Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Растрелли — Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Растрелли — Популярная художественная энциклопедия. 1986
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
РАСТРЕЛЛИ, Варфоломей Варфоломеевич (1700—71), выдающийся русский архитектор, яркий представитель русского барокко. Сын скульптора К. Б. Растрелли. Грандиозный пространственный размах и пластическое богатство архитектурных форм сочетаются в сооружениях Растрелли с чёткостью основных объёмов, строгостью прямолинейных планов. Замечательными произведениями Растрелли являются дома-дворцы М. И. Воронцова, С. Г. Строганова, Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (ныне г. Петродворец), Екатерининский дворец с парком и павильонами в Царском селе (ныне Пушкин), ансамбль Смольного монастыря в Ленинграде и мн. др.
РАСТРЕЛЛИ (Старший), Карло Бартоломео (ок. 1670—1744), выдающийся скульптор, представитель барокко. Работал с 1716 в России. Главные работы: памятник Петру I в Ленинграде, перед Инженерным замком, скульптурные портреты — Петра I, Меншикова, Анны Ивановны и др.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич (1700—71), русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, чёткость объёмов, строгость прямолинейных планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748—54) и Зимний дворец (1754—1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747—52), Екатериненский дворец в Царском Селе (1752—57).
РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Карло (1675—1744), скульптор. По национальности итальянец. С 1716 работал в Петербурге. Произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Ивановна с арапчонком», 1733—41).
Популярная художественная энциклопедия. 1986
РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700—1771), рус. архитектор. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. Гл. предст. рус. барокко сер. 18 в. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725—30. В 1730—63 придворный архитектор. Ранние постройки близки к русской арх-ре 1-й четв. 18 в. (дворцы Бирона в Рундале, 1736—40, и Митаве, ныне Елгава, 1738—40). В зрелый период традиции европ. барокко были переосмыслены Р. под влиянием рус. художеств. культуры. Это проявилось в стремлении к пространств. размаху ансамбля, применении характерных для рус. зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растит. мотивами в декоре (Андреевская ц. в Киеве, проект — 1747, построена в 1748—67 арх. И. Ф. Мичуриным). В 1747—52 Р. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец). Сохранив осн. композицию дворца петровской эпохи, Р. расширил его ср. часть, пристроил к его торцам дворцовую церковь и «корпус под гербом», отличающиеся изяществом пропорций, выразительностью облика, заново создал все интерьеры, для к-рых характерны яркая полихромия, обилие декора. В 50—60-х гг. постройки Р. приобрели ещё большую пластичность. Рельефность архит. форм, сложный ритм размещения колоннад, пространств. размах сочетаются в них с чёткостью объёмов, ясностью силуэта, строгостью планов, часто прямолинейных (Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, ныне Пушкин; дворцы М. И. Воронцова, 1749—57, и С. Г. Строганова, 1752—54, в Петербурге).
Мощью и величием проникнуты Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, к-рые Р. задумал как грандиозные, замкнутые в себе гор. ансамбли.
В. В. Растрелли. Воронцовский дворец в Петербурге. 1749—57.
Лит.: Б. Р. Виппер, В. В. Растрелли, в кн.: ИРИ, т. 5, М., 1960; Ю. Денисов, А. Петров, Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963; Г. К. Козьмян, Ф.-Б. Растрелли. [Очерк, Л.], 1976; Ю. Овсянников, Ф. Б. Растрелли, Л.,1982.
РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Карло (1674—1744), скульптор. По происхождению итальянец. Предст. барокко. В 1716 приехал по приглашению Петра I в Петербург. Барочная парадность и пышность. стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Р. (особенно в портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели [портреты: Петра I, 1723, ГЭ; неизвестного (возможно, автопортрет), 1732, ГТГ; Анны Ивановны с арабчонком, 1733—41, ГРМ;— все бр.]. Создал конную статую Петра I (бр., 1743—44; в 1800установлена перед Инженерным замком в Петербурге). Участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе (см. Петродворец) и в работах по созданию модели Триумф. столпа в честь Петра I и Сев. войны (начата в 1721).
Лит.: Архипов Н. И., Раскин А. Г., Б. К. Растрелли, Л.—М., 1964; Петинова Е. Ф., Б. К. Растрелли, Л., 1979.
Ссылки
- Растрелли Б. Ф. — Большая российская энциклопедия
- Растрелли, Бартоломео Франческо (1700—1771) — русский архитектор, представитель стиля барокко; сын Б. К. Растрелли; также известен как Ф. Б. Растрелли и Варфоломей Варфоломеевич... Википедия
- Растрелли, Бартоломео Карло (1675—1744) — русский скульптор, архитектор... Википедия