ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


АДАМСОН Амандус (1855—1929), эстонский скульптор. Памятник броненосцу «Русалка» в Таллине (1902), реалистические народные образы («Рыбак с острова Муху», 1892).

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


АДАМСОН Амандус Генрих (1855—1929), эст. скульптор. Учился в петерб. АХ (1876—79). В станковых и монумент. произв. А. черты реализма соединяются с тенденциями академизма, салонной красивостью: «Последний вздох корабля» (бисквит, 1899, ГРМ), «Русалка» (пам. погибшему броненосцу; бр., гр., 1902, Таллин).

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


адамсон
В 1914 году, фото ателье Буллы
Дата рождения:

12 ноября 1855

Место рождения:

хутор Ууга-Рятсепа, около города Балтийский Порт, Харьюмаа Российская империя

Дата смерти:

26 июня 1929 (73 года)

Место смерти:

Палдиски, Харьюмаа, Эстония

Ама́ндус Хейнрих А́дамсон (эст. Amandus Heinrich Adamson), в России Ама́нд Ива́нович (также Аммон Ива́нович), (12 ноября 1855, хутор Ууга-Рятсепа, около города Балтийский Порт, Российская империя — 26 июня 1929, Палдиски) — российский и эстонский скульптор и живописец, академик, один из основателей эстонского национального искусства.

Биография

Амандус Адамсон родился в 1855 году и был вторым ребёнком в семье моряка и хуторянки. В 1860 году отец Амандуса уплыл в Америку и не вернулся, семья считала его погибшим. Был отдан в Ревельскую Вышгородскую школу для детей из бедных семей, где проявил склонность к искусству, вырезая фигуры из дерева.

В 1875 году перебрался в Санкт-Петербург и в 1876 году поступил в Императорскую Академию художеств. Учился в классе профессора Александра фон Бока. После окончания Академии остался в Санкт-Петербурге, преподавал в школе Общества поощрения художеств.

С 1877 по 1881 жил и работал в Париже, где создал работы «Вечно побеждающая любовь» и «Лирическая музыка».

В 1881 году возвратился в Санкт-Петербург, где преподавал в Художественном училище Штиглица. В этот период он участвовал в реконструкции Михайловского дворца, создал произведение «Последний вздох корабля».

В 1902 году в Ревеле, в парке Кадриорг установили его самую известную работу — памятник погибшим морякам броненосца «Русалка».

27 сентября (10 октября по новому стилю) 1905 года в Севастополе был открыт памятник «ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г.г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНIЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ», в котором скульптурные работы были выполнены Амандусом Адамсоном (соавторы — архитектор В. А. Фельдман, военный инженер О. И. Энберг.

А. Адамсон за работой над фигурой Ивана Сусанина для памятника в честь 300-летия дома Романовых

В 1907 году по рекомендациям известного живописца Архипа Ивановича Куинджи, скульптора Александра Михайловича Опекушина и архитектора Суслова он получил звание академика.

В 1911 году Адамсон участвует в конкурсе Академии художеств проектов памятника в честь 300-летия дома Романовых. Им было предложено построить в Костроме грандиозное сооружение высотой 36 м с 26 скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события российской истории. Комитет по сооружению монумента выбрал его работу, занявшую второе место. Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых в присутствии Николая II и его семьи. К 1917 году был сооружён постамент и установлена часть бронзовых фигур. После Октябрьской революции готовые скульптуры были отправлены в переплавку, а на пустующем постаменте был установлен памятник Ленину.

В 1918 году переехал в места своего детства — город Палдиски, где жил и работал до своей смерти 26 июня 1929 года. Согласно своему предсмертному желанию похоронен в городе Пярну. В Палдиски сохранился дом, в котором Адамсон жил после переезда в город.

Творчество

русалка

Памятник броненосцу «Русалка»

 

Памятник затопленным кораблям в Севастополе

 

Основные скульптурные работы

  • 1879 — восковая скульптура «Крещение Христа Иоанном Крестителем»
  • 1879—1881 — скульптурные композиции «Вечное торжество любви», «Лирическая музыка»
  • 1892 — «Рыбак с острова Муху»
  • 1895 — скульптурная композиция «Рассвет и сумерки»
  • 1896 — скульптурная композиция «Калевипоэг и Рогатый»
  • после 1896 — барельефы для фризов Русского музея (залы № 14 и 15), изображающие в виде аллегории рождение произведений искусства живописи, ваяния и зодчества (Санкт-Петербург)
  • 1897 — «В тревожном ожидании»
  • 1901 — «Слушая голос моря»
  • 1902 — Памятник броненосцу «Русалка» (парк Кадриорг, Таллин)
  • 1903 — монументально-декоративное оформление Троицкого моста (Санкт-Петербург)
  • 1902—1904 — скульптурное убранство фасада, купола и шара дома компании «Зингер» (Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 28)
  • 1904 — «Чемпион»
  • 1905 — композиция «В память кораблям, затопленным в 1854—1855 г. для заграждения входа на рейд» (Севастополь)
  • 1911 — памятник «Запорожцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792 г.» (Тамань), памятник Иоганну Кёлеру, (Вильянди)
  • 1919 — скульптурная композиция «Юность исчезает»
  • 1922 — скульптура «Калевипоэг у врат ада»
  • 1926 — памятник Фридриху Крейцвальду (Выру), скульптура «Последний вздох корабля»
  • 1928 — Парни из Тонди (снесён в 1941 году)
  • 1928 — «Жена художника Е. Адамсон», «Купальщица»
  • 1929 — памятник поэтессе Лидии Койдуле (Пярну)
  • 1912—1916 — Памятник в честь 300-летия дома Романовых, совместно с архитектором С. А. Власьевым (Кострома, не закончен)
  • Скульптурное убранство здания Училища технического рисования (Санкт-Петербург, Соляной переулок, дом 9)
  • Скульптурное убранство Дома торгового товарищества «Братья Елисеевы» — «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» (Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 56)
  • Надгробие на могиле епископа Платона (Спасо-Преображенский собор, Таллин).
  • Монумент Петру I (Полтава)
  • Скульптуры «Русалка на камне» и «Арзы и разбойник Али-Баба» (Мисхор), «Лирическая музыка», «Море шумит», «Единственный поцелуй волны», «Рождение Венеры»

Адамсон также работал как художник; его полотна хранятся в Государственном художественном музее Эстонии.

«Рождение Венеры»

 

Памятник Лидии Койдуле в Пярну

 

Скульптуры на доме Зингера, Невский проспект

 

 

«Последний вздох корабля»

 

См. также

 

Источник — Википедия

 

 

АДАМСОН. Большая российская энциклопедия. Том 1. — М., 2005. — с. 209


А́ДАМСОН (Adamson) Амандус Хейнрих [31.10(12.11).1855, хутор Ууга-Рятсепа, близ Палдиски – 26.6.1929, Палдиски], эст. скульптор. Учился в петерб. АХ (1876–79; с 1907 академик) у А. Р. Бока. В 1887–91 работал в Париже. Автор станковых композиций, близких салонно-академич. иск-ву («Волна», 1889; «Поцелуй весны», 1906; «Калевипоэг», 1927), портретов, декоративных скульптур. Среди памятников: погибшему броненосцу «Русалка» в Таллине (1902), «Затопленным кораблям» в Севастополе (1905), Петру I в Полтаве (1909) – все бронза, гранит. Работал также в гипсе, воске, дереве, мраморе; писал пейзажи («Ночное море», 1909). Преподавал в С.-Петербурге: в школе ОПХ (1886–1887) и Центр. уч-ще технич. рисования барона А. Л. Штиглица (1901–04).

Лит.: Nurk T. A. Adamson. Tallinn, 1959 (резюме на рус. яз.).

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024