14—15 вв.). В готич. миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итал. иск-ва появились станковые картины и портреты. Решительный переход к правдивому и жизненно убедит. изображению реальной среды произошёл в тв-ве бр. Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произв. декор.-прикл. иск-ва: мелкая пластика, эмали, шпалеры, резная мебель.

Стиль франц. Возрождения проявился в удобных и вместе с тем торжеств.-импозантных постройках корол. и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных гор. особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492—98), Район (1501—10), отель Буртерульд и Бюро финансов в Руане. Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные франц. архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко нац. произв. стали живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518—29; Шенонсо, 1515—22; Шамбор, начат в 1519). Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итал. мастера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо. Жемчужиной зрелого Возрождения во Ф. стало здание нового Лувра (1546—74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и изящный стиль франц. Возрождения в изобразит. иск-ве наиб. ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечат. мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион. Активной стилистической компонентой стал итальянский маньеризм, особенно заметный в тв-ве мастеров 1-й и 2-й школ Фонтенбло. В скульптуре гуманистический идеал Возрождения воплощён в светлых и жизнерадостных образах Гужона, сумевшего проникнуть в антич. подоснову итал. ренессансного иск-ва и соединить её с нац. традицией. Противоречия Позднего Возрождения, усиление драматич. начала проявились в работах Ж. Пилона.

В 17 в., с укреплением абсолютизма, перед искусством была поставлена задача возвеличивания личности и власти монарха. Усилилась гос. регламентация художеств. жизни. Были созданы Корол. академии живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Был выработан т. н. большой стиль абс. монархии, сочетавший строгую рациональную логику, композиц. сдержанность и уравновешенность классицизма с пространств. размахом. Арх-ра классицизма 17 в. развивалась в связи со стр-вом гор. и загородных ансамблей, резиденций короля и знати, особняков буржуазии. Париж украсился геометрически правильными, едиными по стилю площадями: Дофина (1607), Вогезов (1606—12), Побед (1685—86), Вандомской (1685—1701; две последние — арх. Ж. Ардуэн-Мансар). Были построены строго регул. по композиции дворцы (Пале-Руаяль, 1629—36, арх. Ж. Лемерсье; строго классицистич. вост. фасад Лувра, арх. К. Перро, 1667—74), обществ. сооружения, триумфальные арки, мосты. Изменили свой облик и загородные замки, превратившиеся в комплексы дворцовых и служебных зданий с регул., «франц.» парками (Во-ле-Виконт и особенно грандиозный дворцово-парковый анс. Версаля). Во главе офиц. живописи стоял С. Вуэ, эклектически сочетавший элементы рим. барокко, академизма болонской школы и маньеризма школы Фонтенбло. Этому направлению противостояли т. н. живописцы реальности, стремившиеся к изображению повседневного быта человека, создававшие подчёркнуто простонародные образы, проникнутые высоким представлением о достоинстве простого человека (Валантен, Ж. де Латур, братья Ленен). Ж. Калло создавал офорты, в которых острота социальных наблюдений соединена с элементами фантастич. гротеска. Ведущую роль в живописи 2-й трети 17 в. играл классицизм. Глава этого направления Н. Пуссен создавал миф. и ист. композиции, пейзажи, проникнутые идеалом свободного человека, живущего в счастливом единении с управляемой разумными законами природой. Идеальные образы природы переданы в наполненных светом пейзажах К. Лоррена. С сер. 17 в. законодателем «большого стиля» стал Ш. Лебрён, руководивший огромными работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. Во 2-й пол. 17 в. сложился новый тип репрезентативного портрета, в к-ром модель окружалась ореолом пышности и блеска (Г. Риго, Н. Ларжильер), оказавший большое влияние на развитие европ. портрета. В скульптуре господствовали классицистич. тенденции (Ф. Жирардон, А. Куазевокс), а также черты драматической патетики (П. Пюже). Богатством и парадностью были отмечены также изделия декор.- прикл. иск-ва (инкрустиров. мебель А. Ш. Буля, шпалеры, ювелирные изделия).

В 18 в. в арх-ре важное место отводилось стр-ву дворянских и бурж. особняков с изысканными интерьерами в стиле рококо (отель Субиз в Париже). В градостроит. практике развивались принципы парадной планировки, прокладки лучевых улиц, создания анфилад площадей (ансамбль из 3 площадей в Нанси, арх. Эре де Корни). Направление просветительского классицизма, сложившееся во 2-й пол. 18 в., требовало от построек трезвой архит. логики, простоты и естественности художеств. образа. Строились уютные особняки, церкви (Сент-Женевьев, ныне Пантеон, в Париже, арх. Ж. Ж. Суфло), дворцы (Малый Трианон в Версале, арх. Ж. А. Габриель). В изобразит. иск-ве характерные традиции иск-ва 18 в. определились в произв. А. Ватто, открывшего особую сферу тончайших эмоциональных оттенков, созвучных лирике пейзажа и музыкальности композиц. ритмов и колорита. Декор. изысканность его произв. отчасти послужила основой для рококо (как стилевого направления), сложившегося с 1720—30-х гг. В работах Ф. Буше, К. Ванлоо, Н. Лайкре выразились свойственные рококо гедонистическое восприятие мира, кокетливость и жеманность, декор. изысканность, нарядная красочность. В скульптуре 2-й половины 18 в. наряду с традициями монумент. дворцовой школы Версаля (Г. Кусту, Э. Бушардон) расцвела рокайльная декоративная пластика (Ж. Б. Лемуан и др.). Демокр. взгляды воплотились в лирически-эмоц. и ясных по образному строю произв. «живописца третьего сословия» Ж. Б. С. Шардена, аналитически точных портретах М. К. Латура, лирич. образах Ж. Б. Перроно. В середине 18 в. выдвинутое просветителями требование обществ. активности иск-ва как средства воспитания нравов привело не только к коренному видоизменению классицистич. идеалов, но и к появлению сентимент.- нравоучит. направления (Ж. Б. Грёз). Возросший интерес к природе стимулировал развитие пейзажной живописи (Ж. Берне, Ю. Ребер, отчасти Ж. О. Фрагонар). Гл. линия художеств. развития 2-й пол. 18 в. была обусловлена распространением идей классицизма (Ж. М. Вьен в живописи, отчасти Ж. Б. Пигаль и Э. М. Фальконе в скульптуре); особенно ярко присущий классицизму интерес к образам обществ. деятелей и гражданств. пафос воплотились в суровых и мужеств., глубоко психологичных портретах скульптора Ж. А. Гудона. В живописи гражданств. пафос классицизма обрёл подлинно революц. звучание в полотнах Ж. Л. Давида. В период Вел. франц. революции (1789—94) широко распространились политич. лубок, карикатура, агитационный фарфор, художеств.-архит. оформление массовых революц. праздников. В кон. 18 в. были предприняты утопич. попытки создать новую арх-ру, основанную на стремлении к геометризации и функциональности форм, сознат. нарушении классических пропорций (проекты Э. Л. Булле, К. Н. Леду, Ж. Ж. Лекё). При Наполеоне I искусство было поставлено на службу офиц. идеологии, прославлявшей личность и деяния императора. Обществ. сооружения наполеоновской империи носили парадный, триумф. характер. В это время развился стиль ампир. Были созданы церкви в виде др.-греч. храмов, триумф. арки (на пл. Звезды, ныне Ш. де Голля, в Париже, 1806—37, арх. Ш. Ф. Шальгрен; Вандомская колонна на одноим. пл. в Париже, 1806—10). В сер. 19 в. в Париже проводились крупные градостроит. работы (преим. под руководством префекта департамента Сены Ж. Э. Османа). Были снесены мн. ст. кварталы (в т. ч. и многочисл. пам. арх-ры), г. застраивался 6—7-этажными доходными домами. Во 2-й пол. 19 в. возобладал эклектизм, в рамках которого возникло и новое, рационалистич. понимание архит. конструкций (Э. Виолле-ле-Дюк, А. Лабруст). Появились новые типы обществ. и тех. сооружений — крытые рынки, универсальные магазины, пассажи, вокзалы и т. п. (библиотека Сент-Женевьев, 1843—50, и Нац. библиотека, 1861—69, в Париже,— обе арх. Лабруст; Эйфелева башня, 1889, там же, инженер А. Г. Эйфель). Образцом арх-ры стиля «модерн» стали станции Парижского метро (ок. 1900, арх. Э. Гимар). В изобразит. искусстве нач. 19 в. классицизм, утративший былой революц. пафос, выродился в салонно-академический стиль, опиравшийся на устаревшие догмы классицизма (П. Н. Герен, Ф. Жерар); ему противостоял оказавший огромное влияние на искусство 1-й пол. 19 в. романтизм, сложившийся в борьбе с поздними эпигонами классицизма, к-рый отчасти предвосхищал в своих произведениях, посвящённых наполеоновской (в осн. идеализировавших личность императора) эпохе, А. Гро. Расцвет романтизма, связанный с обращением к сюжетам совр. истории и обновлением живописного языка, выразился в произв. Т. Жерико и Э. Делакруа; особую линию в романтич. иск-ве составляло основанное на продолжении классицистич. традиций творчество Ж. О. Д. Энгра. В скульптуре принципы романтизма наиболее ярко были воплощены Ф. Рюдом, П. Ж. Давидом д'Анже, А. Бари.

Дальнейшее размежевание направлений произошло к кон. 1830-х гг. Развилось ложноклассич. салонное искусство (Т. Кутюр и др.). У О. Берне, П. Делароша, Э. Месонье преобладали поверхностно-романтич. эффекты и мелодраматич. ист. картины. В эти же годы развивалось социально-критич. направление (О. Домье, отчасти П. Гаварни), достигла расцвета пейзажная живопись, особенно в тв-ве мастеров барбизонской школы и К. Коро, обратившихся к изображению неприхотливых мотивов родной природы. Мощное демократизирующее воздействие на всю духовную жизнь Ф. оказала Революция 1848, явившаяся творч. стимулом для крупнейших предст. критич. реализма — Домье, Г. Курбе и Ж. Ф. Милле. Сущность их тв-ва определили симпатии к повседневному тяжёлому бытию людей труда, поэзия правды.

Франция. Э. Айо. «Сите де Л,абрёвуар». в Бобиньи близ Парижа. 1955—60.

 

После бонапартистского переворота 1851, в условиях наступления сил реакции, демокр. иск-во во многом потеряло свою боевую социальную ангажированность. В 1860-х гг. в центре художественной жизни оказались реалистич. искания Э. Мане, переосмыслившего композиц. и живописные приемы мастеров 16—18 вв. применительно к современной жизни, обратившегося к современной тематике, нередко сообщавшего ей острополитическую направленность. Мане стал одним из создателей нового течения — импрессионизма, утверждавшего новый метод видения мира, основанный на непосредственном зрительном впечатлении, наблюдении вечно изменчивого мира природы (О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне и др.). В скульптуре самой яркой фигурой последней четверти 19 в. стал О. Роден, противопоставивший абстрактности академизма героику, драматизм, напряжён. психологизм образов, свободный живописный стиль лепки. Основные направления в иск-ве кон. 19 — нач. 20 вв. получили условное собират. обозначение постимпрессионизма. Предст. неоимпрессионизма (Ж. Сера, П. Синьяк) приложили к иск-ву совр. открытия в области оптики. В творчестве крупнейших мастеров постимпрессионизма отразились мучительные, противоречивые поиски устойчивых идейно-нравств. ценностей, стремление найти новые выразит. средства. Таковы страстные, проникнутые горячей любовью к человеку труда полотна В. ван Гога, внутренне сосредоточенные монумент. картины П. Сезанна, плоскостно-декор. символич. таитянские идиллии П. Гогена, острые сцены парижского быта А. де Тулуз-Лотрека. Развивались также различные направления символизма (Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон, М. Дени), повлиявшие на сложение стиля «модерн» (группа «Наби»). В кон. 19 в. в связи с усилением борьбы рабочего класса и демокр. сил вновь разгорается борьба против официального мещански-пошлого салонного иск-ва. Создаётся «Салон независимых» (1884), где выставляются мн. отвергнутые офиц. Салоном художники, в условиях бурного развития социалистического движения зарождается социалистич. культура, создаётся «Об-во социалистич. иск-ва» (1884—89), переживает расцвет тиражная политическая графика, появляется плакат (Тулуз-Лотрек, Ж. Шере, Т. Стейнлен), развивается политич. карикатура (Ж. Л. Форен).

Франц. арх-ра 20 в. (наряду с неоклассич. тенденциями 20—30-х гг.) связана с развитием идей, упорядочивающих гор. строительство (Т. Гарнье), осмыслением новых строит. конструкций (О. Перре); гл. черты новой архитектуры — функц. и конструктивная обусловленность форм бетона, стекла, стали — были в 20—30-х гг. сформулированы в теоретич. работах и выражены в постройках Ле Корбюзье. В сер. 50-х гг. развернулось жилищное стр-во по принципу создания свободно скомпонованных жилых массивов и башенных домов в городах (Мурене в департаменте Атлантические Пиренеи, 1958—60, арх. Р. Кулон и др.), пром. посёлках и на периферии крупнейших центров. Большое значение имело возведение общественных зданий, в разнообразной по типу и облику арх-ре которых используются лёгкие алюминиевые и стальные конструкции, навесные панели, своды и оболочки двоякой кривизны. В 60-х — нач. 80-х гг. стр-во особенно широко развернулось в Париже и его пригородах. Наиб. значит. из новых парижских комплексов — деловой центр Дефанс (с 1964), включающий ок. 30 конторских башен в 30 и 45 этажей, где широко применены цв. стекло, гранит и пр. материалы. Архит. образные средства дополняются графич. и живописными. В проектировании городской среды участвуют не только архитекторы, но и живописцы, графики, скульпторы, дендрологи, дизайнеры, мастера ландшафтной арх-ры. Наиболее значит. сооружения — Нац. центр пром-ти и техники (1958, арх. Р. Камело, Б. Зерфюсс, Ж. де Майи), здание ЮНЕСКО (1953—57, арх. М. Л. Брейер, Зерфюсс, инж. П. Л. Нерви), Нац. центр иск-ва и культуры им. Ж. Помпиду (1977, арх. Р. Пиано, Э. Роджерс и др.) — все в Париже.

Франция. А. Матисс. «Танец». 1910. Эрмитаж. Ленинград.

 

20 в. — один из самых сложных и многоликих периодов в истории франц. искусства. Для него характерны быстрая смена новых, а также сосуществование различных, часто диаметрально противоположных по своим идейно-художеств. установкам художеств. направлений в иск-ве одного и того же периода. Ок. 1905 возник фовизм во главе с А. Матиссом, в 1907 — кубизм (П. Пикассо, Ж. Брак и др.), после 1-й мировой войны 1914—18сюрреализм, а после 1945 распространились разл. направления абстрактного искусства (А. Манесье, П. Сулаж и др.), возникли оп-арт (В. Вазарели), поп-арт, кинетическое искусство. На фоне идейной хаотичности авангардистских течений в искусстве Франции отчётливо выделяется прогрессивно-демокр. направление, порой (особенно в политич. тиражной графике) принимающее открыто ангажированный характер. Мн. мастера (Э. Пиньон, М. Громер, Ж. Люрса) ещё в 20—30-х гг. непосредственно участвовали в коммунистич. и рабочем движении, активно сотрудничали в революц. прессе. Плодотворно развивались плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.), графика (циклы Ж. Эффеля и др.). В 40—50-х гг. иск-во Ф. всё чаще обращалось к реализму, насыщенным конкретным социальным содержанием образам (представители неореализма А. Фужерон, Б. Таслицкий и другие). Пафосом политич. ангажированности, непосредств. связи художественного творчества с политич. действительностью проникалось творчество Пикассо. В Париже работали мн. худ.-иностранцы, составившие т. н. парижскую школу (А. Модильяни, Ж. Пасхин, X. Сутин, М. Шагал и др.). Тв-во крупнейших франц. мастеров связано с гуманистич. идеалами, верой в ценность человеческого бытия. Традиции гуманистич. иск-ва сильны в скульптуре Франции (героико-драматич. образы монумент. произв. Э. А. Бурделя, гармонически уравновешенные скульптуры А. Майоля, портреты Ш. Деспьо, социально заострённые произв. Ж. Саландра. полные гуманистич. пафоса памятники Ф. Сальмон). В 20 в. Ф. сохраняет своё значение как один из ведущих центров художеств. пром-сти (одежда, мебель, шпалеры, металл, стекло, керамика и т. д.).

Лит.: ИСиНМ. т. 5. М., 1981; ВИИ, т. 1—2 (кн. 1), 3—6 (кн. 1), М., 1956-65; ВИА, т. 4—5, 7, 10—11, Л.-М., 1966—73; Н. Н. Калитина, Французская пейзажная живопись. 1870—1970, Л.. 1972; Н. А. Лившиц, Французское искусство XV—XVIII вв. Очерки. Л., 1967; Ю. К. Золотов, Французский портрет XVIII в., М., 1968; Е. Кожина, Романтическая битва. Очерки французской романтической живописи 1820-х гг., Л., 1969; ее же, Искусство Франции XVIII в., Л., 1971; О. А. Лясковская, Французская готика XII—XIV вв., М., 1973; Н. Б. Петрусевич, Искусство Франции XV—XVI вв., Л., 1973; Н. К. Соловьев, В. С. Турчин, В. М. Фирсанов, Современная архитектура Франции, М., 1981; Hautecoeur L., Histoire de l'architecture classique en France, v. 1—7, P., 1943—57; Blunt A., Art and architecture in France, 1500 to 1700, Harmondswortn. 1957; Francastel P., Francastel G., Tisne P., Histoire de la peinture franзaise, v. 1—2, P.— N. Y., [1955]; Basdevant D., Gassiot-Talabot G., Gaillard M., L'architecture franзaise des origines а nos jours, P., 1971; Paris — Moscou. [Catalogue], P., 1979.

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024