Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. 1978
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная художественная энциклопедия. 1986
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылки
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. — М.: Русский язык, 1978. — С. 665
ЭРМИТАЖЪ м. фрн. (келья, жилье отшельника) основанное Ект. II собранье рѣдкостей и драгоцѣнностей, при дворцѣ. Въ Москвѣ есть садъ Эрмитажъ.
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 697—698
ЭРМИТАЖ государственный, художественный и историко-культурный музей в Ленинграде; один из величайших в мире; образован в 18 в. на основе дворцовых коллекций; был открыт для публичного обозрении в 1852. Собрания Э. и его значение как научного и просветительного центра необычайно выросли за годы Советскои власти.
Одно из зданий Гос. Эрмитажа.
Ныне Э. занимает 5 зданий, в т. ч. Зимний дворец. В Э. сосредоточены памятники первобытной и античной культуры (особенно ценны скифские и др. археологич. памятники Сев. Причерноморья), замечательное собрание памятников культуры и иск-ва народов советского и зарубежного Востока (изделия из золота, серебра и бронзы, ковры, оружие и др.), сокровища зап.-европ. живописи (картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, А. Ватто и др.), графики и прикладного иск-ва; особо ценно собрание голл. и фламандской живописи 17 в.— богатейшая коллекция произв. Рембрандта, П. П. Рубенса, А. Ван-Дейка и др. Многообразно собрание монет и медалей. В 1941 образован непрерывно пополняющийся Отдел истории русской культуры, включающий памятники от 8—9 до 19 вв. Годовая посещаемость Э. превышает 1 млн. чел.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1570
ЭРМИТАЖ в Ленинграде (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире худ. и культурно-ист. музеев. Возник в 1764 как частное собр. Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции пам. первобытной, др.-вост., др.-егип., антич. и ср.-век. культур, иск-ва Зап. и Вост. Европы, арх. худ. пам. Азии, пам. рус. культуры 8—9 вв. Здания Э.— Зимний дворец, Малый Э. (1764—67, арх. Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Э. (1771—87, арх. Ю. М. Фельтен), Новый Э. (1839—52, арх. Л. фон Клинце), Эрмитажный т-р (1783—87, арх. Дж. Кваренги) — выдающийся архит. ансамбль. Орд. Ленина (1964).
Популярная художественная энциклопедия. — М.: СЭ, 1986. — С. 412—413
Эрмитаж — Государственный в Ленинграде, художеств. и культурно-ист. музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754—62, арх. В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—67, арх. Ж. Б. М. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771—87, арх. Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839—52, арх. Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783—87, арх. Дж. Кваренги). В нач. 1980-х гг. после реставрации Э. был передан б. дворец Меншикова на Васильевском о-ве (18 в.). Датой основания Э. считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине колл. картин преим. голл. и флам. школ. Значит. число произв. размещалось в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся "Эрмитаж" (от франц. ermitage — место уединения; позднее это назв. перешло на карт. гал.). Для дворца производились закупки за границей крупных частных колл. картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали колл. гравюр и рисунков, антич. древностей, произв. зап.-европ. декор.- прикл. иск-ва, глиптики, монеты и медали, а также книги (б-ка Вольтера). В 19 в. в Э. стали поступать и материалы археол. раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции. Э. играл важную роль в развитии рус. культуры. В 1-й пол. 19 в. для него было построено спец. музейное здание (Новый Эрмитаж). Посещение Э. было ограниченным, экскурсии до кон. 19 в. в музее не допускались. За расширение доступа в Э. боролась прогрессивная рус. интеллигенция. В 1917 значит. часть колл. Э. была эвакуирована в Москву (возвращена в Петроград в 1920). После Окт. революции 1917 колл. Э. значительно увеличились за счёт национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др. Музею постепенно были переданы все помещения Зимнего дворца. Была перестроена вся деятельность Э., организованы новые отделы. В годы Вел. Отеч. войны 1941—45 значит. часть колл. Э. была эвакуирована, но в Э. и в дни блокады продолжалась музейная работа. Ныне Э. состоит из восьми отделов: первобытной культуры, антич. мира, культуры народов Востока, истории рус. культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» — портреты героев Отеч. войны 1812, а также б. дворец Меншикова), нумизматики, зап.-европ. иск-ва (живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Я. ийсдала, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Пикассо. А. Матисса, Р. Гуттузо и др., скульптура Микеланджело, Ж. А. Гудона, О. Родена и др.; графич. коллекция, произв. декор.- прикл. искусства); научно-просветительный отдел ведёт обширную и многогранную экскурсионную и лекционную работу, реставрац. отдел с научными реставрац. мастерскими осуществляет консервацию и реставрацию художеств. и ист. ценностей. Экспозиция музея занимает свыше 350 залов. Посещаемость Э. 3,5 млн. чел. в год. Э. ведёт большую н.-и. работу, приобретает художеств. произв., проводит научные и научно-методич. конференции, организует археол. экспедиции, постоянные и врем. выставки, издаёт научные сборники и монографии, каталоги, альбомы, путеводители. В 1964 Э. награждён орденом Ленина.
Лит.: Эрмитаж за 200 лет (1764—1964). История и состав коллекций, работа музея, Л.—М., (1966); Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись, (2 изд.), т. 1, Л., 1976; Соколова Т. М., Здания и залы Эрмитажа. Л., 1982; Воронихина Л. Н., Государственный Эрмитаж, Л., 1983.
Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 438—439. Электронная версия
ЭРМИТА́Ж (Государственный Эрмитаж), худож. и культурно-историч. музей в С.-Петербурге, один из крупнейших в мире. Гл. музейный комплекс образован из связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец, Малый, Старый (Большой) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр (об их архитектуре см. Зимний дворец), а также Запасной дом Зимнего дворца [1726–42, 1830, 1878, архитекторы Д. Трезини (предположительно), О. Трезини, Н. Ф. Беккер]. Э. также включает в себя дворец А. Д. Меншикова (1710–27, архитекторы Дж. М. Фонтана, Г. И. Шедель) с экспозицией «Культура России 1-й трети 18 в.», Музей Императорского фарфорового завода, Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (1990–2006, архитекторы С. А. Трофимов, Н. Л. Трофимова, К. С. Трофимов, В. Лукин, Е. Малеева), здание Гл. штаба (1819–29, арх. К. И. Росси). Кроме того, Э. имеет филиалы в Лондоне (с 2000, в Сомерсет-хаусе), Амстердаме (с 2004, официально открыт в 2009, в здании приюта Амстелхоф, 1682, реконструкция, арх. Х. ван Хесвейк), Казани (с 2005, на территории кремля), Выборге (с 2010, в здании худож. школы и музея, 1930, арх. У. В. Ульберг), Венеции (с 2013, в здании Старых Прокураций на пл. Сан-Марко).
В основе музея – имп. худож. коллекции: датой основания Э. считается 1764, когда Екатерина II купила коллекцию И. Э. Гоцковского (гл. обр. произведения флам. и голл. школ, в т. ч. работа Ф. Халса «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», ок. 1650, и др.). Важную роль в формировании Э. сыграло приобретение коллекций гр. Брюля (1769), барона Кроза (1772; картины итал., франц., голл. и флам. мастеров, в т. ч. картина Джорджоне «Юдифь», 1504, и др.), Р. олпола (1779), банкира Дж. Лайд-Брауна (1787, ядро эрмитажной коллекции памятников античной скульптуры), Ж. де Богарне (1815), венецианской галереи Барбариго (1850) и др. Начиная с 19 в. Э. пополняется не только за счёт приобретения коллекций, но и благодаря закупке отд. произведений: в 1808 приобретена картина Караваджо «Юноша с лютней» (1595–96), в 1817 – «Мадонна с младенцем в пейзаже» Джорджоне (ок. 1503) и т. д. Э. открыт для публики в 1852 при Николае I. В 19 в. в Э. поступали также произведения рос. живописцев, часть из которых в 1895 передана Русскому музею. После Октябрьской революции 1917 собрание Э. расширялось благодаря национализированным частным коллекциям. На рубеже 1920–30-х гг. из собрания Э. были проданы, в т. ч. А. Хаммеру и Э. Меллону, картины старых мастеров (Рафаэля, П. Перуджино, Тициана, Я. ван Эйка, Рембрандта, Д. Веласкеса и др.). В 1948 Э. передана часть собрания расформированного Нового западного искусства музея (работы К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо и др.), после чего в Э. стали поступать и др. произведения иск-ва 2-й пол. 19 в. и 20 в. С 2007 в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» приобретаются произведения совр. иск-ва и проходят его выставки.
Э. располагает одним из богатейших собраний мирового иск-ва начиная с каменного века и до наших дней, включающим отделы: первобытного иск-ва и многочисл. археологич. культур (в т. ч. крупнейшая коллекция памятников культуры скифов 7–2 вв. до н. э.), иск-ва Ближнего Востока, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Италии, Византии, ср.-век. Европы, азиат. иск-ва (в т. ч. Индии и Японии), европ. живописи 13–20 вв., в т. ч. итал. (С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Дж. Б. Чима да Конельяно, Тициан, Я. Понтормо, А. Бронзино, Караваджо, Г. Рени, С. Роза, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др.), исп. (Эль Греко, Х. де Рибера, Ф. Сурбаран, Д. Веласкес, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя и др.), нидерл. (Р. Кампен, Рогир ван дер Вейден, Л. ван Лейден и др.), нем. (Л. Кранах Старший, А. Хольбейн, Г. Пенц, А. Кауфман, А. Р. Менгс и др.), флам. (П. П. Рубенс, А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс и др.), голл. (Я. ван Рёйсдал, Я. Стен, А. ван Остаде, Рембрандт), англ. (У. Добсон, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, Дж. Доу и др.), франц. (Н. Пуссен, К. Лоррен, С. Вуэ, А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, П. Пюви де Шаванн, О. Редон, А. Руссо и др.) мастеров, европ. скульптуры (Микеланджело, А. Канова, Б. Торвальдсен, Э. М. Фальконе, М. А. Колло, Ж. А. Гудон, О. Роден и др.) и пр.
Лит.: Персианова О. М. Эрмитаж: Путеводитель по залам музея. 8-е изд. Л., 1977; Эрмитаж: История и коллекции. М., 1980; Эрмитаж: История строительства и архитектура зданий / Под ред. Б. Б. Пиотровского. Л., 1990; Добровольский В. И. Эрмитаж: История зданий и коллекций. СПб., 2009; Син ельникова Н.А. Эрмитаж. М., 2009; Пиотровский М. Б. Мой Эрмитаж. СПб., 2014.
Ссылки
- hermitagemuseum.org — Офиц. сайт — Государственный Эрмитаж
- Эрмитаж — Википедия