ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. Книга 2. — Москва, 1986


Эстонская Советская Социалистическая Республика, Эстония. Расположена на С.-З. Европ. части СССР. Древнейшие сооружения на терр. Э.— хижины, покрытые дёрном или берёстой по конич. жердевому каркасу, относятся к 3—2-му тыс. до н. э. В 1-м тыс. до н. э. появились укрепл. городища и наземные захоронения («кам. ящики»), а в нач. 1-го тыс. н. э.— деревни (в качестве жилища служил сруб). Во 2-й пол. 1-го — нач. 2-го тыс. были построены обширные городища (Вальяла, Варбола — оба 11—12 вв.), возникли первые поселения гор. типа (Тарту, Таллин, Отепя).

Эстонская ССР. Церковь на о-ве Муху. Ок 1300.

 

Вторжение на терр. Эстонии немцев и датчан в 13 в. вызвало перелом в развитии арх-ры. Мастера, гл. обр. выходцы из Германии и Скандинавии, возводили крепости и церкви, имевшие оборонит. характер. Распространились мотивы позднего романского стиля (церковь в Вальяла, 13 в.), с сер. 13 в. они стали сочетаться с формами ранней готики. В 13—14 вв. сложились самост. архит. школы: в Зап. Э. и на о-вах преобладающим типом была 1-нефная ц. без башни, с высокими нервюрными сводами, узкими окнами, пластически акцентированными порталами и скульпт. убранством; в Центр. Э. господствовал тип 3-нефной зальной ц. с башней, безнервюрными «купольными» сводами, круглыми столбами с резными капителями; в Юж. Э.— преим. кирпичные 3-нефные зальные ц. без башни, с нервюрными сводами. Крупнейшая готич. постройка Э.— базиликальный собор Петра и Павла в Тарту (13—15 вв., ныне в развалинах) с хором зального типа и 2-башенным фасадом. Образцом позднеготич. зодчества Сев. Э. стала арх-ра Таллина.

Эстонская ССР. Руины церкви монастыря св. Бригитты (Пирита) в Таллине. 1436. Архитектор Х. Свальбарт.

 

В 13—16 вв. в Таллине сооружались церкви: Домская, Пюхавайму, Олевисте, Нигулисте; готич. гражд. здания: ратуша (1404), гильдия Олевисте (15 в.) и Большая гильдия (15 в.), ансамбли монастырей: Катарийна (доминиканский мон. св. Екатерины; 13—16 вв.), Михкли (цистерцианский св. Михаила; 13—16 вв.) и Пирита (св. Бригитты; 15—16 вв.); 2—3-этажные дома горожан с фасадами, украшенными резными порталами. В 14 в. таллинские мастера строили на всей терр. Сев. Э.. В период готики в Э. было сооружено более 50 кам. крепостей разл. типов: нерег., связанные с рельефом (Отепя, Лихула) жилые башни-донжоны (Пайде, Кийу), регул. замки-кастеллы (Таллин, Хаапсалу, Вильянди, Курессааре, Нарва). В сельской местности монастыри (Кяркна, Падизе), а также часть церквей (Вальяла, Кихельконна, Нью, Йыхви) имели креп. характер. 6 городов были защищены кам. стенами и укрепл. воротами (Таллин, Тарту, Нарва, Пярну, Вильянди, Хаапсалу).

Эстонская ССР. Т. Рейн. Жилой дом в Пярну. 1976.

 

В 1-й четв. 16 в. появились ренессансные тенденции, гл. обр. в орнаментике и архит. декоре (фасад дома Черноголовых в Таллине, скульптор А. Пассер (п), ок. 1597). В 17 в. в Э. проникает барокко (ратуша в Нарве, 1668—71, арх. Г. Тейфель). После присоединения к России в 18 в. арх-ра Э. развивается в тесной связи с русской. В Таллине были построены дворец и парк Кадриорг (1718—25, арх. Н. Микетти, М. Г. Земцов (з)), здание губернского управления (1767—73, арх. И. Шульц). В кон. 18 в. утвердился ранний классицизм, сохранивший отд. черты барокко. В 1-й пол. 19 в. созданы комплекс построек ун-та в Тарту (гл. здание — 1803—09, арх. И. В. Краузе), ряд усадебных домов (Рийзипере, Хыреда, Ааспере).

Эстонская ССР. В. Пормейстер. Учебный корпус совхоза-техникума в Янеда.

 

Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. в городах выросли крупные пром. комплексы с рабочими посёлками (Кренгольмская мануфактура в Нарве и др.), сложилось национально-романтическое направление, связанное со стилем «модерн» (театры, клубы, жилые дома). В 20—30-х гг. арх-ра во многом определялась чертами функционализма (жилые и общественные здания).

Эстонская ССР. Э. Вийральт. «Пейзаж Вильянди». Сухая игла. 1943.

 

Эстонская ССР. В. Толли. «Дева медного мостика». Травление по металлу. 1964.

 

С восстановлением Сов. власти в 1940 и особенно после изгнания фаш. оккупантов в 1944 начались разработка ген. планов, восстановление и застройка городов. В 1945 был осн. СА Эст. ССР. С сер. 50-х гг. утверждаются совр. принципы градостр-ва (ген. план Таллина), ведётся массовое стр-во домов по типовым проектам. Застраиваются новые р-ны в Таллине (Мустамяэ, с 1961, арх. В. Типпель, Т. Каллас и др.; Вяйке-Ыйсмяэ, с 1972, Ласнамяэ, с 1977,— оба арх. М. Порт, М. Меэлак и др.), Тарту (Анне, с 1965, архитекторы Порт, Меэлак и др.). В 70-х гг. формируется новый облик села, к-рый определяется рациональной планировкой жилой застройки из благоустроенных домов (посёлки Винни, Саку, Куртна и др., арх. Б. Миров, В. Пормейстер и другие). Новаторские принципы проектирования проявились в анс. Певческого поля (1960, арх. А. Котли, X. Сепманн, X. Сепп, У. Тэльпус, инж. Э. Паальманн), Политех. института (1962—69, арх. Тэльпус и др.), гостиниц «Виру» (1972, арх. Порт, Сепманн и др.) и «Олимпия» (1980, арх. Т. Каллас, Р. Керстен и др.), Центра парусного спорта в Пирита (1980, арх. X. Лоовеэр, Сепманн, П. Янес и др.), Дворца культуры и спорта имени В. И. Ленина (1980, арх. Р. Карп, Р. Алтмяэ; все — в Таллине), в сельских зданиях (птицеводческая станция в Куртна, 1966, техникум в Янеда, 1974, — оба арх. Пормейстер; адм. здание колхоза «Линда», 1972, арх. Т. Рейн; посёлок рыболовецкого колхоза имени С. М. Кирова, 1974, арх. А. Эйги и др.).

Эстонская ССР. О. Субби. «Лето». 1969. Третьяковская галерея. Москва.

 

Древнейшие пам. иск-ва (глин. посуда, керамика, изделия из кости) относятся к 3—2-му тыс. до н. э., в 1-м тыс. распространились орнаментированные металлич. украшения (подковообразные фибулы, нагрудные цепи и пр.). Позднероманский стиль и готика часто проявлялись в декоре церквей 13 в. (особое место в готич. скульптуре Э. занимает богатый терракотовый декор ц. Яани, 14 в., в Тарту, созданный под отдалённым влиянием франц. готики). Позднеготич. кам. резьба была характерна для Таллина (рельефы порталов); дерев. скульптура в 13—15 вв. связана в осн. с работами приезжих мастеров из Любека и Нидерландов (алтарь ц. Пюхавайму в Таллине, нем. скульптор Б. Нотке, 1483). В скульптуре 16—17 вв. преобладала мемор. пластика (надгробие Понтуса де ла Гарди в Домской ц. в Таллине, 1589—95, скульптор Пассер); в 16—18 вв. резьбой по дереву украшали мебель, алтари, кафедры. Ранние образцы живописи относятся к 13—14 вв. (фрагменты стенных росписей в церквах Вальяла, Муху и др.). В 15 в. были исполнены живописные створки алтарей в церквах Нигулисте и Пюхавайму, фрагмент «Пляски смерти» Б. Нотке (Художеств. м. Эст. ССР, Таллин (х)); в 1-й четв. 16 в. в Таллине создавал свои произв. известный нидерл. скульптор и живописец Михель Зиттов, долгое время работавший при корол. дворах Франции, Испании и других стран.

Эстонская ССР. Т. Винт. «Твоя бабочка летит на мой луг...». 1970. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

 

Широкое развитие изобразит. иск-ва относится к нач. 19 в., когда под руководством графика К. А. Зенфа была основана Рисовальная школа при Тартуском университете (1803), давшая толчок становлению пейзажа и портрета — преим. в духе классицизма (А. Ф. Клара, В. Ф. Крюгер, Ф. Л. Майдель, а также Г. Ф. Шлатер, Т. Гельхаар, А. Пецольд, К. Кюгельген). Основоположниками нац. реалистич. художеств. школы во 2-й пол. 19 в. были живописцы Й. Кёлер (к), П. Рауд (р), скульпторы А. Вейценберг, А. Адамсон. В нач. 20 в. реалистич. традиция получила дальнейшее развитие в т-ве А. Лайкмаа, К. Мяги, Н. Трийка (т), Я. Коорта, К. Рауда. Укреплялось стремление к созданию самостоят. системы художеств. образования, к организации нац. художеств. объединений и выставок. Во время Революции 1905—07 распространилась политическая сатирическая графика. В 20-х гг. развитию нац. изобразит. иск-ва способствовала деятельность художественной школы «Паллас» в Тарту (А. Ваббе в живописи и графике, Э. Вийральт в графике, А. Старкопф в скульптуре). В 30-х гг. ведущая роль принадлежала реалистич. направлению (А. Йохани, К. Лийманд (л), А. Бах-Лийманд (б), X. Мугасто).

Эстонская ССР. С. Сымер. Декоративные бутыли. Керамика. Смешанная техника. 1967.

 

С восстановлением в Э. Сов. власти (1940) начался новый этап развития иск-ва на основе принципов социалистич. реализма. В период Вел. Отеч. войны 1941—45 группа эст. мастеров изобразит. иск-ва основала в Ярославле Союз эст. художников (1943); в их тв-ве отразился патриотич. подъем воен. лет. В живописи 2-й пол. 40-х — нач. 50-х гг. метод социалистич реализма утверждается в тематических картинах (И. Кимм, В. Лойк, Л. Мууга (м), Э. Окас) и в произведениях других жанров (Э.-К. Я. Адамсон-Эрик, И. Выэрахансу, Р. Сагритс, Р. Уутмаа, А. Янзен). Многообразие творческих манер раскрывается в станковой и монументальной живописи (А. Варди, Т. Винт, Э. Китс (к), Н. Кормашов, О. Маран, Л. Микко, Э. Пыльдроос, Т. Пяэсуке, О. Терри, О. Субби и др.), в скульптуре (А. Мёльдер, М. Микоф, Э. Роос, Я. Соанс, Старкопф и др.). Создаются мемор. ансамбли (арх. А. Мурдмаа, скульптор М. Варик). Больших успехов достигла графика: в 40—50-х гг. были развиты жанры портрета (А. Бах-Лийманд, Э. Эйнманн), бытовой (Р. Кальо (к), Окас, А. Хойдре), пейзажа (М. Лаарман, Г. Рейндорф (р)); в 60—70-х гг. ведущими мастерами графики стали А. Кеэренд, К. Клар, А. Кютт, М. Мутсу, В. Толли (т), И. Торн, П. Улас, X. Ээльма, книжного оформления — X. Керсна, С. Лийберг, П. Лухтейн, В. Тоотс, М. Эйнер.

Эстонская ССР. Н. Трийк. Портрет художника А. Лайкмаа. 1913. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

 

Эстонская ССР. А. Мёльдер. «Мать и дитя». Дерево. 1972. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

 

В декор-прикл. иск-ве плодотворно развиваются художеств. обработка кожи (Адамсон-Эрик, С. Калда, А. Рейндорф), художеств. текстиль и ковроткачество (М. Адамсон, Э. Реэметс (р), М. Томберг, Э. Ханзен, Л. Эрм), работа по металлу (Э. Куррель, X. Раадик, С. Раунам, М. Ряэк), по стеклу (Э. Мяэльт, С. Раудвеэ, М. Роосма), керамика (Л. Кормашова, X. Кума, Т. Ласс, Э. Пийпуу, С. Сымер и др.). Высокого уровня достигло оформление общественных интерьеров (В. Аси, Т. Ганс, М. Сумматавет, В. Тамм, Б. Томберг и др.).

Лит.: ИСиНМ, т. 5, М., 1981; ВИА, т. 4, 7, 12 (кн. 1), Л.—М., 1966—75; ИИН СССР, т. 1—9 (кн. 2), М., 1971—84; Бернштейн Б., Генс Л., Изобразительное искусство Эстонской ССР. [Альбом], М., 1957; Кума Х., Прикладное искусство Советской Эстонии и его мастера, Л.—М., 1962; Бернштейн Б., Эстонская графика, М., 1970; Раам В., Архитектурные памятники Эстонии, Л., 1974; Вага В. Я., Памятники архитектуры Эстонии, Л., 1980; Эстонская живопись. Альбом, Тал., 1982; Порт М., Архитектура в Советской Эстонии, пер. с эст., Тал., 1983; Eesti kunsti sidemaid XX sajandi algupoolelt, Tallinn, 1978.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ЭСТОНСКОЙ ССР в Таллине осн. в 1919 (в 1928—40 — Эст. художеств. м.) на базе этнографич. и художеств. коллекции Таллинского отделения Эст. нар. м. Собр. включает произв. эст. живописи, графики, скульптуры 2-й половины 19—20 вв. (Э. Дюккера, И. Кёлера, Н. Трийка, А. Адамсона, Я. Коорта, Э. Вийральта и др.) и сов. времени (Э. Китса, Л. Мууги, Э. Окаса, Г. Рейндорфа, А. Старкопфа и др.), эст. декор.-прикл. иск-ва, а также колл. рус. и зап.-европ. иск-ва, вост. декор.-прикл. иск-ва, этнографич. собрание. Музей размещён во дворце Кадриорг (1718—25, арх. Н. Микетти, М. Г. Земцов).

 

 

Ссылка


 

 

Приложения


БАХ-ЛИЙМАНД Айно Густавовна (1901—1980), сов. график. Нар. худ. Эст. ССР (1961). Училась в высшей художеств. школе «Паллас» в Тарту (1924—35). Автор отмеч. любовным вниманием к человеку портретов, жанр. композиций, илл.: «Мать с ребёнком» (акватинта, 1937), «Спящий ребёнок», «Маленькая Мари» (обе — сухая игла, 1957).

Лит.: Бернштейн Б., Айно Бах, М., 1959.

 

ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич (1688—1743), рус. архитектор. Предст. раннего барокко. Учился в художеств. школе при типографии Оружейной палаты в Москве. С 1709 работал в Петербурге, первонач. под руководством Д. Трезини. С нач. 20-х гг. участвовал в осуществлении планировки Летнего сада в Петербурге, в создании дворцово-паркового ансамбля в Петергофе (ныне Петродворец), дворца и парка Кадриорг в Таллине (1718—25). Среди др. работ — Аничков дворец в Петербурге (начат в 1741). С 1737 один из руководителей «Комиссии о Санкт-петерб. строении»; совм. с И. К. Коробовым закончил работу по составлению рус. архит.-строит. кодекса.

Лит.: М. В. Иогансен, М. Земцов, Л., 1975.

 

КАЛЬО Рихард Янович (р. 1914), сов. график. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1964). Учился в Высшей художеств. школе «Паллас» в Тарту (1936—40). Преподавал в Тартуском художеств. ин-те (1944-48). Создаёт повествовательные, яркие по характеристикам и разнообразные по композиц. решениям произв.: «Беженцы» (ксил., 1942), «Шахматисты» (линогр., 1957), книжные илл. (к собр. соч. У. Шекспира, ксил., 1958—75) и экслибрисы.

Лит.: Р. Кальо. [Каталог выставки], М., 1964.

 

КЁЛЕР Йохан (1826—1899), эст. живописец. Основоположник нац. школы живописи. Учился в петерб. АХ (1848—55), в странах Зап. Европы (1857—1862). Преподавал в школе ОПХ (1862—63) и в АХ (1869—70) в Петербурге. Портретист, мастер религ. и миф. композиций («Пробуждение от волшебного сна», 1864, эскиз — в Художеств. м. Эстонской ССР, Таллин), жанр. картин в духе академич. живописи 2-й пол. 19 в.

Лит.: В. Эрм, Кёлер. 1826—1899, М., 1960.

 

КИТС Эльмар Янович (1913—1972), сов. живописец. Нар. худ. Эст. ССР (1971). Учился в Тарту в Высшей художеств. школе «Паллас» (1935—39). Преподавал в Художеств. ин-те в Тарту (1944—49). Автор тонких по колориту, выполненных в свободной живописной манере тематич. картин, пейзажей, натюрмортов, портретов (триптих «Музыка, балет, изобразительное искусство», 1961—62, Художеств. м. Эст. ССР, Таллин; «Строители», 1969), монумент.-декоративных росписей.

ЛИЙМАНД Каарель (до 1937 — Лийман Карл) (1906—1941), эст. живописец и график. Учился в Таллинне в школе-студии А. Лайкмаа, в Художественно-пром. уч-ще (1920—25) и в Высшей художественной школе «Паллас» (1926—33) в Тарту. Предст. демокр. крыла в эст. иск-ве 30-х гг. Портреты, жанровые композиции, пейзажи Л. отличаются лирическим настроением, мягкостью цветовых сочетаний («Жатва», 1937).

МУУГА Лейли Адамовна (р. 1922), сов. живописец. Засл. худ. Эст. ССР (1965). Училась в Тартуском художеств. ин-те (1947—51) и в Таллине в Художеств. ин-те Эст. ССР (1951—53; преподаёт там же с 1962). Для жанр. картин, портретов и натюрмортов М. характерны патетичность образа, декоративность цветового решения, лаконизм композиции (триптих «Протест против войны». 1959, «Оркестр». 1962, «Праздничные цветы», 1972,— все в Художеств. м. Эст. ССР, Таллин).

РАУД, эст. художники, братья. Кристьян Рауд (1865—1943), график. Учился в петерб. АХ (1892—97), в АХ в Дюссельдорфе (1897—98), в школе А. Ажбе и в АХ в Мюнхене (1899—1903). Создал в Тарту художеств. студию (ок. 1905). Исполнял жанр. зарисовки из жизни эст. крестьян («В избе», 1896—98). Испытав влияние стиля «модерн» и символизма, выработал своеобразную манеру экспрессивного монументализированного станкового рисунка (рисунки на тему эст. эпоса «Калевипоэг», книга изд. в 1935). Пауль Рауд (1865—1930), живописец. Учился в АХ в Дюссельдорфе (1888—94) и в Петербурге (1911) у И. Е. Репина. Писал преим. парадные портреты в академич. духе («Н. Икскюль», 1894), жанр. и пейзажные этюды, этнографически точные портреты эст. крестьян («Старик с острова Муху», 1898; все перечисл. произв.— в Художеств. м. Эст. ССР, Таллин).

Лит.: Мильк В., П. Рауд, М., 1957.

 

РЕЙНДОРФ Гюнтер-Фридрих Германович (1889—1974), сов. график. Нар. худ. СССР (1969), ч.-к. АХ СССР (1958). Учился в ЦУТР (1905—13). Преподавал в Художеств.-пром. уч-ще (1920—41) и Художеств. ин-те Эст. ССР (1950—58) в Таллине. До 1941 работал преим. в разл. техниках гравюры. Позже обратился к станковому рисунку; в панорамных листах, отличающихся каллиграфич. точностью прорисовки деталей, Р. воссоздавал эпически обобщ. образы сев. природы («Знойные дни августа», кар., 1955, «Финляндия Сибелиуса», итал. кар. уголь, 1962,— оба в Художеств. м. Эст. ССР, Таллин).

Лит.: Бернштейн Б., Г. Рейндорф. Графика. Альбом, М., 1981.

 

РЕЭМЕТС Эльги Аугустовна (р. 1910), сов. мастер декор. иск-ва. Нар. худ. Эст. ССР (1976). Училась в Таллинском ин-те прикл. иск-ва (1945—51). Преподаёт в Художеств. ин-те Эст. ССР в Таллине (проф. с 1973). Работает в металле (флюгер «Старый Томас», 1952, совм. с Л. Элькен), керамике (панно «Летние дни» 1961), коже, фарфоре, ткачестве, обращаясь к традициям нар. ремесла.

Лит.: Кума X., Э. Реэметс, М., 1983.

 

ТОЛЛИ Виве (р. 1928), сов. график. Нар. худ. Эст. ССР, 1978). Училась в Художеств. ин-те в Таллине (1947—53). Автор лирич. станковых эстампов, выполненных в сложных техниках травления по металлу («Озере над городом», 1967; «Старая баллада», 1970; «Театр в башне», 1984).

Лит.: В. Толли. Офорты. [Каталог выставки, М., 1971]; [Бернштейн Б. М.], В. Толли. Альбом, М., 1978.

 

ТРИЙК Николай Густавович (1884—1940), эст. живописец и график. Учился в ЦУТР (1901—05) и др. уч. заведениях Петербурга. В основном портретист, создатель экспрессивно-выразительных образов современников («А. Лайкмаа», пастель, 1905, «Юхан Лийв», уголь, 1909,— оба произв. в Художеств. м. Эст. ССР, Таллин).

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024