ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная художественная энциклопедия. 1986
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылки

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 646—647


ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в Ленинграде, бывший царский дворец и резиденция русских императоров. Во время Октябрьского вооружённого восстания был взят штурмом в ночь с 25 на 26 окт. (7—8 ноября) 1917 рабочими, солдатами и матросами.

В З. д. были арестованы министры бурж. Врем. пр-ва. Ныне в З. д. размещён музей — Гос. Эрмитаж. Здание З. д.— памятник русской архитектуры барокко середины 18 в. Построен в 1754—62 арх. В. В. Растрелли; восстановлен арх. В. П. Стасовым и др. архитекторами после пожара 1837. З. д. положил начало одному из лучших архитектурных ансамблей Ленинграда — Дворцовой площади.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 469


ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в Ленинграде, пам. архитектуры рус. барокко. Построен в 1754—1762 В. В. Растрелли. Был резиденцией рус. императоров, с июля 1917 — Врем. пр-ва. Здание решено в виде мощного каре с внутр. двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчёркивает и пышная отделка фасадов и помещений. В 1917 в ночь с 25 на 26 окт. (7—8 нояб.) З. д. был взят приступом рев. рабочими, солдатами, матросами. В 1918 часть, а с 1922 всё здание передано Эрмитажу.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. Том 1. — Москва, 1986. — С. 253


ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ в Ленинграде, памятник рус. арх-ры. До 1917 гл. резиденция российских императоров. В 1918 часть З. д., а в 1922 всё здание передано Эрмитажу. З. д. построен арх. В. В. Растрелли в 1754—62 в стиле барокко. В плане имеет форму мощного каре с внутр. двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000 помещений) и его различно решённых фасадов, сильные выступы-ризалиты, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление пластич. мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов и расположенных по одной оси (анфиладами) помещений, украшенных резьбой, лепкой, позолотой, подчёркивает парадное назначение здания. Интерьеры З. д. неоднократно перестраивались (анфилады вдоль Невы и Тронный (Георгиевский) зал, 1780—90-е гг., арх. Дж. Кваренги, И. Е. Старов; Гал. Отеч. войны 1812 г., 1826, арх. К. И. Росси). После пожара 1837 фасады и парадные залы восстановлены арх. В. П. Стасовым, внутренние помещения — арх. А. П. Брюлловым. В 1917 в ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября) З. д. был взят штурмом революц. рабочими, матросами и солдатами.

Зимний дворец. 1754—1762. Архитектор В. В. Растрелли. Фасад со стороны Адмиралтейства.

Лит.: Пилявский В. И., Зимний дворец, Л., 1960; (Соколова Т. М.), Здания и залы Эрмитажа, (3 изд.), Л., 1982.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 10. — Москва, 2008. — С. 487-488. Электронная версия


Зимний дворец. Вид со стороны Дворцовой набережной. Фото А. И. Нагаева

ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц, памятник архитектуры в С.-Петербурге, на берегу Невы. До 1917 резиденция рос. императоров, ныне входит в состав музея Эрмитаж. История имп. зимних резиденций в центре новой столицы начинается со скромных «Зимних маленьких хором» Петра I, построенных предположительно арх. Д. Трезини в 1708 (не более 10 комнат и мастерская; в 1711 этот жилой дом Петра I перевезён на Петровский остров, разобран в 18 в.). В 1711–12 возведены «Свадебные палаты» Петра I (предположительно тот же архитектор; разобраны в 1726). В 1716–20 на этом же участке, ограниченном с запада прорытой в  1718–1720 Зимней канавкой, на месте совр. Эрмитажного театра построен новый «Зимний дом» Петра I (арх. Г. И. Маттарнови; расширен в 1719–22); к нему в 1726–27 пристроены З. д. Екатерины I и служебные корпуса (арх. Трезини). В 1726–28 на Васильевском острове сооружён Зимний Преображенский дворец Петра II (арх. Трезини; перестроен в 1759–61; ныне здание филологич. ф-та С.-Петерб. ун-та). В 1730–60-е гг. строительство имп. дворцов в столице возглавляли К. Б. Растрелли и Б. Ф. Растрелли: в 1732–36 ими возведён «3имний дом» Анны Ивановны (с использованием фрагментов дворца Ф. М. Апраксина, заложенного в 1716 по проекту Ж. Б. Леблона; не сохр.), в 1755 – врем. деревянный З. д. Елизаветы Петровны на углу Невского просп. и набережной Мойки (арх. Б. Ф. Растрелли; разобран в 1765–1768). Ныне существующий новый каменный З. д. Елизаветы Петровны построен Б. Ф. Растрелли в 1753–62 на месте дворца Анны Ивановны.

Зимний дворец. «Иорданская лестница». Акварель Э. П. Гау. 1860-е гг. Эрмитаж (С.-Петербург).

Трёхэтажное здание З. д. представляет собой замкнутое каре с внутр. двором. Фасады обращены к Неве (длина фасада 137 м; по центру расположен гл. вход – Иорданский подъезд с Иорданской лестницей, плафон работы Г. Дициани), к Адмиралтейству (Салтыковский, или «Его величества», подъезд выходил на быв. Разводную пл., где проводились разводы караулов и смотры войск) и к Дворцовой площади (подъезды «Её величества» и Комендантский). Грандиозные размеры дворца в стиле барокко (первоначально в нём было св. 1000 помещений, 117 лестниц, более 3800 дверей и окон), сильно выступающие ризалиты, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление пластич. мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (скульптуры из пудожского известняка над парапетами и фронтонами, в 1892–94 под рук. скульптора М. П. Попова заменённые пустотелыми, выбитыми из листовой латуни; кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами парадных залов и жилых покоев подчёркивает репрезентативное назначение З. д. Дворцовая ц. Спаса Нерукотворного построена в 1753–62; её внутр. убранство также исполнено итал. и рус. мастерами под рук. Б. Ф. Растрелли (живописный плафон работы Ф. Фонтебассо). В эти же годы сооружена Малая (Сретенская) церковь в покоях императрицы (восстановлена после пожара в 1838–39).

Зимний дворец. «Большая церковь (Дворцовая церковь Спаса Нерукотворного)». Акварель Э. П. Гау. 1860-е гг. Эрмитаж (С.-Петербург).

После 1762 работу по внутр. отделке продолжили помощники Б. Ф. Растрелли – С. И. Чевакинский и Ю. М. Фельтен; вскоре были привлечены также Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. В кон. 18 – нач. 20 вв. интерьеры З. д. неоднократно переделывались. В 1791–1793 создана Невская анфилада, включавшая Аванзал, Большой и Концертный залы (архитекторы Дж. Кваренги, И. Е. Старов); во 2-м этаже нового корпуса (1783–92, Кваренги), соединившего З. д. с Малым Эрмитажем, были размещены копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане; в 1795 создан парадный Георгиевский (Большой Тронный) зал (Кваренги; колоннада коринфского ордера – 1837–42, архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов; см. рис. к ст. Зал). В 1826 открыта Воен. галерея 1812 года (К. И. Росси; портреты героев Отеч. войны 1812 работы Дж. Доу и его помощников). В 1822–37 по проектам О. Р. де Монферрана декорированы залы Марии Фёдоровны (Гостиная с колоннами из яшмы, ныне Малахитовый зал), созданы Ротонда, Петровский и Фельдмаршальский залы. Почти полностью уничтоженные пожаром 17–19(29–31).12.1837 интерьеры к 1841 восстановлены А. П. Брюлловым и Стасовым при участии мн. мастеров; применены металлич. конструкции перекрытий (шпренгели по проекту инж. М. Е. Кларка), частично заменённые в 1886–87.

Во 2-й пол. 18–19 вв. с вост. стороны к З. д. пристроены здания, входящие ныне в ансамбль музея Эрмитаж: Малый Эрмитаж с Сев., Юж. павильонами и Висячим садом (1764–75, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен; 4-й этаж надстроен в 1840–43, В. П. Стасов; Павильонный зал – 1850–58, А. И. Штакеншнейдер); Большой, или Старый, Эрмитаж (1771–87, Фельтен; перестроен в 1851–59, Штакеншнейдер), связанный арочным переходом над Зимней канавкой с Эрмитажным театром [1783–1789, Дж. Кваренги; зал-амфитеатр декорирован колоннами коринфского ордера и нишами со скульптурой (см. рис. к ст. Занавес); отделка фойе – 1904, арх. Л. Н. Бенуа]; Новый Эрмитаж (1842–51, по проекту Л. фон Кленце, под рук. Стасова и Н. Е. Ефимова; портик с атлантами – 1846–48, скульптор А. И. Теребенёв; см. рис. к ст. Атлант).

5(17).2.1880 народоволец С. Н. Халтурин произвёл в З. д. взрыв, повредивший подвал, гауптвахту и столовую. После убийства Александра II [1(13).3.1881] Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину и использовал З. д. в осн. для парадных церемоний. С воцарением Николая II (1894) имп. фамилия вернулась в З. д. (быв. покои Николая I заново отделаны, напр. библиотека – арх. А. Ф. Красовский). В 1904 Николай II с семьёй переехал в Царское Село. В нач. 1-й мировой войны в залах Невской анфилады размещался госпиталь. С июля 1917 З. д. – резиденция Врем. правительства; в ночь с 25 на 26.10(с 7 на 8.11).1917 был захвачен революц. войсками. В 1918 переименован во Дворец искусств (название не прижилось). С 1920 в части помещений располагался Музей революции. До 1922 в З. д. находились: приёмный пункт для военнопленных, общежитие детской колонии, Штаб по устройству массовых торжеств; Николаевский зал переоборудован под кинозал. В 1922 бóльшая часть З. д. передана Эрмитажу (целиком передан в 1945).

Широкомасштабные реставрац. работы велись в 1920–30-х гг. и в 1940–60-х гг., после попадания арт. снарядов и авиабомб во время блокады. В 1946 фасады окрашены в первоначальный бирюзовый цвет (в кон. 19 в. были тёмно-красными, с 1911 розовыми). В 1971 в составе Эрмитажа созданы Реставрац. мастерские, которые ведут все работы по восстановлению и сохранению З. д. В 2001 для публики открыт внутр. двор, где проводятся летние симфонич. концерты. В составе памятников историч. центра С.-Петербурга З. д. включён в список Всемирного наследия.

 

Библиография

Лит.: Башуцкий А. П. Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. СПб., 1839; Пилявский В. И. Зимний дворец. Л., 1960; Алексеева С. Б. Архитектура и декоративная пластика Зимнего дворца // Русское искусство барокко. М., 1977; Воронихина А. Н. Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников сер. 19 в. М., 1983; Эрмитаж: история строительства и архитектура зданий. Л., 1990; Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. СПб., 1998; Несин В. Н. Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II (1894–1917). СПб., 1999.

 

 

Ссылка


 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024