Георгий Валентинович Плеханов (псевдонимы Н. Бельтов, А. С. Максимов-Дружбинин и др.; 29 ноября [11 декабря] 1856 года, с. Гудаловка, Тамбовская губерния — 30 мая 1918 года... Википедия
ПЛЕХАНОВ, Георгий Валентинович (1856—1918), один из крупнейших русских марксистов, выдающийся пропагандист марксизма. Родился в семье мелкого помещика Тамбовской губернии. Свою революц. деятельность П. начал народником. В 1880 П. эмигрировал за границу, где познакомился с марксизмом и, порвав с народничеством, организовал в 1883 в Женеве первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», проделавшую большую работу по распространению марксизма в России. В борьбе с народничеством П. создал несколько выдающихся работ, в к-рых дал критику ошибочных взглядов народников и развернул защиту марксистских взглядов. Работы Плеханова «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), нанеся первый решающий удар по народничеству, расчистили почву для победы марксизма в России. Однако группа «Освобождение труда» сделала лишь первый шаг навстречу рабочему движению. У П. уже в этот период были серьёзные ошибки, к-рые состояли в недооценке роли революц. союза пролетариата и крестьянства, преувеличении роли либеральной буржуазии в революции и др. и явились зародышем его будущих меньшевистских взглядов. После II съезда РСДРП (1903) Плеханов пошёл на примирение с меньшевиками, а затем стал меньшевиком, изменил революционному марксизму. К Великой Октябрьской социалистической революции П. отнёсся отрицательно.
Лучшие работы П. были созданы им до поворота к меньшевизму. Большой заслугой П. является его борьба за философский материализм, против идеализма, особенно кантианства, резкая критика ревизионизма Э. Бернштейна. В трудах П. разработаны отдельные проблемы история, материализма — вопрос о роли личности в истории и др. Крупные ошибки и недостатки в философских работах П., вскрытые В. И. Лениным, состояли в том, что П. отделял теорию познания от диалектики, нечётко проводил различие между материалистич. и идеалистич. пониманием опыта, выступал за т. н. теорию иероглифов (см. Иероглифов теория) и др. Теоретич. корни ошибок П. — в недооценке им качественно нового этапа в философии, наступившего с возникновением марксизма. П. догматически подходил к марксистской теории, не видел перемещения центра революц. движения в Россию, не учитывал новых историч. условий эпохи империализма и пролетарских революций.
П. был талантливым литературным критиком. Он разработал ряд вопросов марксистской эстетики, много сделал для разоблачения реакц. теории «искусства для искусства», защищал эстетику В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, допуская, однако, ошибки меньшевистского характера.
ИЕРОГЛИФ, 1) письменный знак нек-рых видов идеография, письма (см. Идеография); к наиболее известным системам относятся египетская иероглифика, древнешумерская клинопись и совр. китайская иероглифика, заимствованная японцами и применяемая ими в сочетании с нац. слоговыми знаками. 2) В переносном смысле — неразборчивая буква.
ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ (символов теория), ложная, агностическая теория, по которой ощущения и представления человека составляют не копии действительных вещей и процессов природы, не изображения их, а условные знаки, символы, иероглифы. И. т. провозглашал нем. естествоиспытатель Г. Гельмгольц, склонявпгийся к кантианству. Ошибки в духе И. т. были допущены Г. В. Плехановым. Исчерпывающая критика И. т. дана В, И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, изд. 1909).
ПЛЕХАНОВ Георг. Вал. (1856—1918), деятель рос. и междунар. с.-д. движения, философ, пропагандист марксизма.С 1875 народник, один из руководителей «Земли и воли», «Чёрного передела». С 1880 в эмиграции, организатор марксистской группы «Освобождение труда». Тр. «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», направленные против народничества, подготовили победу марксизма в России. Один из основателей РСДРП, газ. «Искра». Боролся против идеализма, особенно кантианства и махизма, бернштейнианства, в т. ч. о роли личности в истории, проблемы эстетики. После 2-го съезда РСДРП один из лидеров меньшевизма. Недооценивал роль рев. союза рабочего класса с крестьянством, преувеличивал роль либер. буржуазии в рев-ции. В годы годы реакции 1907—10 меньшевик-партиец. В 1-ю мир. войну оборонец, руководитель группы «Единство». В 1917 вернулся в Россию, поддерживал бурж. Врем. пр-во. К Окт. рев-ции отнёсся отрицательно, но не поддерживал контрреволюцию. В. И. Ленин высоко ценил рев. деятельность и тр. П. кон. 19 — нач. 20 вв.
Краткий философский словарь. ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы. 1939
Плеханов Г. В.(1856—1918) — один из крупнейших русских марксистов. Вначале Плеханов был народником. В эмиграции (1880 г.) Плеханов порвал с народничеством и в 1883 г. организовал за границей первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда». Участники группы перевели на русский язык ряд работ Маркса и Энгельса, напечатали их за границей и тайно распространяли в России. Философские работы Плеханова, относящиеся к этому периоду, принесли большую пользу делу защиты и обоснования диалектического материализма. Особенно велика заслуга Плеханова в его борьбе за философский материализм, против идеализма, против многочисленных попыток соединить марксизм с кантианством. Своими трудами Плеханов нанес решающий удар народничеству, окончательный идейный разгром которого осуществил Ленин. Плеханов резко критиковал ревизионизм Бернштейна. «За 20 лет, 1883—1903, он дал массу превосходных сочинений, особенно против оппортунистов, махистов, народников» (Ленин). После II съезда РСДРП Плеханов примкнул к меньшевикам. Философские работы Плеханова Ленин оценил как «лучшие во всей международной литературе марксизма». Однако в философских работах Плеханова имеются и крупнейшие недостатки, которые критиковал Ленин в ряде своих работ. Плеханов, например, допустил крупную ошибку по вопросу о теории иероглифов (см.), отделял теорию познания от диалектики, не понимая, что диалектика и есть теория познания марксизма, нечетко проводил различие между материалистическим и идеалистическим пониманием опыта, давая лазейку для идеализма, и допускал некоторые другие серьезные философские ошибки. Важнейшие труды Плеханова: «Социализм и политическая борьба», 1883 г., «Наши разногласия», 1885 г., «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», 1895 г.. «К вопросу о роли личности в истории», 1898 г., «Очерки по истории материализма», 1896 г., «О материалистическом понимании истории», 1897 г.
ПЛЕХАНОВ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Новая версия
ПЛЕХА́НОВ Георгий Валентинович (псевд. Н. Бельтов и др.) [29.11(11.12).1856, с. Гудаловка Липецкого у. Тамбовской губ., ныне с. Плеханово Грязинского р-на Липецкой обл. – 30.5.1918, санаторий «Питкеярве» близ дер. Ялкала, Финляндия (ныне пос. Ильичёво Выборгского р-на Ленингр. обл.)], деятель рос. и междунар. социал-демократич. движения. Дворянин.
Окончил Воронежскую воен. гимназию (1873), учился во 2-м воен. Константиновском уч-ще (1873–74) и в Горном ин-те (1874–76) в С.-Петербурге. Вступил в «Северную революционно-народническую группу», ставшую ядром орг-ции «Земля и воля» 1870-х гг. Один из организаторов политич. демонстрации рабочих и студентов у Казанского собора в дек. 1876. В 1877 в связи с угрозой ареста неск. месяцев провёл за границей, по возвращении уволен из ин-та, перешёл на положение революционера-подпольщика. Вёл пропаганду среди рабочих в С.-Петербурге, Саратове, Ростове-на-Дону, считал в этот период, что рабочий важен не сам по себе, а прежде всего как союзник гл. революц. силы – крестьянства. Один из редакторов окончат. варианта программы «Земли и воли» (1878) и журнала с тем же названием. Опубликовал в нём ст. «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России» (1879, № 3–4), которая сразу выдвинула П. в число ведущих теоретиков народничества. Признавая открытую К. Марксом закономерность смены обществ.-экономич. формаций и решающую роль социально-экономич. факторов в этом процессе, П. утверждал, что Россия пока не подчиняется этой закономерности, поскольку крестьяне держатся за общину. Поэтому осн. усилия рос. революционеров должны быть направлены на полное разрушение всякого государства и обеспечение крестьянину возможности развивать коллективистские начала, заложенные в общине. Устранение самодержавия, по мнению П., привело бы в конечном счёте к торжеству в России общинного социализма. В связи с переходом землевольцев к террористич. деятельности П. покинул в знак протеста их съезд (июнь 1879). После окончательного раскола организации вошёл в «Чёрный передел», стал идейным руководителем организации. Жил в С.-Петербурге по фальшивому паспорту. Написал манифест «Чёрного передела», в котором крестьянам предлагалось собирать сходы и посылать ходоков к наследнику престола с просьбами: переделить между крестьянами поровну и без всякого выкупа все казённые и помещичьи земли, луга и леса; предоставить народу право свободно и беспошлинно заниматься любыми промыслами; уменьшить подати и повинности и простить недоимки; ликвидировать должности урядников, становых, исправников и др. В случае отказа царских властей удовлетворить эти просьбы крестьянам рекомендовалось не платить податей, отказываться от воен. службы и присяги на верность царю, а если на них пойдут силой – «стоять дружно». Изучая труды статистиков, посвящённые крестьянской общине и свидетельствовавшие о процессе её разложения и появлении в ней социального неравенства, П. начал сомневаться в основах народнич. доктрины.
В 1880 был вынужден эмигрировать в связи с массовыми арестами народников, начавшимися после покушения на имп. Александра II в нояб. 1879. До 1917 жил в Европе (в Швейцарии, Франции, Великобритании, Италии), посещал лекции в Женевском ун-те и Сорбонне, установил личные контакты с лидерами зап.-европ. социал-демократии. Известие о смертельном ранении 1(13).3.1881 имп. Александра II членами «Народной воли» П. воспринял как конец народовольчества. В нач. 1880-х гг., разочаровавшись в идеологии и практике народничества и пережив в этой связи глубокий идейный кризис, П. перешёл на позиции марксизма. Перевёл на рус. яз. «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса (опубл. в 1882 в Женеве с предисловием авторов и П., тираж нелегально переправлен в Россию). Один из основателей первой рос. марксистской группы «Освобождение труда» (1883). В своих первых марксистских работах «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885; обе опубл. в Женеве), 1-м (1883) и 2-м (1885; опубл. в 1888 в Женеве) вариантах «Проекта программы русских социал-демократов» П. ближайшее будущее России связывал с развитием капитализма и рабочего движения. Народовольческой модели социалистич. переворота он противопоставлял идею двух следующих друг за другом с относительно небольшим (позднее пришёл к выводу, что значительным) интервалом революций – буржуазно-демократической и социалистической. Гл. движущей силой этих революций считал пролетариат, руководимый марксистской партией. П. видел в крестьянстве, как и в нарождавшейся либеральной буржуазии, реальных союзников рабочих в их борьбе с самодержавием. Русская буржуазия, по мнению П., запоздала в своём социально-политич. развитии, поэтому её господство не сможет быть продолжительным. Подготовку условий для социалистич. (коммунистич.) переворота (с целью установления диктатуры пролетариата, перехода средств произ-ва в обществ. собственность) П., вслед за Марксом, связывал с быстрой пролетаризацией крестьянства и гор. мещанства, превращением наёмных рабочих в самый многочисл. слой общества. В 1889 П. выступил на учредит. конгрессе Интернационала 2-го (Париж), заявил, что задача рос. социал-демократов – усвоить взгляды науч. социализма, распространить их в рабочей среде и с помощью рабочих «приступом взять твердыню самодержавия». Стал одним из признанных лидеров европ. социал-демократии, пользовался у них большим авторитетом как один из ведущих теоретиков марксизма. Участвовал в Цюрихском (1893), Парижском (1900; избран чл. Междунар. социалистич. бюро от России), Амстердамском (1904), Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала. В кон. 1890-х гг. П. одним из первых выступил против попыток Э. Бернштейна пересмотреть некоторые фундам. положения марксизма. П. категорически отвергал его мысль о «затухании» классовой борьбы, высмеивал тезис о возможности преодоления противоречий капитализма посредством реформ, считал принципиально неверным отказ от насильственных способов установления диктатуры пролетариата, хотя и подчёркивал, что необходимо свести к минимуму потрясения при переходе к социализму. Не ставя под сомнение основополагающий вывод Маркса об историч. обречённости буржуазного способа произ-ва, П. всё же не отрицал, что Маркс забежал вперёд, предсказывая скорый крах капиталистич. системы. Чл. редакции газ. «Искра» (1900–05; опубликовал в ней св. 50 статей и заметок) и ж. «Заря». Один из основателей Российской социал-демократической рабочей партии и осн. авторов её программы (принята 2-м съездом РСДРП, 1903). Неоднократно полемизировал по поводу её содержания с В. И. Лениным, однако на 2-м съезде поддержал его по всем вопросам. После раскола партии на большевиков и меньшевиков примкнул первоначально к первым, однако вскоре перешёл на противоположную сторону, при этом оставался центристом, не разделяя крайних позиций большевиков и меньшевиков. В рус.-япон. войну 1904–1905 считал, что победа России укрепит позиции самодержавия, а поражение – ослабит их и приблизит революцию в России. Издавал в Женеве «Дневник социал-демократа» (1905–16; с перерывами). С началом Революции 1905–07 рассматривал шансы на успех восстания как достаточно высокие, призывал рос. социал-демократов ускорить политич. воспитание пролетариата, сделать всё возможное, чтобы в решающий момент народ был вооружён и обучен, координировать действия всех «врагов царского самодержавия», включая либералов, под лозунгом «врозь идти, вместе бить».
На 4-м (Объединительном) съезде РСДРП (Стокгольм, 1906) П. выступил как один из докладчиков по аграрному вопросу, поддержал предложенную меньшевиками программу «муниципализации» земли (передачу крупных и ср. помещичьих имений в распоряжение органов местного самоуправления для последующей раздачи этих земель в аренду крестьянам), категорически отверг большевистскую программу национализации земли. После поражения Революции 1905–07 выступал за использование легальных возможностей революц. работы, в частности трибуны Гос. думы, придавал большое значение развитию профсоюзного движения, поддерживал идею созыва «рабочего съезда». В то же время считал недопустимым отказ от нелегальной деятельности, к чему призывали правые меньшевики (т. н. ликвидаторы). Возглавил течение революц. части меньшевиков, выступавших за сохранение нелегальной партии (меньшевики-«партийцы»). В 1910 на короткое время вновь сблизился с Лениным, однако с 1911 начал активно призывать к объединению большевиков и меньшевиков, критикуя Ленина и его сторонников за раскольничество, издавал газеты «За партию» и «Единство» (1912–14). Одновременно работал над многотомной «Историей русской общественной мысли» (т. 1–3, 1914–17, работа не завершена).
В 1-ю мировую войну занял оборонческую позицию, считал, что лозунг мира, с которым выступили участники междунар. социалистич. конференции в Циммервальде (Швейцария, 1915), равносилен предательству нац. интересов России и выгоден только Германии и её союзникам. После Февр. революции 1917 вернулся в Петроград, возглавил небольшую внефракционную группу «Единство». Поддерживал политику Врем. правительства, трижды получал приглашение войти в его состав, однако вынужден был отказаться в связи с тем, что Исполком Петросовета не поддержал его кандидатуру. Призывал к патриотич. единению всех классов рос. общества. Категорически отрицал возможность осуществления в тот период в России социалистич. революции, негативно оценивал деятельность большевиков и лично Ленина (требовал его ареста, но не считал герм. шпионом) по подготовке вооруж. восстания с целью свержения Врем. правительства. Осудил организованное большевиками вооруж. свержение Врем. правительства в Петрограде, роспуск Учредительного собрания и заключение Брестского мира 1918 с Германией. С янв. 1918 в связи с ухудшением здоровья находился в санатории в Финляндии. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища (С.-Петербург).
В 1999 опубликовано (Приложение к «Независимой газете» за 1 дек.) «Политическое завещание» П., якобы продиктованное им в апр. 1918 другу Л. Г. Дейчу, который затем передал его племяннику П. – С. Г. Плеханову. В ходе науч. дискуссии авторство П. не подтверждено.
Памятник П. установлен в С.-Петербурге (1925, скульпторы И. Я. Гинцбург, М. Я. Харламов, арх. Я. Г. Гевирц). Имя П. носят Рос. экономич. ун-т, С.-Петерб. гос. горный ин-т, улицы в ряде городов (Харьков, Николаев, Воронеж и др.), населённые пункты в Ленингр., Липецкой, Тульской, Тюменской областях.
Соч.: Год на родине. Париж, 1921. Т. 1–2; Сочинения. М., 1923–1927. Т. 1–24; Избранные философские произведения. М., 1956–1958. Т. 1–5; Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. М., 1973–1974. Т. 1–3; Избранные труды. М., 2010.
Лит.: Бережанский А. С. Г. В. Плеханов: От народничества к марксизму. Воронеж, 1991; Тютюкин С. В. Г. В. Плеханов. Судьба русского марксиста. М., 1997; Бэрон С. Х. Г. В. Плеханов – основоположник русского марксизма. СПб., 1998; Орлов Б. С. Г. Плеханов и Февральская революция 1917 г. М., 2007.