ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Философский словарь. 1987

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы. 1939. — С. 31—32


Всеобщая связь явлений, взаимодействие.— Взаимосвязь, взаимодействие предметов и явлений природы и общества имеет всеобщий характер. Марксистская диалектика утверждает поэтому, что ни одно явление в природе и обществе не может быть понято, если взять его вне связи с окружающими явлениями. Например, солнечная система представляет единое целое, и все ее части находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Взаимосвязь имеет место между животными и окружающими их географическими условиями. В человеческом обществе также все стороны находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждый общественный строй и каждое общественное движение в истории надо рассматривать с точки зрения тех условий, которые породили этот строй и с которыми он связан. Так, например, рабовладельческий строй в наше время есть бессмыслица, а в условиях разлагающегося первобытно-общинного строя он был закономерным явлением, так как означал шаг вперед в сравнении с первобытно-общинным строем. Существование взаимодействия между явлениями не означает, что все причины и следствия  о д и н а к о в о  важны: диалектический метод требует отыскания основы взаимодействия явлений, установления решающих, коренных причин, обусловивших то или иное явление.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 90—93


ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.— Положение о всеобщей связи и взаимодействии явлений в природе и обществе выражает одну из основных черт марксистского диалектического метода. «...В противоположность метафизике,— пишет И. В. Сталин,— диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга,— а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений» («Вопросы ленинизма», 575).

Это положение марксистского диалектического метода имел огромное значение для научного познания. Вне учёта объективной связи и взаимозависимость явлений природа в нашем представление превращается в хаотическое скопление явлений, не подчинённых никаким законам и не поддающихся никакому рациональному объяснению. Понять какое-нибудь явление — значит вскрыть его причинную связь с другими явлениями. Например, нельзя правильно объяснить развитие растений и животных, если подходить к ним вне связи с условиями их существования. Мичуринская биология рассматривает эту связь как важнейшую для понимания закономерностей развития живой природы. Нельзя научно объяснить такое, например, явление, как империалистические войны, если не рассматривать их в связи с капиталистическим способом производства, с противоречиями современного капитализма, его основным экономическим законом. Пока существует капитализм, неизбежны империалистические войны. С уничтожением капитализма исчезнут навсегда и войны. Марксистская диалектика, однако, требует видеть не только зависимость следствий от их причин, но учитывать и то, что причина и следствие находятся в состоянии взаимодействия. Так, например, всякий государственный строй может быть понят в связи с определенным экономическим строем, экономическим базисом, на котором он возникает, Но в свою очередь государственный строй, политическая власть оказывают огромное воздействие на экономику, на экономический строй общества. Нельзя, например, рассматривать капиталистический способ производства, давно отживший свой век и превратившийся в тормоз дальнейшего развития производительных сил, вне учёта той роли, которую играет государственная власть буржуазии; используя свою власть, буржуазия всеми силами старается сохранить способ производства, основанный на эксплуатации человека человеком. Эти примеры показывают, что явления необходимо рассматривать в их взаимодействия, в их взаимной обусловленности; было бы, например, однобокостью, а следовательно, и грубейшей ошибкой учитывать только зависимость производственных отношений от характера производительных сил; возникая на базе производительных сил, производственные отношения, если они находятся в соответствии с производительными силами, играют решающую роль в их развитии.

Огромное значение положения марксистского диалектического метода о связи и взаимозависимости явлений заключается в том, что оно вскрывает закономерный характер действительности. Связь явлений означает, что в природе и обществе господствуют не случайность, а объективные, от воли и сознания людей не зависящие законы, определяющие развитие природы и общества. Связь и взаимодействие причин и следствий обусловливают закономерное, необходимое течение явлений в природе и общественной жизни. Каждый общественный строй и каждое общественное движение в истории надо рассматривать с точки зрения тех условий, которые породили этот строй, тех условий, с которыми он связан. Рабовладельческий строй в наше время есть бессмыслица, а в условиях разлагающегося первобытно-общинного строя он был закономерным явлением и означал шаг вперёд. Точно так же капиталистический способ производства, бывший в определенных исторических условиях прогрессивным, стал в настоящее время тормозом дальнейшего развития общества. В наш век все дороги ведут к коммунизму, т. е. к общественному строю, закономерно развивающемуся нз современных условий общественной жизни. То, что действительно и закономерно в одних исторических условиях, теряет всякой смысл в других условиях.

Этот диалектический взгляд на природу и общество в корне противоположен метафизическому, который рассматривает явления вне их взаимной связи и для которого природа есть хаотическое скопление случайностей. Буржуазная философия сознательно отрицает объективную связь и, следовательно, объективные закономерности явлений, защищая тем самым интересы господствующих эксплуататорских классов.

Положение марксистского диалектического метода о связи явлений имеет неоценимое значение для практической деятельности, для политики Коммунистической партии. Оно даёт возможность намечать задачи и лозунги борьбы в полном соответствии с конкретно-историческими условиями развития общества, строить стратегию и тактику Коммунистической партии на основе учёта объективного развития. Правильно подходить к явлениям действительности — значит учитывать конкретные исторические условия, место и время, с которыми они связаны. Без конкретного исторического подхода к явлениям невозможна наука об обществе, невозможна научно обоснованная стратегия и тактика Коммунисткой партии. Антиисторизм — враг марксизма. Благодаря историческому подходу в явлениям марксизм-ленинизм творчески развивается, обогащается новыми положениями, соответствующими изменившейся исторической обстановке. Это можно видеть на примере решения вопроса о судьбах государства после победы социалистической революции. Например, Энгельс считал, что после победы социалистической революции государство должно отмереть. Советские марксисты, учитывая условия международной обстановки в наше время, пришли к выводу, что, до тех пор пока существует капиталистической окружение, страна победившей революции должна не ослаблять, а всемерно усиливать своё государство, органы государства, органы разведки, армию, если эта страна не хочет быть разгромленной капиталистическим окружением. Положение Энгельса и положение советских марксистов на первый взгляд кажутся в корне противоположными. Но на самом деле здесь нет никакого противоречия. Формула Энгельса отражает ту историческую обстановку, когда социализм мог победить одновременно во всём мире или в большинстве капиталистических стран. Формула же советских марксистов основана на учёте изменившихся исторических условии эпохи империализма, когда социализм может первоначально победить лишь в одной или нескольких капиталистических странах. Таким образом, обе эти формулы правильны, но каждая для своего времени.

Учение марксистской диалектики о всеобщей связи явлений помогает также разоблачать софистику и эклектику врагов марксизма. Идеологи буржуазии и реформизма сознательно прибегают к софистическим приёмам: из совокупности связанных между собой сторон явления они вырывают те или иные отдельные стороны с целью запутать истинное положение вещей или смешивают различные исторические условия и то, что действительно лишь в одной исторической обстановке, переносят в другую, изменившуюся обстановку. Так поступали, например, oппортунисты II Интернационала, русские меньшевики и прочие противника революционного марксизма. Новые исторические условия, возникшие в эпоху империализма, требовали от партий пролетариата коренного изменения форм борьбы, перехода от старых, парламентских, легальных форм к революционным, подготовки рабочего класса и непосредственному штурму капитализма. Но реформисты и оппортунисты из II Интернационала в интересах буржуазии «не заметили» коренных сдвигов в исторической обстановке, игнорировали их, отказываясь от революционной организации и революционных методов борьбы. Коммунистическая партия разоблачила зти ухищрения врагов марксизма и разгромила их догмы, враждебные делу пролетарской революции. Только марксизм-ленинизм указал рабочему классу истинные, соответствующие новому историческому периоду пути и формы революционной организации, революционной борьбы.

Диалектика, далее, обязывает различать существенные и несущественные связи и отношения, не смешивать их и из сложного их переплетения выделять главные, решающие. Только такой подход позволяет в практической деятельности нащупать, выделить из многообразия задач то решающее, особое звено, ухватившись за которое можно удержать всю цепь. Неумение различать существенные и несущественные связи и отношения ведет к эклектике, к механическому сочетанию различных сторон предмета, к непониманию сути, основы, главного во взаимодействии различных явлений. Именно благодаря умению на основе диалектического анализа сложной обстановки выделять решающее, основное звено в цепи задач Коммунистическая партия всегда, на каждом новом историческом этапе вооружала пролетариат истинными лозунгами борьбы. Так, например, в период, когда решающее значение в строительство социализма в нашей стране имело создание новой, высокоразвитой техники, партия дала народу лозунг: «Техника решает всё». Когда эта задача была выполнена и основная задача состояла в создания кадров, способных овладеть этой техникой, партия дала лозунг: «Кадры решают всё». И ныне, в полосу постепенного перехода СССР от социализма к коммунизму, Коммунистическая партия мобилизует советской народ на выполнение именно тех задач, которые на данном отрезке времени помогают успешно решить общую и конечную задачу — построение в нашей стране полного коммунизма.
 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 76—77


ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ — наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений. Она выражает внутреннее структурное единство всех элементов в каждой целостности системе, а также бесконечно разнообразные связи и отношения данной системы с др. окружающими ее системами или явлениями. Универсальное взаимодействие тел обуславливает само существование конкретных материальных объектов и все их специфические особенности. Через В. с. я. проявляется единство материального мира, детерминированность (обусловленность) любого явления другими материальными процессами. Благодаря В. с. я. мир представляет собой не хаотическое нагромождение предметов, а закономерный процесс движения и развития материи. В каждом объективном законе выражается определенный порядок связей и отношений между явлениями. В. с. я. имеет бесконечно разнообразные проявления. Связи между предметами и явлениями могут быть непосредственными и косвенными, постоянными и временными, существенными и несущественными, случайными и необходимыми, функциональными (Функциональная зависимость) и т. д. Проявлением В. с. я. выступают причинные отношения, зависимость настоящего каждой системы от ее прошлого, от влияния окружения — близкого и далекого, связь между свойствами каждого тела и различными законами его изменения, обратная связь во всех саморегулирующихся системах. По методу восходящего развития материи и перехода ко все более высокоорганизованным формам усложняются также и формы взаимосвязей тел, появляются качественно новые виды движения. Эта закономерность имеет место и в развитии об-ва, где с прогрессом в способе производства и развитием цивилизации усложняются связи между отдельными людьми и целыми государствами, становятся все более многообразными политические, экономические, идеологические и др. отношения. Но В. с. я. нельзя понимать упрощенно — как постоянную связь и взаимодействие любой частицы во вселенной с любой др., сколько угодно удаленной в пространстве и времени. Такие мгновенные и бесконечные по протяженности связи невозможны, т. к. они исключаются конечностью скорости распространения материальных взаимодействий, ограниченностью времени существования каждого конкретного объекта, постоянными превращениями одних форм материи и движения в др. Поэтому, наряду с постоянной связью каждого объекта с ближним и далеким окружением в системах, существует также и относительная автономность и независимость чрезвычайно разделенных в пространстве и времени тел, особенно если их существование относится к различным историческим временам и они физически не могут взаимодействовать между собой. Познание объективного мира возможно лишь на основе всестороннего, системного исследования любых объектов, выделения всех существенных связей и отношений, а также законов данных связей. Прогресс познания реализуется в движении мысли от отражения менее глубоких и менее общих связей к установлению более глубоких и постоянных связей и отношений между явлениями и процессами.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024