Энциклопедический Словарь. 1953—1955
РИМАН, Гуго (1849—1919), нем. теоретик и историк музыки, глава крупной нем. музыковедческой школы конца 19 — нач. 20 вв. Известен его «Музыкальный словарь», 1882, 11 изд. 1929 (рус. пер. 1901—04 с дополнениями).
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
РИМАН Хуго (1849—1919), нем. теоретик и историк музыки, создатель одной из крупных теоретич. школ музыковедения (т. н. функциональной школы). Тр. по теории, истории музыки и эстетике; «Музыкальный словарь» (1882, 12 изд., 1959—75) и мн. др.
Большая российская энциклопедия. Том 28. — Москва, 2015. — С. 517. Электронная версия
РИ́МАН (Riemann) Хуго (18.7.1849, Гросмельра, близ Зондерсхаузена – 10.7.1919, Лейпциг), нем. музыковед. Изучал гуманитарные науки в ун-тах Берлина и Тюбингена (1868–70), композицию в Лейпцигской конс. у К. Рейнеке (1871–1873). С 1878 преподавал в ун-тах Лейпцига (проф. с 1901), Бромберга, в консерваториях Гамбурга и Висбадена. С 1914 директор основанного им Гос. ин-та муз. науки в Лейпциге.
Один из самых влиятельных теоретиков музыки последней четв. 19–20 вв. В учении о гармонии, опираясь на идеи Ж. Ф. Рамо и «гармонический дуализм» А. фон Эттингена, разработал теорию функций тональных. Для «природного» обоснования минора разработал акустич. теорию унтертонов. Исследуя проблемы метра и ритма, выдвинул в качестве основного принцип ямбического строения элементов муз. формы (муз.-теоретич. взгляды Р. обобщены в «Большом учении о композиции», 1902–13). Историю музыки рассматривал как историю жанров, форм, муз. стилей («Руководство по истории музыки», 1904–13). По-новому осветил проблему формирования венской классической школы, подчёркивал значение мангеймской школы, подготовил ряд изданий старинной музыки. Создал оригинальную концепцию истории муз. науки («История музыкальной теории в IХ–XIX вв.», 1898, 2-е изд., 1921). Спец. работы Р. посвящены истории нотации, вопросам муз. эстетики, исполнительского иск-ва. Мн. труды Р. (в частности, «Катехизисы») используются как пособия и справочники. Его «Музыкальный словарь» (1882, рус. пер. с расширенным рус. разделом – 1901; 12-е изд., т. 1–5, 1957–75) по сути является энциклопедией муз. искусства.
Библиография
Соч.: Musikalische Dynamik und Agogik. Hamb., 1884; Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах. М.; Лейпциг, 1898; System der musikalischen Rhythmik und Metrik. Lpz., 1903; Das Problem des harmonischen Dualismus // Neue Zeitschrift für Musik. 1905. № 72; Handbuch der Harmonielehre. 9. Aufl. Lpz., 1921; Wie hören wir Musik? Grundlinien der Musik-Ästhetik. 6. Aufl. B., 1923; Катехизис истории музыки. 2-е изд. М., 2012. Ч. 1–2; Акустика с точки зрения музыкальной науки. 2-е изд. М., 2012.
Лит.: Музыкально-теоретические системы. М., 2006; Rehding A. H. Riemann and the birth of modern musical thought. Camb., 2008.