ЗАБЛУЖДАТЬилисмл. вор. заблукать, начать блуждать, стать бродить, скитаться, въ знач. переносномъ.Заблуждатьсявъ чемъ, ошибаться, погрѣшать, имѣть ложное мнѣнье или понятiе. Заблудить, начать блудить, шалить, проказить или начать сбиваться съ пути. Слово это считаютъ непристойнымъ, и въ послѣднемъ значенiи говорятъ: заплутать; а вм. заблудиться, сбиться съ пути, свихнуть съ дороги, заплутаться, юж. и запд. заблукаться. Не ходи отъ стола кругомъ(т. е. в противную сторону, а назадъ, откуда зашелъ), заблудишься, повѣрье. Заблужденьеср. ошибочное мнѣнье, ложное понятiе, погрѣшительная увѣренность въ чемъ. Упрямаго трудно вывести изъ заблужденья. Заблудшiй,—ся, совратившiйся съ прямаго и должнаго пути, въ прям. и переносн. знач. плутающiй, заплутавшiйся. Заблушить смл. занести, заговорить чужь.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М., Издательство политической литературы, 1987. — с. 147—148
ЗАБЛУЖДЕНИЕ — иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. 3. следует отличать от лжи — сознательного искажения истины — и от возникающих вследствие неправильных действий индивида ошибок. То или иное понимание 3. связано с исходными принципами теории познания. Созерцательность домарксистской философии, напр., вела к отождествлению 3. с ошибкой, порожденной несовершенством познавательных способностей человека. Догадки о природе 3., о соотношении истины и 3. возникают лишь по мере формирования диалектического подхода к познанию. Так, Гегель, рассматривая истину как процесс, считал 3. не абстрактной противоположностью истине, а лишь ее моментом, исторически ограниченной („конечной") формой движения сознания к истине. В марксистской философии 3. рассматривается как результат ограниченности практики или ее понимания, что в реальном ходе познания выглядит как абсолютизация результатов освоения отдельных сторон действительности, моментов истины. Поэтому 3. — не просто иллюзия; в нем фиксируется то, что лежит на поверхности явлений, исторически ограниченные характеристики этих явлений превращаются в „естественные", а потому вечные и абсолютные. В этом случае, будучи основанием поведения индивидов, включенных в исторически-ограниченные формы практической деятельности, 3. закрепляется и превращается в предрассудок. Bсe это препятствует критическому осознанию действительности, а в общественных науках выступает как способ примирения с существующим. Для преодоления таких 3. необходимо изменить породившие их общественные условия, что предполагает критический подход к существующему с позиций практики, взятой в ее историческом развитии, тенденциях и перспективах.