ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная медицинская энциклопедия. 1981
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка — Википедия

 

Энциклопедический Словарь. В трёх томах. БСЭ, Москва. 1953—1955. Т. 3, с. 684


ЭМОЦИЯ, специфич. реакция (радость, страх, ярость, половое возбуждение и т. д.) человека или животного на воздействие раздражителей, исходящих из внешней или внутренней среды организма. Физиологич. основой Э. является распространение процессов, протекающих в коре головного мозга, на подкорковые центры, включение в реакцию вегетативной нервной системы, особенно её симпатич. отдела (учащение сердцебиения, дыхания, повышение газообмена, расширение или сужение сосудов кожи и т. п.). Первичная биологич. функция Э.— регуляция поведения. У человека Э., становясь осознанными, поднимаются на новую, высшую ступень и достигают большой сложности.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. СЭ, Москва. 1980. С. 1562


ЭМОЦИИ франц. emotion — волнение, от лат. emoveo — потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положит. Э.) или неудовлетворением (отрицат. Э.) разл. потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые Э., возникающие на основе высш. социальных потребностей человека, обычно наз. чувствами (интеллектуальными, эстетич., нравств.).

 

 

Популярная медицинская энциклопедия. СЭ, Москва. 1981. С. 671


ЭМОЦИИ — субъективные переживания состояний и поступков человека. 3. могут быть положительными (радость, удовольствие) и отрицательными (грусть, печаль), длительными и кратковременными, относительно умеренными (создающими тот или иной фон настроения) или, напротив, бурно протекающими (так наз. аффекты). Одни Э. придают бодрость, силу, другие — ослабляют, приводят к истощению.

Э. человека сложны и многогранны, поскольку в них находят свое выражение не только самоощущение в физиологии. смысле (напр., удовольствие, доставляемое насыщением, или то приятное чувство физич. благополучия, к-рое сопутствует здоровью), но и общественные связи человека, его миропонимание, мировоззрение, его отношение к поступкам и высказываниям других людей; взгляды человека на события общественной жизни, на весь социальный уклад всегда носят выраженную эмоциональную окраску. Сам процесс труда и его результаты вызывают либо радость, удовольствие, либо досаду. Содержание своих переживаний человек выражает не только речью. Э. внешне проявляются мимикой, движениями, к-рые служат сигналом для окружающих и, следовательно, наряду с речью определяют общественную роль эмоциональных выражений. Кроме того, Э. сопровождаются такими изменениями многих систем организма, к-рые не подвластны воле. Всем известно, как учащается пульс, как бывает изменчива частота и глубина дыхания в моменты подъема духа, счастья или стыда, страха, возмущения и т. п.

Установлено, что эмоциональная жизнь зависит от нек-рых подкорковых образований головного мозга. Путем воздействия на эти образования различными средствами (напр., химич. веществами)можно изменять Э. в желаемом направлении. Так, ряд фармакологич. средств оказывает благотворное влияние на 3. больного и излечивает эмоциональные расстройства. Расстройства Э. являются важным признаком психич. заболеваний (cм. Психические болезни). У нек-рых больных наблюдается обеднение эмоциональной жизни вплоть до душевного отупения, у других — восприятие внешних событий и явлений лишается эмоциональной окраски, все вокруг для них становится тусклым, безразличным. При этом больной может осознавать свое состояние, что может вызывать у него тяжелые отрицательные Э. У нек-рых больных эмоциональные проявления могут быть бурными, грубыми, бессмысленными, сопровождаться действиями, опасными для окружающих. Тревога, страх, отчаяние могут достичь такой степени, что только бдительный надзор спасает больного от самоубийства.

Установлено, что здоровье человека не только обусловливает его настроение, но и само в большой мере зависит от настроения. Отрицательные переживания, пусть даже и не трагические, а будничные, если они часты и изо дня в день наслаиваются друг на друга, весьма вредны и даже губительны для здоровья, ибо ведут к расстройству функций нервной и сердечно-сосудистой системы.

Непрерывным источником отрицательных Э. для трудящихся капиталистических стран являются различные формы социальной несправедливости. Об-во, построенное на социалистич. началах, гарантирует человеку уверенность в завтрашнем дне, материальное и духовное благополучие, т. е. все то, что порождает положительные Э. Однако возможности счастливой жизни должны быть реализованы самими людьми. Для того чтобы труд доставлял радость, вызывал подъем духа и был высокопроизводительным, он должен быть разумно, научно организован. И в быту люди должны оберегать друг друга от всего, что приводит к эмоциональным срывам, чувству обиды и раздражения. Для этого необходимы взаимная вежливость, забота друг о друге и т. п., т. е. в сущности соблюдение всех правил социалистич. общежития, составляющих моральный кодекс строителей коммунизма.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 371-372. Электронная версия


ЭМО́ЦИИ (от лат. emoveo – волновать, возбуждать), класс психич. процессов и состояний, отражающих непосредственную субъективную оценку и переживание отношения к разл. объектам, явлениям и ситуациям (предметные Э.) или к жизнедеятельности в целом (беспредметные Э.). Э. тесно связаны с телесными процессами, в т. ч. двигательными, секреторными реакциями, биохимич. и нейродинамич. процессами в теле, мозге и нервной системе. На переживание Э. человеком влияют также познават. процессы, в частности интерпретация и языковое обозначение эмоциональных состояний (Э. как «когнитивно-аффективно-соматические гибриды», Р. Харре, Великобритания). Э. различаются по своей интенсивности, длительности и общей динамике протекания, по направленности на оценку случившихся или лишь предвосхищаемых событий.

Э. получают выражение в мимике, пантомимике, жестикуляции и характеристиках речи. Ч. Дарвин, отмечая общность выражения эмоциональных состояний у человека и животных, подчёркивал их приспособительное значение для организма («Выражение эмоций у человека и животных», 1872). Влияние Дарвина проявилось, в частности, в т. н. периферич. теории эмоций У. Джеймса и Г. Ланге (Дания), согласно которой человек реагирует на значимые ситуации прежде всего висцеральными реакциями – в двигательной сфере (торможение, дискоординация, двигательное перевозбуждение) и особенно в сфере непроизвольных движений (в сердечной деятельности, вазомоторных реакциях, внешней и внутр. секреции), а собственно Э. представляют собой отражение этих телесных реакций: «Мы плачем не потому, что мы печальны, наоборот, мы печальны потому, что мы плачем». Эта теория получила опровержение в результате проведённых в сер. 20 в. экспериментов (Ч. С. Шеррингтон, У. Б. Кеннон, Ф. Бард, США, и др.), установивших, что одинаковые висцеральные изменения соответствуют разным эмоциональным и неэмоциональным состояниям и что висцеральные изменения наступают уже после того, как возникла Э., а искусств. вызывание у людей висцеральных изменений путём введения адреналина не вызывает соответствующей эмоции.

Исследования мозговых процессов, лежащих в основе Э., связывали их с лимбич. системой, таламусом, ретикулярной формацией, гиппокампом и др. Совр. исследования позволяют говорить об определяющей роли миндалины (миндалевидного тела), гипоталамуса, а также префронтальной и сингулярной коры. Биохимич. основой Э. выступают медиаторы (нейротрансмиттеры) – вещества, передающие нервные импульсы от одного нейрона к другому химич. путём (в их числе серотонин, выработка которого связана с подъёмом настроения, дофамин, участвующий в регуляции эмоционального состояния, и эндорфины).

В 20 в. сформировались взгляды на Э. как сигналы обратной связи, играющие важную роль в саморегуляции жизнедеятельности. Согласно биологич. теории эмоций П. К. Анохина, напряжение потребности вызывает отрицательные Э., а их удовлетворение – положительные Э. Отрицательные Э. возникают в результате несовпадения сигналов, которые несёт обратная афферентация, с параметрами акцептора действия (ожидания), что делает необходимым коррекцию поведения; положительные Э. возникают, наоборот, в случае их совпадения и подкрепляют данное действие. П. В. Симонов отмечал важную роль соотношения необходимой и наличной информации в возникновении разных эмоций.

В сер. 20 в. сложилось представление о т. н. базовых Э. человека – универсальных независимых от культуры эмоциональных модальностях, за каждой из которых может стоять отд. система регуляции (напр., радость, печаль, страх, гнев, удивление, отвращение, ожидание – в перечне, предложенном Р. Плачеком, США, и др.). Проводимые при этом многочисл. исследования внешнего выражения и опознания Э. показывают, что даже т. н. низшие Э. являются у человека продуктом культурно-историч. развития.

К числу выраженных Э., нарушающих нормальное течение деятельности, относятся прежде всего аффекты (иногда этот термин используют как синоним Э. вообще). Дезорганизующее влияние аффективных комплексов одновременно на физиологич. реакции, моторную координацию и ассоциативные поля лежит в основе совр. методов диагностики скрываемых обстоятельств (т. н. детекция лжи). В сер. 20 в. оформилось понятие стресса, или общего адаптационного синдрома (Г. Селье), изучение которого и психологич. способов совладания с ним сейчас занимает центр. место в исследованиях эмоциональных состояний. В позитивной психологии усилилось внимание к положительным Э. (радость, переживание «потока» и т. п.) как предпосылкам успеха и благополучия.

Прижизненное развитие Э. человека заключается в их дифференциации, усложнении, отделении от телесных реакций и соединении с познават. процессами («единство аффекта и интеллекта» – Л. С. Выготский). Способность человека контролировать свои Э. выражается понятиями эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта (Дж. Майер, Д. Карузо, П. Саловей, все – США), включающего в себя опознание, использование, понимание Э. и управление эмоциями.

Библиография

Лит.: Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2006; Психология эмоций / Авт.-сост. В. Вилюнас. М. [и др.], 2007; Психология мотивации и эмоций: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М., 2009; Бреслав Г. М. Психология эмоций. М., 2016. См. также лит. при ст. Стресс.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Шестнадцать гравюр, изображающих человеческие эмоции, 1821 г.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024