ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М., Русский язык, 1978. — т. 1, с. 552


ЗАБЛУЖДАТЬ или смл. вор. заблукать, начать блуждать, стать бродить, скитаться, въ знач. переносномъ. Заблуждаться въ чемъ, ошибаться, погрѣшать, имѣть ложное мнѣнье или понятiе. Заблудить, начать блудить, шалить, проказить или начать сбиваться съ пути. Слово это считаютъ непристойнымъ, и въ послѣднемъ значенiи говорятъ: заплутать; а вм. заблудиться, сбиться съ пути, свихнуть съ дороги, заплутаться, юж. и запд. заблукаться. Не ходи отъ стола кругомъ (т. е. в противную сторону, а назадъ, откуда зашелъ), заблудишься, повѣрье. Заблужденье ср. ошибочное мнѣнье, ложное понятiе, погрѣшительная увѣренность въ чемъ. Упрямаго трудно вывести изъ заблужденья. Заблудшiй,—ся, совратившiйся съ прямаго и должнаго пути, въ прям. и переносн. знач. плутающiй, заплутавшiйся. Заблушить смл. занести, заговорить чужь.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М., Издательство политической литературы, 1987. — с. 147—148


ЗАБЛУЖДЕНИЕ — иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. 3. следует отличать от лжи — сознательного искажения истины — и от возникающих вследствие неправильных действий индивида ошибок. То или иное понимание 3. связано с исходными принципами теории познания. Созерцательность домарксистской философии, напр., вела к отождествлению 3. с ошибкой, порожденной несовершенством познавательных способностей человека. Догадки о природе 3., о соотношении истины и 3. возникают лишь по мере формирования диалектического подхода к познанию. Так, Гегель, рассматривая истину как процесс, считал 3. не абстрактной противоположностью истине, а лишь ее моментом, исторически ограниченной („конечной") формой движения сознания к истине. В марксистской философии 3. рассматривается как результат ограниченности практики или ее понимания, что в реальном ходе познания выглядит как абсолютизация результатов освоения отдельных сторон действительности, моментов истины. Поэтому 3. — не просто иллюзия; в нем фиксируется то, что лежит на поверхности явлений, исторически ограниченные характеристики этих явлений превращаются в „естественные", а потому вечные и абсолютные. В этом случае, будучи основанием поведения индивидов, включенных в исторически-ограниченные формы практической деятельности, 3. закрепляется и превращается в предрассудок. Bсe это препятствует критическому осознанию действительности, а в общественных науках выступает как способ примирения с существующим. Для преодоления таких 3. необходимо изменить породившие их общественные условия, что предполагает критический подход к существующему с позиций практики, взятой в ее историческом развитии, тенденциях и перспективах.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024