УНИВЕРСИТЕТЪ м. латнс. высшая школа, учебное заведенье первой степени, по всѣмъ отраслямъ науки.—тетскiй совѣтъ.—каѲедра, професорство. Универсальный, общiй, всеобщiй, вселенскiй. Универсалъ, грамота малоросiйскаго гетмана.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
УНИВЕРСИТЕТЫ, высшие учебно-научные заведения, подготовляющие кадры высококвалифицированных специалистов по различным отраслям науки и культуры. У. стали открываться в разных странах Европы начиная с 12 в. Старейшими У. являются: Болонский (12 в., Италия), Оксфордский (12 в., Англия), Парижский (13 в., Франция). В России первый У. был открыт в 1755 в Москве по инициативе М. В. Ломоносова (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). В дореволюц. России было 10 У.; в СССР (в 1954) — 33 У.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
УНИВЕРСИТЕТ (от лат. universitas — совокупность), высш. уч.-науч. заведение, в к-ром изучается совокупность дисциплин, составляющих основы науч. знаний. Готовит специалистов по разл. отраслям нар. х-ва, науки и культуры, а также ведет н.-и. работу. Первые ун-ты появились в 12—13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые У. в России — Академич., (1726—66, Петербург) и Моск. (с 1755); в 1916 было 11 У. В СССР в 1978 66 У.
Большая российская энциклопедия. Том 33. — Москва, 2017. — С. 41-42. Электронная версия
УНИВЕРСИТЕ́Т (от лат. universitas – целость, совокупность, общность), высшее многопрофильное учебно-научное учреждение. У. появились в ср.-век. Европе. Термин «У.» первоначально обозначал межнациональную корпорацию преподавателей (магистров, профессоров) и студентов (схоларов), объединявшихся в интересах просвещения и развития истинного и единого христианского знания. Высшие церковные и светские (императорская или королевская) власти наделяли У. привилегиями: самоуправлением на основе статутов, ректорской юрисдикцией, освобождением от налогов, гарантиями личной безопасности. Гл. привилегией У. считалось право присуждения учёных степеней, имевших общеевропейское признание. Этим У., называвшиеся также «генеральными школами» (studia generalia), отличались от местных («партикулярных») школ повышенного уровня (монастырских и соборных).
У. возглавлял ректор, при нём состояли наблюдат. и учёный советы. Интересы Церкви представлял канцлер, утверждавший постановления о присуждении учёных степеней и вердикты ректорского суда. Зачисление в студенты по принципу соответствия образоват. требованиям отличало У. от др. ср.-век. городских корпораций, при приёме в которые решающую роль играло социальное происхождение. Внутри У. ослаблялось различие между духовенством и мирянами, понятие «клирик» относилось ко всякому образованному человеку.
Первые ср.-век. У. – Болонский университет, Оксфордский университет, Кембриджский университет, Парижский У. (см. Сорбонна) – возникли в 11–13 вв. Здесь были сформулированы осн. идеи академич. автономии, выработаны мн. процедуры внутр. жизни. В некоторых У. право избрания профессоров перешло (с 14 в.) к городу, который открывал оплачиваемые кафедры. Такие города, как Оксфорд и Кембридж, постепенно утратили самостоят. роль и стали фактич. придатком соответствующего У. В 13–16 вв. У. создавались целенаправленно при активном участии Церкви и государства: Неаполитанский университет, Севильский У. (Испания), Лиссабонский университет. Полным считался У. с 4 факультетами (артистический, юридический, мед. и теологический). Существовала традиц. иерархия факультетов с приоритетным положением теологического, за ним следовали юридический, мед. и артистический, что соответствовало значимости соответствующих отраслей знания в обществе. Распространённое представление об артистич. ф-те как о подготовительном для поступления на др. факультеты не вполне верно, статуты У. этого не предписывали, хотя подобная традиция и существовала. Осн. формами обучения были лекция (чтение книги избранного автора и комментарий с целью усвоения скрытого смысла), её разновидность – квестия (проблемное изложение через рассмотрение вариантов ответов на поставленный вопрос) и диспут.
В ходе Реформации и Контрреформации У. были реорганизованы по территориально-конфессиональному признаку. В протестантских У. начался существенный пересмотр концепции образования. Место схоластики заняли актуальные филос. направления, получили развитие естеств. науки, основывавшиеся на опытном исследовании. При У. создавались клинич. палаты, анатомич. театры, ботанич. сады и др.
В 19 в. брит. У., сохранявшие черты ср.-век. корпоративности, провозглашали как свою осн. цель «образование джентльмена». Во Франции У. превратились в гос. закрытые проф. школы. Новую модель организации высшего образования предлагал Берлинский университет Гумбольдта. Гл. цель образования – совершенствование личности – рассматривалась реально достижимой лишь при участии в науч. познании, органично включённом в обучение. В Берлинском У. в иерархии факультетов ведущее место занял философский, где изучались и исследовались также проблемы мн. гуманитарных наук – филологии, истории и др. В центр внимания были поставлены самостоят. проработка студентами учебного материала, участие в семинарах и практич. изучение отд. предметов и тем в исследовательских лабораториях и т. п. Эта модель получила широкое распространение и в др. странах, в т. ч. в новых У. Вост. Европы, США. Сохранение единства учебной и науч. подготовки оставалось важнейшей задачей У. в 19 – 1-й пол. 20 вв. На базе У. во мн. странах формировались нац. системы науч. учреждений, университетские н.-и. институты и лаборатории составили осн. часть вузовского сектора науч. потенциала в ряде ведущих стран мира.
Университеты в России
В России первым основан Моск. У. (1755; ныне Московский государственный университет). Система университетского образования в осн. сложилась при имп. Александре I. Был возрождён Дерптский У. (1802; ныне Тартуский университет), Гл. Виленская школа преобразована в У. (1803; см. Вильнюсский университет), учреждены У. в Казани [1804; ныне Казанский (Приволжский) федеральный У. (см. Казанский государственный университет)], Харькове (открыт в 1805; ныне Харьковский нац. У. им. В. Н. Каразина) и С.-Петербурге (1819, на основе Главного педагогического института; ныне Санкт-Петербургский государственный университет), а также Варшавский университет (1816, открыт в 1817). После Польского восстания 1830–31 закрыты Варшавский (вновь открыт в 1869, в 1915, во время 1-й мировой войны, эвакуирован в Ростов-на-Дону) и Виленский У. Указом имп. Николая I от 8(20).11.1833 при переводе из Кременца в Киев Волынского лицея основан Ун-т Св. Владимира (ныне Киевский национальный университет им. Т. Г. Шевченко). Позднее Ришельёвский лицей преобразован в Новороссийский У. в Одессе (1862, открыт в 1865; ныне Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова), открыты Томский У. (1888, основан в 1878; см. Томский государственный университет), Николаевский У. в Саратове (1909; см. Саратовский государственный университет), Пермский У. (основан как отделение Петрогр. У. в 1916; ныне Пермский государственный национальный исследовательский университет). Организация и статус У. определялись Университетскими уставами (особое положение занимал Гельсингфорсский университет, полностью сохранивший автономию и не вошедший в рос. систему высшего образования). У. носили поч. наименование «императорских». Численность студентов: 2,2 тыс. чел. в 1831, 3,2 тыс. чел. в 1851, 16,8 тыс. чел. в 1901, 35,7 тыс. чел. в 1913. В У. принимались только юноши, выпускники пользовались преимуществами при поступлении на гражд. службу. Большинство профессоров первоначально приглашали из-за границы, внедрение рус. яз. в преподавание во всех рос. У. завершено в кон. 19 в. Курс У. – 4-летний. Состояли из факультетов: юридического, историко-филологического, физико-математического, медицинского (в отличие от западных, в рос. У., за исключением Дерптского, Варшавского, а также Гельсингфорсского, не было богословских ф-тов; высшие технич. учебные заведения существовали в форме институтов). Университетский курс изучался также в привилегированных закрытых учебных заведениях – лицеях. После Февр. революции 1917 У. получили широкую автономию, после Окт. революции 1917 стали частью сов. системы образования, находились в ведении Народного комиссариата просвещения. В процессе отраслевой реорганизации высшей школы (после 1929) на основе У. создано св. 400 специализир. технических, с.-х., мед. и др. учебных ин-тов, переданных из Наркомпроса хозяйств. наркоматам ВСНХ и др. ведомствам. Однако уже в 1-й пол. 1930-х гг. стала очевидной неправомерность отказа от развития университетского образования. Часть У. была восстановлена. В 1936 У. переданы в ведение Всесоюзного к-та по высшей школе при СНК СССР. В кон. 1950–1970-х гг. созданы У. (как правило, на основе имевшихся педагогич. вузов) в столицах республик РСФСР и в крупных экономич. центрах. В период НТР (в сер. 20 в.) университетский сектор высшей школы оказался наиболее приспособленным к решению образовательных проблем. У. развивались как учебно-научно-практич. комплексы, в которых, наряду с многоотраслевой и междисциплинарной подготовкой специалистов, велись науч. исследования и технич. и технологич. разработки. В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. часть технических, с.-х., медицинских и др. вузов стали преобразовываться в соответствующие профильные У.: Российский государственный гуманитарный университет, Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева и др. Появились негосударств. У., среди них – моск. Междунар. ун-т (основан в 1993), Российский православный университет. В РФ существует неск. типов гос. У.: национальные исследовательские университеты России, федеральные университеты, а также У. с особым статусом (МГУ и СПбГУ). У. принадлежит центр. место в реализации разл. моделей непрерывного образования и переподготовки специалистов, а также в развитии дистанционного обучения с использованием информационных технологий.
Университеты в России. Лит.: Ферлюдин П. И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Саратов, 1893; Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884 года. М., 1976; Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох. М., 1985; она же. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в. М., 1993; Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. М., 1991; Воробьева Ю. С. Общественность и высшая школа в России в начале XX века. М., 1994; Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998; Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования России. М., 2002–2003. [Т. 1–5]; Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009; Суворов Н. С. Средневековые университеты. 4-е изд. М., 2014; Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века. 2-е изд. М., 2015.