Karl Fuchs
Carl Dorius Johannes Fuchs
Карл Дориус Иоганнес Фукс
немецкий музыковед, органист, пианист, композитор, дирижёр и музыкальный критик
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Фуксъ (Карлъ Fuchs, род. въ 1838 г). — нѣмецкiй писатель о музыкѣ. Напечаталъ: «Praeliminarien zu einer Kritik der Tonkunst» (Грейфсвальдъ, 1870); «Die Zukunft des musikalischen Vortrags und sein Ursprung» (Данцигъ, 1884); «Die Freiheit des musikalischen Vortrags» (ib., 1885); «Praktische Anleitung zum Phrasieren» (Лпц., 1886).
Большая Энциклопедия: В 20 т.— СПб.: Тип. Книгоиздательского Т-ва "Просвещение", 1900—1905
Фуксъ (Fuchs), Карлъ, пiанистъ и писатель о музыкѣ, род. 1838. Онъ написалъ: "Praliminarien zu einer Kritik der Tonkunst", "Die Zukunft des musikalischen Vortrags und sein Ursprung" (1884), "Die Freiheit des musikalischen Vortrags" (1885) и "Praktische Anleitung zum Phrasieren" (1886).
Яндекс.Словари › Музыкальный словарь. — 2008
Фуко (Fuchs) Карл Дориус Иоганн, талантливый пианист и музык. писатель, род. 22 окт. 1838 в Потсдаме, сын учителя музыки и органиста. 1859 он поступил на богословский факультет берлинского университета, но одновременно с этим сделался частным учеником Г. Ф. Бюлова (б). Позже Ф. изучал генерал-бас у К. Ф. Вейцмана (в), а композицию у Фр. Киля (к). Первой литературной работой Ф. была статья "Betrachtungen mit und gegen Arthur Schopenhauer" в журн. "N. Berl. Musikzeitung". 1870 Ф. получил степень Dr. phil. за диссертацию "Präliminarien zu einer Kritik der Tonkunst", философский анализ художественного наслаждения от музыки. С 1871 Ф. жил в Берлине, выступал в кач. пианиста и писал разные статьи в "Mus. Wochenblatt". 1875 концертное турне забросило его в Гиршберг в Силезии, где он основал музык. об-во и с успехом исполнял должность дирижера. 1879 он переселился в Данциг, где сделался учителем музыки при семинарии "Viktoria" и 1886 органистом при Petrikirche. 1887 Ф. сделался музык. рецензентом данцигской газеты, фельетоны которой получили благодаря ему большое значение. 1882 он первый присоединился к стремлениям Х. Римана усовершенствовать нотное письмо посредством обозначения фразировки; к этой области относятся его книги: "Die Zukunft des musikalischen Vortrags" (1884, 2 части; 3-ья еще не выходила) и "Die Freiheit des musikalischen Vortrages" (1885); кроме того он издал вместе с Г. Риманом: "Praktische Anleitung zum Phrasieren" (1886). Срв. также "50 Phrasen zur Verständigung etc." (в "Mus. Wochenblatt" 1892). В 1898 Ф. издал, Künstler und Kritiker". Фп-ная игра Ф-а отличается замечательной выразительностью; он действительно, фразирует". Ф. первый пробовал применить начала фразировки также и к оркестровому исполнению. Преподавательская деятельность Ф. выдается из ряда; его "Hauskonzerte" с аналитически-эстетическими лекциями пользуются большой популярностью.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Карл Дориус Иоганнес Фукс (нем. Carl Dorius Johannes Fuchs; 22 октября 1838, Потсдам — 27 августа 1922, Данциг) — немецкий музыковед, органист, пианист, композитор и музыкальный критик.
Сын органиста. В 1859 г. поступил в Берлинский университет, где изучал теологию и философию. Одновременно брал частные уроки фортепиано у Ганса фон Бюлова, позднее — уроки композиции у Фридриха Киля. В 1868 г. сам начал преподавать фортепиано в берлинской Новой академии музыки, однако уже в следующем году занял вместо этого место органиста в церкви Святого Николая в Штральзунде. Одновременно концертировал, преимущественно в Померании и Силезии, вместе со своей будущей женой, певицей Кларой Вернер. В 1871 г. защитил в Грайфсвальдском университете диссертацию «Введение в музыкальную критику» (нем. Praeliminarien zu einer Kritik der Tonkunst), отмеченную влиянием философии Артура Шопенгауэра. Годом позже познакомился с Фридрихом Ницше, также оказавшим на него значительное влияние; известна их переписка. С 1874 г. жил и работал в Хиршберге, основал и возглавил местный оркестр. С 1879 г. в Данциге, был органистом в соборе Святых Петра и Павла, играл также и в синагоге, с 1887 г. регулярно выступал как музыкальный критик в газете Danziger Zeitung.
Наибольшее значение имели труды Фукса по теории музыки и эстетике — в частности, масштабные «Будущее музыкального исполнительства» (нем. Die Zukunft des musikalischen Vortrags; 1884) и «Свобода музыкального исполнительства» (нем. Die Freiheit des musikalischen Vortrags; 1885), а также «Такт и ритм в хорале» (нем. Takt und Rhythmus im Choral; 1911). Пособие «Практическое руководство по фразировке» (нем. Praktische Anleitung zum Phrasieren; 1886) написано Фуксом в соавторстве с Гуго Риманом.
Примечания
БЮЛОВ Ханс фон (1830—94), нем. пианист, дирижёр, композитор. Ученик Ф. Листа, входил в круг приверженцев Р. Вагнера. Выступал как муз. критик. Способствовал пропаганде рус. музыки в Зап. Европе (особенно произв. П.И. Чайковского).
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ВЕЙЦМАН (Weitzmann), Карл Фридрих, контрапунктист и талантливый теоретик, род. 10 авг. 1808 в Берлине, ум. 7 нояб. 1880 там же; ученик Геннинга (скрипка) и Клейна (теория) в Берлине, а так же Шпора и Гауптмана в Касселе. В 1832 В. сделался хормейстером городского театра в Риге, где основал также вместе с Дорном общество Liedertafel, в 1834 был хормейстером в Ревеле, в 1836 получил место первого скрипача при Императ. капелле и регента "Annenkirche" в СПБ., в 1846 отправился с научной целью в Лондон и Париж, а в 1847 поселился в Берлине, занимаясь преподаванием композиции и музыкально-литературной деятельностью. В. был близким другом Фр. Листа.
Главнейшие сочинения его: "Der übermässige Dreiklang" (1853); "Der verminderte Septimenakkord" (1854); "Geschichte des Septimenakkords" (1854); "Geschichte der griechischen Musik" (1855); "Geschichte der Harmonie und ihrer Lehre" ("Allgem. Musikal. Zeitung" 1849); "Harmoniesystem" (1860, премировано); Die neue Harmonielehre im Streit mit der alten"; "Geschichte des Klavierspiels und der Klavierlitteratur" (1863, издано в виде 3-й части к фп-ной школе Леберта и Штарка; 2-е изд. отдельно, пополнено историей фп., 1879; 3-е изд. совершенно вновь переработано Максом Зейфертом и Оскаром Флейшером 1 т. 1899); "Der letzte der Virtuosen" [Таузиг] (1868). Э. М. Боумен, один из учеников В., издал в 1877 в Нью-Йорке: "C. F. Weitzmann’s manual of musical theory" (немец. перев. Феликса Шмита 1888). Из композиций В. следует упомянуть: 3 оперы, исполненные в Ревеле ("Räuberliebe", "Walpurgisnacht", "Lorbeer und Bettelstab"), несколько тетрадей романсов, пьесы для фп. в 2 и 4 руки, "Rätsel" (каноны) в 4 руки, упражнения в контрапункте (4 тетр.) и 1800 прелюдий и модуляций (1-я тетр. классики, 2-я тетрадь — романтики).
КИЛЬ (Kiel) Фридрих (7 X 1821, Пудербах, Вестфалия — 13 IX 1885, Берлин) — нем. композитор. Чл. Берлинской академии иск-в (с 1865). С 1840 концертмейстер придв. капеллы и учитель детей князя Витгенштейна в Берлебурге. В 1842—44 изучал контрапункт у З. Дена в Берлине. С 1866 преподавал композицию в консерватории Штерна (с 1868 профессор), с 1870 — в Высшей муз. школе Берлина. Прославился как мастер полифонич. письма. Среди произв. — 2 оратории (1872, 1884), 2 реквиема (1860,1881), Stabat mater, 130-й псалом (оба — 1863), Missa solemnis (1865), Те Deum (1866), концерт для фп. с оркестром, камерно-инстр. произв.
Музыкальный словарь. 2008
Письмо Ницше Карлу Фуксу в Данциг (фрагмент), Ницца, апрель 1886
Уважаемый и дорогой господин доктор.
Вы ведь знаете, даже и без письменных заверений (которые с каждым годом даются моим глазам все с большим трудом), что едва ли возможно следить за Вашими исследованиями и изысками с большим участием, чем это делаю я. Если бы только это мое «участие» могло что-то дать! Но мне не хватает ни знаний, ни способностей во всех тех вещах, где проявляется Ваш удивительно многообразный талант. Прежде всего уже много лет никто, включая меня самого, не пишет ту музыку, которая мне нужна. Последним, что я основательно усвоил, была «Кармен» Бизе, — при этом у меня родилось немало задних мыслей, отчасти совершенно крамольных, по поводу всей немецкой музыки (которую я расцениваю почти так же, как и всю немецкую философию). А кроме того, музыка непризнанного гения, который так же, как я, любит юг, испытывает потребность в южной наивности и наделен мелодическим даром. Слабость мелодического чутья, которую я наблюдаю при каждом соприкосновении с немецкими композиторами, все возрастающее внимание к отдельным аффектированным жестам (думаю, Вы называете это «фразами», мой дорогой господин доктор?), равно как и все большая отточенность в преподнесении частностей, в риторических художественных средствах музыки, в актерском искусстве представить отдельный момент настолько убедительно, насколько это вообще возможно, — все это, мне кажется, не только уживается одно с другим, но и практически обуславливает одно другое… Вагнеровское понятие «бесконечная мелодия» наилучшим образом выражает заключенную здесь опасность порчи инстинкта и сопутствующую этому благую веру, подкрепленную чистой совестью. Ритмическая двусмысленность, когда ты уже не знаешь и знать не должен, хвост перед тобой или голова, — это без сомнения такое художественное средство, с помощью которого можно добиться удивительного эффекта. Особенно богат этим «Тристан». Тем не менее как явление, симптоматичное для искусства в целом, он служит и останется символом разрушения. Часть начинает властвовать над целым, фраза — над мелодией, мгновение — над временем (в том числе и темпом), пафос — над этосом (характером, стилем — называйте это как хотите), в конечном счете, и эспри — над «смыслом». Простите, но мне кажется, что действительно произошло некое смещение перспективы: люди слишком остро видят детали, в упор не видят целого, у них несомненно есть воля к подобной музыкальной оптике и прежде всего — талант для нее. Но это же декаданс (думаю, нам обоим очевидно, что это слово призвано не клеймить, а лишь характеризовать). Пример тому для меня — Ваш Риманн, равно как и Ваш Ганс фон Бюлов, равно как и Вы сами, умеющий давать утонченнейшие интерпретации потребностям и изменениям anima musica (Душа музыки, лат.), которая, в общем и целом, должна быть лучшей частью того, что составляет a me moderne (Современная душа, франц.). Я объясняю это ужасно нескладно, в отличие от Вас; я просто хочу сказать, что даже в декадансе есть огромное число притягательных, ценных, новых, заслуживающих всяческого уважения вещей, к примеру, наша современная музыка и те, кто, наподобие трех вышепоименованных, служит ее верными и отважными апостолами. Не обессудьте, если при этом я добавлю: от чего декадентский вкус бесконечно далек, так это от большого стиля, к которому относится, к примеру, палаццо Питти, но не Девятая симфония (Бетховина). Большой стиль как высшая ступень искусства мелодии.
Письмо Ницше Карлу Фуксу в Данциг, Турин 27 декабря 1888
Все учтено, дорогой друг, с этого момента уже нет никакого смысла говорить и писать обо мне. Вопрос, кто я такой, на ближайшую вечность закрыт работой, на <обложке> которой мы напечатаем: «Ecce homo». Беспокоиться теперь предстоит вовсе не обо мне, а о тех вещах, ради которых я здесь.
А еще в последующие годы может произойти такая чудовищная перемена моей внешней участи, что в зависимости от нее окажется каждый отдельный вопрос в судьбах и жизненных задачах моих друзей, не говоря уж о том, что такое эфемерное здание, как «германский рейх», перед лицом грядущего можно вообще сбросить со счетов. Сперва должен появиться «Ницше контра Вагнер», — если все удастся, то еще и на французском. Проблема нашего антагонизма затронута здесь так глубоко, что по сути и вопрос Вагнера также закрыт. Одна страничка «музыки» о музыке в названном произведении — возможно, самое странное, что написано мной … То, что я говорю о Бизе, Вам не стоит принимать всерьез; на самом деле я мог бы и вовсе не брать Бизе в расчет. Но в качестве иронической антитезы Вагнеру он более чем уместен; было бы редкостной безвкусицей, если бы я в пику Вагнеру превозносил, скажем, Бетховена. Ко всему прочему, Вагнер безумно завидовал Бизе: «Кармен» — самая успешная опера за всю историю этого жанра и по числу постановок в Европе превзошла все вагнеровские оперы вместе взятые. …
«Тристана» же вниманием не обходите: это капитальное произведение, с очарованием которого не сравнится ничто — не только в музыке, но и в искусстве вообще…
См. ► Фукс в 14—19 вв. Однофамильцы